Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alye_parusa.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«Алые паруса»

«Умники и умницы»

(интеллектуальная  игра )

Цели:   приобщение молодого поколения к отечественной литературе и истории как основам духовной культуры, нравственного и эстетического развития подрастающего поколения; воспитание квалифицированного читателя, расширение кругозора учащихся; усиление коммуникативных свойств речи;  развитие умений и навыков оформлять мысль в речевой форме.

Правила игры: викторина  состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»). За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, вопрос будет адресован теоретикам (из числа зрителей). Теоретики за правильные ответы  получат медали, а в конце игры среди теоретиков будут определены победители по количеству медалей)

Ведущий:

Уже традиционным становится проведение игры «Умники и умницы». Сегодня мы посвящаем ее Александру Грину.

ПРОЛОГ.

1 конкурс ПРОЛОГА – конкурс русского языка.

В каких слова

2 конкурс ПРОЛОГА – конкурс красноречия (30 секунд)

Конкурс ораторского мастерства ( рассуждение на тему «Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса»)

б) Викторина:

1. Что вы знаете о жанре феерии? Подумайте, почему А.Грин назвал так свое произведение?   (Название «феерия» происходит  от слова «фея», это драматическое произведение, в  котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота.  При постановке  на сцене в феериях используются особые  впечатляющие эффекты. Наверное, А.Грин назвал «Алые паруса» феерией потому, что сказка приходит в жизнь Ассоль и «расцветает» она  благодаря «летящей»  душе и доброму сердцу её создателя.

3. Розыгрыш дорожек. Победитель выбирает дорожку.

Красная дорожка –самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить  всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;

На желтой дорожке участника игры  ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;

Зеленая дорожка длиннее предыдущих : участник должен ответить на четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

 «Узнай себя»

Желтая дорожка

(Лонгрен)

«Малообщительный по натуре, он, после смерти жены стал еще замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он никогда не присаживался…  Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не силой, но такими намеками и вымышленными обстоятельствами, что посетителю не оставалось ничего  иного , как выдумать  причину, не позволяющую сидеть дольше»

Зеленая дорожка

(Артур Грэй)

«Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади, брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке, бегать  босиком и есть, что ему вздумается» (1,24)

Красная дорожка

(Волшебник  Эгль)

«Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким  никелевым замочком» (1, 14)

Зеленая дорожка

(Артур Грэй)

Вопрос 1:  «Артур Грэй родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию  фамильного начертания. Эта живость … начала сказываться на восьмом году его  жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т.е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную – роль провидения, намечался в Грэе еще тогда …»   Когда?

Вопрос 2: Грэй неутомимо изучал замок, делая поразительные открытия. В погребе, где хранилось вино, он получил интересные сведения, например: на бочках черного дерева, крепкого, как железо , двойные обручи красной меди. На обручах латинская надпись..»

Что гласила эта надпись

Ответ: ( «Меня выпьет  Грэй, когда будет в раю» ( 1,20)

Вопрос 3:  «Это случилось в библиотеке… Обернувшись к выходу, увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки.

Что изображала картина? (1,25)

Ответ:

Вопрос 4:   (1,59)

Ответ:  «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…

Желтая дорожка

(Лонгрен)

Вопрос 1:  «Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него  на коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета… В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь».

Что это за событие? 

 (Ответ: Лонгрен не помог Меннерсу во время шторма, не бросил причал, в результате Меннерс погиб)

 Вопрос 2: «Рассказ Меннерса, как матрос следил за его гибелью, отказав в помощи, красноречивый был тем более, что умирающий дышал с трудом и стонал, поразил жителей каперны… Им  было отвратительно, непонятно, поражало их, что Лонгрен молчал. Молча, до своих последних слов, посланных вдогонку Меннерсу, Лонгрен стоял, как судья. Если бы  он кричал, выражая жестами или суетливостью злорадство, или еще чем иным свое торжество при виде отчаяния Меннерса, рыбаки поняли бы его, но он поступил иначе, чем поступали они, …словом,  сделал то, чего не прощают.

Что же он сделал?

 (Ответ: « поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом , сделал то, чего не прощают»)

Вопрос 3: Случай с Меннерсом закрепил ранее неполное отчуждение. Став полным, оно вызвало прочную взаимную ненависть, тень которой пала и на Ассоль. Играя,  дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним,  швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда  спрашивала отца: «Скажи,  почему нас не любят?»

Что отвечал отец  на вопрос дочери? 

 (Ответ:  «Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а  этого-то они не могут»

Красная дорожка

(Волшебник  Эгль )

Вопрос 1: Волшебник, узнав , что у Ассоль в корзине лодочки, говорит ей: «Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала – ведь так?»  А Ассоль задает ему встречный вопрос : «Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?»

Что отвечает ей  Эгль?

 (Ответ: «Я это знал, потому что я – самый главный волшебник) (1,15)

Вопрос 2:  Волшебник Рассказывает Ассоль сказку и в конце спрашивает: «Что бы ты тогда сделала?»

Что ответила Ассоль?

 (Ответ: «Я бы его любила,- поспешно сказала она и не совсем твердо прибавила: Если он не дерется») (1,16)

Вопрос 3:

(Ответ:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию  Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...

"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)

На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....

Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)

16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники  интеллектуального конкурса «У...

Интеллектуально-познавательная игра "Умница"

Интеллектуально-познавательная игра «Умница»  Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;   - формировать познавательный инте...