Технологическая карта урока по физике на тему "Плотность", 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс)

Слепцова Галина Семёновна

Тип урока: урок открытия нового знания, носит исследовательский характер.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_uroka_plotnost_sleptsova_gs.docx68.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: физика

Класс: 7     Учитель Слепцова Галина Семеновна, учитель физики МБОО «Хара-Алданская СОШ», Таттинского улуса, РС(Я)

Тема урока: «Плотность»

Цель урока: формирование УУД учащихся в введении такой характеристики вещества, как плотность; выяснение физического смысла плотности;

Задачи урока:

-обучающая: выяснение зависимости массы тела от рода вещества и от объёма тела; введение такой характеристики вещества, как плотность, выяснение физического смысла плотности; формирование умений и навыков применять знания в конкретных ситуациях;

-развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

-воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления.

-деятельностная: формировать способность к самостоятельному построению новых способов действия по теме “Плотность вещества” на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Тип урока: урок открытия нового знания, носит исследовательский характер.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Методы обучения: проблемно - поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для демонстраций: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Устные задачи на перевод единиц измерения в СИ:

100 г =

0,75 т =

7,5 т =

Определение цели урока

ТАКОЕ БЫВАЕТ.

1. Тела разного объема имеют при этом

одинаковую массу.

     

2. Тела одинакового объема имеют при этом

разную массу.

 

Подумайте, чем можно объяснить такую разницу?

А теперь обратите внимание на доску. (Слайды  № 3,4, 5)

Слайд №4 – что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?

Слайд № 5 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?

Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 6

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.

Перед вами цилиндры:

D:\WINDOWS\Users\Aida\Рабочий стол\плотность вещества\Image412.jpg

Что общего и чем отличаются данные цилиндры друг от друга?

Форма одинаковая.

Размеры разные.

Материалы различные.

Массы разные.

D:\WINDOWS\Users\Aida\Рабочий стол\плотность вещества\Image413.jpg

Что общего и чем отличаются маленькие цилиндры друг от друга?

Демонстрация 1: взвешивание вух цилиндров равного объёма, но изготовленных из разных веществ (алюминия и свинца).

Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра большие массы алюминиевого.

Форма одинаковая.

Объём одинаковый.

Материалы различные.

Массы разные.

Почему так происходит?

От чего зависит масса тела?

Ваши гипотезы?

Масса тела зависит от объёма тела, от рода вещества, но не зависит от формы тела.

Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой?

 С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. 

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Масса и объём.

Изучать плотность вещества.

Записывают в тетрадях название темы урока.

План изучения физической величины

1.Что показывает физическая величина?

2.Определение величины

3.Обозначение

4.Формула

5.Единицы измерения физической величины

6.Практическое значение или применение.

Тогда теперь выясним цель нашего урока.

Называют цели:

- узнать что такое плотность;

- узнать от чего зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

Изучение нового материала

Для выяснения определения и формулы плотности проведём исследование в группах.

Инструктаж по ТБ. При выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с мензуркой, весами.

1 группа: (таблица №1) Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Измерьте массы этих тел с помощью весов. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Повторяют правила ТБ.

Делают вывод: тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы.

2 группа: (таблица №2) Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равной массы. Измерьте объёмы этих тел. Занесите данные в таблицу. Сравните массы и сделайте вывод.

Вывод: тела равными массами, изготовленные из разных веществ, имеют разные объёмы.

Какие выводы сделали?

Читают выводы.

Итак, плотность вещества зависит от массы и объёма.

Записывают в тетрадь физический смысл плотности, расчетную формулу, единицу измерения.

1. Плотность  показывает чему  равна масса  вещества в  единице  объема ( в 1 м3 или  в 1 см3 ).

2.

3.

4.

Прибор для измерения плотности - ареометр.

    Ареометр (от греч. araios - рыхлый, жидкий и metrio - измерять) – прибор в виде стеклянного поплавка с измерительной шкалой и грузом (внизу), предназначенный для измерения плотности жидкостей и сыпучих тел.

Ареометры применяются для измерения:

- плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах;

-плотности цельного и обезжиренного молока, нефти и нефтепродуктов;

-плотностей растворов солей и кислот, растворов цемента, бетона и др.

Закрепление изученного материала

Подумайте и ответьте:

1. Что показывает плотность?

2.  Какие единицы плотности вы знаете? Как они соотносятся друг с другом?

3.  Два кубика — из золота и серебра — имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объем?

4. Объёмы воды и нефти одинаковы. Масса какой жидкости будет больше? Почему?

5. Объём чего больше: 1 кг ваты и 1 кг стальных скрепок?

Решение задач для закрепления:

1. Брусок металла имеет массу 35,6 кг и объём 4 дм3. Из какого металла изготовлен брусок?  

2. Объём свинцовой дроби 0,2 см3. Какова её масса?  

Подведение итогов. Домашнее задание.Рефлексия.

 Откройте дневники и запишите домашнее задание.

А теперь, ребята, заполните анкету что лежит у вас на парте.  

Выставление отметок.

Всем спасибо.

Записывают в дневник домашнее задание.

 

Заполняют анкету.

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.  

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен             полезен / бесполезен                    интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным                                               интересным / неинтересным

 

Список литературы:

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009

2. .Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1..http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».

Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализи...

Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».

Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализи...

технологическая карта урока по физике для 7 класса

технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы изменения давления"...

Технологическая карта урока по физике для 7 класса. Тема урока:Способы уменьшения и увеличения давления.

Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы увеличения и уменьшения давления"....

Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Сообщающиеся сосуды"

Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Сообщающиеся сосуды"...

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме "Сила трения"

Данный материал предназначен для учителей физики, преподащих по ФГОС, и предствляет собой технологическую карту по теме "Сила трения" урока № 29....