Главные вкладки

    Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Аганова Елена Геннадьевна

    Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализировать, обобщать, выделять главное и развивает навыки исследовательской работы. Предлагаются, различные виды творческих заданий для коллективной и индивидуальной работы в классе и в качестве домашнего задания, для отработки умений и навыков.

    В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются современные педагогические методы, и технологии (индивидуальная и групповая форма работы, словесно-наглядно-практические и проектные методы).

    ·         технология проектной деятельности, позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, развивает критическое мышление, формирует коммуникативную компетентность

    ·         информационно-коммуникационные технологии, формируют информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества личностно-ориентированного обучения

    ·         опережающие задания, обеспечивающие «погружение» в проблему и способствующие личностному росту учащихся

    Вышеперечисленные методы, приемы и технологии, применяемые в ходе урока, повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов нового поколения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_aganova_e.g.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока  по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».

    Этапы урока

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: подготовить учащихся к работе на уроке.

    Слушают учителя.

    Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

    Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

    II. Актуализа-ция знаний.

    Цель:  вспомнить понятие «строение вещества», «молекула», основные положения МКТ.

    Отвечают на вопросы учителя.

    (Все вопросы, задачи и задания распечатаны на листках для каждой пары)

    Записывают основные свойства молекул.

    Задает наводящие вопросы.

    Ответить на наводящие вопросы:

    1. Фронтальный опрос.

    - Что вы знаете о строении вещества?

    - Как называются частицы, из которых состоит вещество?

    - Как расположены частицы в веществе?

    - Что такое молекула?

    - Почему молекула является мельчайшей частицей вещества?

    - Что можно сказать о молекулах одного и того же вещества? Разных веществ?

    - Что такое модель молекулы?

    - Зачем в физике используют модели?

    - Что такое диффузия?

    - Что доказывает диффузия?

    - Может ли прекратиться движение молекул?

    - Выделите два основных свойства молекул (учитель записывает на доске два свойства молекул из предложенных детьми): 1) имеют промежутки между собой; 2) непрерывно движутся.

    Понимание смысла понятия «строение вещества», «молекула», основных положений МКТ.

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

    Коммуникативные: навык сотрудничества.

    III. Изучение нового материала. Цель: углубить и закрепить знания.

    Ответы на проблемные вопросы,  работа с текстом учебника.

    5, 6 задачи: Затруднение, пытаются решить на основе известных свойств молекул, но не могут (ситуация всеобщего неуспеха). Высказывают гипотезу о том, что, видимо, не знают ещё какого-то свойства молекул. Осознают недостаток знаний.

    Закрепление материала через проблемные вопросы с использованием  учебника.

    Ответить на проблемные вопросы:

    1. На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку?

    2. Петя выдвинул гипотезу, что все его одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя кажутся на первый взгляд, сплошными. Верна ли гипотеза?

    3. Набившись в бочку, словно у них там «час пик», селёдки требуют побольше соли и сразу закрывают за собой крышку. Попробуй проникнуть внутренним взором в бочку к селёдкам и скажи, чем там с ними соль занимается?

    4. 4-летняя Маша подкралась за спиной у мамы к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся?

    5. Что мешает Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида?

    6. Почему семиклассник Вася, за которым гоняется мама с веником, не сможет сжаться до размеров таракана и убежать в замочную скважину?

    Закрепление знаний.

    Коммуникативные: навык сотрудничества.

    Познавательные: навык   выделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение.

    Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

    Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

    IV. Применение ЗУН в новой ситуации.

    Цель:  применить знания  при выполнении эксперимента.

    Выполнение эксперимента.

    Работают в парах. Выполняют опыты. Предлагают варианты объяснений результатов. Через совместный поиск выходят на свойство молекул – притяжение.

    Вывод: молекулы притягивают друг друга. (Самооценка)

    Из обсуждения выходят на зависимость притяжения от расстояния между молекулами. Вывод: притяжение молекул заметно лишь на малых расстояниях (сравнимом с размером молекулы). Притяжение молекул. Обсуждение в парах. Объяснение опытов.

    Работа в парах. Модель: молекулы – шарики, стрелки – притяжение. (Самооценка)

    Выдвигают гипотезы.

    Обсуждение в парах. Коллективное обсуждение.

    Вывод: молекулы отталкиваются. (Самооценка)

    Работа в парах. (Самооценка)

    Обсуждают: …и притягиваются, и отталкиваются.

    Вывод: молекулы взаимодействуют путём притяжения и отталкивания одновременно. (Самооценка)

    При растяжении, сжатии, изменении формы тела. Приводят примеры из практики.

    Бумага мокрая, свеча сухая.

    Приводят примеры.

    Работа в парах. Лучшую модель защищает ученик у доски. (Самооценка)

    Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента.

     

    Задание 1.

    Опыт 1. Растяните резиновую ленточку. Отпустите. Что произошло? Загляните мысленным взором внутрь резинки. Что можно представить? Что происходит с молекулами?

    Опыт 2. Опустите лист бумаги в воду, достаньте, рассмотрите его. Что произошло с бумагой? Как можно объяснить это на уровне молекул?

    Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

    Задание 2.

    Опыт 1. Приложите два кусочка пластилина друг к другу. То же проделайте с кусочками мела. Что наблюдаете? Как объяснить? Сделайте вывод.

    Опыт 2. Померяйтесь силами с молекулами – растяните карандаш. Что мешает?

    Опыт 3 (демонстрационный). Блюдце не притягивается сухим мылом, но притягивается мокрым. Стеклянная пластинка не притягивается донышком сухого стакана и притягивается мокрым. Как объяснить наблюдаемые явления?

    Опыт 4. Демонстрация действия скотча, клея, изоленты. Объясните.

    Задание 3. Предложите модель притяжения молекул.

    Задание 4. Если молекулы притягиваются, то они должны притянуться вплотную и между ними не должно быть промежутков, а промежутки между молекулами, как мы знаем, всегда есть. Как же объяснить этот факт?

    Опыт 1. Сдавите крышку стола. Что мешает придвинуть вплотную молекулы стола?

    Опыт 2. Сожмите каучуковый шарик. Отпустите. Каким свойством молекул можно объяснить восстановление формы шарика?

    Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

    Задание 5. Предложите модель отталкивания молекул.

    Задание 6. Наблюдаем пружину на столике. Как вы думаете, как взаимодействуют сейчас молекулы пружины – притягиваются или отталкиваются?

    Сделайте вывод. (Фиксирует вывод на доске)

    Задание 7. Предложите модель взаимодействия молекул.

    А можно ли сделать притяжение молекул больше отталкивания? Меньше отталкивания? Как это используется на практике?

    Задание 8.

    Опыт: опустите бумагу и свечу в воду. Достаньте. Рассмотрите. Что наблюдаете? Как это можно объяснить? Эти явления называются смачивание и несмачивание. Приведите примеры этих явлений из окружающей жизни.

    Задание 9. Предложите модель этих явлений. С помощью модели объясните механизм смачивания и несмачивания.

     Умение работать с приборами.

    Умение применять на практике знания.

    Познавательные: сравнения результатов.

    Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей.

    Коммуникативные: при диалоге с учителем, друг с другом формирование умения объяснять свой выбор,

    свои рассуждения.

    V.Контроль усвоения и их коррекция.

    Самостоятельное решение задач с выбором уровня.

    Записывают домашнее задание.

    Дифференцированное домашнее задание (2-й и 3-й уровни на выбор по желанию)

    - 1-й уровень – прочитать §10, ответить на вопросы после §10, выполнить упражнение 2.

    - 2-й уровень – 10 примеров смачивания и несмачивания (найти из дополнительной литературы или наблюдений)

    - 3-й уровень – творческая работа.

    Координация деятельности учащихся при решении задач.

    Закрепление изученного материала: решение учащимися качественных задач-ситуаций, объяснение их с точки зрения взаимодействия молекул:
    Объяснить ситуации взаимодействием молекул.
    А. Растянутая резинка «стремится» вернуться в исходное состояние.
    Б. Сжатый мячик распрямляется, если прекратить сжатие.
    В. Для того, чтобы сломать палку, надо приложить усилие.
    Г. Если разрезать яблоко пополам, а затем соединить половинки, они распадутся не сразу.
    Д.  Стеклышки, прижатые друг к другу, трудно разъединить.
    Е. Клей растекается по бумаге.
    Ж. Вода собирается в шарики на жирной сковороде.
    З.  На классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора.

    Умение использовать полученные знания на практике.

    Умение решать задачи.

    Познавательные:  выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Регулятивные: алгоритмизация действий при решении задач.

    Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, личного отношения к себе и окружению.

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: подвести итоги урока.

     Заполнить бланк

    Раздать бланк.

    Оценивание работы учащихся с анализом их бланков.

    Подведём итоги наших исследований.

    - Какова была цель урока? Почему она возникла? Какое новое свойство молекул открыли? Каковы признаки этого свойства? Каковы особенности молекул?

    На кирпичиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался; синий – мне не удалось выполнить все задания.

    Проговаривают в паре, соотносят свои ответы с ответами других учащихся.

    Самооценка:

    - насколько успешно решена УЗ урока?

    - насколько я успешен в решении задачи?

    - доволен собой, знаю ответы на все вопросы, тему понял;

    - не очень доволен, затрудняюсь ответить на некоторые вопросы (какие конкретно?), кое-что осталось неясным (что именно?), в чём причина?

    Коммуникативные: при диалоге с учителем, формирование умения объяснять свой выбор.

    Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

    Личностные: смыслообразование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока физики 7 класс " Инерция"

    Составлена и готова к использованию,технологическая капта урока физики в 7 классе по теме " Инерция"...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ 8 КЛАСС " АМПЕРМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ТОКА."

    Технологическая карта урока по физике "Амперметр. Измерение силы тока" 8 класс уч. Перышкина...

    Технологическая карта урока по физики в 7 классе на тему «Взаимодействие молекул».

    Технологическая карта урока по физике представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме ,формирует умения синтезировать, анализи...

    Технологическая карта по физике 7 класс

    Технологическая карта по физике по теме: "Строение вещества" 7 класс (ФГОС)....

    Технологическая карта урока. Физика 9 класс.

    Образец технологической карты урока. Технологическая карта урока физики 9 класс по теме: "Законы сохранения в механике". Анализ технологической карты....

    Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"

    Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

    Технологическая карта урока физика 7 класс "Взаимодействие молекул"

    Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Взаимодействие молекул"...