Технологическая карта урока по физике для 7 класса. Тема урока:Способы уменьшения и увеличения давления.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Ахатова Сария Харисовна


Технологическая карта урока по физике для 7 класса по теме "Способы увеличения и уменьшения давления".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». КОНФУЦИЙ

1

Предмет

физика

2

Класс

7

3

Тема и номер урока

Способы уменьшения и увеличения давления. №31.

4

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

5

Цели

Рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике.  Практическая отработка полученных знаний.

6

Задачи

Образовательные: Создание условий для:

- формирования представления учащихся о способах уменьшения и увеличения  давлении твердых тел;

- формирование умений применять формулы для решения качественных и количественных задач,  объяснять зависимость давления от силы и площади  поверхности и их применении в исследовательской работе;

- экспериментального определения зависимости давления от силы и площади поверхности, на которую она действует.

Развивающие: Создание условий для:

- способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

-  формирования  исследовательских  компетенций  учащихся  путем организации  фронтального эксперимента  и    виртуального  миниисследования с использованием электронных ресурсов;

 - развития умений учащихся воспринимать и представлять  информацию в словесной, символической формах;

 -  формирования  навыков  анализа  результатов  экспериментальной  деятельности, умения   делать   выводы   на  основе   проведенного  анализа;

 -  развития    умения     работать     с   различными      источниками  информации;

  - формирования коммуникативных компетенций учащихся;

Воспитательные: Создание условий для:

  - развития самостоятельности учащихся;

 - развития познавательного интереса учащихся к предмету;

 - способствовать воспитанию: ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;

 - воспитания  коллективизма,  чувства  ответственности  за  работу  группы, взаимопомощи.

7

Основные понятия, изучаемое на уроке

Давление, сила, площадь, единицы измерения давления - паскаль (Па).

8

Образовательные интернет - ресурсы

http://class-fizika.narod.ru - Классная физика.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.

9

Оборудование и материалы для урока

Для работы с электронной презентацией – экран, мультимедийный проектор, подключённый к компьютеру; ЭОР;

 брусок, динамометр, линейка; карточки с заданиями.

10.Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение применять формулы для решения качественных и количественных задач.
  •   Умение выражать единицы физических величин в СИ.
  • Умение объяснять зависимость давления от силы и площади поверхности.
  • Умение представлять информацию в словесной и символической формах.

Познавательные:

Овладение навыками:

- нахождения ответов на вопросы, используя     эксперимент, свой   жизненный            опыт          и  информацию,       полученную на уроке.

Коммуникативные

 Развитие умений:

- монологической и диалогической речи;

- умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

- признавать право другого человека на иное мнение.

Регулятивные

Формирование навыков:

-  самостоятельного приобретения новых знаний;

- выдвигать гипотезу;

- работать по предложенному плану;

- анализировать полученный результат.

 - организации учебной деятельности, постановки целей, планирования;

-  самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

  • Развитие познавательных интересов;
  •  интеллектуальных и творческих способностей;
  • Формирование ответственного отношения к обучению;
  • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; 
  • убежденность в возможности познания природы.

 11.Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ТСО, наблюдение, решение задач.

12.Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

     

 

Структура и ход  урока                                                                                                                                                                             Таблица 1.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

ЭОР

Время

1. Оргмомент. Самоопределение к учебной деятельности

Создать у учащихся благоприятный

психологический

настрой на работу.

Приветствие, мобилизация

внимания детей.

Вопрос: как справились с домашним заданием?

В чем были затруднения?

Включаются в деловой

ритм урока,

«Сигнализируют» карточками: красный кружок – выполнил легко самостоятельно, зеленый – выполнил самостоятельно с небольшими затруднениями, синий – испытывал затруднения, выполнил с помощью, желтый – не смог выполнить.

Личностные: положительно относится к учению. развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Регулятивные: умение  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные.   вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в  больших  и малых группах. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

2

2. Актуализация знаний

(письменная работа)

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

1. Организует письменную работу. (Рабочая тетрадь-73 стр.)

Вопросы:

1)Давлением называют__

2)Давление зависит_

3)Давление вычисляют__

4)Давление обозначают__

4)Физический смысл давления:__

5)Как действует сила давления?

1. Отвечают на вопросы письменно в рабочих тетрадях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

8

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Актуализация опорных знаний и способов деятельности

Предлагает задачу: можно ли изменить давление тела на опору?

Экспериментальная работа с бруском: определить давление на каждую грань бруска. Приборы: динамометр и линейка.

Решают проблему.

Вычисляют  давление по весу и площади на каждую грань бруска.

Отвечают на вопросы. Делают вывод:  чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем  давление больше.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: проблема выбора эффективного способа решения, умение применять знания для практических задач

5

4.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вопросы: а еще как можно изменить давление?

На следующих слайдах  вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

(Слайды 1-10)

Вопрос классу:

Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует

 Формулируют тему и  цель урока, записывают в тетрадь.

Делают вывод: Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.

Если говорить о зависимости давления от площади опоры, то здесь наблюдается обратно пропорциональная зависимость, то есть чем больше площадь опоры, тем меньше давление и наоборот, чем меньше площадь соприкосновения тел, тем  давление больше.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…..

 Регулятивные: умение  действовать по плану. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные.   вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в  больших  и малых группах.

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

(Слайды 1-10)

10

5. Первичное закрепление

Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

1. Работа в парах. Взаимопроверка.

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

(вопросы для самоконтроля)

Физкультминутка (приложение 1)

2. Работа в группах. Раб. тетр.(стр. 73)

1группа: задача (1)

2 группа: задача (2)

3 группа: задача (3)

1. Выполняют тест. (по флеш презентации)

Выполняют взаимопроверку, затем проверку по эталону.

2. Работают в группах. Записывают в тетрадях результат. По мере выполнения каждая группа отвечает.

3. Отвечают на вопросы.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму. подведение под понятие, рефлексия способов действий.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и  согласовывание общего решения задачи. Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

(вопросы для самоконтроля)

5

6. Первичный контроль (самостоятельная работа)

Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков

1. №4 (раб. тетр.) в тетради

  – самостоятельно

Сильным учащимся - консультантам (по мере выполнения) предлагается проверить оказать помощь товарищам2.

2. Тест Тест к уроку"Способы увеличения и уменьшения давления" 

1. Самостоятельное решение в тетради.

2. Записывают ответы в бланках теста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Тест к уроку"Способы увеличения и уменьшения давления" 

5

7.Закрепление материала

Установить степень усвоения новых понятий, закономерностей. Устранить обнаруженные проблемы.

Предлагает вернуться к цели и задачам урока. Ответит на вопросы:

- От каких величин зависит давление ?

- Как можно изменить давление?

- Заполните лист самоконтроля.

Вспоминают тему, цель урока.

Отвечают на вопросы учителя:

- давление зависит от силы и площади, на которую сила действует перпендикулярно.

- чтобы увеличить давление следует…..

- чтобы уменьшить давление следует…..

-Заполняют лист самоконтроля (приложение 4)

Личностные: - формирование ценностных отношений друг к другу, учителю,  результатам обучения.

Коммуникативные: умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

5

8.Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

П.36; упр.15(1-2). зад.к п.36(1-2)

№ 5-6(раб. тетр)– по желанию

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: Умеют  способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

2

9.Подведение итогов.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми

1. Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

2. Предлагает отметить в карточке то высказывание, которое больше всего подходит к  работе на уроке

3. Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.

4. Выставляет оценки

1. Отвечают на вопросы

2. Отмечают в карточках

(приложение №2)

3. Если понравился урок, то выбирает смайлик счастья. Если урок понравился, но не всё ещё понятно, то смайлик печали.  

Если и урок не понравился, и всё не понятно, то плачущий смайлик

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация своего мнения.

3

Приложение к плану-конспекту урока

                Способы увеличения и уменьшения давления.        Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

информационный

презентация

Флеш-презентация "Способы увеличения и уменьшения давления"

2

Слайд-шоу "Сила ветра"

информационный

 анимация

Слайд-шоу "Сила ветра"

3

Тест к уроку"Способы увеличения и уменьшения давления" 

практический

тест

Тест к уроку"Способы увеличения и уменьшения давления" 

Приложение 1. Физкультминутка.

Раз – согнуться – разогнуться.

Два – нагнуться – потянуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Приложение 2.

1. Все понял, могу помочь другим.

2. Запомню надолго.

3. Все понял.

4. Могу, но нужна помощь.

5. Ничего не понял.

Приложение 4

Лист самоконтроля ученика _______________________________________

по теме «Способы уменьшения и увеличения давления»

Вопрос

Да /Нет

Домашнее задание

1.Я могу отличить:

Какой буквой  обозначаются физические величины: сила, давление, площадь.

2.Я знаю:

Формулу для определения давления.

Способы уменьшения и увеличения давления.

3.Я могу

Вычислить давление по формуле.

Перевести единицы измерения в систему СИ.

Я умею

Перевести единицы измерения в кПа и Па

Я самостоятельно

Преобразовать формулу для определения площади и силы давления

Литература: Учебно-методический комплект 

1.Учебник «Физика-8 кл»/автор:А.В.Перышкин,», Москва «Дрофа», 2014 /

2.Рабочая тетрадь по физике к учебникуА.В. Перышкина/Р.Д. Минькова, В.В. Иванова, Издательство «Экзамен» Москва, 2015/

3.Универсальные поурочные разработки по физике./ В.А. Волков. Москва «ВАКО», 2006/

4.Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001./

5.Интернет-ресурсы:

 http://class-fizika.narod.ru - Классная физика.

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.

6.Рассказова Г.А. «Физика в таблицах» «Издат-школа» Москва-1996 г.

7.Н.В. Андреева «Тесты по физике» Центр тестирования Министерства образования РФ-2001 г.

8.О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, «Тесты по физике»

9.В.А. Буров, С.Ф. Кабанов, «Фронтальные экспериментальные задания по физике»Москва «Просвещение»-1985 г.

10.А.В. Постников «Проверка знаний учащихся по физике» (Тесты-7, 8 кл.)

11.А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». (Экологические беседы).1996г.

12.Журнал «Физика в школе».

13.Приложение к газете  1 Сентября «Физика»

14.Журнал «Физика для школьников»

15.Л.А.Кирик «Самостоятельные и контрольные работы» «ИПЕКСА» Москва-2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 10 классе ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».

Технологическая карта урока физики в 10 классе .ТЕМА: «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду».В данном материале дана краткая разработка урока по этапами видам деятельности учителя и уча...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологическая карта урока по физике 7 класса по теме "Механическая работа и мощность"

Физика человека в теме «Механическая работа и мощность» с использованием национально-регионального компонента....

Технологическая карта урока физики в 11 классе Тема: «Решение задач с применением законов фотоэффекта».

Цели : Определение содержания компетенции через:1.Когнитивный компонент компетенции : наиболее глубоко осмыслить сущность явления фотоэффекта через применение законов Столетова и теории фотоэффекта Эй...

Технологическая карта урока по физике 9 класс на тему колебательное движение

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник...