Статья
статья по физике (9, 10, 11 класс)
Самоопределение учащихся составляет ключевой аспект образовательного процесса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Красюкова Е.В., учитель химии,
МОУ СШ №24, г.Волжский
Ирезепова Д.Р., учитель физики,
МОУ СШ №24, г.Волжский,
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А. Сухомлинский
Сегодня наблюдается стремительное изменение во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Самоопределение обучающихся в профессиональной сфере составляет ключевой аспект образовательного процесса, имеющим существенное значение как для педагогов, так и для родителей, но, что наиболее важно, для самих учащихся. В первую очередь, это касается развития творческого мышления, способности к самостоятельному принятию решений и инициативности.
Но, несмотря на это, в последнее время наблюдается тенденция снижения роста самостоятельной, а тем более экспериментальной активности учащихся.
С другой стороны, в каждом ребенке заложен огромный потенциал. Как помочь подрастающему поколению увидеть и раскрыть свои способности? На уроке или вне урока? Наверное, не отвергая одно от другого. Снижение интереса у некоторых ребят по нашему мнению связано не с тем, что ему неинтересно учиться, а просто иногда скучно от того, что необходимо что- то заучить, когда есть простой способ – правильно «забить» информацию в строке и, не утруждая себя поисками, открыть первую ссылку. Вопрос решен? Иногда подростки удивляют: насколько точным может быть найденный ответ. Да, для жизни это и неплохо, но в этом нет творчества, его творчества! Поэтому мы задумались над этой проблемой: копирования информации. При подготовке творческих работ, сообщений, дети не утруждают себя написать что-то от руки, чаще распечатывают информацию, даже не вчитываясь в то, что там написано. Переписывание домашнего задания с ГДЗ. Поэтому мы, учителя двух предметов: химии и физики, решили объединить усилия и дать отпор Лени, Безразличию, Неинициативности и другим порокам. А противопоставить решили такую позицию, как мотивация или попросту интерес. Хотелось бы приблизить эту работу к жизни и тут мы вспомнили, что когда – то все играли в игру «Монополия». Часами сидели за этой игрой, строили бизнес, продавали, меняли. Поэтому решили ударить по самому ценному в человеке – Интересу. Обратились к сети интернет, нашли денежную единицу и придумали Физ-, хим-, био-, койн-, придумал и условия, при которых их можно получить, определили коллектив, который можно сподвигнуть на инновацию и начали. Понятно, что любой скептик скажет, что эти науки могут существовать без рекламы и быть интересны. Да, мы согласимся с этим утверждением. Они прекрасны и их познание даёт человечеству большие перспективы. Но наши подростки – это другое поколение Z. Им проще обратиться к Google, чем донимать вопросами отстающих от новомодных тенденций родителей. Они зарегистрированы в дюжине социальных сетей и общаются на «ты» с самыми разными техническими новинками. Их мир яркий, свободный от предрассудков и с удобным тачскрином. Учебный процесс для них является противоположным миром, который, по их мнению, не несёт личностную пользу. И тут возникает излюбленная фраза немотивированного ученика: «Мне не интересно!». Мы считаем, что «интерес», который является учебной мотивацией, – это важнейшим инструментом для построения отношений учитель-ученик в процессе приобретении знаний, а также выстраивании определенной модели комплексного подход к обучению как таковому и для личности. Понимание индивидуальной значимости - это выработанная внутренняя мотивация, что способствует формированию личности.
Учеников можно ранжировать по нескольким уровням учебной мотивации: от высокой – первый уровень, до низкой, когда образовательное учреждение вызывает отторжение – пятый уровень. Обладатель первого уровня проявляет такие качества как самостоятельность, добросовестность, ответственность, стремление к успеху. Для него процесс обучения имеет большое значение, и ошибки в проверочной работе являются эмоциональным триггером. Так, с понижением уровня мотивации ученики теряют страсть к знаниям и проявляют равнодушие к своей учебной деятельности.
Мотив побуждает человека к действию, и без понимания мотивов невозможно осознать цель и смысл действий. Для его формирования важны самостоятельность, активность, разнообразие методов обучения и эмоциональная окраска урока. Обучение должно быть трудным, но посильным, с возможностями для творчества и создания ситуаций успеха, а реализация разработанных сценарии, которые отражают реальную жизнь, предлагая участникам образовательного процесса поиск выхода из поставленных ситуаций, активизирует их познавательную деятельность. В этом заключается метод «Дидактические игры», который мы реализовали через систему «бейджирования» с различными «койнами», каждый из которых символизирует самостоятельность отдельных дисциплин. Это подчеркивает, что каждая наука самодостаточна, но условия получения и использования наград общие для всех предметов. Интерес ребят превзошел все наши ожидания. Перед открытым уроком мы обсудили эти условия, и результат оказался потрясающим. Активность на занятиях возросла до предела: ученики стремились не только заработать койны, но и умело их использовать. Тут у нас успели подготовиться сертификаты и система «Кармы». Сначала наблюдалась небольшая неразбериха, так как ученикам требовалась адаптация, а сейчас это уже часть их новой образовательной реальности. Наша основная цель – помочь детям овладеть знаниями, развить навыки и умения.
Поддерживать психологически учеников на протяжении всего учебного года помогает «Ситуация успеха» - это создание условий для достижения значительных результатов. Данный метод гарантирует ребятам ощутить свои возможности, проявить свои умения без эмоциональных потрясений. Ученик сосредотачивается на позитивных аспектах прошлого опыта и использует их для разработки стратегии будущих достижений. Например, разработка учителем большого списка заданий по разделу, которая рассчитана на несколько уроков, и имеет срок окончания работы. При отсутствии ученика на уроке, у него будет план, который позволит не отставать по темам. И тут проявляется творчество, к тому же проделанная работа огромная и достойна оценки «5». По итогам работы строится график успешности ребенка. И появляется возможность победы неуспевающего ученика над отличником, которая вызовет большой толчок к познаниям у первого. Даже если он ответил только на один фронтальный вопрос правильно. Метод «Соревнование» – удовлетворяет потребность к соперничеству, воспитывает коммуникативную культуру и морально-нравственные качества. Состязания могут быть как индивидуальные, парные, групповые, так и с самим собой: осознание того, что сегодня ты решил больше задач, чем на прошлой неделе - это, очевидно, результат! А какой восторг вызовет у ребят, когда они догадаются, как выполнить задание по новой теме, даже в процессе коллективного решения. Для этого учитель может не давать готовые знания, а производить открытие познания нового через проблему, например, в виде вопроса для размышления в конце урока, или невозможности, из-за нехватки данных, решения задачи в начале урока. Создание проблемной ситуации позволяет не вводить знания в готовом виде, а формулировать проблемные вопросы, что способствует более глубокому пониманию.
Перейдем к приемам повышения учебной мотивации. Например, «Своя опора» заключается в самостоятельном формировании опорных конспектов, чек-листов, облаков знаний, алгоритмов решения задач. Формируя «опору знаний», ученик адаптирует материал под свои индивидуальные особенности, что сокращает время на повторение, повышает усвоение знаний, развивает критическое мышление и развитие навыков анализа, систематизации, структурирования и т.д. Для выделения важных терминов, формул, абзацев, используется прием «Цветные поля». Приём можно использовать и при выполнении заданий. Такие приемы придутся по душе многим учащимся, придаст конспектам «синими чернилами» яркость, и разовьёт эстетические качества ученика через творчество. Здесь же можно организовать и коллективное формирование карт знаний, как в процессе изучения тем, так и после её окончания. Средством такой карты моет стать реальный холст или виртуальный, к которому будет иметь доступ каждый ученик класса. Такой навигатор знаний в дальнейшем может перейти из средства для повторения, в контроль знаний, например, можно внести ошибки в карту и предложить ученикам её исправить. Но, не стоит забывать, что подростки любят нарушать правила, тогда почему бы им нарочно не выполнить задания не правильно, при этом максимально неправильное решение будет оцениваться высшим баллом. Подобное потребует массу усилий и развивает познавательные и творческие способности ученика.
Поменяться местами с учителем! Ещё одна мечта подростка во время проверочных работ. Интересные приемы «Повторение с одновременным контролем» и самоконтроль, можно реализовать путем составления заданий учениками (задачи, вопросы, тесты, кроссворды) и назначить их ответственными за оценивание работ. Активизировать работу в парах «учащийся – учащийся», где самостоятельные работы ученики проверят друг у друга. После такой работы, у них будет тема для обсуждения ошибок на перемене, доказательства своего способа решения.
Учебно-познавательную мотивацию можно и нужно поддерживать на всех этапах урока. Здесь замечательно подойдёт китайская пословица: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму», – которая должна стать девизом для учителя при планировании урока. Важно понимать, что мотивация — это не просто желание учиться, а комплексная система факторов, влияющих на учебный процесс. Уникальности ученика, а именно его интересы, предшествующий опыт и личные цели, формируют индивидуальные мотивы учебной деятельности. Поддержание данных мотивов, через создание положительно атмосферы на уроке, через включение игр в образовательный процесс, развивает у подростка творческие навыки, проявление инициативности и самостоятельности. И школа, как проводник в успешную взрослую жизнь, выпускает самоопределившуюся, активную молодежь, у которой есть жизненные цели и амбиции к их достижению.
Таким образом, грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание и учет методических особенностей являются ключевыми факторами в формировании учебной мотивации учащихся. Это требует от педагогов не только знаний о различных методах, но и способности адаптировать их к конкретной группе учащихся, создавая тем самым эффективную и вдохновляющую образовательную среду.
Список литературы:
- Буракова И.С. Геймификация образовательного процесса как инструмент повышения мотивации обучающихся // МНКО. 2023. №3 (100).
- Канатбаева Г. Т. Роль технолог й развития критического мышления в обучении биологии в 6 – 8 классах: методические особенности и практические результаты// Вестник науки. 2025. №1 (82)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....