урок "Газовые законы"
методическая разработка по физике (10 класс)
Открытый урок по теме "Газовые законы" для 10 классов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 571 КБ | |
| 1.17 МБ | |
| 432.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вышковская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок по физике
10 класс
на тему: «Газовые законы»
Подготовила
Учитель физики
Данилова Н.П.
2025 год
Схема конспекта урока.
Педагог: Данилова Н.П.
Предмет : физика.
Класс: 10
Тема программы: Молекулярно - кинетическая теория.
Тема урока: «Газовые законы».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Газовые законы». Способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Методический аспект:
- деятельностные технологии (задания исследовательского характера);
- сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- объяснительно- иллюстративный (объяснение, показ, демонстрация);
- репродуктивный (воспроизведение информации), частично-поисковый.
Планируемые результаты урока:
Личностные - развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
Метапредметные:
Познавательные:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,
-овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Регулятивные:
-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-формирование самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Коммуникативные:
-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
Уметь: узнавать и определять в печатном тексте физические знаки и формулы; определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц
-рассчитывать физическую величину из представленной формулы или закона.
-решать задачи с использованием основного уравнения уравнения Менделеева- Клапейрона
-определять экспериментально параметры идеального газа.
Знать: смысл физических понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный процессы.
Оснащение урока:
Оборудование для проведения опытов: банка, бумага, спички, воздушные шарики, пластиковая бутылка, пипетка, мыльные пузыри.
Средства обучения: электронное приложение к уроку презентация «Газовые законы»
Раздаточный материал: информационная карта урока, учебник «Физика -10»
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Работа по теме урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия.
Ход урока.
№ | Этапы работы | Содержание этапа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент: - старт урока - установление взаимодействия между всеми субъектами УВП на уроке. - настройка на работу в рамках урока. | 1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Я очень рада Вас видеть. На нашем уроке сегодня присутствуют гости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация опорных знаний. Цели для обучающихся: - в ходе выполнения заданий вспомнить ранее изученный материал. - совершенствование умений работать с таблицей Цели и задачи для преподавателя: - в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность, через обсуждение проблемной ситуации воспроизвести необходимые для последующей работы знания - развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ. Методы организации работы: - беседа - работа с таблицей. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешные результаты работы обучающихся, - понимание вопросов и заданий обучающимися, - положительно - эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности, - использование различных элементов технологий, - создание условий для личной самореализации. | 2.1. Актуализация остаточных знаний по ранее изученным темам: Давайте вспомним:
(РV = RTm/M - уравнение Менделеева - Клапейрона). 2.2 Скажите, что Вам было задано на дом. (Из данного уравнения вывести все величины и заполнить таблицу). Давайте проверим, что у Вас получилось, обменяйтесь листочками -взаимопроверка, сколько верных ответов, такая и отметка, выставление отметок. (проверка со слайдом) В-1
1. m =РVM/RT, m = 15,98=16 (кг) 2. Р = mRT/MV, Р = 24930=25*103 (Па) 3. V = mRT/MР, V = 0,03 (м3) 4. Т = РVM/Rm, Т = 14981=15 *103 (К) 5. М = mRT/РV, М= 0,0399=4*10-2 (кг/моль) В-2
1. Р = mRT/MV, Р = 24930=25*103 (Па) 2. Т = РVM/Rm Т = 14981=15 *103 (К) 3. М = mRT/РV М= 0,032 (кг/моль) 4 V = mRT/MР, V = 0,03 (м3) 5. m =РVM/RT, m = 15,98=16 (кг) Молодцы! С домашним заданием Вы справились хорошо. В конце урока сдадите карточки. Проверю и выставлю отметки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация. Создание проблемной ситуации. Цели для обучающихся: - установить эмоционально доверительный контакт с преподавателем - замотивировать себя на работу и личностный успех. Цели и задачи для преподавателя: - создать благоприятную психологическую атмосферу урока, - включить всех обучающихся в работу, - создать условия для мотивации каждого обучающегося. Методы организации работы (технологии): - беседа - создание проблемной ситуации. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная | 2.3.Создание мотивации:
Все мы ходим в магазин и покупаем продукты, а что бы они не испортились, где эти продукты храним? Ученики: в холодильнике Проблемный вопрос: «Задумывались ли вы когда-нибудь, как работают холодильник?» ? Может у кого то есть предположения, как работает холодильник! При попытке объяснения выясняется, что знаний недостаточно.
Внутри холодильника есть конденсатор, в котором находится газ – фреон. Его температура – постоянна, а вот давление и объем изменяются. На этой связи основана работа холодильника. Мы сегодня попытаемся определить эту связь. Если масса изменяется, то зависимость между макроскопическими параметрами определяется по формуле уравнение Менделеева – Клапейрона РV = RTm/M ? Какое уравнение связывает эти три макроскопические параметра, если масса не изменяется? Слайд 2. Уравнение Клапейрона. PV/T=Const. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Работа по теме урока: Цели для обучающихся: - изучить газовые законы (формулы, графики). - совершенствование умений работать с различными источниками информации. - совершенствование умений работать в парах. Цели и задачи для преподавателя: - создать условия для изучения газовых законов. - развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ. Методы организации работы (технологии): - постановка опыта - работа с таблицей. Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная - работа в парах Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - могут при работе с источником информации выделить главное. - положительно - эмоциональный фон урока. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности - использование различных технологий. - создание условий для личной самореализации. | 3.1. Посмотрим внимательно на эту формулу: Состояние данной массы газа определяется тремя макропараметрами (давление, объем и температура). Мы с вами рассмотрели процессы, когда изменялись все три параметра. А сегодня мы рассмотрим процессы, в которых один из трех указанных параметров остается постоянным, а два других меняется. Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит дать определения этим законам. Законы которые описывают процессы, протекающий при неизменном значении одного из макропараметров, называются газовыми законами.
Итак: Откройте учебник на стр. 196 и найдите, а как называются процессы, протекающий при неизменном значении одного из параметров – (Ученики: такой процесс называется изопроцесс).
-что нужно определить и выяснить? (определить, какая зависимость между двумя параметрами состояния газа при постоянном значении третьего). Девизом нашего урока я выбрала слова Уильяма Брайана: «Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать» И мы попробуем ответить на поставленные вопросы и найти ответы. Для изучения газовых законов проведем экспериментальные опыты. В этом мне помогут учащиеся. При демонстрации экспериментов обратите внимание на то, какие величины (макропараметры) изменяются, а какие нет. ОПЫТ 1: этот опыт, приписывают французскому учёному Рене Декарту. (постановка опыта). Бутылка с водой закрыта мембраной, над водой находится воздух, а в воде предмет. Создание проблемной ситуации: - Что произошло, когда мы нажали на мембрану? (газ сжимается и оказывает давление на воду и тело опускается, газ совершает работу) - Что произошло, когда мы прекратили нажимать на мембрану? (давление газа на воду уменьшается и тело возвращается) Обобщение: Какие параметры газа меняются, а какие при этом остаются постоянными? (Р и V - изменяются, а Т - остаётся постоянной, т.к. это комнатная температура). Перейдем к работе с информационной картой урока (в процессе урока заполняется)
Проверка:
Прочитайте формулировку: при изотермическом процессе для газа данной массы произведение давления на объём есть величина постоянная, если температура газа не меняется. (заполните дома) Продолжаем далее наши открытия. И в этом мне поможет Литвинов Семен. Следующий опыт. Будьте внимательны. Опыт № 2: Закрытый цилиндр, подключен к манометру, с помощью которого можно определять давление. Изменим температуру в цилиндре, налив в емкость горячей воды. По мере прогрева воздуха в цилиндре, стрелка манометра отклоняется. Изменение давления воздуха в цилиндре происходило вследствие повышения температуры (При демонстрации эксперимента обратите внимание на то, какие величины изменяются, а какие нет). Попробуем объяснить, что произошло? Температура в цилиндре повышается, частицы начинают двигаться быстрее и так как сосуд закрытый, то они оказывают большее давление, что мы и наблюдаем по показаниям манометра т.е. Т и Р- изменяются. А что мы скажем об объеме? (V- постоянно, так как цилиндр закрытый).
(ученик отвечает, проверка записей со слайдом) V=Const, Этот процесс называется изохорным, закон Шарля, конец 18 века Прочитайте формулировку: при изохорном процессе для газа данной массы отношение давления к абсолютной температуре есть величина постоянная, если неизменном объеме и данной массе газа.(заполните дома) Скажите пожалуйста, какой опыт нам отсталость изучить? (когда Т и V- изменяются, а P- постоянно). (если мало времени, то опыт не показывать. Посмотрите на оставшуюся оборудование и подумайте дома, что можно сделать с этим оборудованием и какие процессы могут происходить? А демонстрацию этого опыта мы посмотрим на следующем уроке.). Опыт №3: Следующий опыт продемонстрирует Колба закрыта пробкой с трубочкой, конец трубки опущен в стакан с водой. Начинает нагревать колбу, как только температура воздуха в колбе стала расти, наблюдаем, что из трубки начали выходить пузырьки воздуха, при прекращении нагрева, выделение пузырьков прекращается, а внутрь трубки начинает втягиваться вода, если снова продолжить нагрев, образование пузырьков возобновляется.
(при нагреве Т увеличивается, а V увеличивается –и пузырьки воздуха выходят через трубку, а Р- неизменно). (Потому что, это тепловое расширение (изменение линейных размеров и формы тела при изменении его температуры) происходит при постоянном давлении.
С помощью учебника найдите информацию об данном процессе .
(ученик отвечает, проверка записей со слайдом) Заполните таблицу по аналогии дома)
Прочитайте формулировку: при изобарном процессе для газа данной массы отношение объема к абсолютной температуре есть величина постоянная, при неизменном давлении газа.(заполните дома) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Первичное закрепление новых знаний. Цели для обучающихся: - в ходе выполнения заданий, научиться применять полученные знания на практике, - совершенствование умений решать графические задачи, - совершенствование умений работать в парах. Цели и задачи для преподавателя: - научить применять полученные знания при решении графических задач, - развивать интерес к предмету. Методы организации работы (технологии): - использование проблемных заданий - решение тестов - взаимопроверка. Форма организации работы: - индивидуальная - работа в парах Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешное выполнение теста, - удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний. Методы мотивирования учебной активности обучающихся. - смена видов деятельности - использование различных элементов технологий, - создание условий для личной самореализации. | 4.1 Итак.
- при изотермическом процессе? - при изобарном процессе? - при изохорном процессе? 4.2 Закрепление изученного материала. С использованием этих процессов мы можем решать задачи. Слайд: Алгоритм решения задач на изопроцессы:
Решим задачу: 1. При температуре давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре ? (с использованием этапов алгоритма решить задачу)
Возьмите карточку Графическая задача. Проанализируем и подпишем название процесса. Решение: Что нужно определить, чтобы ответить на вопрос, график какого изопроцесса изображен? (Учащиеся: надо определить какая величина не изменяется) Молодцы! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Подведение итогов урока: Рефлексия. Домашнее задание. Цели для обучающихся: - используя различные источники информации закрепить и пополнить полученные на уроке знания. - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме. Цели и задачи для преподавателя: - подвести итоги урока, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося, - мотивировать выполнение обучающимися дополнительного экспериментального домашнего задания, выставлением хороших отметок. | 5.1 Выставление отметок за урок 5.2 Постановка домашнего задания (Д/З состоит из обязательного задания №1 и дополнительных на выбор): 1. П.27(1). Заполнить в таблице «Газовые законы» оставшиеся графы. Столбец Графики не заполняет, эту работу мы продолжим на следующих уроках. 2. Решить задачу из задачника № 15.17 3. Экспериментальное задание: Оборудование: банка и шарик, наполненный водой. Возможно ли поместить шарик наполненный водой в банку?5.1 Рефлексия: 5.2 Давайте вернёмся к теме нашего урока? (Газовые законы):
5.3 Урок окончен. Сдайте карточки с домашним заданием. До свидания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какой раздел физики мы изучаем? МКТ Что изучает МКТ? Изучает строение вещества на основе его молекулярного строения Какая физическая модель газов используется в МКТ? Идеальный газ-модель реального газа Какие параметры в МКТ называются макроскопическими? Перечислите их. Параметры, которые описывают вещество в целом- P , V , T и m Какое уравнение устанавливает зависимость между макроскопическими параметрами? уравнение Менделеева - Клапейрона Это надо знать!!!
Проверка Д/з Оценка «5»-за 5 правильных ответов «4»-за 4 правильных ответов «3»-за 3 правильных ответов «2»-не справились с заданием
? Уравнение Клапейрона Уравнение Менделеева-Клапейрона Это надо помнить!!!
законы, которые описывают процессы , протекающие при неизменном значении одного из макропараметров Процессы в газах, при которых один из параметров остается постоянным, называются изопроцессами Цель нашего урока: - выяснить и определить, какая зависимость между двумя параметрами состояния газа при постоянном значении третьего.
Девиз урока «Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать» Уильям Брайан
ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВЫХ ЗАКОНОВ
Газовые законы Постоянный параметр Название процесса Ученый, год открытия Запись формулы Формулировка закона Т = const Изотерми-ческий закон Бойля – Мариотта, 2 пол. 17 века Р V = const P 1 V 1= P 1 V 1 При изотермическом процессе для газа данной массы произведение давления на объём есть величина постоянная, если температура газа не меняется V = const изохорный Закон Шарля, конец 18 века Р/Т = const Р 1 /Т 1 = Р 2 /Т 2 При изохорном процессе для газа данной массы отношение давления к абсолютной температуре есть величина постоянная, если неизменном объеме и данной массе газа P = Const изобарный закон Гей-Люссака, начало 18 века, V /Т = const V 1 /Т 1 = V 2 /Т 2 при изобарном процессе для газа данной массы отношение объема к абсолютной температуре есть величина постоянная, при неизменном давлении газа.
Давайте повторим Изотермический процесс Т = const , P 1 V 1 = P 2 V 2 PV = const Изохорный процесс V = const , P 1 /Т 1 = P 2 / T 2 Р/Т = const Изобарный процесс Р = const , V 1 /Т 1 = V 2 / T 2 V /Т = const
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ 1. Определить какая величина постоянна и назвать процесс. 2. Записать формулу закона. 3. Выразить искомую величину. (При необходимости найти недостающие параметры.) 4. Вычислить искомую величину.
Дано: t1= P1= 75 кПа. t 2 = V1=V2 P 2 - ? ЗАДАЧА: При температуре давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре ? СИ: 300 К Па 260К Решение: V = Const , изохорный процесс P/ Т = const 3 . 4. Ответ : 65 кПа
Графическая задача: Определить, графики каких процессов представлены на рисунке.
Домашнее задание: 1. Учебник п.27(1). Заполнить в таблице «Газовые законы» оставшиеся графы. (Столбец Графики не заполнять). 2. Решить задачу из задачника № 15.17 3. Экспериментальное задание: Оборудование: банка и шарик, наполненный водой. Возможно ли поместить шарик наполненный водой в банку?
Предварительный просмотр:
Алгоритм решения задач на изопроцессы:
- Определить какая величина постоянна и назвать процесс.
- Записать формулу закона.
- Выразить искомую величину. (При необходимости найти недостающие параметры.)
- Вычислить искомую величину.
Информационная карта урока
Тема урока: Газовые законы. Изопроцессы.
Изопроцессы - процессы, протекающий при неизменном значении одного из макропараметров.
Законы, описывающие изопроцессы, называются газовыми законами.
Таблица «Газовые законы»:
Постоянный Параметр | Название процесса | Ученый, год открытия | Запись формулы | Формулировка закона | Графики изменения P, V, T в осях | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕАТРА «ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН»
Тема данного нравственно- правового проекта «Интерактивный театр» выбрана не случайно. Она сочетает в себе как традиции, так и новаторство. Тради...
Контрольная работа по физике для 9 класса "Законы Ньютона.. Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса".
Контрольная работа для 9 класса по теме "Законы Ньютона.Закон всемирного тяготения. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса". Контрольная работа разработана имеет дв...
Тест по физике на тему: «II закон Ньютона. Применение законов Ньютона»
Одна из проблем профилизации старшей школы - недостаточное количество учащихся для комплектования профильных классов. Физика преподается в большинстве школ на базовом уровне. Данный тест позволяет гот...

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.Закон расщепления.
цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.Закон доминирования. Закон расщепления. Примеры задач на моногибридное скрещивание....
Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий"
Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года...
Урок Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения.
Данная разработка урока физики "Законы Кеплера. Закон Всемирного тяготения" позволяет изучить данную тему в ходе групповой работы. Такой метод изучения нового материала детям очень нравится. Они сами ...

Конспект урока физики в 10 классе по теме «Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Первый закон Ньютона»
Урок разработан на основе примерной программы Ю.И. Дик, Л.Э. Генденштейн...



















