Как создать среду, побуждающую к успеху?
статья по физкультуре (9 класс) по теме

Машинцева Елена Юрьевна

Что интересно современному школьнику? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать среду,

побуждающую к

успеху?

Как создать среду, побуждающую к успеху?

«Здоровые дети – здоровое будущее». Регулярный тренинг своего организма – вот основной показатель физически культурного человека. Подавляющее большинство детей не будет олимпийскими чемпионами, но здоровье необходимо всем. Поэтому необходимо сформировать у ребенка стимул заниматься спортом всегда, а не только сегодня и под давлением родителей.

Ребенок будет заниматься спортом всегда только при условии, что спорт будет приносить ему эмоциональное удовлетворение. Именно ради удовлетворения он пойдет заниматься спортом и будет это делать постоянно.

Трудности овладения современной культурой, в том числе и физической требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер и прежде всего стимулирования. Великий немецкий ученый А.Дистервег отмечал: ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их. Человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. (самодеятельности) «Все искусство воспитания и образования не более и не менее как искусство возбуждения».

Человек включается в любую (в том числе учебную) деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения, который отражает наличие некоторых потребностей, которые и сможет удовлетворить эта деятельность. Даже навязанная кем-то, она все же мотивирована!

Основным мотивом учения является самоопределение и самоутверждение.

Желание добиться успеха присуще людям с самых малых лет. Большинство исследований доказывает, что мотивация достижения успеха – это чисто социальный, т.е. приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность называется мотивационной средой.

В зависимости от содержания она может как способствовать, так и , напротив, препятствовать возникновению у детей стремления к успеху, влиять на силу и направленность этого стремления.

Дошкольный возраст

Сюжетно-ролевые музыкально-ритмические игры – упражнения выполняются поточным способом с большим количеством повторений, что дает возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бег, ходьба, плавание) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют интенсивность и длительность занятий, выполнения того или иного упражнения, поэтому их не надо останавливать и подстегивать, а предоставить им свободу.

Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» ритмической гимнастики!

Моторная плотность на таких занятиях приближается к 100%, в то время как на традиционных – 75-85%. Тренирующий эффект ЧСС составляет 140-160 уд/мин. Темпы прироста физических качеств в таких группах составляет 20-25%, что является отличным показателем по шкале оценки темпов прироста, предложенной  В.И.Усаковым.

Младший школьный возраст.

Все дети, занимающиеся в школе, сдают контрольные нормативы, по которым оценивается уровень физической подготовленности. Данная система оценки была разработана В.А.Лепешкиным. Она позволяет дать качественную оценку физического развития каждого ребенка, сравнить их, составить рейтинговые списки группы, школы, выявить рекордсменов, как одном из видов тестирования, так и по сумме всех видов. Данная система подталкивает самих ребят к самосовершенствованию. Результаты анализируются тренером-преподавателем совместно с учащимися: определяется уровень подготовленности детей в каждом виде. На основе анализа преподаватель планирует и включает в занятия необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в системе подготовки юного спортсмена, определяет нагрузки, повышающие уровень двигательной подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным физическим развитием. В мае проводится итоговое тестирование. Результаты сравниваются с данными на начало года. Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, к личному уровню физической подготовленности преподаватель постоянно должен внедрять в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня». Это важно, ибо уровень двигательных способностей, как правило, прямо отражает уровень здоровья школьников.

Средний и старший школьный возраст

Чем может быть интересен старшеклассникам урок физической культуры? Как заинтересовать собственным физическим совершенствованием не только успешных, но и слабых, телесно плохо развитых детей. Нам кажется, что мы наши такой источник интереса. Это исследование себя – самое интересное поле деятельности для юного человека. Не многие учебные дисциплины могут похвастаться тем, что способны в полной мере предоставить и создать условия для такого увлекательного процесса.

Предмет «Физическая культура», казалось бы, создан для осуществления этой задачи. «Испытать себя» - провести исследование, познать свои возможности, свои реакции, свои резервы, предположить свой потенциал, самому намечать некие рубежи, ставить некую планку владения собственным телом.

Мы изменили подход к изучению собственных возможностей – это отказаться в предлагаемых заданиях от оценки за количественно-временные показатели. Критерием оценивания категорически не может быть результат задания. А вот работа с этим заданием может и должна быть оценена. Чтобы вовлечь ученика в активную работу по повышению своих физических возможностей, необходимо выйти в зону интереса именно этого ребенка. Вовлеченный в работу ученик, безусловно, сделает для себя много открытий самостоятельно. А задача преподавателя – создать условия, чтобы этот «запуск» состоялся. В старшей школе эти результаты становятся материалом для осмысления учеником своей деятельности, осознанного познания себя.

Этапы работы: 1. кондиционное задание; 2. анализ полученных результатов;  3. составление плана тренировочного занятия; 4. опробование собственной тренировки; 5. анализ и коррекция спланированного занятия; 6. повторное кондиционное задание; 7. анализ влияния тренировки на динамику результата; 8. последующее планирование своей тренировки.

В школе разработано положение о смотре-конкурсе на звание на «Лучшего спортсмена года». В конце года подводятся итоги, награждаются победители по видам спорта. Ходатайствуем о назначении стипендии Главы Лиманского района лучшим спортсменам. Оформлен стенд, где вывешены списки лучших спортсменов, рекорды Лиманской ДЮСШ. Рекорды школы фиксируются не только абсолютные, но и по возрастным группам.


Педагогические условия

развития мотивации достижений учащихся в учебной деятельности

Факторы

Условия развития мотивации достижений в учебном процессе

1. Уровень сложности и новизны задачи

Поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьника и гарантировать им успех не менее чем на 50%

2. Возможность проявления самостоятельности

Процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений

3. Методы побуждения к достижениям

Методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий, ограничивающий автономность и самостоятельность учащихся характер

4. Методы оценки результатов деятельности

- учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и по каким показателям будет оцениваться их деятельность;

- система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;

- оценка деятельности должна быть справедливой и объективной. Все учащиеся, имеющие одинаковые результаты, должны одинаково оцениваться учителем;

- оценка ученика должна зависеть только от результатов его учебной деятельности и ни от чего другого

5. Условия состязательности

Должна быть состязательность учащихся с примерно равными возможностями

6. Наличие возможностей для достижения успешных результатов

Должны иметься все необходимые условия для достижения учеником положительных результатов; их достижение не должно требовать от детей чрезмерного напряжения и приводить к перегрузкам

7. Личный пример и ролевая позиция значимых взрослых

Учитель должен быть мотивированным на улучшение результата учеников

8. Близкие и отдаленные последствия достижения успеха

- любые, пусть даже самые незначительные достижения должны поощряться учителем;

- методы поощрения должны превалировать над методами наказания

9. Степень удовлетворенности первичных потребностей

Учителем должны создаваться такие условия, при которых потребность в достижении более высокого уровня знаний становится для учащихся более актуальной, чем все другие, например, получение вознаграждения или избегание неудачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Создаем образовательную среду.

Выступление на педагогическом совете....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ

Образовательные ситуации с целью создать развивающую средуВ традиционной практике дошкольного и школьного образования доминирует учебная модель. В такой модели содержание образования предметно ориенти...

Как создать эффективную цифровую среду в классе?

Как цифровая образовательная средапомогает в организации учебного процесса с использованием дифференцированных заданий.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23532159","attributes":{...

Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения .

Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общенияВзаимодействуйте с ребенком, находясь примерно на уровне его глаз. Можно сесть на пол или на корточки. Не трогайте ребенка, не призывайте его к зрите...