Выступление на педчтении учителя физкультуры МОБУ СОШ села Суккулово Петряевой Ольги Николаевны на тему: «Создаем творческую среду развития»
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Петряева Ольга Николаевна

Выступление на педчтении на тему "Создаем творческую среду развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdaem_tvorcheskuyu_sredu_razvitiya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педчтении учителя физкультуры МОБУ СОШ села Суккулово Петряевой Ольги Николаевны на тему:

«Создаем творческую среду развития»

Многие десятилетия школа и научно-педагогическая мысль занимаются поиском путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем.

         Каждый ребенок – это уникальный, неповторимый мир, это индивидуальность, требующая особого подхода. Очень важно создать на уроке ситуацию успеха, чтобы каждый ученик поверил в свои силы. Эмоциональный комфорт и творческая раскованность на уроке возможны только при условии отношения учителя к ученику как к равному, когда не порицаются ошибочные действия школьника.

        Что же такое творчество? Р. Мэй  пишет: «…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира»1.Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Через творчество раскрываются потенциальные возможности и способности ученика.

Творческая среда отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением4. Становится ясно, что создание творческой среды в учебной деятельности не только создает комфортную обстановку на уроке, формирует коллектив, прививает интерес к предмету, но и при систематической работе способствует интеллектуальному развитию всех учащихся. Но нужно помнить, что сущность этой среды - совместный поиск, совместное созидание, творческие споры равных партнеров. «Творческая» среда «изживает себя», когда в группе выделяется авторитарный лидер, который стремится направлять мысли и деятельность своих товарищей.

Кроме того, важной составляющей является доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка непосредственно в процессе выполнения творческих заданий.

Также учащиеся должны представлять усвоенный материал в виде, отличном от того, в котором они получили его от учителя, а не максимально точно воспроизводить заученную информацию.

Каковы же основные задачи педагога? Это создание условий для самостоятельной работы, вооружение учащихся методами и приёмами творческой работы, обеспечение школьникам основных условий для творческой деятельности, предоставление учащимся времени для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

 Заниматься творчеством можно поодиночке, а можно создать творческую группу из тех, кто тебе ближе по духу и убеждениям. Поэтому на уроках можно применять  как индивидуальные, так и групповые формы работы. Но их объединяет одно: задания должны вызывать интерес у детей и стремление к творчеству.

         Групповые формы учебной деятельности способствуют формированию навыков самостоятельной работы, расширяется словарный запас школьников, со временем исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе. Такая работа сплачивает школьников: им приходится общаться не только в школе, но и вне ее стен. Повышается ответственность, так как от результата твоей работы зависит успех всей группы.

Для развития творческих способностей школьников используем следующие методы:

  • Частично-поисковый метод. Этот метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
  • Поисковый метод. Самостоятельная постановка и решения проблемы, путем логического анализа доказывает гипотезы, помощь педагога при этом минимальна.
  • Метод творческой активности. Выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, открытия нового способа решения, изобретения.

Формы деятельности проводятся на уроках физической культуры (урок – дискуссия, урок – проблемный семинар) и во внеурочное время (исследовательские игры) и направлены на развитие творческих способностей школьников.

На уроке – дискуссии учащиеся работают в малых группах (5–6 человек), получают очки за участие в дискуссии. Тема ее определяется изучаемым материалом. Дискуссия длится 8–15 минут в зависимости от темы и возраста учеников. Участники садятся в центре спортивного зала в небольшой круг, в это время остальные ученики вместе с учителями садятся вокруг них и слушают. Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме, предоставление информации, опирающейся на факты, или информации, полученной в ходе исследования, привлечение другого ученика к дискуссии, сосредоточенность на теме.

Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.

При проведении урока учителю надо обращать внимание на психологическое равновесие между чрезмерно активными, молчаливыми участниками дискуссии. Для успешности проведения данного урока необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Позиция “Я – хороший, ты – хороший”;
  • Истина превыше всего;
  • Краткость – сестра таланта;
  • Уважение и дружелюбие при высказываниях.
  • Нами разработаны правила поведения учащихся во время урока – дискуссии:
  • Я критикую идеи, а не людей;
  • Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему результату;
  • Я выслушиваю сообщения каждого, даже если я с ним не согласен;
  • Я стараюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему;
  • Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Урок – проблемный семинар представляет собой “творческую дискуссию”, на которой идет обмен информацией между участниками, представляется возможность критиковать даже отвергнутое мнение.

Схема его такова:

  1. Постановка и осмысление проблемы.
  2. Генерирование вариантов решения проблемы.
  3. Отбор наиболее аргументированных вариантов решений проблемы.
  4. Критика отобранных решений.
  5. Отбор решений наиболее устойчивых к критике.
  6. Продумывание способов решения проблемы.
  7. Обсуждение этих способов.
  8. Подведение итогов (характеристика деятельности участников и их результатов, планирование конкретных действий, рефлексия учащихся). Научно-практическая конференция учащихся организуется с целью создания оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития учащихся, вовлечение их в научно-исследовательскую работу.  Выступления детей по вопросам физической культуры и спорта по секциям “Психофизиология и здоровье человека”, “История Российского спорта”, “Личность в спорте”, “Спорт 20 века. Новые виды спорта”, “Человек и его здоровь[1]е”. Это поможет привлечь как можно больше ребят в этот процесс. Исследовательские игры способствуют интеллектуально-творческому развитию учащихся. Игры проводятся под руководством учителя. Схема проведения исследовательской игры:
  1. Определение темы игры:

– обобщения, суть темы;

– ответить на вопросы, которые будут заданы учениками;

– формулируется главная цель занятия;

2. Ход игры:

– выдача ученикам инструкций, правил, установок, пакеты материалов;

– разделение учащихся на группы;

– обоснование всеми группами постановки проблемы и выбора ситуации (после жеребьевки);

– оказание помощи ученикам в виде консультаций;

– защита учащимися своих решений и выводов;

– обсуждение предложенных ситуаций;

– ответы на заданные вопросы и приготовление своих вопросов для другой группы.

3. Подведение итогов:

– сбор оценочных листов и подсчета количества баллов;

– определение победителей;

– оценка результатов игры учителем и учащимися.

Применение перечисленных выше форм и методов работы нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию познавательно-информационных потребностей школьников.

Согласно идеям Лесгафта П. Ф., физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, так как именно оно дает возможность школьнику быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на РМО учителей географии "Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района РТ"

Каждое село богато своми традициями. У нашего села они особенные. Мы свято чтим и помним историю, быт и традиции нашего народа....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков Тема: "Создание творческой среды на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ

   Физическое качество – сила. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для ...

Выступление на районных педчтениях .Тема выступления: "Создание творческой среды на уроках английского языка"

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким о...

Выступление на ассоциации учителей физкультуры по вопросу наставничества

В своем выступлении поделилась опытом работы с коллегами по организации работы военно- патриотической направленности....

Музейное пространство города как творческая среда развития школьников.

В представленной работе описываются образовательные маршруты и методические рекомендации разработанные и апробированные в моей педагогической практике. Главной целью освоения нового образовательного п...