Музейное пространство города как творческая среда развития школьников.
статья по географии (5, 6, 7, 8 класс)

Любовь Николаевна Кучерявенко

В представленной работе описываются образовательные маршруты и методические рекомендации разработанные и апробированные в моей педагогической практике. Главной целью освоения нового образовательного пространства считаю успешное достижения целей и задач географического образования, их практической реализации и включения как можно более широкого круга участников в процесс популяризации идей единства природы и человека, идей гуманизма и принципа культуросообразности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzeynaya_pedagogika.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №389 «Центр экологического образования»

Кировского района Санкт-Петербурга

Кучерявенко Любовь Николаевна

Учитель географии

Музейное пространство города как творческая среда развития школьников.

Секция : Создаем творческую среду развития

Тел. 89213239531

E-mail:

Музейное пространство города как творческая среда развития школьников.

География является одной из ветвей естественно-научных дисциплин. На рубеже 20-21 веков школьная география расценивается как важный предмет для воспитания молодежи в духе гуманизма и патриотизма. Интенсивное хозяйственное и культурное развитие в мире, расширение международных связей способствует росту потребности в географическом образовании. Необходимость известного географического кругозора для инженера, агронома, менеджера или банкира и каждого образованного человека вообще очевидна для всего культурного общества.

Немецкий ученый-педагог Дистервенгер в конце 19 в начале 20 веков сформулировал важный принцип культуросообразности воспитания и обучения молодых людей: «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».

Широкое распространение культорологический принцип в российской учебной географии в виде идеи народности воспитания получил еще во второй половине 19 века и в России, прежде всего благодаря трудам К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Знание своей религии, своей родины с ее природой, географией, историей, культурой К.Д. Ушинский считал необходимым для воспитания образованного человека и гражданина. Он утверждал, что система воспитания - есть выражение характера самого народа.

Петербургский географ, профессор Э.Ф. Лесгафт считал, что преподавание географии должно включать в себя не только голые научные факты, но и быть наукой изобразительной, наукой зрительных представлений и формировать пространственно-художественное представление и воспитывать у учащихся общую и географическую культуру.

Сегодня забота о будущем человечества неразрывно связана с утверждением гуманных начал в жизни стран и народов. Напомним хорошо известное утверждение футурологов о том, что 21 век либо будет «эрой милосердия», либо жизнь на Земле вообще прекратиться. Не «человек политический» и не «экономический прогматик», а Человек гуманный, ориентированный на защиту жизни на Земле и жизни каждого человека, на защиту прав и свобод человека, обеспечит будущее, достойное человеческого общества.

Важную роль в становлении гуманистических свойств личности, в развитии у нее гуманитарной культуры может сыграть школьное образование, если оно соответствует потребностям общества. Именно на это нацелена гуманизация отечественной школы. Академик Д.С. Лихачев в работе «Я вспоминаю» писал: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания. Перелом в мышлении людей, понимание глобальных задач выживания, осознание неотложной необходимости покончить с потребительским отношением к миру и природе могут произойти не сразу, и это большое дело должна начать школа».[1]

Сегодня культурологическое направление воспитания и образования приобретает все больший вес в образовательной политике Санкт-Петербурга. Движение к открытому обществу (обществу без национальных, идеологических, пространственных и временных границ) через диалог культур формулируется как современный общественный заказ, реализация которого осуществляется через многообразие социальных институтов, прежде таким социальным институтом культуры как музей, восстанавливающее неразрывное единство культуры и образования.

Изложенные выше принципы современного образования диктуют нам совершенно новые методы, средства и формы обучения. Обновление образования предполагает использование нетрадиционных методов. Одним из таких методов может быть освоение музейного пространства, который поможет достигнуть как обучающих, так и воспитательных целей, поможет осмыслить место конкретных знаний в оценке системы взаимодействия природы и человека, как единого целого.

Наш город обладает огромным количеством музеев различной направленности -исторической, художественной и конечно же естественно-научной. Музей, является наглядным и упорядоченным собранием предметов создающих образ действительности из ее же собственных элементов, помогает человеку сориентироваться в реальной предметно-пространственной среде, систематизировать знания о мире, включает посетителя в процесс приобщения к культуре. Музей является таким исторически сложившимся социальным институтом, который сохраняет уникальный педагогический потенциал. Взаимодействие школы и музея сегодня должны выйти на новый уровень взаимоотношений. Музейное пространство это информационно насыщенная среда, которой возможно придать качества нового образовательного пространства и качества новой развивающей среды.

Преподавая географию в школе достаточно длительный срок, мне приходилось знакомиться и осваивать различные методики, средства и формы организации учебного процесса. На первый взгляд, среди школьных предметов, география, не является основным и приоритетным и это является достаточно обидным фактом. Вот именно поэтому я всегда стараюсь в преподавании предмета найти такие возможности, которые бы перевернули подобные представления и в первую очередь среди моих учеников.

Поиск новых форм работы привел меня в музей и я сделала попытку создания системы занятий (уроков) в виде внеаудиторных образовательных моделей - создание образовательных маршрутов позволяющим воспользоваться комплексом исследовательских методов окружающего мира в нетрадиционной информационно-насыщенной среде, обладающей огромным потенциалом. Этой средой является музейное пространство. В моей работе использовался опыт учителей естествознания школы № 91 А.В. Космодамианского и С.Ю.Сергеичевой. Для написания основной главы были использованы материалы статей из сборника Музей и школа: диалог в образовательном пространстве за 2001 год. Разработанный алгоритм взаимодействия учителя с сотрудниками музея помог в составлении музейных образовательных маршрутов.

В представленной работе описываются образовательные маршруты и методические рекомендации разработанные и апробированные в моей педагогической практике. Главной целью освоения нового образовательного пространства считаю успешное достижения целей и задач географического образования, их практической реализации и включения как можно более широкого круга участников в процесс популяризации идей единства природы и человека, идей гуманизма и принципа культуросообразности.

Организация взаимодействия школы и музея в преподавании школьной географии

Музейное пространство благодаря своей природе в сочетании с реальной предметно-пространственной средой, окружающей человека, может помочь не только в изучении частных учебных дисциплин, становясь иллюстрацией школьного курса, но и способно обеспечить синтетический уровень знаний о мире.

  • Общение с подлинником, находящимся в центре педагогического процесса, принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику его методики, направленной, прежде всего, на личностно ориентированное обучение. Музей включается в общепедагогический процесс как: школа визуального и пространственного восприятия, которая приобщает к окружающему миру ребенка и учителя, через экспонаты, несущие в себе огромное как общечеловеческое, так и личное значение.
  • Пространство, аккумулирующее эстетический опыт человечества и развивающее творческие особенности личности;
  • Фильтр качества в отношении человека к жизни и окружающей среде в ее предметно философско-этическом плане, что особенно важно в условиях возрастающего значения аудиовизуальных средств коммуникации и массовой культуры.

Осознав свою социально-нравственную ответственность за гуманизацию и системы образования и общества в целом, музей включает посетителя в процесс приобщения к культуре от уровня первого впечатления и накопления первоначальных знаний до сложного образовательного процесса. Музей - как новое образовательное пространство формирует:

  • Понимание исторического и духовного опыта развития человечества;
  • Способность к диалогу с окружающим миром и понимание влияния этого диалога на развитие человека;
  • Творческое воображение и интерес к новым знаниям.

Создание музейного образовательного маршрута в помощь реализации учебных и воспитательных задач в курсе школьной географии, является одной из форм освоения музейного пространства, главной целью которого является популяризация идей единства природы и человека, идей гуманизма.

В период обновления форм и методов образовательной деятельности появляется новая научно-практическая область - музейная педагогика, которая позволяет изменить взаимосвязь школы и музея. Примером форм работы в области музейной педагогики могут быть:

  • Наглядно-образное постижение учебного материала - обзорные экскурсии.
  • Поисково-исследовательская работа учащихся с различными экспонатами музея, стимулирование поисковой деятельности - маршрутные листы.
  • Создание интегрированных курсов на базе экспозиции нескольких музеев -Ботанического сада, Зоологического и Этнографического музеев, например в курсе Географии материков (7 класс).
  • Организация творческих мероприятий на базе экспозиции музея для запечатления позитивного творческого отношения человека к окружающему миру, себе и вечным ценностям - использование интерактивных зон музеев.

Глобальные процессы, связанные с воздействием человечества на природу, делают жизненно необходимым изменение подхода к естественнонаучному образованию. География, одна из наук призванная формировать у учащихся комплекс знаний о природных, экономических и социальных объектах.

Исходя из этого, целесообразно усилить в преподавании географии такие акценты, как комплексно-географический, эколого-экономический, историко-культурный и практический. В то же время изучение географии должно быть направлено в первуюпрактический. В то же время изучение географии должно быть направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся: любви к Родине, уважение к другим национальным культурам, на овладение географической информацией и понимание ее значимости в современной жизни. Важно раскрыть учащимся гуманистическую направленность знаний о географии Родины, показать неразрывную связь природы и человеческого общества, развивать творческое воображение и интерес к новым знаниям решать задачи профессиональной ориентации.

Появление такого направления в современном образовании, как Музейная педагогика и освоение нового образовательного пространства, на мой взгляд, поможет по-новому организовать учебный процесс преподавания географии.

В условиях такого крупного культурного и научного центра, каким является Санкт-Петербург, учителя, ведущие учебные предметы естественнонаучного цикла, традиционно используют потенциал музеев естественнонаучного профиля. Деятельность этих музеев, обусловлена их профилем (зоологический, ботанический, минералогический и др.), и типом (научно-исследовательский, академический, массово-просветительский, учебный). Средства музейных экспозиций позволяют:

  • Приблизить природный объект изучения к учащимся;
  • Наглядно проиллюстрировать ту или иную учебную тему;
  • Раскрыть проблему воздействия человека и природы,
  • Показать роль природы в жизни человека.

Способы общения музейных работников с учащимися носят характер обзорных или тематических экскурсий, в которых носителем и источником информации является экскурсовод, а учащиеся - пассивными слушателями и наблюдателями. Монологическая форма общения экскурсовода с ребятами, может стать причиной падения интереса к экскурсии, а иногда и к учебному предмету. Такая форма организации деятельности не полностью реализует образовательный потенциал музея. Поэтому сегодня необходим другой, более современный подход к организации работы школьников на экспозиции музея. Многолетняя практика работы учителей естествознания школы №91 (Космодамианский А.В., Сергеичева А.А.) и д.п.н., проф., зав. каф. Теории и методики естественнонаучного образования СПбГПУМ - Алексашиной И.Ю. выявила в совместной деятельности учителей и учащихся с сотрудниками музеев на музейных экспозициях определенные проблемы:

  • Отсутствие реальных представлений у сотрудников музеев об уровне знаний и понятийном аппарате учащихся данного возраста;
  • Сложность восприятия учащимися экспозиции в силу неадаптированности излагаемого материала к определенному возрасту;
  • Естественное желание музейных работников как можно подробнее представить содержание музейной экспозиции;
  • Отсутствие у учителя методики планирования, подготовки, проведения и последующей работы учащегося;
  • Необходимость предварительной подготовки учащихся для работы в музейном пространстве.[2]

Существование этих проблем и послужило созданию алгоритма[3] взаимодействия учителя с сотрудниками музея. На первом этапе создается творческая группа заинтересованных учителей и сотрудников музеев для погружения в поле проблем, уточнения позиций, определения круга совместных интересов и установления контактов в системе диалога. На втором этапе, как показала практика, для успешной реализации музейных образовательных маршрутов и осуществления реального взаимодействия между музеем и школой необходимо:

  • Тематический план музейных образовательных маршрутов по географии;
  • Краткие методические рекомендации для проведения экскурсий или занятий на экспозиции музея;

для учителя:

  • Изучение образовательного потенциала музея;
  • Вычисление содержательных линий каждой экскурсии; для учащегося:
  • Рабочие маршрутные листы.4

Это далеко не полный перечень возможностей использования музеев города для создания образовательных маршрутов для уроков географии.

Основная задача в создании музейных образовательных маршрутов для учащихся 8-9 классов, состоит в развитии системы естественнонаучных знаний, сочетающих знания о единстве природы и космической роли человека с гуманистическими идеалами человечества, то есть основ планетарного мышления. При этом имеется в виду, что основанием для таких занятий является объективное единство природы, целостность и системность ее организации и функционирования, включая и деятельность человека.

Принципы отбора учебного материала, наряду с общими дидактическими принципами (научность, доступность и др.), предусматривают: осуществление дедуктивного подхода - от идеи единства природы к проявлениям этой сущностной характеристики в конкретных фактах и явлениях; включение элементов опережающего обучения (из курсов физики, химии, географии, биологии), составляющих основу знаний о единстве природы; установку на развитие способности учащихся к наблюдению и проведению эксперимента как основного метода научного естествознания.

В качестве примера музейного образовательного маршрута хочу привести методическую разработку урока на базе экспозиции Музея Санкт-Петербургского Горного института им. Г.А. Плеханова. Экспозиция музея дает огромные возможности сделать уроки географии в 8-ом классе по курсу «Природа России» более содержательными интересными и запоминающими для учащихся.

Экспозиция музея включает коллекции минералов, горных пород, предметы и модели горной техники, модели 230 групп кристаллов, выставки драгоценных и поделочных камней, образцы синтетических минералов. Широко представлены отдел геологии, имеющий в своем составе экспонаты по космогонии, вулканизму, землетрясениям, тектоники и другим геологическим процессам. При наличие такого объема информации я столкнулась с трудностями выбора темы, направления и отбора экспонатов для составления

образовательного маршрута. В результате нескольких посещений музея я остановила свой выбор на экспозиции зала «Динамической геологии». Среди тем общего обзора природы России в 8 классе, тема «Рельеф и геология» вызывает наибольшие трудности в усвоении учебного материала у школьников и поэтому очень важно преподнести эту тему максимально ярко и образно. Ведь известно, что яркий образ (представление) нередко сохраняется в памяти в течении всей жизни человека.

Теме «Современные процессы формирования рельефа» отводится всего 1 час учебного времени. Информация учебника по этому вопросу дана кратко и сжато, без иллюстраций, ярких образов. Тема для ребят данного возраста трудна и кажется не

особенно интересной и важной. Поэтому музейная экспозиция динамической геологии дает возможность раскрыть тему и побудить ребят к осознанию практической значимости знаний о современных геологических процессах для человека и развить познавательный интерес к предмету.

Основной образовательной задачей темы о современных геологических процессах является закрепление понятий, представлений и знаний о связях и закономерностях в природе. Вопрос о связи явлений - важнейший вопрос географии. Н.Н. Баранский писал: «... изучение связи природных явлений в пространстве составляет самую суть географии, ее «ядро», без которого она лишается смысла своего существования».[4]

Другой задачей урока является - способствовать прочному закреплению Навыков географического мышления. Географическое мышление - это мышление, основанное на понимании тесной взаимосвязи между различными процессами и явлениями природы, между обществом и природой.

Урок на экспозиции зала динамической геологии призван раскрыть и экологическую значимость географических знаний. Человек своей деятельностью может усиливать или затормаживать внешние процессы рельефообразования, способствовать процессам самовосстановления природных комплексов.

Есть и еще одна черезвычайно важная задача, но уже не образовательного, а воспитательного плана. Это воспитание любви к Родине, своему краю, чувства ответственности за ее настоящее и будущее. Эта задача соответствует базовым принципам образования, характеризующими развитие сегодняшней школы.

Методика организации образовательных маршрутов на экспозиции естественнонаучных музеев Санкт-Петербурга

Методические рекомендации создания музейного образовательного маршрута на экспозиции музея Санкт-Петербургского Горного института им. Г.А. Плеханова

Цели:

1. познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: эндогенные и
экзогенные процессы, тектонические движения, землетрясения, вулканизм,
оледенение, эрозийный рельеф, эоловый рельеф, дюны, обвалы, осыпи,
оползни, лавины, сели;

2. продолжить формирование знаний о внешних и внутренних процессах

формирующих рельеф. Показать динамичность и непрерывность процессов происходящих на Земле через наглядно-образное восприятие учебного материала;

  1. стимулировать самостоятельную деятельность учащихся на экспозиции музея;
  2. формирование умений применять ранее усвоенное содержание в новой учебной ситуации; вычленять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, находить различия между причинами и следствиями; комбинировать элементы, собирать информацию из дополнительных источников и на этой основе создавать итоговую работу в виде доклада, выступлений.

Используемые методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный (экскурсия в музее);
  2. репродуктивный метод - самостоятельная деятельность учащихся на экспозиции музея;

3. творческий метод - частично-поисковый, исследовательский;
Ценностный компонент урока:

  1. оценить роль природных процессов (выветривание, оледенение, вулканизм, эрозия почв и т.д.) в жизни и хозяйственной деятельности человека: теснота связи человека с природной средой, степень его зависимости от природных процессов;
  2. определить роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы.

Конструирование данного урока и его проведение основано на реализации внутри- и межпредметных связей и наглядной иллюстрации учебной проблемы и использование экспонатов музея Санкт-Петербургского Горного института им. Г.А. Плеханова.

Урок разбивается на несколько смысловых блоков. Первый блок (подготовительный):

- организация работы уч-ся на экспозиции Горного музея:

деятельность учителя - организация экскурсии в музей; разработка рекомендаций сотрудникам музея (тема экскурсии: «Развитие форм рельефа на современном этапе, внешние и внутренние процессы рельефообразования на экспозиции зала динамической геологии.

  • опорные понятия: динамическая геология, эндогенные и экзогенные процессы, новейшие тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, дюны, обвалы, лавины, сели.
  • цели экскурсии: показать динамичность и непрерывность процессов развития рельефа, взаимосвязь природы и человека на конкретных примерах, деятельность человека, как один из факторов изменения рельефа, стихийные явления.

Осмотр экспонатов (горных пород), изучение, их оценка пробуждают эмоциональные отклики и впечатления, формируют самостоятельные суждения, понятия и идеи, а также их верификацию. Для подобной внутренней и внешней мотивации, экспозиция Горного музея кроется огромный потенциал

В маршрутных листах имеются вопросы о возможности предвидеть и предотвратить то или иное стихийное бедствие, и какими могут быть последствия этого явления. И от ребят в данном случае требуется найти информацию на стендах экспозиции, обратиться с вопросом к экскурсоводу или воспользоваться дополнительной информацией. . Здесь же реализуется возможность выработки практического навыка и умения составления схем и правильного отбора информации.

Третий блок урока проходит в классе. Каждый ученик имеет подготовленную учителем таблицу, куда заносятся результаты проведенной работы на экспозиции музея. Учащиеся выступают с сообщениями, обсуждают представленную информацию, делают выводы и заносят результаты в итоговую таблицу:


[1]' Лихачев Д.С. Я вспоминаю, - М. 2004

[2] Космодамианский А.В., Сергеичева СЮ. Опыт использования музейных экспозиций.- В сб.: Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып. 3. - СПб, 1998, с.34-35.

[3] Приложение 1, с. 19

[4] Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1979. - с. 121.

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.

Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.

В стать автор делиться опытом работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики....

Создание музыкальной среды, как условие развития творческих способностей ребенка в освоении поликультурного пространства города

Создавая музыкальную среду на уроках музыки, на факультативных занятиях, во время работы во  внеурочное время (репетиции хора, олимпиады, конкурсы, концерты, музыкально-литературные вечера, фести...

Образовательная среда - музейное пространство

Статья "Образовательная среда - музейное прстранство" расматривает возможности и особенности использования музейного пространства в обучении...