Главные вкладки

    Республиканская НПК "Духовно-нравственное воспитание школьников в свете ФГОС". Выступление на тему: "Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков".
    статья по теме

    Измайлова Людмила Николаевна

    Республиканская научно-практическая конференция "Духовно нравственное воспитание школьников в свете ФГОС"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков.

                                                                   

    Клепикова Инна Викторовна, МБОУ " Илькинская средняя общеобразовательная школа", учитель русского языка и литературы

    Измайлова Людмила Николаевна, МБОУ " Илькинская средняя общеобразовательная школа", учитель изо и технологии

    Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков.

    Воспитание – не сумма   мероприятий и приемов,                                                                                                                                а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.
    В.А. Сухомлинский

    В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
    Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы  является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
     1

    Проблема  совершенствования преподавания литературы сегодня одна из важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить уч-ся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Наши ученики не читают произведение, они его «проходят», скользя равнодушным взглядом по сокровищам великой духовной ценности. Одним из эффективных вариантов решения этой проблемы являются активные, нестандартные формы и методы обучения и технологии. Cтараюсь использовать на уроках литературы современные педагогические технологии, а именно технологию продуктивного чтения.  Достоинство технологии продуктивного чтения в том, что она применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения, ориентирована на развитие личности читателя и, конечно же, способствует достижению полного понимания текста, а именно, понимание фактуальной информации  (о чем в тексте сообщается в явном виде), подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк) и концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). Следовательно, технология продуктивного чтения формирует и развивает читательскую компетенцию школьника. Конечным результатом использования на уроках литературы элементов и приемов такой технологии

    1.Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

    является литературно-сценическая импровизация и интерпретация художественного текста.

     Мы продвинулись чуть дальше – мы с ребятами пробуем снимать короткометражные фильмы по мотивам известных произведений русских и бурятских писателей. После прочтения и полного понимания смысла текста ученикам дается задание написать сценарий на ту или иную часть художественного произведения или же на все произведение в целом (если оно небольшое по объему – рассказ, сказка, притча, легенда, стихотворение). Учащиеся пишут сочинение «Заявка на роль», с объяснением того, почему именно этого героя подросток хотел бы сыграть в фильме, каким он видит героя и как он его представит в киносюжете. Утверждается лучший сценарий, актерский состав, и начинается самое интересное. Работают группы режиссеров, гримеров, визажистов, декораторов, костюмеров, подбирается музыкальное сопровождение к фильму. Фильм монтируется, налаживаются спецэффекты, и директор фильма сдает готовую продукцию учителю. После фильм демонстрируется классу, ученики дают оценку сюжету, игре актеров и другим группам. Порой финал нашего фильма иной, чем у книги.  ( Например, после экранизации детского фильма «Поговорим о счастье» по мотивам произведения В.Г. Митыпова «В магазин завезли счастье» пришла идея написать  продолжение рассказа Митыпова. Что же стало с героями через 20 лет? Поменялось их представление о «счастье»? К какому жизненному  итогу, финалу пришли герои произведения? Так появился эпилог « В магазин завезли счастье. 20 лет спустя». В данное время идет работа по экранизации эпилога.) А после начинается бурное обсуждение кинопроекта, которое продолжается не один урок. Таким образом, в копилке нашей фильмотеки уже пять творческих проектов.

       Демонстрация собственного фильма повышает самооценку подростка, да и учебный материал воспринимается зрителями легче, свободнее и непринужденнее. А если детское экранное кино-творчество интересное, технологичное, яркое, поучительное и полезное, то оно, несомненно, способствует развитию не только читательской компетенции, но и развивает чувство патриотизма, способствует пониманию духовно-нравственных ценностей таких как любовь, сострадание, милосердие, смысл жизни, ответственного поведения. Развивается готовность к самосовершенствованию, самооценке, а так же укрепляется нравственность на духовных отечественных традициях. В результате подобной работы можно прогнозировать появление следующих преобразований в мировоззрении подростка: 1) Логичность ; 2) Организованность ; 3) Аргументированность ; 4) Рефлексивность ; 5) Аналитичность ; 6) Целенаправленность. Формируется критическое, творческое, образное мышление, зрительская и визуальная культура. Ребенок обогащает свое восприятие мира, получает возможность обрести опыт поколений – а ведь именно в приобщении к этому опыту и состоит задача образования.

        Общие, ключевые умения планировать и организовывать деятельность, в данном случае по созданию фильма, переносятся на умения планировать и организовывать свою последующую жизнь и последующую профессиональную деятельность. А это одна из важнейших задач современного воспитания.

    Современные  ученики - это  будущее нашей страны. Уроки литературы  дают  прекрасную  возможность говорить с поколением  будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.  

    Список литературы

    1.      Лушникова О. Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы. 
    2. Соловцова И.А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И.А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.

    3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012.

    4.   https://multiurok.ru/tatiana463/blog/mudryie-vyskazyvaniia-o-vospitanii-dietiei-1.html


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Илька 2016 МБОУ «Илькинская средняя общеобразовательная школа» Творческий кино-эксперимент школьников как способ развития читательской компетенции и эффективный путь развития нового мышления у подростков. Выполнил : Клепикова И.В., учитель русского языка и литературы Измайлова Л.Н., учитель изо и технологии

    Слайд 3

    Технология продуктивного чтения формирует и развивает читательскую компетенцию школьника. Конечным результатом использования на уроках литературы элементов и приемов такой технологии является литературно-сценическая импровизация и интерпретация художественного текста.

    Слайд 4

    Снимаем короткометражные фильмы по мотивам известных произведений русских и бурятских писателей.

    Слайд 5

    Творческие работы учащихся

    Слайд 6

    Короткометражный фильм по русской народной сказке « Морозко » Работают группы режиссеров, гримеров, визажистов, декораторов, костюмеров, подбирается музыкальное сопровождение к фильму.

    Слайд 7

    Экранизации детского фильма «Поговорим о счастье» по мотивам произведения В.Г. Митыпова «В магазин завезли счастье»

    Слайд 11

    После экранизации фильма «Поговорим о счастье» по мотивам произведения В.Г. Митыпова «В магазин завезли счастье» пришла идея написать продолжение рассказа Митыпова. Что же стало с героями через 20 лет?

    Слайд 12

    В результате подобной работы можно прогнозировать появление следующих преобразований в мировоззрении подростка: 1) Логичность ; 2) Организованность ; 3) Аргументированность ; 4) Рефлексивность ; 5) Аналитичность ; 6) Целенаправленность. Формируется критическое, творческое, образное мышление, зрительская и визуальная культура.

    Слайд 13

    Современные ученики - это будущее нашей страны. Уроки литературы дают прекрасную возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

    Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...

    Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

    Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

                Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

    Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС

    Патриотическое воспитание школьников в свете требований ФГОС...

    Методическая разработка на тему: «Приемы работы с текстом как способ формирования читательской компетенции на уроках литературы в 5 - 6 классах»

    В данной работе представлено описание приемов и методов работы  на уроках литературы, которые помогают освоить универсальные способы деятельности при работе с текстом художественного произведения...