2021 год. Выступление на МО учителей русского языка и литературы, социальных дисциплин и искусства по теме: "Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы"
материал

Татаринова Елена Алексеевна

В современной социальной ситуации проблема воспитания толерантности у каждого члена общества приобрела особую важность. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа – интернат г. Усмань»

Выступление

на методическом объединении учителей русского языка и литературы,

социальных наук и искусства по теме:

«Формирование толерантности
в ходе проведения внеклассной работы»

Подготовила:

Татаринова Елена Алексеевна,

социальный педагог

г. Усмань, 2021 год

Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы

В современной социальной ситуации проблема воспитания толерантности у каждого члена общества приобрела особую важность.  

Толерантность в переводе с английского - возможность услышать другого, понять иного. Иногда «толерантность» переводится как терпимость по отношению к другому.

Толерантность (по определению ЮНЕСКО) - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию людей, отличающихся по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, к сотрудничеству с ними.

Толерантность - искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Особая потребность в толерантности в современную эпоху обусловливается теми глобализованными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, часто противоположных норм и ценностей, культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию людей, отличающихся по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, к сотрудничеству с ними.

В российскую школу приходят дети разных национальностей, из семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями. Нужно учить обучающихся, воспитанников уважать не только себя, но и тех, кто находится рядом с ними. Необходимо показать им, что главное - это личность, права человека, его самоуважение.

В процессе проведения соответствующей воспитательной работы педагогическим работником должны решаться следующие задачи:

- воспитание личности, осознающей достоинство человека

- воспитание терпимости

- воспитание гуманного человека

- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем.

В ходе внеклассной работы обучающиеся могут в игровой форме, доступной для их возраста, получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их культуре.

Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чем заключаются права и свободы воспитанников, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у обучающихся стремление к защите прав других детей.

Существующее сегодня экономическое неравенство является серьезным фактором разъединения людей, причиной опасной поляризации в человеческих отношениях. Следовательно, необходимо говорить с воспитанниками и о толерантном отношении, обращаясь к таким нравственным категориям, как справедливость, совесть, милосердие и др.

Подчеркнем, что сам по себе принцип толерантности нуждается в правильном понимании. Он связан с терпимостью к злу и преступности. Границы толерантности совпадают с границами свободы. Нельзя быть толерантным к тем, кто своими суждениями и действиями отказывает человеку в праве на жизнь, подрывает основы общественного порядка, разжигает религиозную и национальную вражду.

Современные воспитанники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам, которые закреплены в ряде юридических документов. Так, многие конфликты и проблемы школьной жизни помогает решить и предотвратить Декларация прав школьника, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН, к соблюдению которой должны стремиться все народы и государства, чтобы обеспечить обучающимся защиту их прав и свобод на территории школы - интерната.

Во Всеобщей декларации прав человека ООН провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.

Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка в 1924 г. и в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.

Желательно познакомить с этими документами и родителей (законных представителей) обучающихся. Работу по формированию толерантности можно начать с организации семейных встреч, где в теплой атмосфере формируется желание подарить людям радость.

Одна из первых встреч может называться «Давайте познакомимся». На ней представители каждой семьи знакомят класс с членами семьи, показывают их фотографии, поют любимые национальные песни, исполняют стихи на родном языке, предлагают попробовать национальные блюда, рассказывают о семейных и национальных традициях.

В дальнейшем такие встречи можно приурочить к национальным праздникам.

С этой же целью можно организовать праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», где воспитанники в национальных костюмах рассказывают на родном языке стихи и поют песни, исполняют национальные танцы, угощают национальными блюдами, которые они приготовили вместе с родителями (законными представителями). Обучающиеся должны понять, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа - обязательное условие нормального общения.

Формирование толерантного отношения к окружающим людям в школе - интернате также должно быть направлено на воспитание у обучающегося чувства уверенности в себе, уважения себя и других. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека и толерантного отношения к другим людям. Существенную помощь в реализации этой цели могут оказать педагогу литературные произведения.
Ведь воспитанники могут извлекать из них уроки нравственного поведения, делать соответствующие выводы, которые хорошо запоминаются, так как они ассоциируются с любимыми персонажами. Желательно анализировать такие произведения, в которых участвуют герои разных национальностей. Педагог должен обращать внимание обучающихся на их добрые дела и поступки.

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует и участие в
совместных делах класса: конкурсах, соревнованиях, играх.

Обратим внимание, что в ходе организации коллективных дел между обучающимися могут возникнуть конфликты. Важно, чтобы педагогический работник всегда был готов обсудить их, подводя воспитанников к мысли, что любая проблема разрешима. Вместе с тем необходимо, чтобы обучающиеся и сами пытались найти способы решения возникшей проблемы.

Предлагаем педагогам алгоритм разрешения конфликтных ситуаций.

1)Определите проблему и признайте ее существование.

2)Попросите обучающихся, которых касается эта проблема, вместе обсудить свое поведение.

3)Составьте представление о том, что случилось. С этой целью проведите беседу с участвовавшими в конфликте воспитанниками и очевидцами о происшедших событиях. Дайте возможность высказаться всем по очереди, не прерывая их. Там, где это уместно, подбодрите воспитанника, погладив или обняв его, так как это также может смягчить чувство гнева или вины. Однако важно все время оставаться нейтральным.

4)Продумайте ряд решений. Спросите непосредственных участников конфликта,

как может быть решена эта проблема. Если они не смогут предложить решений, то преподаватель может предложить свое.

5)Обоснуйте выдвинутые решения. Объясните, что нередко могут существовать несколько справедливых способов разрешений конфликта. Поощряйте обучающихся к обдумыванию физических и эмоциональных последствий этих решений и напомните об аналогичном прошлом опыте.

6)Выработайте план действий. Добейтесь общего согласия по одному из предложенных решений.

7)Выполните это решение.

К сожалению, в современной школе учителя могут встретиться с дискриминационным поведением обучающихся. В этом случае педагогу следует решительно осудить такое поведение и дать ясно понять, что оно совершенно неприемлемо. Он может также выразить явную поддержку воспитаннику, который стал объектом оскорбления, не критикуя его при этом за гнев, страх или замешательство, но проявляя твердость по отношению к обучающемуся, совершившему дискриминационный поступок.

Педагогический работник должен помочь понять обучающимся, оказавшимся в роли жертвы, что негативная реакция на их пол, внешность, неполноценность, язык, расу или другие аспекты вызвана предрассудками. Он должен проанализировать возникшую ситуацию с воспитанниками, которые были причастны к ней или были ее свидетелями. Такие случаи следует также обсуждать с родителями (законными представителями), другими педагогами.

Естественно, что в ходе разрешения возникших разногласий учитель будет критиковать кого-либо из своих воспитанников. Важно, чтобы эта критика была конструктивной, не направленной на конкретную личность, а обращенной к трудной ситуации.
        Смысл конструктивной критики можно выразить так: «У нас есть проблема, давай найдем ее решение».

Чересчур обобщенная критика, особенно включающая ярлыки (ты - лентяй, ты - глуп), а также слова «всегда», «никогда»,  как правило, обидны и не соответствуют действительности. Такая критика унижает достоинство человека и не может быть им принята без ущерба для собственной личности. Обучающиеся, которых постоянно заставляют чувствовать себя глупыми, начинают воспринимать эту оценку всерьез.

 Не желая оказаться униженными, они отказываются от решения трудных для себя задач. Уход от ситуации становится для них основным способом психологической защиты: не выполнить домашнее задание, прогулять контрольную работу - именно такими способами пытаются избежать унижения такие воспитанники.

Оскорбительная критика вызывает обиду, злость и желание ответить тем же. Обучающиеся начинают защищаться, оправдываться, отвечать резкостью на резкость, критикой на критику, криком на крик, что, естественно, отрицательно сказывается на формирование доверия между преподавателем и обучающимися. Для того чтобы воспитанники чувствовали себя непринужденно, нужно:

- дать им понять, что преподаватель такой же человек, как и они сами

- тщательно объяснять каждый вид работы

- объяснять незнакомые слова и идеи  (понятия)

- снабжать обучающихся информацией (не только по конкретным видам работы, но и по смежным проблемам, касающимся их жизни).

Педагогическому работнику следует по возможности каждый день уделять несколько минут обсуждению местных событий и новостей из средств массовой информации. Это позволит взглянуть на проблематику прав человека менее формальным образом и само по себе может стать своего рода обучением.

Для формирования толерантности полезно проводить экскурсии, на которых
воспитанники знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы Тема: «Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку» (задание 13.3)

Передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ОГЭ на примере сочинения- рассуждения 13.3Задачи: 1) создание условий для профессионального общения, самореализации и сти...