Оздоровительное плавание в условиях «Школы надомного обучения № 367»
рабочая программа по физкультуре по теме

Доклад 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на тему:

«Оздоровительное плавание в условиях «Школы надомного обучения № 367»»

Докладчик: учитель физической культуры ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 367

Шиличева Елена Анатольевна

Москва

2011

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………………….3

2. Лечебная гимнастика в воде………………………………………………………..4

3. Упражнения, рекомендуемые при занятиях лечебным плаванием……………..5

4. Игры при лечебном плавании………………………………………………………5

5. Лечебная гимнастика в бассейне при заболеваниях дыхательной системы…...6

6. Комплекс упражнений в воде при остеопорозе…………………………………..7

7. Плавание при заболеваниях опорно-двигательного аппарата……………………8

8. Урок – основная форма занятий по оздоровительному плаванию. Проба Мартине…………………………………………………………………………………11

9. Облегченные и неспортивные способы плавания……………………………….15

10. Базовые упражнения аква-аэробикой при занятиях в бассейне……………….15

11. Заключение………………………………………………………………………..16

12. Список используемой литературы………………………………………………16

  1. Введение.

Нашу «Школу надомного обучения» № 367  – школу будущего –– мы все хотим видеть большим, светлым  и радостным домом. Сейчас в ней идут сложные процессы обновления методики и технологии обучения, введена новая структура учебных дисциплин, а также дисциплин в системе дополнительного образования. Занятия по лечебному и оздоровительному плаванию являются одной из таких методик.

Создаются различные образовательные модели (программы) занятий по плаванию, стимулирующих работу сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма, улучшающих осанку и фигуру. Разнообразие тренировочных средств и упражнений, игровые, танцевальные и соревновательные формы занятий делают их увлекательными для широкого круга учащихся с разными физическими возможностями и заболеваниями.

Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющий существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а занятия строятся на сотрудничестве педагога и ученика.

Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как базовой ценности, а также формирование мотивации к занятиям по лечебному и оздоровительному плаванию.

Практическая значимость программы состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующей укреплению и восстановлению здоровья учащихся специальных медицинских групп.

Уроки оздоровительного плавания ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся СМГ стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает занятия по лечебному и оздоровительному плаванию средством непрерывного совершенствования личности.

В настоящее время плавание считается одним из основных средств лечебной физической культуры:

  1. Для укрепления и развития сердечно-сосудистой деятельности.
  2. При заболеваниях дыхательной системы.
  3. Для профилактики нарушений осанки.
  4. Для профилактики и лечения остеопороза у детей.

  1. Лечебная гимнастика в воде.

Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды. В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии.

Показаниями к лечебной гимнастике в воде являются:

  1. мышечная слабость и прогрессирующая мышечная дистрофия;
  2. поражения периферических нервов;
  3. воспалительные заболевания суставов;
  4. состояние после травм и хирургических операций на опорно–двигательном аппарате;
  5. ожирение I – II степени;
  6. неврозы;
  7. заболевания органов дыхания и т.д.

Лечебная гимнастика в воде противопаказана:

  1. при выраженной сердечно-сосудистой недостаточности;
  2. при инфекционных заболеваниях в острый период;
  3. при бронхиальной астме с частыми приступами;
  4. при эпилепсии;
  5. при гнойничковых поражениях кожи, инфицированных ранах, экземах и т.п.

  1. Упражнения, рекомендуемые при занятиях лечебным плаванием.

  1. Произвольно передвигаться по басейну.
  2. Ходить по бассейну, загребая воду руками.
  3. Бегать по бассейну.
  4. Выполнять приседания.
  5. Ходить по бассейну в положении глубокого приседа.
  6. Ходить широким шагом, поднимая голень из воды.
  7. Прыгать на месте, держа руки на поясе.
  8. Прыгать с продвижением вперед, держа руки на поясе.
  9. Стоя сделать вдох, присесть – сделать выдох.
  10.  Встать у бортика и, держась руками за поручень, делать ногами движения, как при плавании кролем.
  11. Погрузиться в воду с головой, открыть глаза и достать со дна предмет.
  12. Встать спиной к бортику бассейна, ногами упереться в стенку бассейна, поднять руки над головой, соединив ладони. Сделать глубокий вдох, лечь грудья на воду, оттолкнуться от стенки и, выдыхая, скользить по бассейну до полной остановки.
  13. ИП: то же. Скользить по воде на произвольном дыхании.
  14. ИП: на спине. Скользить по воде на произвольном дыхании.
  15.  Повторить предыдущее упражнение, но во время скольжения перевернуться на бок.
  16. Встать, наклонившись вперед и держа руки в упоре на коленях, опустить голову щекой на воду (вдох), повернуть голову в ИП (выдох). Повторить то же в другую сторону.
  17. Повторить предыдущее упражнение, продвигаясь вперед по бассейну.
  18. Стоя у бортика, выполнять ногами движения, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием (на выдохе и на задержке дыхания после выдоха). Упражнение выполнять на груди и на спине.
  19.  Скользить в воде на груди с выдохами в воду.
  20. Скользить на груди с последующей работой ног, как при плавании кролем.
  21. Скользить на спине с последующей работой ног, как при плавании кролем.
  22. Стоя в наклоне вперед, делать движения руками, как при плавании кролем, попеременно: на задержке дыхания и на выдохе.
  23. Оставаясь в том же положении, делать движения руками, согласованные с дыханием.
  24. Продвигаясь по бассейну, выполнять движения руками, как при плавании кролем.
  25. Продвигаясь по бассейну, делать выдохи в воду: на два шага – вдох, на четыре – выдох, при этом лицо погружается в воду.

  1. Игры при лечебном плавании.

  1. Игра «Мяч по кругу». Играющие стоят в кругу и перебрасывают мяч по кругу.
  2. Игра «Кто быстрее». Играющие бегут по дну бассейна, делая гребки руками, до условленной черты.
  3. Игра «Кто дальше». Играющие выстраиваются в шеренгу и по сигналу преподавателя начинают скользить по воде сначала без помощи ног, затем двигая ногами, как при плавании кролем. Выигрывает тот, кто проскользит дальше.
  4. Игра в пятнашки.
  5. «Поплавок». Сделать вдох, обхватить руками колени, погрузиться в воду – сделать выдох и всплыть на поверхность воды.
  6. «Медуза». Сделать глубокий вдох, присесть, погрузившись с головой в воду. Наклониться вперед и «всплыть»; при этом голова остается под водой; руки и ноги свободно «висят». Задержать дыхание, считая про себя до пяти–семи. Затем сделать выдох в воду через полусомкнутые губы. Вернуться в И.П.

  1. Лечебная гимнастика в бассейне при заболеваниях дыхательной системы.

Лечебная физкультура в бассейне очень полезна при обструктивных заболеваниях легких (хроническом обструктивном бронхите, бронхиальной астме в период ремиссии). Упражнения в теплой воде уменьшают бронхоспазм за счет расслабления гладкой мускулатуры бронхов. Находясь в воде в горизонтальном положении, учащийся СМГ вдыхает теплый и влажный воздух, что улучшает дренаж бронхов. Давление воды на живот – и соответственно органы брюшной полости – способствует движениям диафрагмы, благодаря чему осуществляется более полный выдох и затем более свободный вдох. Кроме того, при выполнении упражнений в теплой воде уменьшается застой крови в периферических венах, но сердце при этом не перегружается.

При выполнении всех упражнений обязательно надо сообщить учащимся СМГ вдох выполняется на счет 1 – 2, выдох – на счет 3 – 4 – 5; дыхательная пауза составляет 1 – 2 секунды (если не указана другая продолжительность).

  1. ИП: стоя в воде, вода доходит до подмышек. Выполнить круговые движения прямыми руками вперед 5 раз. Затем сделать вдох, погрузить лицо в воду и выдохнуть. Вернуться в ИП. После дыхательной паузы выполнить еще один выдох в воду. Снова сделать 5 круговых движений руками на этот раз назад и повторить 2 выдоха в воду с дыхательной паузой.
  2. ИП: держась руками за поручень бассейна, лечь на воду на живот. Диафрагмальное дыхание в течение 1,5 минут, что бы удержаться на воде в горизонтальном положении, можно выполнять движения ногами, как при плавании кролем.
  3. ИП: стоя в воде. Выполнить 1 раз упражнение «поплавок».
  4. ИП: стоя в воде. В течение 2 – 3  минут ходить по дну бассейна, высоко поднимая бедра. На счет 1 – 2 – вдох, на счет 3 – 4 – 5 – выдох, 6 – 7 – 8 – пауза.
  5. ИП: стоя в воде, желательно у стенки бассейна. Сделать вдох, присесть и медленно выдыхать в воду через полусомкнутые губы. Вернуться в ИП и сделать паузу. Повторить 5 – 7 раз.
  6. ИП: стоя в воде спиной к стенке бассейна. Сделать вдох, оттолкнуться ступнями от стенки, руки вытянуть вдоль туловища и скользить по поверхности воды на животе, направляясь к противоположной стенке бассейна. Движения ногами – как при плавании кролем и брассом; голова погружена в воду; медленно выдыхать воду через полусомкнутые губы. Повторить 4 – 5 раз.
  7. ИП: стоять в воде спиной к стене бассейна. Лечь в воду на живот, ногами зацепиться за поручни бортика бассейна. Руки вытянуты вперед, голова строго между руками. Движения руками – как при плаваниии брассом: на счет 1 – 2 ладони развернуть наружу и медленно развести руки в стороны до уровня плечь (вдох). На счет 3 – 4 соединить руки у груди и резко вытянуть их вперед, выпрямляя (выдох в воду). Повторить 5 – 6 раз.
  8. ИП: стоя в воде. Выполнить 1 раз упражнение «медуза».
  9. ИП: стоя в воде, вода доходит примерно до уровня колен. Выпрыгивать из воды. Дыхание произвольное. Повторить 4 – 5 раз.
  10.  В течение 3 – 5 минут плавать с доской в руках. Движения ногами – как при плавании брассом.
  11. ИП: стоя в воде, вода доходит до шеи (в глубокой части бассейна). Погрузить голову в воду (наклонившись или присев) и сделать выдох. Пауза и свободное дыхание в течение 3 – 4 секунд. Повторить 5 раз.
  12. ИП: стоя в воде лицом к стенке бассейна. Упереться стопами в стенку, вдохнуть, прижать колени к груди и оттолкнуться ногами от стенки; руки вдоль туловища. Скользить по воде на спине к противоположной стенке бассейна. В это время делать выдох. Выполнить 1 раз.
  13. ИП: стоя в воде, ноги на ширине плеч. Выполнять движения руками, как при плавании брассом (см. Упражнение № 7). Дыхание произвольное. Повторить 5 – 7 раз.
  14. Выполнить 5 – 7 раз выдох в воду.
  15. Свобродно плавать в бассейне.

  1. Комплекс упражнений в воде при остеопорозе.

  1. ИП: стоя в воде, держаться за бортик или за поручни. В небольшом прыжке развести обе ноги в стороны, сжать вместе. Повторить 8 – 10 раз.
  2. ИП: то же. Отвести в сторону правую ногу, затем левую. Повторить то же 8 – 10 раз каждой ногой.
  3. ИП: то же. Отвести правую ногу вперед, назад, затем левую. Повторить 8 – 10 раз каждой ногой.
  4. ИП: стоять, плечи в воде. Развести руки в стороны и прижать к бокам. Повторить 8 – 10 раз.
  5. ИП: то же. Выполнять движения руками вперед – назад через стороны (то есть паралельно поверхности воды). Повторить 8 – 10 раз.
  6. ИП: то же. Развести руки в стороны и выполнять круговые движения вперед и назад. Повторить 8 – 10 раз.
  7. ИП: лежа на спине, голова и руки на опоре. Выполнять ногами движения, имитирующие езду на велосипеде.
  8. ИП: то же. Выполнять упражнение «велосипед» с поворотом ног и туловища на правый или на левый бок.
  9. ИП: лежа на животе, руки на опоре. В течение 30 – 60 сек. учащиеся СМГ должны выполнять ногами движения как при плавании кролем.
  10. ИП: то же. Развести обе ноги в стороны. Повторить 4 – 6 раз.
  11. ИП: то же. Учащиеся СМГ должны выполнять ногами движения как при плавании кролем, одновременно сгибая и разгибая руки («приплыть» к опоре, «отплыть»).
  12. ИП: стоя, плечи в воде, руки с плавательной доской вытянуты вперед, доска лежит на воде. Учащиеся СМГ должны 10 – 20 раз согнуть и разогнуть руки в локтях.
  13. ИП: стоя, плечи в воде, доска в выпрямленных руках на уровне воды. Приподнимая правый край доски, учащиеся СМГ должны отвести руки вправо, приподнимая левый край – влево. Повторить 10 – 20 раз.
  14. ИП: в полуприседе, держась руками за опору впереди, доска зажата между ногами. Поворачивать нижнюю часть туловища вправо и влево, переставляя стопы. Учащиеся СМГ могут повторять до 20 раз.

  1. Плавание при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Плавание является универсальным средством разностороннего воздействия на организм человека. Оно способствует укреплению здоровья: значительно улучшает функцию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показатели физического развития, способствует привитию прикладных навыков, закаливанию организма и одновременно  одно из эффективных средств в комплексном консервативном лечении больных сколиозом. Уже давно для людей страдающих сколиозом, в бассейне проводится лечебное плавание, накоплен опыт и изучена его эффективность.

При плавании происходит разгрузка позвоночника, значительно уменьшается вес тела, снижается асимметричная работа паравертебральных мышц за счет их расслабления в теплой воде, что создает благоприятные условия для выполнения движений, снижает давление на эпифизарные зоны роста тел позвонков, улучшает кровоснабжение костных структур и мягких тканей. Необходимость преодоления сопротивления воды при движении во время выполнения плавательных упражнений является средством укрепления и развития паравертебральных мышц и всего опорно-двигательного аппарата ребенка, совершенствования координации движений, воспитания ощущения правильной осанки тела. Горизонтальное положение тела в воде во время плавания, равномерное давление воды на кожу, ее массирующее действие вызывает (повышенный обмен веществ, активизирует жизненные функции организма, увеличивает частоту сердечных сокращений и улучшает легочную вентиляцию. Лечебное плавание рекомендуется всем детям, страдающим сколиотической болезнью, кроме тех, у которых имеются обычные противопоказания по соматическим заболеваниям.

В лечении сколиоза плаванием основными задачами являются: 

  1. воспитание и закрепление навыков правильной осанки;
  2. создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела;
  3. возможной коррекции начальной деформации позвоночника;
  4. улучшение координации движений;
  5. формирование мышечного корсета;
  6. нормализация физиологии сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  7. приобретение навыков плавания;
  8. обучение правильному дыханию;
  9. коррекция плоскостопия;
  10. закаливание, в конечном итоге  стабилизация динамики патологического процесса.

Плавательная нагрузка дозируется строго индивидуально в зависимости от возраста тяжести сколиоза, степени тренированности мышечной системы, выносливости. При этом должен соблюдаться принцип этапности постепенного повышения нагрузок на организм ребенка.

Лечебное дозированное плавание включает разнообразные комплексы специальных физических и плавательных упражнений, использование различных стилей плавания и их элементов. Применение асимметричного стиля плавания в ластах (в зависимости от неодинаковой длины конечностей с различной длиной ласта), плавание со специальными лопаточками на кистях и т.д. Особое внимание придается сохранению позы коррекции при выполнении всех упражнений. Для увеличения экскурсии грудной клетки, диафрагмы, функционального совершенствования основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры применяются разнообразные дыхательные упражнения в воде. В программу дозированного плавания также включается проплывание отрезков с повышенной скоростью и ныряние в длину. Занятия по лечебному плаванию часто проводятся в виде игр, что придает им эмоциональную окраску. Методика проведения лечебного плавания подробно описана в книге Г.В.Полеся и Г.Т.Петренко. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей и принято за основу на занязатиях лечебным плаванием в школе № 367.

Корригирующие упражнения.

Общие указания:

Основным стилем плавания для лечения сколиоза является «брасс  на груди» с удлиненной паузой скольжения, во время которой происходит максимальное вытяжение позвоночника и максимальное напряжение мышц, а возможность увеличения подвижности и вращательных движений корпуса и таза минимальна. Плечевой пояс расположен параллельно поверхности воды и перпендикулярно направлению движения, движения рук и ног симметричны, выполняются в одной плоскости.

Плавание стилем «кроль» и «дельфин»  в чистом виде для сколиоза применяться не может. Но могут применяться элементы этих стилей.

При  круглой спине (кифозе).

  1. Стойка ноги врозь, ладони на лопатки,  локти вверх – наружу. Руки в стороны до соединения лопаток.
  2. Стоя в воде, руки в стороны. Медленные напряженные повороты рук ладонями вперед – вверх – назад и обратно (движение начинается от плеч).
  3. Стоя, ноги врозь. Руки за спину: правую сверху над лопатками, левую снизу под лопатками, кисти соединить. То же, поменяв положение рук.
  4. Стоя в воде. Напряженные медленные наклоны назад.
  5. Стоя лицом к лестнице бассейна, держась руками за рейку. Медленные наклоны вперед, прогнувшись в грудном отделе позвоночника.
  6. Лежание на спине («звездочка»).
  7. Плавание на спине «брассом» при помощи движений ногами.
  8. Плавание на спине «брассом» при помощи движений рук и ног. Руки выполняют одновременные симметричные движения.
  9. Плавание на спине. Руки работают «брассом», а ноги кролем.
  10. Плавание кролем на спине в полной координации.

При сколиозе.

  1. Лежа на груди, руки вытянуты, ноги работают «брассом». Корпус следует держать горизонтально. Толчок ногами выполнять в ускоренном темпе.
  2. То же упражнение из ИП – лежа на спине.
  3. Лежа на груди, руки работают «брасс», ноги – «кроль».
  4. Лежа на груди. Выполняется «брасс» с удлиненной паузой скольжения.
  5. То же упражнение выполняется из ИП – лежа на спине.
  6. Лежа на груди с доской в ногах. Руки работают «брассом».
  7. То же упражнение из ИП – лежа на спине.
  8. Лежа на груди с доской в ногах. Руки работают «кролем». Вдох делается под руку со стороны выпуклой дуги искривления, таз не поднимается.
  9. Тоже упражнение выполняется из ИП – лежа на спине.
  10. Лежа на груди. Выполнять «брасс» в полной координации.

При плоской спине.

При плоской спине уменьшен угол таза, поэтому необходимо укрепить мышцы спины и передней поверхности бедер.

1.Лежа на животе, держась руками за бортик. Сведение и разведение прямых ног в стороны.

2.Держась за рейку лестницы бассейна, присесть на корточки, встать на одной ноге, другую держать выпрямленной.

3.Стоя спиной к бортику и держась двумя руками за опору. Поднимание прямых ног с отягощением.

4.Бросание мяча от груди.

5.Лежание на воде в группировке (поплавок).

8. Урок – основная форма занятий по оздоровительному плаванию.

Основной формой занятий по плаванию является урок, который состоит из 3-х частей – подготовительной, основний и заключительной.

Лечебное плавание в системе дополнительного образования, как урок, проводится на суше и в воде. Первая и последняя части урока проводятся обычно на суше, основная его часть – в воде.

Технику  каждого способа никогда не изучают сразу в целом виде. Так делается для того, чтобы облегчить усвоение техники и избежать излишних ошибок при плавании. Для того чтобы учащиеся перешли к более полному выполнению техники данного способа, они должны уметь лежать на воде, дышать и освоить движения ног и рук изучаемого способа плавания.

Каждое упражнение выполняется в следующей последовательности:

  1. На суше в порядке ознакомления.
  2. В воде с опорой на месте.
  3. В воде с опорой в движении.
  4. Плавание в полной координации.

Нарушение этого правила является нарушением качества обучения.

Приступая к обучению плавания способом кроль, необходимо сначала на суше объяснить и показать технику. Затем, если это возможно, продемонстрировать

Общеразвивающие и специальные физические упражнения

Успешное обучение плаванию невозможно без ОРУ и специальных физических упражнений на суше. Выполнение этих упражнений содействует общему и физическому развитию учащихся СМГ, образованию «мышечного корсета» и выработке необходимых для успешного обучения плаванию двигательных качеств.

Специальные физические упражнения по характеру движений более близки к технике плавания.

Обычно, из общеразвивающих и специальных упражнений составляют комплекс, содержание которого целиком зависит от учебного материала, выполняемого в этот период времени в воде. Выпоняют этот комплекс на суше в подготовительной части урока. В комплекс входят 10 – 12 упражнений. Рекомендуется заканчивать комплекс специальными упражнениями и упражнениями, имитирующими плавание.

Упражнения для освоения в воде.

Здесь изучаются простейшие элементы техники плавания. Такие упражнения, как скольжения, выдохи в воду. Для освоения с водой предлагается ходьба, бег, передвижения на руках, игры.

Упражнения для формирования умений смотреть в воду.

Собирать игрушки, расположенные на дне бассейна, погружаясь в воду с головой и разыскивая их глазами, но не на ощупь. Игра «Достань клад».

Упражнения для ознакомления с сопротивлением воды.

  1. «Кто выше выпрыгнет из воды».
  2. «Полоскание белья».

Погружение в воду.

  1. Погружение с головой в воду.
  2. Сесть на бортик, по команде спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой в воду.

Всплывание и лежание.

  1. «Поплавок».
  2. «Медуза».

Упражнения для изучения техники плавания.

Занятия на суше складываются из изучения движений ног, рук, и ознакомления с дыханием. В начале движения выполняются раздельно каждой рукой. Учащиеся, наклонив туловище вперед, упираются одной рукой в колено, а другой имитируют движение, как при плавании кролем. Движение каждой рукой повторяется 10 – 15 раз. Затем руки совместно с дыханием. Вдох делается при движении по воздуху левой или правой руки. Для вдоха голову поворачивают в сторону, для выдоха опускают в ИП.

Занятия в воде начинают с выполнения упражнений:

  1. работа ног на мелком месте с опорой руками о дно;
  2. работа в скольжении  на груди и на спине;
  3. работа ног при плавании с доской.

Затем изучают работу рук с той же последовательностью:

  1. Стоя, нагнувшись вперед, руки работают попеременно и непрерывно: когда одна рука заканчивает грести, другая начинает гребок;
  2. гребок выполняется согнутой в локте рукой в направлении назад;
  3. предплечье и кисть для более эффективного гребка следует держать перпендикулярно к поверхности воды;
  4. первым после гребка из воды выходит  локоть, предплечье и кисть. Вдох делается в конце гребка одной из рук (для вдоха голову поворачивают в сторону, для выдоха – опускают вниз).
  5. Добившись правильной работы рук при выполнении упражнения, стоя на месте, следует перейти к ходьбе по дну короткими шагами, сочетая при этом движения рук с дыханием. Затем переходят к плаванию с помощью одних рук.
  6. После освоения элементов техники плавания  учащиеся приступают к плаванию кролем сначала с задержкой дыхания, но согласовывая движения рук и ног, а затем и дыханием.

Подготовительная часть урока продолжается от 10 до 15 минут. Она включает рапорт, перекличку, разъяснение задач и содержания урока, ознакомление учащихся на суше с упражнениями, которые они будут выполнять в воде. В подготовительной части внимание детей должно быть обращено на выполнение задач урока.

Задача основной части урока – освоение и изучение техники плавания. Продолжительность основной части урока зависит от подготовленности учащихся специальных медицинских групп (СМГ).

Задача заключительной части урока – постепенное снижение нагрузки. В этой части урока обычно проводятся игры и развлечения на воде, свободное плавание. Продолжительность заключительной части 5 – 10 минут.

Заканчивается урок построением, подведением итогов занятий. Подводя итоги, преподаватель должен отметить успехи отдельных учащихся.

       При этом педагог наблюдает за учащимися СМГ, контролирует их функциональное состояние по внешним признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокращений. Так, в соответствии с рекомендациями С.В. Хрущева для учащихся СМГ тренировочный режим нагрузки колеблется в среднем от 140 до 150 уд. в мин.

Проба Мартине.

По окончании основной части урока, учитель может проконтролировать интегральную физическую нагрузку, т.е. нагрузку, которую оказал урок плавания в целом на организм учащегося. Для этой цели рекомендуется использовать пробу Мартине, которая проводится следующим образом:

  1. После небольшого отдыха (1–2 мин.) у  школьника в положении сидя подсчитывается пульс (частота сердечных сокращений) за 15 сек. и полученный результат приводится к одной минуте (например, 20 ударов х 4 = 80 уд. в мин.)
  2. Затем ученику предлагается выполнить 20 приседаний в спокойном темпе (например, за 30 сек.) с вынесением прямых рук вперед при каждом приседании.
  3. После выполнения пробы в течение 15 сек. вновь подсчитывается пульс, и полученная величина приводится к одной минуте. Если величина частоты сердечных сокращений находится в диапазоне от 20 до 30% от исходной, то интегральная нагрузка является оптимальной, ниже 20% – малоэффективной, от 31 до 50% – высокой, от 51 до 75% – чрезмерной и свыше 75% – запредельной.

Выборочное проведение подобных процедур является необходимым условием для внесения изменений в содержание основной и заключительной части последующих уроков.

9. Облегченные и неспортивные способы плавания.

Цель: обучить детей жизненно необходимым прикладным навыкам плавания, чтобы в дальнейшем помочь в освоении спортивных способов плавания.

Задачи:

–    сформировать у детей прочные прикладные навыки плавания;

– научить использовать приобретенные навыки в обучении и совершенствовании техники плавания спортивными способами и элементам прикладного плавания.

Содержание обучения: для ускорения формирования первоначальных плавательных умений и навыков предлагается использовать одновременную методику обучения, расчитанную на 16 – 18 занятий. Это касается учащихся специальных медицинских групп школы № 367.

На первых занятиях учащиеся СМГ разучивают плавательные движения по элементам, начиная с движения руками, одновременно всеми способами. Затем осваиваются движения ногами, которые затем выполняются в сочетании с дыханием: сначала в облегченных сочетаниях, потом в плавании неспортивными и спортивными способами.

Использование такого подхода позволяет значительно сократить сроки обучения.

10. Базовые упражнения аква-аэробикой при занятиях в бассейне.

Для учащихся СМГ я предлагаю ввести на занятиях базовые упражнения аква-аэробики:

  1. «противоход»;
  2. «твист»;
  3. «лягушачьи лапки»;
  4. «ножницы»;
  5. «пружинка»;
  6. «махи руками» (перчатки для аква-аэробики усилят эффект упражнения);
  7. упражнение с нудлом.  Мышцы спины, задняя поверхность рук («утопление» нудла):

Вариант 1. ИП: корпус вертикально. Держите нудл в вытянутых перед собой руках. Прямыми руками старайтесь «утопить» нудл как можно ниже. Повторить несколько раз.

Вариант 2. Учащиеся СМГ берут нудл в руки. Верхнюю часть рук и локти прижимают к корпусу. Руки согнуты в локтях. Стараются «утопить» нудл как можно ниже (не отрывая верхней части рук от корпуса). Вернуться в ИП. Повторить несколько раз.

Занятия аква-аэробикой проводятся под музыкальное сопровождение.

  1. Заключение.

Несколько практических советов, как избежать неприятных ситуаций при обучении плаванию.

  1. Все начальные упражнения в воде учащиеся СМГ выполняют на глубоком вдохе, с хорошим запасом воздуха в легких – это обеспечит им лучшую плавучесть.
  2. Выдох в воду выполнять только после того, как научатся скользить по воде.
  3. Необходимо привыкнуть к новым ощущениям, когда открываете глаза под водой.
  4. При выполнении упражнения «поплавок» следите, чтобы не перекувырнуться головой вперед – вниз.
  5. При скольжении не торопитесь свести вместе кисти, так как это может нарушить равновесие у неподготовленного учащегося – и он просто «завалится» на бок.
  6. Желательно, чтобы при скольжении на спине учащегося кто-нибудь     страховал.

  1. Используемая литература:
  1. Программы для учащихся Специальных Медицинских Групп общеобразовательных учреждений. Авторы – составители А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина
  2. Лечебная физкультура. Новейший справочник. Авторы И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова
  3. Учебник «Физическое воспитание». Авторы Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко.
  4. Поурочные разработки по физической культуре 1 – 4 классы. Автор В.И. Ковалько.
  5. Игры и развлечения на воде Авторы Л.В.Мартынова, Т.Н. Попкова.
  6. М.Садес, Аквааэробика : круговая тренировка. 1990 год
  7. «Оздоровительная аэробика» С.Н. Кириченко – Волгоград : Учитель, 2010.
  8. «Программа дополнительного образования» И.М. Николаичева, А.Л. Карасик, В.П. Волкова 2010г.
  9. «Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей». Г.В. Полесь, Г.Т. Петренко 1994 г.
  10. «Учебник инструктора по ЛФК под редакцией В.П. Правосудова, 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад «Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования» (в условиях школы надомного обучения)

          Проблема  здоровьесбережения  детей во время обучения названа одной из основных  проблем образовательного процесса. Вопрос ...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ  "Школа надомного обучения" №367...

Методическая статья «Адаптация УМК « Полярная звезда» в условиях школы надомного обучения»

Методическая статья "Адаптация УМК "Полярная звезда "в условиях школы надомного обучения"...