Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
статья по физкультуре по теме

Агеров Николай Львович

           Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

      Предложенные пробы  могут использоваться в практической деятельности педагога для  выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_zdorovya_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика здоровья на уроках физической культуры.

           Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой.

            Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся:

  1. Физической тренировкой
  2. Образом жизни
  3. Перенесёнными заболеваниями
  4. Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными.

     Для определения состояния здоровья школьников используются данные медицинских исследований:

  1. анамнез
  2. антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения
  3. исследование опорно-двигательного аппарата
  4. исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств
  5. лабораторные методы (анализ внутренних сред организма)
  6. инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ)
  7. функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем  и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки).

       Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений.

       На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как пол наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочной  и нагрузочных пробах. Существует несколько способов измерения пульса

а) тремя пальцами на запястье

б) большим и указательным пальцами на шее

в) кончиками пальцев на виске

г) ладонью на груди в области сердца.

 К безнагрузочным пробам относятся:

  1. Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса –

отлично (менее 50),

                                               хорошо (51-69),

удовлетворительно (70-80),

         плохо (более 81))

  1. Ортостатическая проба. Оценка  реакции пульса при переходе из положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18 ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту – неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10-20 ударов в минуту.

Нагрузочные пробы:  

1.  Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье:   ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям:

  1. Диапазон «0-10» - отлично
  2. «10-16» - хорошо
  3. «16-20» - удовлетворительно
  4. «20 и более» - неудовлетворительно
  1. Гарвардский степ-тест.  Подъём на ступеньку определённой высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин. Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления.

                   ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) ,

     где Т – время восхождения.

  1. Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового эксперимента. Не требует дополнительных материальных (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он применяется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы.  Тест состоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без перерыва:
  1. 30 приседаний за 30 сек
  2. бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30 сек
  3. бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты
  4. прыжки со скакалкой – 1 мин

       Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле

                     ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3.

Оценка теста по ИК:

- более 105 – высокий уровень здоровья

- от 80 до 100 – средний уровень здоровья

- менее 80 – низкий уровень здоровья.              

       

        На уроках физической культуры необходимо применять тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения.

      Предложенные пробы  могут использоваться в практической деятельности педагога для  выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация к сохранению здоровья на уроке физической культуры.

Приемы и методы развития двигательной активности учащихся на уроках физкультуры и во внеклассной работе.     ...

Сохранение психологического и физического здоровья на уроках физической культуры

Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных ...

Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....

Гармоничное развитие личности учащегося и укрепление его здоровья на уроках физической культуры

ХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к орган...

социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....