Лекция по философии образования
статья по физкультуре на тему

Лекция-размышление о судьбах школы, учителей и учеников...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_po_filosofii_obrazovaniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция по философии образования

Мысли, которые сопровождают нас всю жизнь и которые живут в нас доли секунд, всегда разные: мелочные и благородные, беспокойные и просветляющие… Но нет более вечных тем, чем бытовые и философские. Бытовые – о том, что составляет канву каждого дня, философские - о том, что составляет сущность всей жизни.

Одна из таких сущностных мыслей для меня – это мысль об образовании. Что это? Обучение? Воспитание? Нет и еще раз нет. Образование – это стремление учителя помочь ребенку образовать в себе нечто новое, помочь создать ему тот образ, к которому он стремится, на который способен. Можете мне  возразить: «А что, если ребенок хочет быть похожим на криминального авторитета или праздную героиню сериала, вы тоже будете ему помогать?» Конечно же, нет. Моя самая первая задача (и это должно быть важнейшей задачей педагога) – показать ребенку некопируемость человеческого образа, помочь познать ему собственную индивидуальность. Вспомните, когда вы впервые задали себе вопросы: «кто я?», «зачем я родился?». Не ошибусь, если отвечу – в детстве. Не ошибусь снова, если скажу, что каждый из нас отвечает на эти вопросы до сих пор. Так вот, главное, чтобы дети знали: я -  Маша Иванова, а я – Максим Петров – и каждый из нас неповторим. И я хочу, чтобы эту неповторимость они могли предъявить окружающему их миру!

Что все-таки образует человека? Воспитание? Окружение? Обстоятельства? Наверное. Но не только это формирует человека, а и то дело, которым он занимается. Можно спокойно на компьютере играть или на лавочке все каникулы сидеть – но далеко не всем нужны, оказывается, соблазны безделья и виртуального мира – им живое дело подавай!  А живое дело – оно во все времена и всем поколениям интересно, потому что цель в нем есть, и смысл, и польза, но самое главное – в живом деле открываешь для себя свою душу и души других, бок о бок с тобой работающих товарищей. Именно товарищей – ведь я тоже не только учитель, но и товарищ, постарше, помудрее, но товарищ,  а иначе нельзя – одно дело делаем…

Есть много дел, которыми можно заинтересовать, увлечь, образовать ребенка: спортивная секция, драматический кружок, художественная школа, интеллектуальный клуб. Многие дети раскрывают свои способности именно там. Но лучше всего -  это познание себя через расширение рамок пространства и времени. Как я это понимаю? А вот так. В каждом из нас живет исследователь, любопытный человечек, который не дает успокоиться, подбивает нас изведать в жизни что-то новое. Я беру с собой этих любопытных человечков мои учеников и отправляюсь с ними за пределы деревни, района, области в большой мир под названием Россия. Мы занимаемся и археологией, и поисковой работой. Вот так мы расширяем пространство и время. Вот так мы переносим любовь к своей малой родине на всю Россию, гордость за себя и своих современников на своих предков. Чем не образование души?

Очень много дает поисковая работа. Такая работа не просто память о том, кто жил и что было на твоей земле. У нее другая миссия, другая цель. Ты ведешь ребят в псковские болота и ленинградские леса отдать неотданные долги. В такой работе испытываешь особый внутренний трепет… Вот тут-то ребята сильно меняются – серьезнеют, словно бы взрослеют, становятся самостоятельными; вдруг понимаешь, что слово «ответственность» для них не пустой звук – они и вправду теперь могут быть в ответе не только за себя, но и за друга. Разве это не образование характера?

А сколько нового узнают ребята, соприкасаясь с миром прошлого! Именно через археологию, через поисковую работу – лучше всего постигаешь историю. Когда не прочитаешь, а сам ее добудешь, перелопатишь кубометры земли, вопьешься в нее руками, найдешь наконечник древней стрелы, топор или черепок глиняной посуды – вот тогда и потрогаешь историю. Прикоснешься к ней в буквальном смысле этого слова. Неужели это не образование ума?..

Я выскажу известную всем мысль о том, что  когда ты занимаешься образованием других, то сам должен быть не только образован, но и деятелен. Эта простейшая мысль часто произносится, да нечасто реализуется. Потому девизом учителя должно быть не «созерцай и рассуждай», а «думай и делай». Вот отчего мне кажутся беспочвенными рассуждения о пассивности  современной молодежи. Наши дети такие, какие мы сами – они наше зеркальное отражение. И если нам что-то в них не нравится, то стоит прежде всего посмотреть на себя да спросить честно: «А сам-то я что сделал на этой земле, в чьем молодом сердце отозвались мои поступки, слова, мысли? Что я образовал в себе прежде чем начать образовывать других?». Только ответив на эти вопросы, учитель может идти к детям.

Для чего я занимаюсь  образованием? Чтобы дать стране новых ….     добавить имена спортсменов ? Было бы замечательно. Но не это моя цель. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик умел познавать  радость собственных  достижений. Мое глубокое убеждение: человек раскрывается не в большом, а в малом. Достижение не только в том, чтобы взлететь на Луну или взобраться на Эверест. Изменить себя, воспитать в себе какие-то качества - это подвиг, потому что надо «по-двигнуть» себя, сдвинуть с привычной точки своего комфортного существования. …Мне очень дорого это «движение», которое происходит в ребятах. Поражают те поступки, которые кажутся обыденными, но которые помогают моим ученикам отвлечься от сконцентрированности на себе, своих интересах и желаниях, начать думать о тех, кто рядом. Потому-то и сохраняются в памяти вот такие мелочи мелочи… Как-то мы шли с ребятами по топкому лесу, за спинами тяжелые рюкзаки, километр за километром, но ни один не заныл, не пожаловался, не попросил остановиться на привал. Эта стойкость, терпение были для меня открытием… Настя, только закончившая восьмой класс, попросилась в экспедицию – обычно таких «зеленых девчонок» не беру. Но уж очень она просила – я на свой страх и риск согласился. И не пожалел! Таких старательных еще не видел. Она была у нас поварихой. Одна! Кормила весь отряд. И как кормила!.. Мать Вовки встретила меня на улице: «Валерий Николаевич, мой-то как вернулся из поездки, сам готовить стал – отвел меня в сторону и говорит: «Отдохни, сам все сделаю!». Вот они, ребята, исцелившиеся от нашей повсеместной болезни эгоцентрического индивидуализма, работающие над своим человеческим образом.

Почему я так много говорю не о своем предмете, а об учительской работе вообще? Да потому, что образование не ограничивается уроком. Урок – это лишь малое звено в той огромной цепи, которую мы назвали образованием… Наверное, слово цепь родило у моих слушателей представление о чем-то тяжелом и сковывающем движение. Пусть нам, педагогам оно представляется цепью – то есть сложной системой. Ученик, я глубоко уверен, не должен чувствовать особой тяжести образования. Для него это не должно быть мучительной обязанностью перед родителями, учителями, обществом. Оно должно вызывать интерес, будить аппетит к новым знаниям, возможностям, умениям. Тогда труд ученика (никто ведь не говорит, что учеба – это веселая забава) будет отрадным для него. Следовательно, учитель, решая эту задачу,  идет двумя путями: учитывает интересы и потребности ребенка и развивает в нем новые интересы и потребности как в познании своего предмета, так и окружающего мира.

Человеку в жизни предоставлена масса возможностей. Представим эти возможности в виде множества дорог. Хорошо, если б было так просто: вышел за околицу – под ногами струится наезженная дорога. Вот ты ступил на нее – и знаешь, куда придешь, и знаешь, какое расстояние отделяет тебя от конечной цели… В жизни все не так: ты предполагаешь цель, воображаешь ее себе, но не ведаешь, будет ли она такой, какой ты ее себе представляешь.  Есть еще такой вариант – достигнешь цели, а окажется, что это все не твое. Путей в жизни больше, чем дорог на земле. И у всех они свои. Так вот, образование позволяет человеку более ясно и точно представить свой путь, сводит к минимуму ошибку. Меня всегда волнует вопрос о том, как бы мои выпускники не пожалели о выбранном жизненном, профессиональном пути, как не пожалел когда-то о своем выборе я.

Я выбрал для себя очень интересный предмет – физическую культуру. Это универсальный предмет, который ориентирован на практику, на повседневную жизнь человека. Образование здесь очень мало заключается в теоретическом знании, главное -  знание своего тела. Когда я веду уроки, то думаю не столько о том, чтобы был  «в здоровом теле здоровый дух». Я думаю о том, чтобы мои ученики видели в занятиях физической культурой смысл и получали радость от каждого движения. Потому что радость движения дает радость от жизни, делает человека свободным от немощи своего тела, высвобождает мысль для стремления к высокому, прекрасному, созидательному. Вот как я вижу ценность физического образования для моих учеников.

Так что же такое образование? Есть ли точное и однозначное определение? Когда начинается образование человека и когда заканчивается?.. Вряд ли мы ответим на это – ведь такие вопросы относятся к категории вечных. Могу вас успокоить в одном: образование не заканчивается никогда – пока человек жив, пока думает, ищет, творит…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Лекция по философии и образованию

Мой ответ на вопрос: что важнее - обучение или воспитание?...

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассказывается об учебных проектах , созданных в ходе реализации авторской программы "Человек и природа"...

ПРОЕКТ – ЭТО ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В документах по модернизации образования РФ сказано, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных...

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...