Программа "Русские народные игры"
рабочая программа по физкультуре на тему

Савушкина Елена Михайловна

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkie_igry.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Мы поможем отыскать дорогу

в добрый и прекрасный мир русских народных игр!

Программа

факультатива «Русские народные игры» 

по физической культуре

 для учащихся первого класса  

МБОУ СОШ № 6

г. Саяногорска

Республики Хакасия

Составила: Савушкина Елена Михайловна

 учитель по физической культуре

 первой категории

Пояснительная записка

      Проблема гуманизации системы школьного образования сейчас одна из наиболее острых. Напрямую касается она и школьного предмета «физическая культура».

Школьная физическая культура пока слабо ориентирована на ребенка как на личность. В основном она направлена на развитие физиологических систем организма школьников, на их физические кондиции. И в этой своей ориентации она отчуждается от многих культурных потребностей детей и не принимается ими в полном объеме.
Между тем передача культурного наследия одного поколения другому и создание новых ценностей при динамичности современной эпохи становятся процессами, соизмеримыми по своим временным масштабам. Но в культурное наследие входят и ценности, которые создавались и осмысливались человечеством веками, а теперь должны быть переданы и усвоены за очень короткий отрезок времени. Поэтому задача школьной подготовки должна состоять в том, чтобы обеспечить каждому ребенку минимум доступных средств для индивидуального развития, которые составили бы базу для освоения необходимых ему культурных ценностей. При этом доступность в данном случае никоим образом не следует понимать как упрощенность или сокращенность содержания, а всего лишь как форму усвоения. Культурная преемственность не осуществляется автоматически. Чтобы она происходила успешно, нужны усилия, нужна организация последовательной и внутренне согласованной системы образования.
    На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физкультурного образования предлагается внедрить русские народные игры и развлечения в программу по физической культуре младших школьников, особенно в сельской местности. Применение элементов русской культуры представляется особенно актуальным потому, что в населении России, отличающемся национальным многообразием, русские доминируют как нация, значительно превосходя по численности остальные народы и народности.

Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.


В разработанной образовательной программе по физической культуре для  начальной школы  отражено три этапа культурного развития младшего школьника, которые закладывают основу для дальнейшего развития и реализации ребенка как всесторонне развитой личности.
На первом этапе (1-й класс) происходит ознакомление с предельно общими нормами и ценностями, составляющими базис и фон любой человеческой культуры.
Второй этап (2-й и 3-й классы) предполагает освоение норм и ценностей, составляющих содержание собственных культурных традиций, которые должны быть осознаны не как безусловная данность, а как духовно-нравственные ориентиры, включенные в общий контекст жизненного уклада народа и проявляться в нравах и обычаях, нормах бытового поведения, в непосредственной практике межличностного общения.
На третьем этапе (4-й класс) проводится сравнительный анализ культурных традиций других народов. Итогом должно стать понимание многообразия человеческих культур, общности между эпохами, уважение культурных традиций иных народов, стремление к расширению знаний в этом направлении.

      В основе предлагаемой программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.

         В теоретический материал включено изучение истории возникновения русских народных игр, традиций, обычаев и развлечений, знакомство с физическими упражнениями, применяемыми во время народных праздников. Теоретический материал дается непосредственно во время прохождения запланированного учебного материала по разделам программы, а также в блоках по народной культуре. Блоки даются в конце каждой учебной четверти. Практический материал предлагается в виде разделов программы с видовой дифференциацией применяемых русских народных игр, а также в виде блоков. Структура блока включает: русские народные игры, применяемые в течение четверти; игры, которые соответствуют русским народным праздникам в данный временной период; игры, которые применимы на предстоящих каникулах. Блоки русских народных игр даются компактно. Контроль за обучением элементов русской культуры осуществляется в виде контрольных нормативов, которые разработаны в соответствии со спецификой программы. Основываясь на контрольных нормативах, предлагается система оценок учащимся начальной школы.
Для реализации программы требуется несложное нестандартное оборудование, которое можно изготовить в условиях школы без больших материальных затрат. Таким образом, программа не требует особых условий для выполнения.

      Педагогические возможности преподавания содержания программы «Русские народные игры» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.

      Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору" и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся : "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

     Основной целью программы «Русские народные игры» является воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.

Достижение цели обеспечивается решением связанных между собой оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:

– возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
– вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
– подготовка учащихся к выполнению нормативных требований.

   

 

Особенности программы:

     Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь  детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.

Содержание программы предполагает три занятия в неделю в группе по 35 минут каждое, всего 99 занятий в год.

       Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий босиком, в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.

       

      Основу учебного материала составляют игры, сходные  по определённым признакам:

  1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
  2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
  3. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
  4. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
  5. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
  6. По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей занятий).

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителю физической культуры планирование уроков в младших классах и наглядно обозначить соответствие народных игр разделу программы.

Программа

Учебно-тематический план

п/п

Содержание

Общее количество

часов

1.

Общие подвижные символические игры.

7

2.

Игры для формирования правильной осанки.  

3

3.

Игры со скакалками

5

4.

Игры с бегом

5

5.

Игры с прыжками

5

6.

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

7

7.

Игры лазанием и перелезанием

5

8.

Игры для развития внимания

5

9.

Общеразвивающие игры

7

10.

Игры с разными предметами

5

11.

Игры с камешками, шариками и палками

5

12.

Хороводные игры

5

13.

Игры в помещении

8

14.

Игры в фанты

4

15.

Игры- шутки

5

16.

Сюжетные игры

6

17.

Загадки, шарады, каламбуры

5

18.

Праздник «Мир народных игр»

7

Итого часов:

99

     

Содержание программы

1.Общие подвижные символические игры.

    «Бабки»,  «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк»,  

   «Платок», «Пирожок».

2. Игры для формирования правильной осанки. 

   «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками.

   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

4.Игры с бегом.

    «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  

   «Городок- бегунок».

5. Игры с прыжками.

   «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и  

   кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

    «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч»,  

    «Колодка», «Зевака».

 

7. Игры лазанием и перелезанием.

    «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки- мышки», «Цепи  

     кованы».

8. Игры для развития внимания.

    «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

   «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и  

    разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

    «Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры с камешкамки, шариками и палками.

    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

12. Хороводные игры.

      «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,    

     «Луг-лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

13. Игры в помещении.

    «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  «Колечко», «Все в  

   кружок», «Слепой козёл».

14. Игры в фанты.

     «Работа и забава», «Птичник», «Тяни- пускай», «Голуби».

15. Игры- шутки.

      «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

16. Сюжетные игры.

      «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в  

      огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

17. Загадки, шарады, каламбуры.

      «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха»,  

     «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

18. Праздник «Мир русских народных игр».

     Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой  

     крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо»,  

    «Подвижки льда».

Комплекс нормативов по народным играм в 1 классе

№ п/п

Нормативы по народных играм

Мальчики

Девочки

1

Челночный бег

2 по 15м (сек.)

8,0-9,2

8,2-9,4

2

Удары малой тенистой ракеткой по мячу на точность с собственного подбрасывания. 10 попыток (кол-во раз)

7-4

6-4

3

Броски малого мяча на дальность (м)

20-12

13-9

4

Набрасывание битой на горизонтальную цель

10  попыток (круг диаметром 2м)

6-2

5-2

5

Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель

(высота 60 см)

10  попыток

6-2

5-2

Требования к учащимся:

  1. знать историческое наследие русского народа и русских  народных игр;
  2. соблюдать традиции русских народных праздников;
  3. владеть культурой общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
  4. формировать устойчивые знания и навыки выполнения игровых ситуаций .

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети

должны знать:

  1. историю возникновения русских народных игр;
  2. правила проведения игр, эстафет и праздников;
  3. основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  4. основы правильного питания;
  5. правила поведения во время игры.

должны уметь:

  1. выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  2. проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  3. владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  4. применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Библиографический список:

1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.  

  Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001 г. /;

2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками  

    оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993 г.;

3. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и  

   туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие    

   /1990 г. /;;

4. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985 г;

5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991г.;

6. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989 г.;

7. Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов Образовательные  

   программы и методические материалы для реализации третьего  

   дополнительного и урока  физической культуры / Под ред. к.б.н. Э.И.Абрамова /  

   Институт повышения квалификации и переподготовки работников  

  образования  Курганской области. –  Kypган, 2005;

8. Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие  

    /Владос, 2000 г./ физической культуры, 1983 г;.

9. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа  

   физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1–

   9-х классов общеобразовательных школ Курганской области / Под ред.  

  Л.З.Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников  

  образования  Курганской области. – Курган. 2004;

10. Литвинова М.Ф. Русские народные игры.-Москва, /Просвещение/ 1986;

11. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва,1998;

12. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва,  

     1997;

  13. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай  

    Л.П.  / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003;

  14. Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к  

   специальной медицинской группе / Под ред. И.Д. Романовой / “Просвещение”. –  

   М.,  1979;

 15. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная  

    гимнастика,  1989.

 16. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.

 17. Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).

 18. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.)

     

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся : "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

     Основной целью программы «Русские народные игры» является воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.

Достижение цели обеспечивается решением связанных между собой оздоровительных, образовательных и воспитательных задач:

– возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
– вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
– подготовка учащихся к выполнению нормативных требований.
   

 

 

Особенности программы:

     Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь  детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.

Содержание программы предполагает два занятия в неделю в группе по 45 минут каждое, всего 68 занятий в год.

Форма кружковой работы – групповая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

народные игры как средство педагогики

данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"...

"Народные игры на уроках физкультуры"

В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....

Народная игра - русская лапта в школе

Преподавание лапты в начальной школе...

Проект " Народные игры" как средство воспитания

Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...