Основы формирования физической активности школьников
статья по физкультуре на тему

 

Одним из важнейших направлений уроков физической культуры и профессиональной деятельности учителя является формирование у школьников нового уровня культуры жизнедеятельности, создание условий для целенаправленного и интенсивного освоения детьми ценностей физической культуры, актуализированных в здоровом жизненном стиле, основой которого является включённость школьников в физическую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvig._akt..doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Основы формирования физической активности школьников.

        Одним из важнейших направлений уроков физической культуры и профессиональной деятельности учителя является формирование у школьников нового уровня культуры жизнедеятельности, создание условий для целенаправленного и интенсивного освоения детьми ценностей физической культуры, актуализированных в здоровом жизненном стиле, основой которого является включённость школьников в физическую активность.

Как можно понимать и рассматривать данное понятие?

Физическая активность – двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие функционального потенциала и достижение физического совершенствования на основе личностных потребностей и мотивов.

Физическая активность – работа, выполненная скелетными мышцами как результат расходования энергии; это специфический вид деятельности и в нём взаимодействуют два вида деятельности:

  1. двигательная – моторная (внешняя, визуальная) активность, характеризующая вид, содержание, объём и интенсивность физического упражнения. Двигательная активность рассматривается как ключевая, в связи с чем понятия «физическая» и «двигательная» активность адекватны, и словосочетание «двигательная активность» достаточно часто употребляется.
  2. мысленная – умственная (внутренняя) активность, являющаяся основой для  «включённости» школьника в физическую активность.

Определены несколько значимых аспектов и факторов формирования физической активности у детей и подростков в условиях учебно-воспитательного процесса.

1.Социальный аспект формирования физической активности рассматривается в единстве с общекультурным развитием, определяющим уровень сформированности ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и интересов различных возрастных групп школьников.

Интерес – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес формируется только в результате внутренней мотивации, когда мотивы соответствуют возможностям школьника, когда они для него оптимальны: не слишком трудные и не слишком лёгкие, когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию и когда он получает удовлетворение  и от процесса, и от результата собственной физической активности. Компонент индивидуального опыта – педагогически оправданное создание для ребёнка ситуации успеха. Успешность вызывает у школьника вдохновение, желание заниматься по собственной инициативе, что и является внутренней мотивацией и интересом. Основные предпосылки возникновения у ребёнка внутренней мотивации и интереса:

  1. удовлетворение от самого процесса, содержания и условий занятий физическими упражнениями;
  1. вариативность содержания и форм физической активности;
  2. характер взаимоотношений с учителем;
  3. характер взаимоотношений со сверстниками и членами ученического коллектива в целом во время занятий.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, наоборот, интерес развивается, укрепляется, становится более глубоким и разносторонним. Интересы включения в двигательную активность различны относительно мальчиков и девочек:

  1. стремление укрепить здоровье;
  2. сформировать правильную осанку;
  3. стать более ловким, быстрым, сильным, выносливым;
  4. научиться красиво двигаться;
  5. победить на соревнованиях;
  6. возможность презентации собственных успехов.

Согласно поведенческой перспективе ребёнка физическая активность может рассматриваться в рамках спортивных, рекреативных, развивающих и оздоровительных технологий.

2.Психологический аспект формирования двигательной активности рассматривается в единстве с уровнем и состоянием здоровья и субъективными факторами, такими как сон, аппетит, самочувствие, настроение.

Сон -  

3.Важнейшими факторами формирования двигательной активности являются:

– материально- технические и условия проведения всех базовых форм двигательной активности;

 – организационно-педагогическое сопровождение двигательной деятельност;

– личностные качества учителя, уровень его профессиональной компетентности, умение ориентировать школьников на развитие навыков самоконтроля, физического совершенствования, освоения творческих элементов, осмысления информации о себе, своём развитии и состоянии.

Структура и содержание учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении позволяют выделить два практических базовых аспекта формирования физической (двигательной) активности школьников.

1.Опосредованный аспект формирования двигательной активности рассматривается через создание обучающее – развивающей среды, которая «провоцирует» ребёнка на проявление определённой двигательной активности и определяет его поведенческий фактор. В школе должна быть построена интегративно-динамическая физкультурно-оздоровительная среда, т. е. органично взаимосвязаны учебные и внеучебные формы двигательной активности в рамках недельной учебной нагрузки и определены в течение каждого учебного дня относительно предназначения каждой из форм.

В режиме учебной недели базовыми формами двигательной активности школьников являются:

  1. Урок физической культуры.

Является основной базой формирования двигательной активности, на каждом из уроков у школьника должна быть своя минимальная задача и за её решение школьник берёт ответственность; учитель создаёт условия, осуществляет организационно – методическое сопровождение двигательной деятельности школьника на основе дифференцированного подхода, анализирует выполненную мышечную работу с акцентом на удачно выполненный её компонент, как необходимое утверждение в сознании школьника, что это – результат его двигательной активности; урок способствует формированию чувства уверенности в себе, положительных черт личности, интеллекта, образа Я – учащегося.

  1. Гимнастика до уроков.

Имеет большое воспитательное и оздоровительное значение, является содержанием режима дня школьника, организует его перед учебными занятиями, способствует повышению обмена веществ, улучшает учебную работоспособность, регулирует внимание и эмоциональное состояние; может проводиться на воздухе или в помещении, продолжительность её 10 – 15 минут. В комплекс гимнастики включается 6 -8 упражнений, состоящих из простейших сочетаний движений; они должны быть динамичными, охватывать крупные группы мышц, выполнять точно и согласованно, исключить возможность испачкать одежду и руки.

  1. Физкультурная минута.

Проводится после 3-го или 4-го урока учителем – предметником при наступлении утомления во второй половине урока; уменьшает статическое напряжение, возникающее в результате длительного сидения за партой, способствует выпрямлению позвоночника. Проводится в течение 2-х, 3-х минут, состоит из 3-х, 4-х простых упражнений с включением движений «потягивания», «выпрямления», которые соответствуют возрастным возможностям, с повторением 4 – 6 раз.

  1. Час здоровья (спортивный час).

В режиме учебной недели проводится 3 – 4 раза (ежедневно – при условии специально выстроенного учебного процесса), направлен на увеличение двигательного режима, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, положительно влияет на работоспособность школьника. Проводится  в течение 35 – 40 минут для всех школьников после 2-го или 3-го урока или по окончании учебных занятий, при проведении должна быть полностью использована спортивная база школы и рядом расположенные спортивные сооружения, а также возможности прилегающей местности; содержание двигательной деятельности определяет учитель физической культуры в рамках возрастных возможностей и места проведения, консультирует по вопросам методики их проведения. Спортивная форма обязательна.

  1. Динамическая перемена (физкультурная пауза).

Проводится в течение 20 – 30 минут на большой перемене, в хорошую погоду – на воздухе; является средством активного отдыха, способствует повышению эффективности учебной деятельности, закаливанию. Содержание составляют физические упражнения, реально выполняемые школьниками, желательно – вариативной направленности относительно уроков физической культуры, игровая деятельность различного содержания и  форм организации, упражнения с мелким физкультурным инвентарём. Ответственен за организацию деятельности детей – учитель физической культуры, помощники – старшеклассники и учителя начальных классов.

2.Непосредственный аспект формирования двигательной активности рассматривается в формате компетентностного подхода к профессиональной деятельности – совокупности способностей учителя, его предметных знаний, умений, навыков, позволяющих осуществлять эффективное выполнение педагогической деятельности на определённом уровне:

  1. в деятельности интегрировать теоретическую и практическую составляющие, что обеспечит целостность педагогического процесса на основе переориентации цели и задач физической культуры в образовательном учреждении;
  2. программировать деятельность школьника на основе повышения мотивации и осмысленной моторики с позиции ориентации на собственный ресурс и его изменение, как результат двигательной активности;
  3.  чётко определять базовые результаты по выработанным критериям;
  4. изменять содержание физической активности школьников на уроках, постоянно создавать условия для развития школьника и формирования его здоровья средствами ФК (напр., метод психофизического сопряжения – применяемые средства физической активности позволяют иметь конкретные изменения в физической сфере, которые способствуют изменения в психической сфере -  дети должны понимать своё Я как совокупность различных функциональных систем);
  5. создавать и организовывать условия (места) для презентации достигнутых успехов;
  6.  постоянно через все формы физической активности способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков поведения детей и подростков  в нестандартных ситуациях;
  7. способствовать формированию и развитию навыков самопознания – это   необходимое условие развития личности школьника, его социальной адаптации;
  8. рассматривать двигательную активность как условие развития других видов деятельности школьника.

Необходимым фактором проявления школьником двигательной активности являются самостоятельные занятия физическими упражнениями (самостоятельные тренировки). Осуществляются  по рекомендации учителя, направлены на повышение функционального потенциала школьника, проявление на более высоком уровне физических качеств, проводятся 3 – 6 раз в неделю по 30 -40 минут. Специфика организации – школьники объединены в группы из 2 – 3 человек, близко живущих друг от друга или индивидуально. Необходимое условие – абсолютная безопасность занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Формирование учебной активности школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В общей психологии установлено, что источником активности человека служат его потребности, которые определяются как переживания неудовлетворенности или зависимости от чего-либо.Среди многих средств ак...

Мастер-класс для педагогов ОУ и преподавателей ДО «Робототехника как способ формирования познавательной активности школьников».

Все большее значение получает образовательная робототехника как новая технология обучения и инструмент подготовки инженерных кадров.Робототехника развивает учебно-познавательную деятельность учащихся,...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности школьников...

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...

Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Сосавитель Базанова Л.Н, учитель географии и...