Все игры в гости к нам
методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме

Максимова Галина Викторовна

Актуальность проекта

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

В связи с возросшим числом проявлений национальной и расовой нетерпимости в молодёжной среде считаю необходимым проведение ряда мероприятий по профилактике ксенофобии. Предлагаемое мероприятие будет направлено на пропаганду этнокультурной толерантности среди школьников.

 

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

При подготовке проекта были созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с играми разных народов. Перед обучающимися была поставлена задача, узнать как можно больше о других народах играх.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.

Учащиеся старших классов стали организаторами игры для начальных классов, что способствует актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_vse_igry_v_gosti_k_nam.zip264.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЙСКАЯ ООШ № 33

        ПРОЕКТ

«ВСЕ ИГРЫ В ГОСТИ К НАМ»

        

Учитель физической культуры Максимова Галина Викторовна

1 квалификационная категория

2011 год


  1. Паспорт проекта «Все игры в гости к нам»

Заказчик

Совет Учреждения

Основные разработчики

учитель физической культуры Максимова Галина Викторовна

Цель:

Создание условий для становления здоровой, разносторонне развитой и социально мобильной личности, готовой к самосовершенствованию и жизни в современных условиях.

Задачи:

  1. Формирование у школьников адаптивных механизмов, позволяющих им неконфликтно и гибко входить в систему социокультурных отношений.
  2. Побуждение учащихся к рефлексии, к постоянному самонаблюдению и самоизучению с целью выработки твердых социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения.
  3. Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени через вовлечение их в культуросообразную досуговую деятельность. 

Сроки реализации проекта:

2011г

Орган, ответственный за реализацию проекта

администрация школы

Источники финансирования:

 Привлеченные спонсорские средства

Ожидаемые конечные результаты:

В области обучения:

  1. сотрудничество, дух партнерства;
  2. признание многообразия;
  3. признание равенства других.

В области воспитания:

  1. уважение человеческого достоинства;
  2. уважение прав других;
  3. терпимость к чужим мнениям и поведению.

В области психического развития:

  1. способность поставить себя на место другого;
  2. уважение права быть иным.

В области социализации:

  1. готовность мириться с чужим мнением;
  2. принятие другого таким, какой он есть;
  3. отказ от доминирования, причинения.

Актуальность проекта

Толерантность – одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли и т.д. – распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданского образования.

В связи с возросшим числом проявлений национальной и расовой нетерпимости в молодёжной среде считаю необходимым проведение ряда мероприятий по профилактике ксенофобии. Предлагаемое мероприятие будет направлено на пропаганду этнокультурной толерантности среди школьников.

Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.

При подготовке проекта были созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с играми разных народов. Перед обучающимися была поставлена задача, узнать как можно больше о других народах играх.

Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.

Учащиеся старших классов стали организаторами игры для начальных классов, что способствует актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.

План реализации проекта

  1. Ознакомление детей с историей возникновения народных игр.- сентябрь
  2. Разучивание игр отражающих национальный колорит других стран- октябрь
  3. Исследовательская работа по изучению и подбору материала к общешкольному мероприятию «Я, ты, он, она- вместе целая страна» -ноябрь
  4. Реализация проекта- декабрь.

Введение.
        Воспитать личность, соответствующую современным требованиям общества, можно только в том случае, если, как писал Л.С. Выготский, обучение будет забегать вперед развития ребенка, будет осуществляться в зоне его ближайшего развития. Поэтому внеклассное мероприятия проводятся в форме коллективно-творческих дела, проекта. Именно эта форма создает в группе атмосферу доброжелательности, взаимопонимания.

  

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Дети заходят в зал под песню «Дорогою добра», садятся на скамейки по группам.

Учитель: Ребята вы сейчас слышали песенку.

А о чем поется в ней. Правильно о доброте. Наше сегодняшнее мероприятие как вы уже знаете называется «Я, ты, он, она -вместе целая страна». Вам были даны задания, подготовить игры народов мира, считалки и маленькие доклады. Вы подготовили их? Молодцы! Сейчас я вам объясню ход нашего мероприятия. Первыми выступят ребята с докладами, вторыми те кто подготовил игры вы расскажете и научите нас играть в подготовленные вами игры. Затем мы подведем с вами итог, выберем самую интересную игру и научим в нее играть всех ребят.  

Все понятно.

И так я просила вас подготовить небольшие доклады об играх. Кто первый?

(Дети рассказывают какие бывают игры, чем они интересны и познавательны, тут же они расскажут об олимпийских играх , интеллектуальных.)

 Молодцы ребята. Ну а теперь настало время поиграть.

«Собирайся детвора

Начинается игра».

 Кто первый расскажет о своей игре и научит нас в нее играть.

(Дети по очереди рассказывают чья это игра . ее правила, и как в нее играть)

Все игры начинаются со считалочки, выбираем ведущего.

В игра проиграть 3-4 раза.

Рефлексия.

Обсуждается каждая игра, выбирается самая лучшая. С ней и выходят на общее мероприятие.

Украинская народная игра «Хлебчик»

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.

 - Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)

 - А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)

 - Выпеку!

 - А убежишь?

 - Посмотрю!

С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.

Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

БЕЛАРУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Лиски»

Играющие   по  договоренности   или   по  же ребьевке выбирают лиса — ведущего  и,  по строившись в круг диаметром 10—20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

 — Где был?

- В лесу.

- Кого поймал?

— Лиску.

- Верни лиску мою.

- За так не отдаю.

- За что отдашь — скажи сам.

-  Если обгонишь, тогда отдам.

После этого они  бегут  в  противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, ли сом — игрок, который остался. Правила игры. Бегать разрешается только по внешней стороне круга.

БЕЛАРУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «У Мазаля»

Участники игры выбирают Мазаля. Все остльные отходят от Мазаля и договаривают , что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

- Здравствуй, дедушка Мазаль-

С длинной белой бородой,

С карими глазами,

С белыми усами!

- Здравствуйте, детишки!

Где вы были?        

Что вы делали?

-Где мы были, вам не скажем,

А что делали - покажем!

Все делают те движения, о которых договоились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

АРМЯНСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Цветы и ветерки» (Царик ев каминер)

В середине площадки на расстоянии 2 м про водятся две черты, за ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Каждая команда — цветы и ветерки — стоит перед внутренней чертой лицом к команде сопер ников. Игру начинают цветы, заранее выбрав шие себе имя — название цветка. «Здрав ствуйте, ветерки!» — говорят они.

«Здрав ствуйте, цветы!» — отвечают ветерки.

«Ветер ки, ветерки! — обращаются к ним цветы.

— Угадайте наши имена!»        

Ветерки начинают перечислять названия цве тов. И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту.

Правила игры. По числу пойманных опре деляются очки. После одной игры команды меняются ролями. Играя условное число раз, определяют победителя по сумме очков.

ЧУВАШСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Луна или солнце» (Уйохпа хзвель)

Выбирают двух игроков, которые будут капи танами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по од ному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.

Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны — игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

МОЛДАВСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «Яблоко»

Играют одновременно до пятнадцати детей, взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко,

Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу.

С окончанием   фразы  все  должны  быстро  присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет выбывает из игры. Игра продолжается до те пор, пока в кругу не останется трое игрою Они объявляются победителями.

Правила игры.

 Бегущим по кругу игрока не разрешается разъединять руки. Из двух игроков,  нарушивших  правило,  выходит  и игры один — тот, у кого окажется свободно правая рука. Однако   по уговору можно  водить из игры и того, у кого окажется

 свободной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.


Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства.

. Народные подвижные игры  отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представ ления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Играя в игры мы знакомимся с особенностями жизни народов.  


Таджикские игры

Подвижные народные игры с древних времен были отражением культурно-бытового уклада жизни таджиков. Об этом свидетельствуют историко-археологические памятники, произведения классиков таджикской литературы, труды советских и зарубежных ученых. Условия некоторых игр и забав воспроизводили пастьбу скота, охоту на диких животных и птиц. В играх использовались кости домашних животных. Многие игры таджиков сопровождались песнями, танцами, игрой на музыкальных инструментах, что сохранилось и до нашего времени. Древние обряды наложили на народные игры свой отпечаток. Игра с перепрыгиванием через костер постепенно видоизменилась, и сегодня играющие прыгают через булавы, кегли, скрещенные связанные палки, пучки соломы и т. п.

Большая часть коллективных подвижных игр у таджиков заканчивается переноской друг друга, т. е. проигравшие игроки должны поднять на спину выигравших и доставить их на указанное место.

Таджикские игры «Сбор тюльпанов», «Игра в лошадки», «Охота на куропаток» и другие.


БЕЛОРУССКИЕ ИГРЫ

Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влияни ем культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.


МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Молдавский народ, населяющий территорию, расположенную в прошлом на пересечении путей с севера на юг и с запада на восток, аккумулировал в своей культуре наряду со словесным, музыкальным, танцевальным фольклором и игры других народов. Этот процесс продолжается и сейчас. Такие подвижные игры, как «Деа батиста» («Платочек»), «Деа мижатка» («Жмурки»), «Мыца ши шоаречеле» («Кошка и мышка»), и другие широко известны не только у молдаван, но и у многих других народов.

На характер молдавских народных игр накладывает свой отпечаток природа республики. Игры Молдавии, как и ее природа, преимущественно спокойные, ровные, мягкие по характеру. Редко можно встретить игру с суровыми правилами, наказаниями, с резко выраженной азартностью. Благодаря продолжительному теплому лету много игр проводится на лужайках, на лесных полянах. Наличие в Кодрах сравнительно большого лесного массива способствует широкому распространению в этом районе республики древесного игрового инвентаря. Так, например, повсеместно известная игра «В камешки» благодаря замене традиционного игрового инвентаря на древесный преобразовалась в игру «Дуль» («Палочки»).

Но главное влияние на содержание народных игр оказывает характер труда народа. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, - это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда. Об этом красноречиво говорят названия таких игр: «Де-а харбужий» («Арбузы»), «Де-а бостэнеий («Кабачки»), «Поарка» («Свинья»), «Оиле ши лупул» («Овцы и волк»), «Де-а капра» («Коза»), «Де-а каий» («Лошади»), «Вынэтбрул ши епуреле» («Охотник и заяц»), «Вынэтбрул ши урсул» («Охотник и медведь»).


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек» были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение. Вспомним их?

Горелки, Гуси- лебеди, У медведя во бору, Лапта, Городки и многие другие. 


 

           
             



 

 Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто
развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой,
а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную
программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и
внимание настраивают, и скорость реакции улучшают. А специальные
исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на
формирование культуры общения.



Какие же из ловилок-догонялок, кроме банальных «салочек» и «пятнашек»
были популярны на Руси? Часто это были те, что сопровождались
присловьями, прибаутками, напевками, речевками. Удивительно, насколько
они оказались живучими. Может, от того, что при всей своей
непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но
дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают
каждое новое поколение. Вспомним их?





Горелки

Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно,
взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором
громко говорят или распевают:



Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.



Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!!!



Другой вариант:



Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!



В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают
руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один -
слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до
того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.



Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в
первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.



Мороз - Красный нос



По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.



Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:



Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!



Играющие в ответ скандируют:



Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!



И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и
«заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в
«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает
тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.









Малечина - калечина



Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина"

сколько часов до вечера?

Раз, два ...десять.



Золотые ворота

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это
ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается
цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.



Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!



С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые
оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота"
побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

Урок - игра " В гостях у словарей"

Урок - игра " В гостях у словарей" после изучения раздела "Лексика"...

Урок-игра: В гостях у Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Задачи урока:В предметной областиОтработать навыки записи десятичных дробей, навыки сложения и вычитанияВ области применения информационных технологийСовершенствовать умения учащихся использовать разл...

Шоу-программа "Все игры в гости к нам!"

Методическая разработка "Все игры в гости к нам"  разработана с целью проведения воспитательной работы среди обучающихся во время каникул ...

Конкурс - игра «В гостях у Физики»

интеллектуально - познавательная игра....

Урок - игра "В гостях у кролика"

Цели урока:1.   Введение новой лексики (vegetables, fruit, potato, cucumber, apple) и её первичное закрепление в речи.2.  Закрепление лексико – грамматических навыков (употребление слов...

Конкурс-игра «В гостях у русской сказки»

Мероприятие предназначено для воспитанников в возрасте 6-11лет (либо учащихся 0-5классов) в системе проживания детей в группах семейного типа школы - интернат с целью создания условий для развития поз...