Развитие скоростных качеств учащихся
методическая разработка по физкультуре по теме

Развитие скоростных качеств учащихся через подвижные игры

предложены подвижные игры для учащихся младшего и  среднего звена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие скоростных качеств учащихся через подвижные игры

Актуальность темы

Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

В настоящее время уровень здоровья детей резко снижается, что обусловлено рядом факторов (экология, наследственность, вредные привычки, как детей, так и родителей, медицинское заключение). Подвижные игры могут быть и средством и формой укрепления здоровья и воспитанием стремления к укреплению здоровья.

Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. Подвижные игры включены в учебную, во внеучебную и оздоровительную деятельность школьников.

В образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке воспитанников. Много внимания уделяется подвижным играм в период зимнего и летнего отдыха учащихся, в практике работы специальных медицинских и культурно-просвятительных учреждений.

Подвижные игры могут быть способом развития внимания, поэтому целью данной работы является изучение влияния подвижных игр на развитие скоростных качеств учащихся

Объектом исследования является процесс организации подвижных игр.

Предметом – процесс формирования скоростных качеств средствами подвижных игр.

В основе данной проблемы лежат понятия: развитие личности, скоростные качества игра, подвижная игра. Где:

- развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате её социализации.

  1. скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

- игра – это относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

        - подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия, выполняемые в рамках правил.

        Практическая значимость работы заключается в подборе комплекта игр для развития  скоростных качеств,  которые могут быть использованы как в учебной (учителями физической культуры), так и во внеучебной деятельности (организаторами досуговой деятельности, классными руководителями, воспитателями).

            Подобранный  комплект подвижных игр для развития скоростных качеств на практике может быть использован для решения и других поставленных задач. Так как, по существу, подвижные игры – это одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения.

Включать подобные игры в деятельность подростков особо важно.

Подвижная игра как средство и метод развития скоростных качеств учащихся.

        Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяется сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учёта результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

        Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обуславливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие её методические особенности:

  1. образность,
  2.  самостоятельность действий, ограничиваемая правилами,
  3.  выполнение движений мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнования),
  4. непринуждённость, естественность движений,
  5.  выполнение целостных действий и отдельных движений без строгой регламентации затрачиваемых усилий,
  6.  внезапная изменчивость ситуаций,
  7.  творческая инициативность действий (при этом правильно ориентированных и согласованных),
  8.  присвоение отдельным занимающимся (группе) определённых ролей, устанавливающих обязанности во взаимоотношениях с остальными игроками,
  9.  избирательность способов действий в различных связях и сочетаниях для решения двигательных задач.

Понятие об игровой деятельности

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, а в некоторых случаях и значительно большие количества играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их.

Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения  и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приёмов и их сочетаний, создаёт предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Содержание подвижной игры составляют её сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает её действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создаётся специально исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придаёт отдельным приёмам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приёмы и условия учёта её результатов. При этом не исключаются проявления творческой активности и инициативы, играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретённые в процессе специальной физической подготовки. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.    

            Основное место занимают коллективные игры. Многообразие и широкое применение коллективных подвижных игр требует их классификации.

        В практическом плане нас интересуют игры, которые классифицируются следующим образом.

  1. Характер организации коллектива: коллективные, без разделения или с разделением на группы.

2.         Формы борьбы за достижение победы: с водящими, с вступлением или без вступления участников в соприкосновение с противником.

3.         Условия преодоления препятствий, трудностей овладения приёмами техники и тактики: единоборство против водящих, единоборство за свою команду или борьба за свою команду при взаимоподдержке и взаимопомощи.

4. Типичные действия с применением тех или других двигательных навыков и умений: действия, требующие применения двигательных навыков в связи с задачами на ориентирование, наблюдательность, слух, внимание, а также связанные с выполнением подражательных, творческих ритмических движений.

 Возрастные особенности учащихся.

        Учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников, особенно младших. Им, например, бывает трудно долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет их, и они отвлекаются от работы. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребёнка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении. Распределять внимание, особенно в I – II классах, ребёнку трудно. Если он увлёкся учебной работой, то одновременно контролировать своё поведение часто не в состоянии и поэтому разговаривает вслух, выполняет какие-либо действия без команды учителя, принимает неправильные и некрасивые позы.

        При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основополагающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности. 
           
Для учащихся младших классов необходим выбор средств и методов с использованием подвижных игр различной направленности, который диктуется наличием и характером суммарного утомления, а также уровнем развития физических качеств необходимых в учебной и будущей трудовой деятельности. Оптимальность физических нагрузок при выполнении различных по характеру подвижных игр снимает утомление, повышает интерес к занятиям.                                                                                                       Физическая нагрузка при использовании игрового метода на уроках физической культуры у учащихся старших классов должна иметь тенденцию к постепенному увеличению воздействия на организм, но не должна превышать меру приспособительных возможностей и неблагоприятно влиять на здоровье учащихся. 

   В результате двигательной активности во время игр у ребёнка формируются новые знания, умения, формы поведения и виды деятельности. Поэтому главная задача – стимулировать во время игр двигательную активность учащихся. Деятельность, направленная на стимулирование активности учащихся и управление ею при помощи различных средств физического воспитания, и в частности подвижных игр, способствует совершенствованию обучения.

Активизизация двигательной деятельности.

Во-первых, во время объяснения сюжета игры или двигательной задачи необходимо формировать у детей мотивы, побуждающие их обязательно выполнить задание. Для этого ребята должны иметь определённый опыт, в структуру которого входят знания, уже сложившиеся двигательные навыки, специфические для данной игры, умение анализировать и оценивать как свои действия, так и действия команды.

Во-вторых, необходимо ориентировать детей на учебные цели двигательной деятельности, т.е. дети должны знать, с какими конкретно двигательными умениями они познакомятся и какими овладеют, что новое они почерпнут из игры. Для этого надо стимулировать не только двигательную активность вообще, но и целенаправленно сосредоточить внимание на тех физических качествах, которые конкретно будут развиваться при помощи данной игры.

В-третьих, двигательную деятельность учащихся необходимо оценивать по конкретному конечному результату.

Практические рекомендации.

При выборе игры нельзя  не  учитывать возрастных  особенностей  детей,   их   физической   и   технико-тактической подготовленности, количестве занятий, организации   и  дисциплинированности, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря.

Чтобы не  расширять  чрезмерно  круг  учебных  средств,  любую  из  уже основных игр постепенно усложняют за счет  введения  различных  препятствий, дополнений  к  правилам,  изменяя  способы  перемещения.   Проведение   игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и  водящих.  Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали  учителя. Лучше всего, чтобы  играющие  были  расставлены  в  исходное  положение  для проведения игры. Если в начале игры ребята становятся  в  круг,  то  учитель располагается не в середине круга, а в цепи играющих.  Если  класс  разделен на  две  команды,  и  они  выстроены  одна  против  другой  на  значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды,  а  затем  развести на исходные позиции. В ходе игры надо  приучать  школьников  к  точному  соблюдению  правил, добиваться сознательной дисциплины.

       В  зависимости  от  решаемых  задач,  подготовленности  занимающихся  и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые  пункты  правил, изменить число играющих и т.п. Кроме контроля  за соблюдением правил, нужно следить и  за  тем,  чтобы учащиеся правильно выполняли  технические  приемы,  на  закрепление  которых нацелена игра. За каждый  технический  прием   (удачный)   можно   начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в  тот  момент,  когда  учащиеся ещё  увлечены,  но  видны  уже  первые  признаки  утомления.  Эти   признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются  вялость  в  движениях, невнимательность,  нарушение  правил,   увеличение   ошибок,   а   также   в покраснении кожи, потоотделении и т. д. Окончание  игры  не  должно  быть  для  учеников   неожиданным,   можно предупредить играющих:  «Играем ещё 3 минуты» и т. д.

       Для  снятия  чрезмерного  физического  напряжения  в  ходе  игры  нужно периодически делать  перерывы,  заполняя  их  анализом  технических  ошибок, уточнением отдельных пунктов правил. 

Игры при обучении бегу на короткие дистанции http://pedmir.ru/

Бег с мячом
Место проведения: игровая площадка, футбольное поле.
Инвентарь: большой или маленький мяч.
Основная цель – научить технике бега по дистанции.
Организация. Чертят дугу, позади которой размещаются две или более команды игроков. Команды выстраиваются в колонну по одному. Назначают двух ведущих. Один занимает место за дугой посредине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди. Расстояние между ведущими зависит от возраста и уровня подготовленности учеников.
Проведение. По сигналу учителя ведущий, располагающийся за дугой, начинает катить мячик по земле и передает второму ведущему. Сначала за мячиком бегут первые номера, затем – вторые, третьи и т.д.
Команда, представитель которой первым коснется мяча, получает 1 очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут участия в игре.
Побеждает команда, набравшая больше очков.

«День» и «Ночь»
Место проведения: беговая площадка, футбольное поле.
Инвентарь: флажки для разметки площадки.
Основная цель – развитие внимания, реакции, ловкости, быстроты.
Организация. На середине площадки чертят линию, на которой спиной друг к другу выстраиваются команды. Одна команда называется «День», другая – «Ночь». С обеих сторон от средней линии на расстоянии 20 м одна от другой размечают по одной линии.
Проведение. Учитель , находящийся сбоку от игроков, несколько раз подряд спокойным голосом называет команды: «День», «Ночь», «День», «Ночь». Игроки стоят на местах и внимательно слушают. После небольшой паузы учитель неожиданно громко называет одну из команд. Ее участники бегут за финишную линию, а игроки другой команды догоняют их. Догонять можно только до финишной линии и только одного игрока. Если игрок наступающей догонит участника команды соперника и коснется его рукой, он приносит своей команде 1 очко.
Игра повторяется несколько раз. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Примечание. Учитель должен так организовать игру, чтобы ученики не могли угадать, какую команду он назовет. При этом каждая команда должна быть названа одинаковое количество раз.

Бег по прямой из различных положений
Место проведения: беговая дорожка, футбольное поле.
Инвентарь: флажки.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, быстроты.
Организация. Чертят три параллельные линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой, – стартовые, третья – финишная – располагается на расстоянии 15–20 м от ближней к ней стартовой линии.
Участники делятся на две команды: например, «красные» и «синие». «Красные» располагаются на одной стартовой линии, «синие» – на другой.
Участники команды, находящиеся на стартовой линии, расположенной ближе к финишной, занимают положение сидя или лежа, а игроки, располагающиеся на другой стартовой линии, принимают высокий или низкий старт.
Проведение. По сигналу участники обеих команд начинают бег. Задача игроков, стартующих с ближней линии, – быстрее добежать до финиша, не дав себя догнать игрокам другой команды. За каждого осаленного игрока команда получает 1 очко.
Игра повторяется несколько раз.
При проведении следующего забега игроки меняются местами.
Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бег по линиям
Место проведения: беговая дорожка.
Инвентарь: флажки для разметки места проведения игры.
Основная цель – развитие быстроты, формирование умения ускорять и замедлять бег.
Организация. На расстоянии 20–25 м от стартовой линии размечают несколько параллельных линий по числу игроков в команде, на расстоянии 1 м одна от другой. Напротив каждой линии указывается ее номер.
Проведение. Несколько команд выстраиваются за стартовой линией в колонну по одному. У каждого члена команды – свой номер. Бегуны стартуют из положения высокого или низкого старта. По сигналу первые номера бегут до линии № 1, наступив на нее ногой, поворачиваются кругом и продолжают бежать в обратную сторону к стартовой линии. Затем они касаются рукой вторых номеров, которые, в свою очередь, бегут к линии № 2, наступив на нее, возвращаются за линию старта и передают эстафету третьим номерам, и т.д.
Игра проводится четное количество раз.
При повторном проведении игры первые номера бегут к самой дальней линии, вторые номера – к предпоследней, третьи – на одну линию ближе, и т.д. Последний участник бежит к ближайшей линии.
В каждом забеге за первое место начисляется 1 очко, за второе – 2 очка, и т.д. Побеждает команда, набравшая меньше очков.

Челночный бег
Место проведения: беговая дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения владеть собой, освоение техники старта, развитие быстроты.
Организация. Размечают две стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от другой.
Класс делится на две команды, каждая команда – тоже на две равные части. Участники выстраиваются в колонну по одному. Одна половина команды выстраивается за первой стартовой линией, другая – за противоположной.
Всем игрокам присваивают одинаковые номера: одной половине команды – четные, другой – нечетные.
Проведение. Игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, бегут ко вторым номерам, касаются их рукой и встают в конец противоположной колонны. Вторые номера передают эстафету третьим, и т.д. Побеждает команда, которая первой займет свои первоначальные места.

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики  http://fizkultura-na5.ru/l

Примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

 

 

   

 Развитие быстроты.

1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.

 2. Бег с захлестыванием голени назад, с мак­симальной   частотой   движений.   3—4   серии по 12 м.

 3.   Ускорения   с   высокого   старта   (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Пер­вые номера встают на стартовую линию. Вво­дится соревновательный элемент: стартуя одно­временно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала. После пересечения сред­ней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.

Подвижные игры в спортивном зале

«Бег за мячом» (рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в беге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами располагаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

 

«Зайцы и кролики» (рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», которые строятся через одного (вперемежку) в колонну по продольной оси зала лицом к учителю, ведущему игру. Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные предметы (кубики, мячи, кегли), которых по количеству вдвое меньше, чем участников игры. По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

 

«Бег   с   преследованием»   (рис.   3).   В   игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находящихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В. По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, принимают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п. По сигналу «Марш!» обе команды одновременно * начинают бег, причем каждый из бегунов команды А старается догнать бегущего впереди соперника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С.  За каждого осаленного игрока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

 

«Встречный бег» (рис. 4). Две команды, принимающие участие в этой игре, строятся в колонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший  первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

 

«Скоростная эстафета» (рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в колонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обогнув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

Развитие скоростно-силовых ка честв.

Упражнения, которые следуют ниже, необходимо использовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза меньше, чем мальчикам. Учащимся, имеющим недостаточную физическую подготовленность, раз­решаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил. Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильного выполнения каждого упражнения, естествен­но, предварительно правильно показав и объяснив его.

 1.   Прыжки   через скакалку в   максимальном темпе в течение 1   мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз;   VI—VII классы:   мальчики — 100—120   раз,   девочки — 120—150 раз.

2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу,   начиная   толчком   двумя.   3—4   серии   по 16—18 м.

 3. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.

 4. Подскоки на одной, поочередно на левой и   правой   ноге,   другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.

 5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки   (высота 30 см):   стоя сбоку от резинки с   двух ног на  две с продвижением   вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, приземляясь— ноги   врозь.   В   упражнении   важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не менее 10—12 прыжков через каждую резинку) отдых 20—40 сек.

 6. Прыжки в высоту через резинку, натянутую на высоте 40-—60 см, способом «перешагивание»   с   правой   и   левой   стороны   от   нее, с продвижением вперед, поочередно отталкиваясь то правой, то левой ногой. Обращать внимание   на   то,   чтобы   учащиеся   правильно   выполняли не только толчок, но и маховые движения.

Данные подвихные игры  взяты http://avangardsport.at.ua/blog/gimnastika_i_legkaja_atletika/1-0-12#.UFJhZbLN8Rl

Игры в занятиях с бегунами

Некоторые из игр с бегом, содействующие развитию быстроты и выносливости.
Игры, помогающие научить занимающихся правильно брать старт и выполнять финишный рывок.
Ниже приводится несколько игр из числа тех, которые содействуют развитию быстроты бега, умению правильно брать старт и выполнять финишный рывок.


1. «Встречные старты» (рис. 11). Игроки распределяются по двум командам, каждая из которых, в свою очередь, делится пополам на две встречные колонны. Первые игроки в колоннах принимают положение низкого старта.
Между колоннами с каждой стороны стоит помощник судьи. По сигналу первые номера устремляются вперед. Как только они достигнут второй половины своей команды, помощник судьи, касаясь плеча второго номера команды, дает ему старт. Прибежавший игрок встает в конец колонны, а каждый оказавшийся впереди нее принимает положение низкого старта для последующего бега. Встречная эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на исходные позиции. За каждый фальстарт у команды снимается 1 очко из числа тех 20, которые даются командам перед началом игры. Команда, раньше закончившая эстафету, получает 2 премиальных очка.
Игру можно усложнить, протянув перед стартующими веревочку, под которой игроки должны пробегать в ходе стартового разгона.


2. Эстафета с вызовом игроков (рис. 12). Игроки строятся в колонны (если много участников) или в две рядом стоящие шеренги и рассчитываются по порядку. Перед каждой командой проводят линию старта, а в дальнем конце площадки ставят ориентиры (набивные мячи, флажки, булавы). В 6—10 шагах от стартовой линии проводят линию «финиша».
Руководитель, стоя сбоку, называет номер. Игроки, имеющие его, устремляются вперед, обегают ориентиры и стараются как можно скорее пересечь линию финиша. Тот, кому это удалось, приносит своей команде 2 очка, за 2-е место присуждается 1 очко, за 3-е — 0 очков.
Руководитель вызывает игроков в любой последовательности, что обеспечивает их постоянную готовность к старту.


3. «Будь лидером». Игроки парами идут (бегут) по площадке или беговой дорожке, причем игроки каждой пары представляют разные команды. Занимающиеся предварительно рассчитываются по порядку, и каждый имеет свой номер. Во время движения руководитель может громко назвать любую цифру. Игроки в паре под этим номером должны сделать рывок, чтобы быстрее оказаться во главе бегущих. Очко команде приносит тот, кто сделал это быстрее. Затем бег (ходьба или упражнения в движении) продолжается до нового вызова. Выигрывает команда, чьи игроки большее число раз становились лидерами.


4. «Наступление». Команды выстраиваются, как в игре 86. Можно дать командам условные названия, например, «Ракета» и «Спутник». По сигналу руководителя игроки одной из команд (взявшись за руки) идут вперед, стараясь соблюдать равнение. Когда до стоящей напротив шеренги, игроки которой находятся (в положении низкого старта) остается 2—3 шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом устремляются в свой «дом». Игроки второй шеренги их преследуют, стараясь осалить. После подсчета осаленных игра повторяется, но на этот раз наступает другая команда.
Каждый раз наступающие и догоняющие должны принимать определенные исходные положения. Например, наступающие могут брать друг друга под руки, класть руки на плечи партнеру, сцеплять их впереди и т. д. Игроки, ожидающие приближения соперников, могут стоять спиной или боком к ним, сидеть и т. д. Помощники руководителя следят за соблюдением правил. Никто не должен действовать без сигнала (останавливаться или стартовать). Ловить соперников разрешается лишь до линии дома. Побеждает команда, сумевшая осалить большее число игроков за одинаковое количество перебежек.


5. Старт с преследованием соперника (рис. 13). Две шеренги играющих располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна за другой. Все игроки принимают положение низкого (или высокого) старта. По сигналу обе шеренги устремляются вперед. Задача игроков, находящихся сзади, осалить бегущих впереди. Линия дома прочерчивается в 20—30 шагах от стартовой линии. После подсчета осаленных проводится обратный забег, причем команды меняются ролями.
Интересен вариант игры, при котором все игроки распределяются по четырем шеренгам. Например, команда «Спутник» составляет первую и третью шеренги, команда «Ракета» — вторую и четвертую. Задача игроков каждой шеренги — коснуться рукой бегущего перед собою игрока и не дать бегущему сзади осалить себя. Обратные перебежки следуют в построении, когда шеренги поворачиваются кругом.
В играх, где игроки одной шеренги преследуют другую, можно условиться заправлять игрокам за резинку трусов или тренировочных брюк ленточки или платочки так, чтобы свободный конец на 25—30 см выступал наружу. Тогда количество осаленных определяется по числу выдернутых ленточек или платочков.


6. «Вороны и воробьи» (рис. 14). Игроки выстраиваются в колонну (в шаге друг от друга) в середине площадки. Первые номера — одна команда, вторые — другая. По обеим сторонам от играющих в 15—20 шагах от них на прочерченных линиях лежат различные предметы (городки, теннисные мячи) по числу вдвое меньше, чем всех участников игры. Предметы, лежащие справа, — «вороны», слева — «воробьи». Руководитель объявляет об исходном положении игроков (упор присев, стоя, сидя и др.), а затем по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» («во-ро-ны»), то все игроки устремляются в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание слова «бьи», то все игроки бегут влево. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, они достаются лишь самым внимательным и быстрым. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается число удачных стартов каждой команды и объявляется победитель.

7. «Собери флажки» (рис. 15). По кругу 400-метровой дорожки (или на футбольном поле, поляне) расставляют через каждые несколько десятков метров группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором ряду (например, через 30 м) — еще на два флага меньше и т. д. Таким образом, если старт принимают десять человек, то флажков должно быть последовательно 8, 6, 4, 2 и 1.
Игроки начинают бег по сигналу. Каждый старается завладеть флажком в первом ряду. Двое, не успевших это сделать, выбывают из игры. После второго этапа остается шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших. Игрок, овладевший последним флажком, объявляется победителем. Соответственно выявляются игроки, занявшие 2-е и 3-е места.
Если во время бега игрок уронил флажок на землю, он должен сначала поднять его и только затем продолжать бег.

Рекомендую: http://www.e-reading.org.ua/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

     Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и спорт". 1970г.

      Подвижные игры  Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и спорт". 1982г

      Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998

Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999

Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . –2002.

Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.

Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С.Хоменкова . –2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ВЫБЕГАНИИ С НИЗКОГО СТАРТА, ЧЕЛНОЧНОМ БЕГЕ и ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ

Урок-презентация предназначен для совершенствования техники положения низкого старта и прыжков в высоту....

Развитие скоростных качеств у пловцов 10-14 лет

Краткие рекомендации по развитию скоростных качеств пловцов...

Развитие скоростных качеств посредством подвижных игр.

Бег, как и ходьба,— самый естественный вид движений человека. Умение бегать лежит в основе большинства ви­дов спорта. Разве можно сдать нормы ГТО, стать хорошим футболистом, баскетболистом или гандбол...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста

Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...

Презентация "Развитие скоростных качеств"

В данной презентации находится материал о развитии скоростных качеств у обучающихся....

Развитие скоростных качеств у обучающихся.

сообщение "Развитие скоростных качеств у обучающихся"....