Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии.
    статья по физкультуре по теме

    Третьякова Светлана Ивановна

    Основное направление работы-сохранение здоровья школьников.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorove.docx20.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие

     технологии 

    на уроках

     физической культуры

    Здоровьесберегающие технологии

    на уроках  физической культуры.

    В школе уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных особенностей учащихся и с учетом их медицинских групп здоровья. Основное направление работы заключается в  сохранении здоровья школьников.

     

    1. Деление ребят на группы здоровья.

             Все знаем, что уровень здоровья у каждого разный: кто-то часто болеет ОРЗ, а кто-то имеет хроническое заболевание, а кто-то здоров.   Поэтому, в соответствии с физическим развитием, состоянием здоровья, (уровнем тренированности и уровнем общей физической подготовленности) школьников распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К какой медицинской группе относится ученик, определяет только врач.

    Для того чтобы правильно организовать работу с учениками, не нанести вред его здоровью, учитель должен знать о состоянии здоровья учащихся. Поэтому,  в начале каждого учебного года, с учеников  требуются справки о состоянии здоровья. В справке указана  группа здоровья и диагноз заболевания. Впоследствии справка вкладывается в его медицинскую карту.

    В основную медицинскую группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья. Они выполняют всю учебную программу в полном объеме.

    В подготовительную медицинскую группу включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии (недостаток веса, лордозы и кифозы) и состоянии здоровья.

    Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются с классом. Оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебных контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений. Чтобы узнать, какие упражнения нельзя выполнять учащимся подготовительной группы, учитель физической культуры советуются с врачом. Врач, на основании справки, в которой указан диагноз заболевания, обозначает упражнения или вид деятельности, которые противопоказаны данному учащемуся. Это фиксируется учителем в личной «тетради здоровья» по каждому ученику. В соответствии с указанием врача учитель строит свою работу с данным учеником.

    Например:  у ученика  подготовительная медицинская группа. Тест – прыжок в длину с места. Если нет противопоказаний, то прыжок выполняется, если противопоказания есть, то прыжок не выполняется, а оценивается устный ответ по технике выполнения прыжка. Тем самым бережем здоровье ученика.

    В специальную медицинскую группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводится по специальной программе и отдельно от класса.

    «Физическая культура» с учащимися

    подготовительной    группы  здоровья

    2. Поощрение учеников в подготовительной медицинской группе

    Из своего опыта работы, я сделала вывод, что ученики подготовительной группы здоровья, из-за слабого физического развития имеют  низкий уровень физической подготовленности. Вследствие этого ученик за выполнение контрольного упражнения получает низкую отметку. Это приводит к  - плохой оценке за четверть – пропадает интерес к занятиям – не желание заниматься –  нанесение вреда здоровью. Чтобы этого не произошло, к оценке за упражнение в качестве поощрения за выполненную работу  он получает дополнительный балл и положительные эмоции (ученик доволен).

    3. Дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении

    В среднем и старшем звене увеличиваются индивидуальные различия школьников в физическом развитии. Поэтому, в процессе обучения, выборе содержания и методов проведения урока, оценке успеваемости обязательно учитываются:

    - половые особенности учащихся. Юноши сильнее, чем девушки. Метание мяча у мальчиков составляет 40м, у девочек того же возраста 25м.

    - физическое развитие  (рост, вес, мышечная масса тела). Например: прыжки через скакалку выполняет мальчик  с избыточной массой тела. Количество прыжков  на «5» он не выполнил, но с учетом его индивидуальных особенностей, старания ученик получает «5».

    При подборе упражнений, выборе подвижных игр учитывается  

    - двигательная подготовленность, двигательный опыт и возрастные особенности. Технически сложное двигательное действие (нападающий удар в волейболе) применяется в старшем возрасте, а в среднем звене  берется более простой элемент (передачи через сетку).

     4. Оздоровительная направленность

     Наряду с образовательными и воспитательными задачами большое внимание уделяется и оздоровительным задачам. Успешному решению оздоровительных задач способствует проведение занятий на открытом воздухе (первую четверть – сентябрь, октябрь  и четвертую четверть – апрель, май). Для  занятий физкультурой учитель требует обязательное наличие спортивной формы и спортивной обуви, соответствующей гигиеническим требованиям. Без спортивной формы ученик к занятиям не допускается во избежание травм. Начиная с младшего школьного возраста, учим ребят, самостоятельно выполнять и проводить комплекс утренней гигиенической гимнастики.

     

    5. Теоретические знания

     На уроках физ. культуры учащиеся получают теоретические знания, которые помогут им сохранить здоровье, а также использовать полученные знания во время самостоятельных индивидуальных и групповых занятиях физкультурой, во время активного отдыха, в походах. Изучаем на уроках следующие темы по теории физ. культуры:

    -   личная гигиена,

    - влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, обмен веществ),

    - о здоровом образе жизни, организации режима дня,- методы самоконтроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями, оказание первой помощи при травмах и т.д.

    6.Техника безопасности.

    В начале четверти учитель проводит общий инструктаж по технике безопасности. Но урок физической культуры представляет собой постоянные перемещения в зале, взаимодействия 2-3-х и более учеников, выполнение определенных упражнений, требующих не только хорошо развитых двигательных качеств, но и знаний по технике безопасности. Во избежание травм и сохранения здоровья учитель на каждом уроке обязательно рассказывает, как технически правильно и безопасно  выполняется любое даже простое упражнение.  

    7. Комплексы ОРУ.

    В водной части урока, для подготовки организма к предстоящей нагрузке, во избежание травм провожу разминку. В неё обязательно включаю  выполнение комплексов  ОРУ с предметами - скакалкой, обручем, мячами и без предметов. Использую комплексы общеразвивающих упражнений для:

    - формирования правильной осанки,

    - профилактики плоскостопия,

    - развития координации движений,

    - развития гибкости;

    - упражнения на дыхание.

    7. Оценка успеваемости

    Одной  из задач здоровьесберегающих технологий является приобретение знаний и выработка умений использовать средства ф.к. для укрепления здоровья. Это нашло отражение в современных критериях выставления оценок. Если раньше, решающим условием  было выполнение нормативов (должен быть конкретный результат в цифрах), то в настоящее время результат составляет, лишь 1/6 оценки, в оставшиеся 5/6 входит:

    1. полнота приобретенных знаний - теории (спортивной терминологии, техники выполнения упражнений, тактики игры, правил соревнований и судейства и т.д.);

    2. прочность освоения двигательных навыков;

    3. умения самостоятельно выполнять доступные физические упражнения;

    4. активность на уроках физической культуры.

    5. желание выполнять поставленные перед учеником задачи.

    Оценка должна стимулировать активность ученика, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить свой результат.  

     

    Вывод:

    Современная физическая культура в нашей школе выполняет главную задачу здоровьесберегающих технологий: главное - не результат, а здоровье. А учитель старается создать условия для укрепления и сохранения  здоровья школьников.

     

      ОРГАНИЗАЦИЯ   ЗАНЯТИЙ   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕ

    СО  ШКОЛЬНИКАМИ,  ОТНЕСЕННЫМИ  ПО СОСТОЯНИЮ  ЗДОРОВЬЯ

    К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ  ГРУППЕ

    Придавая важное значение организации занятий по физической культуре с учащимися, отнесенными к специальной  медицинской группе, в нашей школе приняты  конкретные  меры  к   проведению   таких   занятий,   рассматривая их, как    составную    часть    процесса    физического    воспитания  в школах.

    Учащиеся школы проходят медицинский осмотр не реже одного раза в течение учебного года (в основном в первом полугодии). На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.

    Такие занятия планируются расписанием и проводятся после уроков из расчета двух раз в неделю по 40 минут.

    Комплектование   учащихся,   отнесенных к  специальной медицинской группе, в группы для занятий физической культурой производится по заключению  врача и оформляется   приказом директора школы.

    Группы  для  занятий  физической  культурой комплектуются в  количестве  не более 10 – 12 человек. Комплектуются эти группы с учетом принципа объединения учащихся по классам и по характеру заболевания. Занятия с ними проходят при строгой дифференцированной  нагрузке  с учетом индивидуального подхода к учащимся.      

     Посещение таких занятий учениками специальной медициной группы является обязательным. Ответственность за посещаемость занятий, организованных для учащихся специальной медицинской группы, возлагается на учителя, ведущего эти занятия,   классного   руководителя   и   контролируется   завучем   и врачом.

      Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, с которыми проводятся занятия по физической культуре, проходят дополнительное медицинское обследование в течение учебного года.

    Для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе

    привлекаются учителя физической культуры, имеющие высшее физкультурное образование и прошедшие специальные семинары. Такие семинары организовывают органы  народного образования и здравоохранения на базе институтов усовершенствования учителей или физкультурных диспансеров.

    Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача-педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьником.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии

    Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама п...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии (доклад)

    Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейств...

    План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

    Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

    Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

    Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...