Актуальность и оригинальность замысла внеурочного учебного занятия
статья по физкультуре по теме

Холодцова Оксана Геннадьевна

Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости. Игра формирует высокую нравственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamysel_vneurochnogo_zanyatiya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«УЧИТЕЛЬ И ИННОВАЦИИ: ИДЕИ, ОПЫТ, ПРАКТИКА»

СЕКЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Методическое сопровождение творческого и теоретического конкурсов для школьников в соревнованиях «Президентские состязания»»

9 ноября 2012 года

Участник конференции:

Холодцова Оксана Геннадьевна,

учитель физической культуры  ГБОУ СОШ № 412

Петродворцового района г.Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ: «Актуальность и оригинальность замысла

внеурочного учебного занятия»

Великий педагог Ян Амос Коменский сравнивал жизнь человека с жизнью дерева. Он писал: «Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения». Уроки физической культуры в школе – это уроки движения. Привычно думать, что это движение тела, но нельзя сегодня забывать о важной роли, которую играют уроки физкультуры в нравственном становлении личности. Деятельность тела тесно связана с деятельностью души.

Сегодня учитель физкультуры должен учитывать, что необходимо расширить межпредметные связи. Планировать учебный материал так, чтобы решать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпения в достижении общих целей при совместной деятельности не только на уроке, но и  на внеурочных занятиях и в  обычной жизни. Решить задачу формирования целостной картины мира, а также культуры взаимодействия поможет игра.

С одной стороны это и волейбол, и баскетбол. Знакомство с правилами организации игры и соревнований по этим видам  спорта позволяют учителю развивать  основные физические качества и повышать  функциональные возможности  организма и  воспитывать  положительные качества личности, умение взаимодействовать и сотрудничать в учебной и соревновательной деятельности.

Культура взаимодействия тесно связана с культурой общения.  В игре   ребенок учится  подчиняться правилам, преодолевать горечь поражения, учится радоваться успеху, победе противника.

Веками игра сопровождала человека с раннего детства. Учила преодолевать трудности и выстраивать отношения в коллективе. Использование народных игр на внеклассных мероприятиях – это путь формирования культуры оптимизма и приобщения к национальной культуре.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: считалки,  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением учащихся.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создаем  эмоционально-положительную основу для  развития чувств.

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Детская игра «Пень»

Дети взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на другое какое-либо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице, становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах и поет: "Пень, пень, дай конопель.

               Трошку, горошку,

              Масла с ложку"

При последнем слове все меняются местами, пень же старается захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра продолжается, пока она не наскучит; но кто остался в последний раз пнем, тот долго носит это название. Игра в «пень» — это одна из детских шалостей.

Игра "Квинта"

Игра популярна в Литве. Играют пять человек. На земле или в спортзале вычерчивают квадрат со стороной 10 м. Четверо игроков становятся по его углам. В центре вычерчивают круг диаметром 1,5 м, куда становится пятый игрок, кого и зовут квинта. Четверка игроков кидает в него мячом, а квинта пытается увернуться от ударов. Квинта прыгает, нагибается, отскакивает в сторону, иногда даже ложится, но только в пределах круга. Когда мяч его настигает, в центр становится попавший в квинту — самый меткий. Игроки, стоящие по углам, стараются поймать мяч, чтобы не дать времени квинте приготовиться к новому броску. Игра динамична, проходит в высоком темпе, требует необычайной ловкости, быстроты реакции, прыгучести и собранности.                  

Игра «Платочек»

          В эту игру играют во всех странах, поэтому игра имеет разные названия и варианты. Например, в Калмыкии проводится под названием  «Серебряный пояс».

                 Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).

                 Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу. Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями.

         Игра «Лебедь, рак и щука»

               Перетягивание каната в три стороны.

         Игра «Пузырь»

               Все играющие берутся за руки. По команде ведущего под слова, круг начинает растягиваться до тех пор, пока кто-либо из игроков расцепит руки. Двое расцепившихся встают в центр круга.

Выбор игр на внеурочных занятиях можно соотнести с календарным годом, народными обычаями и обрядами.

В среднем звене можно организовать проектную деятельность учащихся с учетом их возрастных особенностей. Каждая группа готовит проекты по темам:

«Осенние народные игры и обычаи»

«Зимние народные игры и обычаи»

«Весенние народные игры и обычаи»

«Летние народные игры и обычаи»

Далее учащиеся защищают проекты и готовят для других классов подвижную игру. Цель: научить сверстников играть в нее, не нарушая правил. Разве это не способ формирования коммуникативной компетенции?

Игра – школа воспитания чувств и эмоций. Эмоций положительных, радостных, которые и формируют культуру оптимистического отношения к миру. К тем, кто тебя окружает. Воспитание любви к игре честной и справедливой ведет к объединению  детского школьного коллектива.

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы образования. Приобщение к культуре национальной развивает и коммуникативную культуру. Знакомясь с новой игрой, ученик должен владеть культурой речи, чтобы вести диалог, проявляя уважение к собеседникам.  А также владеть умением компромиссы при принятии решений, обсуждать внесение изменений в правила игры и результаты совместной деятельности.

Еще в 18 веке мыслители обратили внимание на то, что человек – это «общественное животное», он не может без общения. Формирование культуры общения – одна из важнейших задач школьного образования. Каждый предмет – часть огромного целого в формировании ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимосвязь учебных занятий и внеурочной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения поэзии Серебряного века"

Материал содержит информацию о том, какие современные педагогические технологии преподаватель использует в своей деятельности...

Конспект и презентация учебного занятия по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Лекарственные - ядовитые растения" 5 класс

Разработка учебного материала  содержит информацию о ядовитых лекарственных растениях. Может быть использована во внеурочной деятельности, внеклассной работе....

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Интеграционное учебное занятие «Защита оригинального проекта с продолжением «О дождях и в шутку и всерьёз»

В основу занятия были положены технологии личностно-ориентированного обучения, интеграции, ИКТ и развивающего обучения. Почему развивающего? Потому что проект учитывает проблемы преемственности.ИКТ вк...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ ДЛЯ 6 КЛАССА «УСЛОВИЯ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕ-КА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

Приложение 1Цели внеурочного учебного занятия:Познакомить обучающихся с причинами попадания человека в условия  вынужденной автономии; с факторами, способствующими в...