«Проектная деятельность как продуктивное средство развития двигательной одаренности»
статья по физкультуре на тему

Бурина Галина Яковлевна

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_aprelya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как продуктивное  средство развития двигательной одаренности»

Учитель физической культуры

                                                                                                                               ВКК

   МОУ СОШ №16 с УИОП

Бурина Г.Я.
Комсомольск-на Амуре

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности :умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и его психических способностей, которые Могут быть врожденными так и  приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности.    Для выявления двигательной одаренности  используется различные диагностики двигательной активности(тестирование, антропометрия, функциональная диагностика) и длительная идентификация во времени и разных ситуациях. Проявления одаренности включает любые модели поведения в которых проявляется взаимодействия  трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей  и высокого уровня креативности .Человек у которого проявляется совокупность этих свойств  нуждается  в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения.   Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка – в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики-быстрое освоение деятельности и ее выполнение, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях  и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная  деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки, Я-концепции, самоактуализации. Мы стараемся включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими ,поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей, следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя  роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований. В урочной работе используем форму селективной дифференциации, опережающее обучение  и привлекаем детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать  у себя такие свои способности которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях  и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах  различного уровня. В процессе обучения  использую проектную технологию в разделе физкультурная деятельность с оздоровительно-корригирующей направленностью, по теме шейпинг, для разработки проекта индивидуальной тренировочной программы. После прохождения 2-х летней программы обучения по теме, когда учащиеся в полном объеме получат теоретические и практические знания по теме, в которую входят  материалы и по здоровому образу жизни, по программе рационального питания,  по принципам составления тренировочных программ, научатся основам индивидуального тестирования и тогда они осознанно подойдут к выбору средств для решения своих проблем.  Весь арсенал разнообразных физических упражнений полученный на занятиях   с 10 по 11класс пригодится им для работы над проектом.

Разумеется, реализация проектной деятельности требует много знаний сверх программы, поэтому дополнительные знания по проекту учащиеся могут получить посещая занятия в группе спортивной аэробики, рассчитанному на период обучения в 10-11классах.

Создать личную мотивацию для работы над проектом также помогает проведение индивидуального тестирования объемов фигуры в течение 2-х лет, повышенного внимания к своей внешности у девушек старших классов и желания измениться в лучшую сторону.  Одаренность при разработке проектов проявляется и в неординарном подборе упражнений, многие из которых дети изобретают сами, используя базовые упражнения изученные    ранее,  и в оформлении проектов.              

 Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом  мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся – повышенная готовность к обучению(легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта(футбол, волейбол),определяем какие цели и задачи являются приоритетными:обучающие,развивающие,обучающее-развивающее,развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных .Определить принципы обучения (дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения),определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие) и конечно учитывать тип образовательного учреждения.

Литература:

Андреев Н.И. Учебный курс для творческого саморазвития .Казань. Центр инновационных технологий.2000

Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, молодежи//Теория и практика физической культуры.2002 №3.-с.35

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия.М.,Воронеж,1997

Панов В.И. Одаренные дети: выявление-обучение-развитие//Педагогика.2001.№4 с.30-44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Учебная проектная деятельность как форма развития одаренных детей

При изучении проблемы индивидуализации познавательной деятельности школьников были разработаны рекомендации обоснованного выбора форм работы с учащимися для создания учебного баланса на уроке.Использо...

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

      Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, ...

Проектная деятельность как средство развития одаренности.

Проектная деятельность как средство развития одарённости. Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в с...

Проектная деятельность учащихся: технология развития проектной культуры

Автор технологии развития проектной культуры Хаматгалеев Э. Р. предлагает к использованию в проектной деятельности учащихся с позиций культурно-исторического подхода такие средства опосредствования ка...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...