Программа по плаванию
методическая разработка по физкультуре по теме

Мушталерова Ирина Ивановна

Методическая разработка по проведению занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_plavaniyu.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Причины введения уроков плавания вытекают из существующего противоречия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.

Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.

Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучаю-щихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. (Приложение 5)

Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.

Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. (Приложение 3)

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, кото-рые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игро-вому фактору. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. (Приложение 4)

Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно. (Приложение 2)

Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.

Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

“Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.

“Комплексная программа физического воспитания 1–11-х классов”, раздел Плавание. Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич, Москва.: “Просвещение”, 2004 г.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвариантную часть.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физическая культура, основы валеологии, ОБЖ.

Программа адресована учащимся 1–4-х классов, а также частично может быть использована в среднем звене.

В результате изучения курса обучающийся должен знать:

  1. Названия плавательных упражнений.
  2. Способов плавания и предметов для обучения.
  3. Влияние плавания на состояние здоровья.
  4. Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.

Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 7–10 лет.

В курсе освещаются следующие разделы:

  1. Раздел 1. Вхождение в воду
  2. Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
  3. Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
  4. Раздел 4. Кроль на груди.
  5. Раздел 5. Кроль на спине.
  6. Раздел 6. Плавание стилем Брасс.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.

Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.

Курс обучения состоит из 26 учебных часов в 1 классе и 34 часов во 2 – 4 классах. 

Содержание программы.

Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:

  1. обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
  2. обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
  3. освоение комплексного плавания.

В программу 1–4-х классов по плаванию входят следующие типы.

Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.

Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.

Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.

Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.

Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.

Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.

Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. (Приложение 1)

Урок плавания продолжается 40 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

Раздел 1. Вхождение в воду

 

 

 

 

 

1.1. По трапу бассейна

3

1

1

1

 

1.2. Соскоком вниз ногами с бортика

3

1

1

1

 

Итого по разделу:

6

2

2

2

 

Раздел 2. Передвижение по дну бассейна

 

 

 

 

 

2.1. Ходьба

2

1

1

1

 

2.2. Бег

2

1

1

1

 

2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук

2

1

1

1

 

Итого по разделу:

6

3

3

3

 

Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди

 

 

 

 

 

3.1. “Поплавок”

2

2

1

1

 

3.2. “Звезда”

2

2

1

1

 

3.3. “Медуза”

2

2

1

2

 

3.4. “Стрела”

2

2

1

1

 

Итого по разделу:

8

8

4

5

 

Раздел 4. Кроль на груди

 

 

 

 

 

4.1. Движения руками

1

2

2

1

 

4.2.Движения ногами

1

2

2

1

 

4.3. Согласование движений руками и дыхания

1

2

2

3

 

4.4. Скольжение на груди с последующим подключением

– ног;
– рук;
– дыхания.

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

3

 

Итого по разделу:

6

10

11

10

 

Раздел 5. Кроль на спине

 

 

 

 

 

5.1. Скольжение рук вдоль туловища

 

2

3

1

 

5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой

 

2

3

1

 

5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками

 

3

3

3

 

5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой

 

4

5

4

 

Итого по разделу:

 

11

14

9

 

Раздел 6. Плавание стилем Брасс

 

 

 

5

Прием контрольных нормативов. Тест.

Итого по разделу:

 

 

 

5

 

Всего:

26

34

34

34

 

Список литературы.

1. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.

2. Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Новокузнецк, 1999.

3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997.

4. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать.

5. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ.

6. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать.

7. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.

8. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.

Контрольные материалы.

Контрольные нормативы даются на выбор учащихся.

  1. Проплыть 15 метров вольным стилем.
  2. Работа ног с досточкой и дыхание.
  3. Согласование движений руками и ногами.

Тест “Моё здоровье”.

Ответь на вопросы и подсчитай очки.

  1. Сколько раз в неделю ты посещаешь бассейн?
  1. 2 раза
  2. 1 раз
  3. никогда
  1. Как часто ты болеешь простудными заболеваниями?
  1. ни разу в учебном году
  2. раз в год
  3. раз в четверть
  1. Есть ли у тебя нарушение осанки?
  1. нет
  2. небольшое
  3. да
  1. Какие стили плавания ты знаешь?
  1. два и более
  2. один
  3. никакие
  1. Нравится ли тебе заниматься плаванием?
  1. да
  2. иногда
  3. мне всё равно

Очки
0
5
15

0
5
10

3
5
10

1
2
10

2
3
10

Теперь займёмся подсчётом.

  1. Если набралось 6–7 очков – ты в полном порядке.
  2. От 7 до 20 очков – уделяй больше внимания своему здоровью!
  3. От 20 до 55 очков – пора подумать серьёзно о своём здоровье!

Будь здоров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по плаванию

Программа по обучению плавания в начальной школе...

Программа по плаванию

Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению ...

Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы

Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...