Хронометрирование урока физической культуры в 5 классе.
методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

Казанцев Олег Геннадьевич

Хронометрирование урока физической культуры в 5 классе.

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.

Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.

Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.

Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.

По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:

- «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);

- «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);

- «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);

- «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально - педагогический университет»

ФГБОУ ВПО  "ВГСПУ"

Кафедра физической культуры, теории и методики.

хронометрирование урока физической культуры

 в 5 классе  «Б» МОУ ЛИЦЕЙ № 9                             31.10.2012 г

Выполнил:

Казанцев Олег Геннадьевич

ФК – 51 (ОЗО)

________________________

Проверил:

к.п.н. , доцент Бутакова Елена Владимировна


________________________

Волгоград

2012 г.

Хронометрирование урока физической культуры

Хронометрирование урока проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, значительно уточняющих и углубляющих педагогический анализ урока.

Выполняя задания, студент заполняет протокол хронометрирования, проводит расчет общей и моторной плотности (в процентах), представляет данные хронометрирования в графическом оформлении и делает письменный анализ плотности урока.

Хронометраж плотности урока рекомендуется выполнять вдвоём, один студент наблюдает и сообщает время, затраченное на тот или иной вид деятельности, другой фиксирует эти сведения в протоколе. Для наблюдения выбирают одного ученика, который добросовестно выполняет задания учителя.

Общие сведения об уроке следует записывать в протокол до начала урока. Дальнейшее ведение протокола осуществляется непосредственно на уроке, причем заполняются только графы: «Виды деятельности» и «Время окончания действия». Секундомер включается со звонком. Хронометрирование проводится по скользящей стрелке секундомера. Обработка данных выполненного хронометрирования проводится после окончания урока.

По характеру работы в уроке Ф.К. различается несколько видов деятельности учителя и учащихся класса:

- «объяснение» (объяснение учителя и показ упражнений);

- «выполнение упражнений» (выполнение учащимися упражнений);

- «отдых» (ожидание учащимися выполнения очередного задания и отдых после выполнения упражнений);

- «организация» (построения, переход от одного вида занятий к другому, подготовка мест занятий, уборка оборудования и инвентаря, а также другие вспомогательные мероприятия).

Все эти виды деятельности входят в категорию рациональных затрат времени и определяют общую плотность урока.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой» и не входят в процент плотности.

общая плотность урока – отношение рационально затраченного времени к общему времени урока умноженное на 100 %.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна теоретически приближаться к 100 %. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

- неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т.п.);

- неподготовленность учителя к уроку, непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

- излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

- нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

моторная плотность урока – отношение времени, затраченного на выполнение упражнений (графа 5) к общему времени урока умноженное на 100 %.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике. На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды.

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения.  Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

протокол хронометрирования урока фк

В 5 классе «Б» от 31.10.2012 г.

Фамилия проводящего урок:                                                     Петров В.А.

Задачи урока:

1. Обучать прыжку ноги врозь через козла в ширину на высоте 100-110 см.

2. Совершенствовать кувырки вперед и назад.

3. Развивать координационные, силовые и скоростно-силовые способности.

4. Воспитывать чувство организованности и дисциплинированности.

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником Ивановым В.Н.

Хронометрировал урок Казанцев О.Г.

Части урока


Виды деятельности

Время окон.

д-ти.

Объяснение

Вып. упр.

Отдых

Организация

Простой

1

2

3

4

5

6

7

8



I.

Под-

гото-

витель-

ная

часть



1. Простой

2/ 00”

2/ 00”

2. Организация

3/ 15”

1/ 15”

3. Объяснение

4/ 10”

55”

4. Выполнение упр.

7/ 45”

3/ 35”

5. Организация

8/ 40”

55”

6. Объяснение

10/ 35”

1/ 55”

7. Выполнение упр.

10/ 47”

12”

8. Объяснение

11/ 06”

19”

9. Выполнение упр.

11/ 25”

19”

10. Объяснение

11/ 54”

29”

11. Выполнение упр.

12/ 25”

31”

12. Объяснение

12/ 45”

20”

13. Выполнение упр.

13/ 25”

40”

14. Объяснение

13/ 50”

25”

15. Выполнение упр.

14/ 25”

35”

16. Объяснение

14/ 55”

30”

17. Выполнение упр.

15/ 50”

55”

18. Организация

19/ 00”

3/ 10”



II.

Основ-

ная

часть



19. Простой

20/ 30”

1/ 30”

20. Объяснение

21/ 00”

30”

21. Выполнение упр.

21/ 10”

10”

22. Объяснение

22/ 10”

1/ 00”

23. Отдых

23/ 20”

1/ 10”

24. Выполнение упр.

23/ 30”

10”

25. Отдых

25/ 35”

2/ 05”

26. Выполнение упр.

25/ 45”

10”

27. Отдых

27/ 52”

2/ 07”

28. Простой

28/ 52”

1/ 00”

29. Выполнение упр.

29/ 00”

8”

30. Объяснение

31/ 07”

2/ 07”

31. Выполнение упр.

31/ 22”

15”

32. Отдых

33/ 22”

2/ 00”

33. Простой

36/ 00”

2/ 38”

34. Организация

36/ 08”

8”

1

2

3

4

5

6

7

8


Акро-

батика

35. Объяснение

36/ 45”

37”

36. Выполнение упр.

37/ 12”

27”

37. Отдых

37/ 58”

46”

38. Выполнение упр.

38/ 20”

22”

39. Отдых

38/ 43”

23”

40. Выполнение упр.

39/ 20”

37”

41. Организация

40/ 53”

1/ 33”

III.

Заклю-

читель-

ная часть

42. Простой

43/ 00”

2/ 07”

43. Организация

43/ 23”

23”

44. Объяснение

43/ 53”

30”

45. Выполнение упр.

44/ 15”

22”

46. Объяснение

44/ 45”

30”

47. Организация

45/ 00”

 15”

10м 07с

9м 28с

8м 31 с

7м 39с

9м 15с

22,5 %

21,1 %

18,9 %

16,9 %

20,6 %

анализ плотности урока

Начало урока не было организовано. Класс опоздал на 2 минуты, чем объясняется простой в подготовительной части урока. При проведении общеразвивающих упражнений учитель сначала объяснял и показывал упражнения, а затем учащиеся их выполняли. Более целесообразно было бы проводить их по названию или команде «Делай раз» и т.д. Это позволило бы сократить время, затраченное на показ и объяснение, тем более, что упражнения хорошо знакомы школьникам. Общая продолжительность подготовительной части – 19.00 мин. велика.

В основной части урока при выполнении упражнений ученик проделал опорный прыжок 5 раз, а кувырок только 3 раза и затратил на это 2 минуты 19 секунд, а на ожидание очереди и отдых – 8 минут 31 секунду. Время на ожидание очереди и отдых при выполнении сложнокоординационных упражнений (прыжок через «козла»), должно быть не более 2 минут. В данном случае наблюдался простой. Увеличение числа повторений не только повысит моторную плотность урока, но и в большей мере будет соответствовать задаче совершенствования разученных движений. Повысить моторную плотность можно было введя дополнительное упражнение в интервалах между основными заданиями (элемент круговой тренировки). Например, в прыжках это могло быть подпрыгивание на месте на двух ногах с последующим принятием положения правильного приземления. Отдельные замечания учителя были дисциплинарного плана. Общая продолжительность основной части урока 24 минуты  - маленькая.

В заключительной части учитель не смог правильно распределить время. Игру он объяснил, но не успел провести. Целесообразно было изменить её содержание, включив в неё задания на внимание. Одновременно можно было исключить повторную ходьбу. Тогда сократилось бы объяснение и осталось время для самой игры. Продолжительность заключительной части 2 минуты – недостаточна.

выводы

Общая плотность 79,4 % мала и объясняется несвоевременным началом урока и недостаточным умением учителя заинтересовать учащихся предлагаемыми упражнениями, а также плохой организацией выполнения упражнений в основной части урока.

Моторная плотность урока 21,1 % - для урока закрепления и совершенствования очень низкая. Организация урока не продумана.

предложения

Необходимо более внимательно продумать организацию учащихся на уроке. Целесообразно при проведении заданий использовать дополнительный инвентарь, разделить отделение на подгруппы или вводить дополнительные упражнения в интервалах ожидания подхода. Следует больше внимания обращать на правильное распределение времени на различные части урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры . 7 класс.

 Конспект урокапо физической культуре  Тема урока: Баскетбол: передача мяча с места и в движенииЦель урока: формирование и развитие двигательных навыков у учащихсяЗадачи урока:Образовательная: соверше...

Протокол хронометрирования урока физической культуры

1 Протокол хронометрирования урока физической культуры в 6«А» классе.             2. Протокол измерения частоты сердечных сокращений н...

Урок физической культуры, 5 класс

Разучивание двухшажной техники броска мяча по кольцу...

Протокол хронометрирования урока физической культуры

Хронометрирование урока является наиболее простым способом определения плотности урока явля­ется. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, ско...

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"...

Протокол хронометрирования урока физической культуры 5 класс

Протокол хронометрирования урока 5 класса по физической культуре, с анализом плотности урока и выводами....

Протокол хронометрирования урока физической культуры

Протокол хронометрирования урока физической культуры...