МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
статья по физкультуре по теме

Абрамова Ирина Николаевна

Одной из задач общеобразовательной школы на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровьесберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов.

Используя в своей педагогике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности (хореографии, спорте, музыке и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Абрамова И. Н.

Одной из задач общеобразовательной школы на современном этапе является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Трудность работы педагога нередко заключается в выборе методов воспитания, ибо каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, особенно дети с девиантным поведением, а также дети из групп риска и различных неформальных групп, где доминирует свой стиль поведения с различной мотивационной направленностью.

Известно, что наряду с приобретенными навыками культуры поведения (позитивного или негативного, асоциального) существует врожденные, генетически детерминированные мотивации, являющиеся тем базисом, на котором выстраивается конструкция личностно ориентированного поведения всей жизни человека. Следовательно, педагогам для успешной работы в сфере обучения и воспитания чрезвычайно важно знать и использовать в своей практике природные мотивации детей и подростков.

Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна доминировать в поведении детей, в их стремлении вести здоровый образ жизни, накапливать здоровьесберегающий потенциал. Педагогу, использующему методики здоровьесберегающего воспитания, прежде всего, рекомендуется иметь четкое представление о генетически детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогике врожденные свойства характера детей, педагог сможет естественным образом формировать поведение детей не только в области здорового образа жизни, но и в любой другой сфере деятельности (хореографии, спорте, музыке и т.д.).

В комплексной оценке поведенческих реакций детей можно выделить следующие модули генетически обусловленных мотиваций:

-самосохранение;

-подчинение этнокультурным требованиям;

-подчинение микросоциуму (стиль поведения «Все как один»);

-стремление лидировать среди своих сверстников;

-карьерные устремления;

-сексуальная направленность.

Так, дети от 3 до 7 лет переживают период доморального уровня нравственности. Их главным воспитателем является страх, они постоянно боятся наказания – реального или гипотетического, воображаемого. Самосохранение – это главная мотивация у малыша, помогающая ему избегать многие неприятные инциденты, которые могут ухудшить его здоровье.

Педагогу, работающему с детьми этого возраста, рекомендуется подкреплять и усиливать данную поведенческую реакцию посредствам игровой деятельности. В этом возрасте у детей слабо развито мышление, поэтому только в конкретной игре ребенок очень быстро усваивает определенный, воспитывающий вид поведения, который будет в дальнейшем определять его морольно-нравственный и культурный уровень.

Дети от 7до10 лет – прагматики. Они уже знают, что жизнь на земле для них не вечна, она когда-то закончится, но хотят прожить отведенное им время счастливо. В этом возрасте дети находятся на конвенционном соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. Это их главная мотивация в вопросах сохранения собственного здоровья. Если они видят пример взрослых (прежде всего, своих пап и мам), видят, что они придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством и т.д., то дети копируют эти поведенческие реакции, они еще не совсем осознанно, но соглашаются с поведением взрослых.

Задача педагога в этот период развития ребенка состоит в тесном взаимодействии с родителями, ибо они (родители) – пока еще главный и основной пример для своих потомков. Также, разумеется, и образ жизни самого педагога может лечь в основу будущего поведения детей. Если педагог обучает культуре поведения, приема пищи, ношения одежды, говорит о вреде курения, алкоголя и т.п., а сам в это время небрежно одет, а в перерыве между занятиями курит на глазах у детей или даже появляется в общественном месте в нетрезвом виде – никаких положительных условных рефлексов. Следовательно, позитивных поведенческих реакций и мотиваций у ребенка не вырабатывается. Напротив, дети, видя негативный пример со стороны родителей, педагогов и подражая последним, будут именно так себя вести, как они наблюдали из наглядного примера окружающих их взрослых людей.

В этом возрасте у детей уже развито и образное мышление, поэтому на занятиях по сохранению и укреплению здоровья педагогам можно рекомендовать использование различных видов искусства как абстрактное отображение действительности.

Уровень нравственности у подростков 10-14 лет остается конвекционным, но они (подростки) уверены, что будут жить вечно. Это период полового созревания и сложнейшей психогормональной перестройки всего организма и разбалансировки ряда функциональных систем. В это время дети могут быть раздражительны без видимых причин, у них хуже, чем у детей младшего возраста, развита пространственная ориентация. Это период различных травм, ссадин, синяков, ушибов. В этом возрасте примером подражания для детей становятся уже не взрослые, а их сверстники. Известно, что у подростков принят стиль «Все, как один». Все поступки ребята в этом возрасте выражают мотивации этого стиля поведения. Если ребенок в этом возрасте попадает в компанию курящих, как правило, он будет курить, с пьющими – пить или употреблять наркотики.

Изменить стиль поведения, воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав наглядный пример другой группы детей. Педагогу и родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы переориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми. Это сделать сложнее, нежели, зная закономерности морфофункционального развития детей, вовремя направить их на путь созидательной, творческой деятельности. Афоризм «Природа не терпит пустоты» необходимо помнить всегда.

Педагогам рекомендуется в своей воспитательной работе по «конструированию» здоровья делать акцент на детей этого же возраста (сверстников) и более старших детей. Дети должны быть чаще на показательных занятиях, соревнованиях или бенефисных концертах других детей, видеть, чего они достигли, а, следовательно, могут достигнуть и они сами, утверждаться на примере здорового образа жизни и позитивных поведенческих навыков своих сверстников и даже более старших по возрасту детей.

Что же касается юношества, старшеклассников, то здесь здоровьесберегающий мотивации более разнообразны. Педагогам следует учитывать, что в этот период главная мотивация – самосохранение – еще не становится значимой. В то же время подростки уже начинают задумываться о своей будущей профессии, и у них доминирует автономный уровень нравственности. Поведение детей этого возраста пока еще определяется микросоциумом, но они уже более самостоятельны в выборе решений. Дети данной возрастной группы (старше 14 лет) уже знают многие социальные законы, им известно, что здоровому человеку легче получить престижное образование и сделать карьеру. В этом возрасте у детей мотивацией здоровьесбережения становится карьерные устремления.

В связи с этим педагог обязан во время занятий по сохранению и укреплению здоровья разъяснить детям, что здоровье – это не только самая важная ценность в жизни, но и что при наличии здоровья можно получить хорошее образование, как в нашей стране, так и за рубежом. Известно, что наиболее престижные частные фирмы в качестве стандарта успеха в работе или даже при приеме на работу отдают предпочтение людям, ведущим здоровый образ жизни и обладающим крепким здоровьем.

После пятнадцати лет большое место в жизни молодого человека отводится взаимоотношениям в системе «ты и я». Чтобы быть любимым, нужно быть здоровым – так можно характеризовать сексуально мотивированное здоровьесберегающее поведение от 15до 20 лет. В этот период педагогу, занимающемуся вопросами сохранения здоровья и учитывающему в своей педагогической работе природные мотивационные установки, можно с успехом развивать темы гармоничного физического воспитания (силы, выносливости, ловкости, формирования красивой осанки, гигиены и эстетики одежды, медицинские аспекты профессиональной ориентации, престижа и безопасности тех или иных профессий, введение в наркологию и т.д.). В это время естественно будет восприниматься такие темы, как нравственность и здоровье, духовное здоровье и т.д.

В заключение хочется отметить, что проблема определения положительной мотивации учебной деятельности является актуальной, и будет находиться в центре нашего внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и школа: наше Содружество – основа полноценного воспитания детей.

Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся проводят большую часть времени. Поэтому важно, чтобы школ...

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Рекомендации для родителей: "Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста".2020 учебный год.

КУ ХМАО – ЮГРА  «Урайский специализированный дом ребенка»       РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Формирование основ сенсорного воспитания у детей д...

Памятка "Основы физического воспитания детей старшего школьного возраста"

Памятка для тренеров-преподавателей и учителей физической культуры...