План-конспект урока физической культуры по разделу «Легкая атлетика» 8 класс.
методическая разработка по физкультуре по теме

Липатов  Денис  Геннадьевич

План-конспект урока физической культуры по разделу «Легкая атлетика» 8 класс.

Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой, посменный способ.

Тип урока: тренировочный.

Задачи урока.

Совершенствование техники метания малого мяча в цель.

Совершенствование техники метания малого мяча на дальность.

Развить ловкость, точность метания малого мяча, координацию движений.

Воспитание настойчивости, воли, трудолюбие, товарищеской взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  физической  культуры  по разделу «Легкая атлетика» 8 класс.

Липатов  Д.Г., НРМОУ  «Салымская  СОШ №1», Нефтеюганский район, ХМАО.

Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой, посменный способ.

Тип урока: тренировочный.

Задачи урока.

Совершенствование техники метания малого мяча в цель.

Совершенствование техники метания малого мяча на дальность.

Развить ловкость, точность метания малого мяча, координацию движений.

Воспитание настойчивости, воли, трудолюбие, товарищеской взаимопомощи.

Место проведения: спортивный зал НРМОУ” Салымская СОШ № 1”.

Время проведения: 16.00.

Количество учащихся на уроке: 18.

Спортивный  инвентарь.

Мячи для большого тенниса 20 шт.

Автомобильные шины 10 штук.

Ход урока

Часть урока

Содержание  урока

Дозировка

Методические  указания

Вводно-подготовительная часть

 До урока вместе с дежурными подвесить   2-е автошины на высоте 7 метров, подготовить инвентарь.

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

1 мин.

Обратить внимание на форму, дисциплину строя.

2. Ходьба

30 сек.

В колоне по одному, интервал 1,5 м.

3. Бег:

- медленный бег;

- с высоким подниманием бедра;

- бег с прыжками через препятствия (барьеры);

- перемещение приставными шагами правым и левым боком по периметру баскетбольной площадки;

- чередование бега лицом и спиной вперёд по команде учителя;

- медленный бег с переходом на ходьбу;

3 мин.













Темп спокойный

По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. Ступни не перекрещивать. По лицевым линиям правым боком, по боковым – левым. Ступни не перекрещивать. Команды подавать неожиданно, через разные промежутки времени.




4. Ходьба

30 сек.

 Постепенно замедляя скорость

5. Учебный комплекс ОРУ.

Упражнение 1.

Назначение: на ощущение правильной осанки, усиления дыхания и разгибания позвоночника.

И.П. – о.с. 1 - шагом левой стойка ноги врозь, руки за голову;

2 – поднимаясь на носки, руки вверх;

3 – опускаясь на полный след, руки в стороны;

4 – приставив левую – И.П.


Упражнение 2.

И.П. – стойка, руки на пояс.

  1. Выпад влево на согнутую ногу, руки в стороны.
  2. И.П.
  3. Выпад вправо на согнутую ногу, руки в стороны.
  4. И.П.


Упражнение 3.

Назначение: для мышц ног.

И.П. – О.С.

  1. Присед, руки вперед;
  2. И.П.
  3. Присед руки вверх;
  4. И.П.


Упражнение 4.

Назначение: на косые мышцы туловища и заднюю поверхность бедра.

И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову.

  1. Поворот туловища влево руку в сторону.
  2. Наклон вперед, левой рукой коснуться правого носка.
  3. Выпрямляясь, поворот туловища влево, левая рука в сторону.
  4. И.П.


Упражнение 5.

Назначение: на ССС.

И.П. – стойка ноги врозь левой, правая рука вверх, левая назад, кисти в кулак.

1–4 – прыжки со сменой положения рук и ног.

8 мин.






5 раз в каждую сторону.







5 раз в каждую сторону.







5 раз в каждую сторону.







5 раз в каждую сторону












15–20 прыжков.

Перестроение из колонны по одному в колонну по шесть.

  1. В И.П. обратить внимание на осанку.
  2. Руки за голову, локти назад до придела.
  3. Руки вверх – прямые.
  4. И.П. обратить внимание на осанку.
  5. Руки за голову, локти назад до придела.
  6. Руки вверх – прямые.




  1. Руки в стороны прямые, точно на уровне плеч, спина прямая.


  1. Руки в стороны прямые, точно на уровне плеч, спина прямая.


  1. Руки в стороны прямые, точно на уровне плеч, спина прямая.




  1. Пятки при поворотах туловища не поднимать.
  2. Ноги при наклонах не сгибать.
  3. Амплитуду движения увеличивать постепенно.







  1. Прыгать на носках.
  2. Руки прямые.
  3. Дыхание не задерживать.

Основная  часть урока

Основная часть урока

1. Постановка проблемы: «От  каких параметров зависит дальность полета мяча?

30 сек.

Соблюдать технику безопасности при обучении

    1.   Метание теннисного мяча

с 4–5 шагов разбега.

И. П. рука смотрит вперёд – вверх, локоть внутрь чуть-  чуть. Разбег осуществляется с постепенным ускорением. Скорость бега оптимальная, прыжком становится в и. п. – левым боком по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке, правая рука с мячом вверху.










2. Совершенствование техники метания  малого мяча на дальность.


  1. Метание  малого мяча в горизонтальную цель (в автошину) метаем с расстояния 7-9 метров из И.п.стоя в 2-колоннах, метаем по очереди


  1. Метание  малого мяча в горизонтальную цель, стоящую на полу






  1. Метание  малого мяча в вертикальную цель (стопка из 4 автошин,  стоящую на полу
  2. Метание  малого мяча в  цель с отскоком от стены(цель стопка авто шин, стоящая на полу) на полу .

Бросить мяч в стену таким образом чтобы мяч после отскока от стены попал в стопку авто шин.

5. Метание теннисного мяча в движущую мишень. (Катящееся колесо)

 И.п. Перестроение в 2 шеренги.

Первая шеренга метает по команде 2-я подбирает мячи затем  учащиеся меняются местами.

30 сек.


3-4 повторения






















2-3 повторения





Попасть 10 раз каждой команде






Попасть 10 раз каждой команде

Повторить 5 раз каждой команде







2-3 повторения



Перестроение в 2 шеренги.

Первая шеренга метает по команде 2-я подбирает мячи затем  учащиеся меняются местами. Обратить внимание как ребята принимают форму замаха, обратить внимание на ногу сзади.

Обратить внимание на ребят, метающих левой рукой (левши).

  Смотреть на мишень, из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево, по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах), затем в темпе выполняется бросок с активным шагом вперёд, мяч летит (под 45* углом броска) в цель.



Горизонтальная цель подвешенная на высоте 7 метров

Горизонтальная цель



  Вертикальная цель (стопка автошин)        








Движущаяся мишень по ширине спортзала

6. Закрепление техники метания малого мяча на дальность и в цель.

Подвижная игра «Русская лапта»

Лапта

В игре участвуют две команды по 9 человек. Для игры требуется ровная площадка размером 40x30 м. Отступая на 3 м от коротких линий поля, проводят линии города и кона. На. расстоянии 1,5 м от линии города, с правой стороны площадки, чертят линию пригорода длиной 3 м. Линии города, кона и пригорода отмечаются по концам флажками. Принадлежности для игры: малый резиновый мяч, лапта, нарукавные отличительные повязки, 6 флажков. Перед игрой (по жребию) одна команда (бьющая) идет за линию города, другая команда (полевая) располагается на площадке в произвольном порядке. По сигналу первый по очереди игрок из бьющей команды, встав за линией пригорода, ударяет лаптой по мячу, направляя его в поле. Если удар был хороший и мяч полетел далеко, то пробивший игрок, оставив лапту, делает перебежку через поле за линию кона и обратно за черту города. Если же удар вышел слабым и мяч упал неподалеку, то игрок ждет хорошего удара следующего за ним игрока и тогда бежит с ним вместе. Игроки команды поля стараются поймать пробитый мяч с воздуха или схватить мяч с земли и попасть им в кого-нибудь из перебегающих игроков команды города. Пойманная «свеча» дает игрокам поля бесспорное право перейти в город; другая команда становится в этом случае командой поля. Если кому-нибудь из полевых игроков удастся попасть мячом в перебегающего игрока бьющей команды, все игроки поля должны быстрее убежать в город, так как игроки бьющей команды могут схватить мяч и в свою очередь попасть им в любого игрока поля, не успевшего убежать за черту города, и т.д. Задача бьющего команды — подольше поводить по полю противника, а противник должен стараться поскорее сменить команду бьющих. Каждый игрок команды бьющих, благополучно сделавший перебежку от города до конца и обратно за городскую черту, получает для своей команды очко. Команда, получившая большее число очков, побеждает.


10 мин.






































Правила игры «Русская лапта»

1. Каждый игрок бьющей команды может бить по мячу только один раз независимо от того, попал ли он лаптой по мячу или промахнулся. Право на второй удар и на дальнейшие он получает каждый раз после того, как сбегает за линию кона и вернется в город, не 1 будучи задетым мячом. 1

2. Совершать перебежки можно сразу двум или трем игрокам.

3. Для обратных перебежек с линии кона до города игроки могут дожидаться наиболее благоприятного момента. Выбегать в этом случае с линии кона разрешается после очередного удара с линии пригорода.

4. Игроки полевой команды имеют право бегать с мячом по всему полю и перебрасывать мяч один другому.

5. Игрокам полевой команды запрещается мешать перебегающим (вставать на пути, задерживать).

6. Перебегающим запрещается пересекать боковые линии площадки.

7. Мяч, нарочно отбитый игроком за границы поля, не засчитывается, и удар выполняется вновь.



Заключительная

1. Лёгкий бег

30 сек.

В колонну по одному.

Дежурный убирает инвентарь.

2. Ходьба

3. Подведение итогов урока

 

2   мин.

Отметить наиболее активных, и пассивных в игре «Русская лапта», лучших в технике метания малого мяча в цель.

4. Домашнее задание

1 мин.

Составить комплекс упражнений со скакалкой.



Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ

Д.Г .Липатов

НРМОУ «Салымская СОШ № 1», п.Салым, Нефтеюганский район, Тюменская область

Сегодня многие специалисты исходят из положения, что физическое воспитание в школе должно решать, как минимум, две задачи. Условно их можно обозначить как "тактическую" и "стратегическую". Решение "тактической" заключается в том, что каждый урок физического воспитания в школе должен характеризоваться определенным развивающим  срочным тренировочным эффектом (СТЭ). Этих уроков должно быть столько-то, и они в недельном расписании должны располагаться так, чтобы происходило суммирование СТЭ. Другими словами, на каждом занятии нагрузка должна приводить к возрастанию двигательных возможностей школьников.

В то же время уровень физической подготовленности подрастающего поколения является отражением эффективности функционирования всей системы физкультурного образования в школах, результативности действующих программам физического воспитания учащихся.

С целью повышения физической активности школьников, определения уровня их физической подготовленности в школе с 1998 года реализуется программа "Губернаторские состязания" под эгидой Комитета по образованию Нефтеюганского района ХМАО-Югры, с 1998 года ежегодно проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения детских учреждений Ханты-Мансийского округа.

Обследования детей школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ проводятся по системе мониторинга. Получены сравнительные данные, характеризующие физическое развитие и уровень физической подготовленности подрастающего поколения в возрасте от 7 до 17 лет. Созданы базы данных по каждому году обследования.

Для оценки физического развития предусматривается проведение антропометрических измерений по следующим показателям:

  1. рост стоя,
  2. масса тела,
  3. окружность грудной клетки,
  4. жизненная емкость легких,
  5. динамометрия.

Кроме оценки физического развития в рамках федеральной системы мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи использовались следующие показатели физической подготовленности:

  1. бег на 30 м,
  2. Прыжок в длину с места,

        - подтягивание в висе на перекладине (мальчики), поднимание туловища из

        положения лежа на спине (девочки),            

        -бег 1000 м.

В соответствии со шкалами оценки физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в системе мониторинга состояния физического здоровья населения проведен сравнительный анализ распределения основных антропометрических характеристик и результатов выполнения двигательных тестов дошкольников и школьников.

Дети и подростки, по своей физической подготовленности отнесенные к группе "соответствующие возрастной норме", могут быть допущены к занятиям физическими упражнениями по любой программе, разрешенной в дошкольных учреждениях. Дети и подростки, выявленные как "не соответствующие возрастной норме", должны пройти дополнительное тестирование (скорее всего медицинское), чтобы можно было определить причины отставания в развитии ребенка и построить коррекционную работу с ними.

Анализ изменчивости комплекса показателей позволяет сделать следующие выводы:

1. Выявлена возрастная динамика показателей физического развития школьников 13-15 лет: абсолютные значения, величины погодовых приростов, возрастные зоны наибольших темпов прироста, уровни матурации для каждого возраста. Это является основополагающим материалом для разработки программно-нормативных документов для детей и подростков, обучающихся в общеобразовательной школе.

      2.Установлены достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности занимающихся в секции и школьников 13-15 лет (наибольшие различия отмечаются в старшем школьном возрасте), что объясняется разными объемами двигательной активности.

Педагогические наблюдения показывают, что в каждом классе есть три ярко выраженных категории детей, отличающихся своей физической подготовленностью. Ученики одной группы, назовем ее сильной, легко и быстро (чуть ли не «с листа») осваивают учебный материал; другой, средней - медленнее первой, у детей, относящихся к этой группе, больше времени уходит на разучивание не только самого двигательного действия, но и некоторых подводящих упражнений. Есть и третья категория, к ней относятся ученики с низким уровнем физической подготовленности, составляющие обычно подготовительную медицинскую группу.

Мой опыт показал, что давать учащимся одинаковые по сложности и по нагрузке задания нецелесообразно, это снижает их активность, тормозит в целом учебный процесс. В результате разрабатывается своеобразная дифференцированная шкала заданий на уроках физической культуры.

Для комплектования групп на первом уроке II четверти определяется подготовленность учеников к освоению раздела «Гимнастика». С этой целью применяются простейшие тесты: сгибание и разгибание рук в упоре, из «виса», присев, поднимание прямых и согнутых ног и др. Исходное число повторений за 30 секунд.

Перед каждой группой ставятся конкретные учебные задачи. Ученики сильной группы после освоения намеченных согласно программе двигательных действий выполняют новые, более сложные задания для обогащения двигательного опыта и повышения уровня двигательных качеств.

Дифференцированный подход в обучении к учащимся сильной группы положительно сказывается на эмоциональном настрое, что повышает их активность на уроке.

Ученики средне- и слабо подготовленные, достигшие в результате занятий хороших показателей и успешно освоившие «свою программу», переводятся' в более сильную группу. В других случаях эти ученики составляют новое отделение и получают более сложные задания. Поощрение в форме перевода ученика в более сильную группу положительно влияет на активность всего класса.

Примеры дифференцированных заданий при разучивании гимнастических упражнений:

Переворот в упор на перекладине (5 класс). Ученики, составляющие сильную группу, осваивают это двигательное действие за 1 - 2 урока. Причем при ускорении изучения переворота в упор в этой группе пользуемся целостным методом, без применения подготовленных и подводящих упражнений. В освободившееся время решаем задачи обогащения двигательного опыта - ученики осваивают новые упражнения: из упора перемах одной вперед и назад, из упора верхом спад назад и подъем завесом, из упора верхом соскок с поворотом на 90° и др.

Ученики средней подготовленности выполняют сначала подводящие упражнения: из виса, стоя, толчком одной и махом другой поднять ноги повыше, не разгибая рук, вернуться в исходное положение; из виса лежа, спереди, толчковая нога на рейке гимнастической стенки (перекладина крепится кронштейном к стенке), сгибание рук, подтягиваясь к перекладине, маховую ногу поднять вперед - вверх; то же, только выполнить сильный мах и толчок ногой о рейку; переворот в упор с помощью; то же самостоятельно.

Ученики слабоподготовленные сначала выполняют задания, способствующие целенаправленному развитию двигательных качеств (сила рук и плечевого пояса, брюшного пояса, тренировка вестибулярного аппарата), и"освоению переворота в целом: из виса, присев, толчком двух -упор- держать; из упора, прогнувшись, силой опускание вперед через согнутые руки в вис , присев, или в сед на маты; из виса стоя сзади толчком двух вис завесом одной или двумя; из виса стоя сзади толчком вис, согнувшись, из виса согнувшись вис стоя сзади и обратно; из виса стоя переход в вис на согнутых руках.

Если и после этих заданий у некоторых не получается переворот в упор, они переходят к заданиям, которые выполняли ученики средней группы.

Лазанье по канату в 2 приема (5 класс). Задания выполняются на шестах.

Учащиеся, хорошо подготовленные, выполняют это двигательное действие в целом.

Слабоподготовленные ученики разучивают сначала спуск по шесту, предварительно забравшись вверх по гимнастической стенке, и выполняют переход в вис на шест, а после - лазанье в облегченных условиях - с опорой ногами о рейки гимнастической стенки.

Такое комбинированное лазанье способствует концентрации внимания занимающихся по технике данного приема, освобождая их от чрезмерного физического усилия по удержанию своего веса. После освоения лазанья с помощью опоры обеих ног выполняют лазанье в 2 приема, опираясь одной ногой о рейку, а затем без опоры.

Ученики средней группы начинали с лазанья в облегченных условиях (некоторые - только одной ногой).

В результате дифференцированного обучения ученики всех трех групп получают достаточную нагрузку и совершенствуются в выполнении разучиваемых двигательных действий с большим эмоциональным подъемом, что положительно сказывается на учебном процессе.

Дифференцированные задания разрабатываются при освоении содержания в разделе программы «Лыжная подготовка.

Педагогические наблюдения показывают, что в каждом классе есть три ярко выраженных категории детей, отличающихся своей физической подготовленностью. Ученики сильной, средней и с низким уровнем физической подготовленности, составляющие обычно подготовительную медицинскую группу.

Мой опыт показал, что давать учащимся одинаковые по сложности и по нагрузке задания нецелесообразно, это снижает их активность, тормозит в целом учебный процесс.

Для комплектования групп на первых уроках I четверти определяется уровень физической подготовленности учеников. С этой целью применяются простейшие тесты - «губернаторские состязания».

Для уроков лыжной подготовки применяются следующие тесты: прохождение отрезков на результат, сгибание рук в упоре лежа, подъем туловища из положения лежа, прохождение дистанции на результат девочкам, юношам.

Определяется также уровень физической подготовленности юношей и девушек в передвижении на лыжах. Во всех классах, начиная с III класса, в начале занятий по лыжной подготовке проводится тестирование на отрезках, дистанциях для девушек и для юношей, что позволяет следить за динамикой развития выносливости.

Перед каждой группой ставятся конкретные учебные задачи. Ученики сильной группы после освоения намеченных, согласно программе, двигательных действий выполняют новые, более сложные задания для обогащения двигательного опыта и повышения уровня двигательных качеств.

Дифференцированный подход в обучении к учащимся сильной группы положительно сказывается на эмоциональном настрое, что повышает их активность на уроке. Ученики средне - и слабоподготовленные, достигшие в результате занятий хороших показателей и успешно освоившие «свою программу», переводятся в более сильную группу. В других случаях эти ученики составляют новое отделение и получают более сложные задания. Поощрение в форме перевода ученика в более сильную группу положительно влияет на активность всего класса.

Дифференцированный подход к обучению помогает вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, навыками физической культуры, воспитывать нравственные качества. Разноуровневые задания использую как в ходе комбинированных уроков, так и на уроках-играх, уроках-соревнованиях. Много внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно используя имеющуюся спортивную базу школы.

Внеклассная работа помогает развивать индивидуальные способности учащихся. Воспитанники показывают неплохие результаты в районных соревнованиях по баскетболу, олимпиадах по предмету физическая культура, в соревнованиях по лыжным гонкам.

Каждый ученик может проявить себя в школьных соревнованиях по следующим видам спорта: настольный теннис, футбол, баскетбол, лыжные гонки, волейбол, легкая атлетика.

Данные формы учебно-воспитательной работы проводятся с целью уменьшения разрыва между теоретическими и практическими компонентами физического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

В результате уровень общей успеваемости и качества обучения за последние три года характеризуются позитивной динамикой.

Подтверждением качества обучения является участие и призовые места в районных олимпиадах и соревнованиях. Призовые места были получены в соревнованиях по баскетболу, лыжным гонкам, индивидуальные призовые места в губернаторских состязаниях.

Воспитанники - постоянные участники и призеры районных олимпиад по физической культуре: В 2006-2007 учебном году в районной олимпиаде по физической культуре приняло участие 12.5 учащихся от общего числа занимающихся. Ученик IX класса Чегодаев Андрей занял II

место в районной олимпиаде по физической культуре, ученик XI класса Гусаров Николай занял I место, ученица X класса Шалаева Юлия заняла III место.

В 2007-2008 учебном году не принимали участие в районной олимпиаде по физической культуре из-за погодных условий (гололед).

В 2008-2009 учебном году в районной олимпиаде по физической культуре ученик IX класса Мельников Павел занял Ш место.

Можно сделать вывод, что качество подготовки учащихся, принимавших участие в предметных олимпиадах, соревнованиях по баскетболу, с каждым годом растет.

Несмотря на это постоянно ищешь новые формы работы, организуешь внеурочную работу по предмету, привлекая учащихся, родителей и педагогов школы для участия в спортивно-массовых мероприятиях, тренирует сборные команды школы для участия в районных соревнованиях и товарищеских встречах между командами школ района и города.

Результаты внеурочной деятельности учителя выражаются в успешном выступлении учеников на районных и окружных соревнованиях:

В 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах сборные команды «Салымской СОШ № 1» школы по баскетболу, лыжным гонкам становились призерами районных соревнований.

в 2006-2007 учебном году команда девочек 1993-1992 года рождения заняла II место в районных соревнованиях по баскетболу, девочки 1993-1994 года рождения заняли II место в районных соревнованиях   по лыжным гонкам.

В 2007-2008 учебном году
команда девочек 1993-1991 года
рождения заняла II место в
районных соревнованиях по
баскетболу, а девочки 1994-1993
года рождения - I место в
районных соревнованиях        по баскетболу, в окружных соревнованиях не принимали участие только из-за финансовых проблем.

В 2007-2008 учебном году команда лыжников не принимала участие в районных соревнованиях из-за проблемы обеспечения транспортом.

В 2008-2009 учебном году команда девочек 9-11 классов заняла I место в районных соревнованиях по баскетболу.



Предварительный просмотр:

«Мастер-класс по лыжным гонкам»

Учитель Липатов Д.Г.    НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

Такое мероприятие поднимает дух, заставляет

 стремиться стать лучше.

И добиться побед можно только благодаря

труду, упорству и огромному внутреннему желанию. 

Цель: Популяризация лыжного спорта, ознакомление с техникой лыжных ходов, современные методы обучения 

Ходьба на лыжах относится к аэробным нагрузкам. При ходьбе на лыжах задействуются все основные группы мышц.
Небольшой прогулки в 30 – 40 минут достаточно для поддержания себя в отличной форме. При работе небольшой интенсивности через 20-30 минут начинают сжигаться жиры. 
Регулярные прогулки на лыжах укрепляют сердечно- сосудистую систему, способствуют повышению выносливости. Не случайно ходьба на лыжах показана беременным женщинам. Разнообразие лыжных ходов дает безграничные возможности для тренировки различных групп мыщц. Скольжение на лыжах это большое искусство. Правильная техника способствует развитию координации. 
Занятия проходят на свежем воздухе. Происходит естественное закаливание организма. Лыжные трассы включают подъемы и спуски. Их успешное преодоление развивает вестибулярный аппарат.

Лыжи не имеют возрастных ограничений. Не требуют больших денежных затрат. Их главное достоинство – это доступность и универсальность.

Место проведения: школьный стадион.

Часть занятия

Содержание

М.У.

Вводная

1.Организация занятия. Цели и задачи мастер класса. Значение   лыжной подготовки.

 

2.Методика обучения классических лыжных ходов. 

1)рассказ и демонстрация попеременного двухшажного хода;

2)скользящий шаг при ходьбе без палок:

-освоение стойки лыжника: многократное выполнение стойки, то же с попеременными движениями руками;

-изучение отталкивание ногой (попеременное скольжение по лыжне без палок);

- то же в усложненных ситуациях( на равнине, в пологий уклон , руки за спиной , самокат);

3) обучение с отталкиванием палками:

-демонстрация движений;

-передвижения с большой амплитудой;

-отталкивание попеременное только палками;

-передвижение ходом на равнине;

4) совершенствование попеременного хода:

-передвижение с различной скоростью;

-то же по пересеченной местности;

-применение хода в  подвижных играх, веселых стартах;

- участие в соревнованиях.

Любая, даже маленькая ошибка в технике лыжного хода уменьшает скорость передвижения и быстро приводит к утомлению. Техника хода проста, но требует выработки правильного и прочного навыка, так как каждое движение лыжника должно быть неизменным даже после многократного повторения при нарастающей усталости.

Типичые ошибки:

-передвижение на прямых ногах;

-двухопорное скольжение;

- неправильное отталкивание ногой( слишком вверх);

-прямое положение туловища;

-незаконченное отталкивание.

3. Методика обучения одновременному бесшажному классическому ходу.

1) рассказ и демонстрация хода

2) имитация элементов хода:

- имитация на месте без палок;

- имитация хода на месте с палками (вынос и постановка на снег).

3)обучение хода в целом:

- выполнение хода под счет;

-выполнение хода в пологий уклон;

- то же в различных условиях.

4.Методика обучения одновременному одношажному классическому ходу.

Обучение по той же схеме, см выше.

Типичные ошибки:

-короткое незаконченное отталкивание палками;

-туловище мало наклонено вперед;

-проваливание туловища между палками;

-резкое выпрямление туловища;

-сгибание ног в коленях;

-выбрасывание рук вверх после отталкивания;

-слабое торопливое отталкивание ногой;.

Рекомендации по устранению ошибок.

5.Методика обучения коньковым ходам. (Основателем конькового хода является Сван Гунде, шведский спортсмен, чемпион Мира, по беговым лыжам)

1)рассказ и демонстрация конькового хода;

2)обучение переносу веса тела с ноги на ногу:

- имитация переноса веса тела с ноги на ногу на месте;

-поочередное отталкивание ногами  под уклон без палок;

-те же палки за спиной или на плечах;

-полуконьковый ход без палок;

3) обучение согласования рук и ног:

- передвижение ходом под уклон с  махами рук;

- полуконьковый ход с палками;

-передвижение одновременным двухшажным ходом \с палками под уклон;

4) совершенствование хода:

- передвижение  ходом с различной скоростью;

-по пересеченной местности;

-передвижение коньковым ходом в играх или игровых упражнениях.

Типичные ошибки:

-высокий перенос маховой ноги

- чрезмерный вынос вперед маховой ноги – «натыкание на ногу» ноги – «натыкание на ногу»

- отталкивание носком ноги

- захлестывание голени толчковой ноги 

- скольжение на закантованной (скользящей на ребре) лыже

- неполное перемещение массы тела с одной ноги на другую; 
- неустойчивое равновесие в фазе скольжения на одной лыже; 
- незаконченный толчок ногой; 
- резкие движения маховой ногой при подтягивании ее к опорной; 
- преждевременная постановка лыжи на внутренний кант, что ограничивает использование скользящей поверхности лыжи; 
- слабое подседание на опорной ноге при выполнении отталкивания (в полуконьковом ходе). 

Передвижение на высокой скорости палками ходами 

скользящий шаг при ходьбе бес палок

Выполняются без лыж.

Объяснить значение правильной стойки.

При выполнении обратить внимание на степень сгибания ног, положение туловища, головы, расположение веса тела, положение таза над опорой.

Руки работают строго параллельно, расслабленно,  по оптимальной амплитуде.

Особое внимание уделить выносу, постановке, отталкиванию рукой и согласованной работе рук и ног

Исправление ошибок.

-Разучить более низкую посадку и скольжение на согнутой ноге. Разучить подседание и перекат тела над стопой перед отталкиванием, а после отталкивания - маховый вынос вперед свободной ноги и достаточно широкий выпад

-Наклонить туловище и многократно выполнять отталкивания ногой на месте с энергичным разгибанием ее в колене и переносом веса тела на другую ногу. Включать в занятие упражнение «самокат»

-Сильно наклониться вперед, больше согнуть ноги вперед отталкиванием и увеличить выпад при выдвижении ноги вперед. Упражнения применяются те же, что и при исправлении второй ошибки

-Контроль движений: следить за тем, чтобы отталкивание ногой было законченным, а толчковая нога полностью выпрямлена.

Принимать правильное положение перед зеркалом

-Передвигаться в наклоне без палок короткими шагами. Передвигаться с отталкиванием палками, взятыми немного выше середины

Ип — ноги слегка согнуты туловище наклонено в горизонтальное положение в коленных суставах, руки сзади вдоль спины

1 — плавно разгибаясь, сделать мах руками

2 — принять исходное положение

При выносе рук вперед , руки должны подниматься до уровня подбородка

Ип — о.с.

1 — прыжок двумя ногами вперед с одновременным выносом рук

2 — шаг назад

3-4 - тоже

Ип — о.с.

1 — выпад вперед правой

2 — и.п.

3 — 4 тоже

Правая нога согнута в коленном суставе

Ип — о.с.

1 — выпад правой вперд,левая рука выносится вперед,левая отводится назад

2 — и.п.

3 — 4 тоже со сменой ног и рук

Рука выносится вперед до уровня глаз

Передвижение на лыжах по тренировочному кругу

Передвигаются произвольным ходом, в равномерном темпе, колонной по одному

Обучение одновременному бесшажному классическому ходу.

Из положения — основная стойка лыжника, выполнить разгибание туловища с одновременным выносом рук с лыжными палками вперед

Руки выносятся на ширине плеч, не выше уровня глаз, слегка согнутые в локтевых суставах

  выполнить постановку лыжных палок на снег с одновременным сгибанием туловища  

Палки ставятся на снег лапками  на уровне лыжных ботинок

пронести руки назад

Руки проносятся назад на  10-15см от бедер

Передвижение одновременным бесшажным ходом по тренировочному кругу

Следить за правильностью выполнения данного хода

Передвижение попеременным классическим ходом по тренировочному кругу

Обратить внимание за правильность выполнения , не допускать двух опорного скольжения.

Передвижение с чередованием попеременного одношажного и одновременного бесшажного хода

10 шагов выполняется попеременным одношажным ходом,5 шагов одновременным бесшажным ходом

Эстафета с метанием снежков

Класс делится на 2 команды, выстраиваются колоннами по одному, за общей стартовой линией, расстояние между колоннами 5-6м.на расстояние 70м перед колонами продольно ставится щит,

лыжня каждой из команд заканчивается в 5м от щита. По сигналу игроки как можно быстрее бегут к щиту попеременным одношажным ходом и поравнявшись с ним останавливаются и быстро лепят снежок и с размаху бросают в щит, если снежок попадает в цель, то игрок бежит назад одновременным бесшажным ходом. Побеждает команда чей последний участник пересекает линию финиша первым.

Заключительная

5мин.

Построение

подведении итогов

Выставляются оценки за урок



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»

План конспекта урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 «А» класса по разделу «Легкая атлетика»...

Методическая разработка урока по предмету: "Физическая культура", раздел-Легкая атлетика, 9 класс

Данная разработка урока позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности....

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу легкая атлетика с юношами 11-го класса.

Тема урока: метание гранаты, бег на короткие дистанции и прыжки в длину.Задачи: совершенствование техники метания гранаты по цели из различных исходных положений.– закрепить навыки бега на 100 м...

План-конспект открытого урока физической культуры по разделу «Легкая атлетика» в 5 «а» классе

План-конспектоткрытого урока физической культурыпо разделу «Легкая атлетика»в 5 «а» классе...

Урок по физической культуре для учащихся 5-х классов, раздел "Легкая атлетика"

ПРЫЖОК В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ « ПЕРЕШАГИВАНИЕ»...

Методическая разработка урока по физической культуре и спорту для учащихся 5 класса по разделу «Легкая атлетика»

Цель: Обучение технике низкого старта.Задачи урока: 1. Освоение технике низкого старта.2. Развить физическое качество силу3. Развить физическое качество быстроту...

КОНСПЕКТ урока по физической культуре в 7 классе , раздел: легкая атлетика

Раздел программы: легкая атлетикаТема урока: бег на результат 60 мЦель урока:Задачи урока:·             Повторение фаз спринтерского бега;·...