« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».
статья (физкультура и спорт) по теме

Новикова Надежда Фёдоровна

Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей.

              Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения  через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.

          Однако, в связи с тем, что нет жёстких  стандартов-требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению в сфере дополнительного образования детей существует несогласованность между уровнем поставленных задач и получаемым в итоге  результатом.

          Если государственная политика не остановится на достигнутом,  на новой концепции образования, а коснётся, наконец, дополнительного образования детей, если появятся федеральные стандарты обеспечения учреждений дополнительного образования детей, полностью профинансированные государством, то можно будет говорить о создании комфортной развивающей образовательной среды в конкретном регионе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nf-2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 « Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».

Автор: Новикова Надежда Фёдоровна,

Спортивная школа г. Алдан,

тренер-преподаватель.

Фундаментальные курсы

 повышения квалификации

 по физической культуре

 и основам безопасности

жизнедеятельности.

     

Анализ ситуации системы образования в соответствии с данными законодательными актами.

Эссе по требованиям к структуре образовательных программ, к условиям реализации, к результатам по итогам работы с указанными документами.

             

Содержание

1.Введение._________________________________________________________________3

2.Основная часть.___________________________________________________________3

   2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт._________________3

   2.2 Программы дополнительного образования детей.__________________________6

3.Заключение.______________________________________________________________8

4.Список использованной литературы.________________________________________8

 

1.Введение.

          В России в настоящее время появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества

        Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

         Данные нормативные документы создают предпосылки для развития учреждений       дополнительного образования в плане сотрудничества с общеобразовательными школами, т.к. требованиями  стандартов общего образования в основной образовательной программе предусмотрена внеурочная деятельность.

2.Основная часть

2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт.

          Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт       включает 3 вида требований:

           1)Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

          Основная образовательная программа  общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.

           Основная образовательная программа  общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы  общего образования

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые  результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. 

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы  общего образования;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Содержательный раздел должен определять содержание общего образования и включать образовательные программы:

программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на данной ступени общего образования;

программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

программу воспитания и социализации обучающихся на данной  ступени общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы.

            Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и содержать:

-учебный план  общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

-систему условий реализации основной  образовательной  программы в соответствии с требованиями Стандарта.

            Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

             Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования  (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

            Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.

 Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы.

             В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

           2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.

             Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического,  психологического и социального здоровья обучающихся;

           преемственной по отношению к предыдущей ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.

            3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ .              Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы :

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

           предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета.

2.2 Программы дополнительного образования детей.

          Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании», к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

          в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

          в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

       Целью образовательной программы учреждения является создание эффективной образовательно-воспитательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и активизацию их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

    Образовательная программа учебной группы или детского коллектива это:

-документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей, предполагаемый конечный результат;

-документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;

-индивидуальный образовательный маршрут человека, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый ее составителями.

    Примерная классификация программ дополнительного образования детей, типы программ: типовая (примерная); модифицированная или адаптированная; экспериментальная; авторская.

     В целях повышения качества организации и содержания педагогической деятельности учреждения дополнительного образования педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей разработаны общие требования к программам. Образовательная программа учебной группы или детского коллектива должна:

-иметь четко сформулированные цели педагогической деятельности и представление о перспективах развития, т.е. создавать максимально полное представление о целях и задачах, этапах реализации, о прогнозируемых результатах и механизмах их достижения;

-сочетать действия, направленные на творческое развитие личности каждого ребенка и на создание необходимых условий для развития всех занимающихся детей;

-давать представление о задачах и конечных результатах работы с детьми в данном учебном году и о собственных критериях их оценки;

-содержать собственную систему диагностики;

-содержать планирование этапов работы коллектива, прогнозирование промежуточных результатов, определение критериев их оценки;

-предусматривать организацию специальной работы, направленной на формирование сотворческих отношений внутри коллектива, на развитие открытого общения между детьми и педагогами;

-осуществлять дифференцированный подход к работе с детьми различной подготовленности и одаренности;

-планировать работу с родителями по привлечению к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности ребенка;

-предусматривать организацию творческих отчетов коллективов, открытых занятий;

-быть гибкой и допускать внесение изменений;

-создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

-обеспечивать качество образования, при котором уровень развития детей адекватен современному уровню общественного развития.

3.Заключение.

          Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей.

              Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей – это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения  через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям.

          Однако, в связи с тем, что нет жёстких  стандартов-требований к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению в сфере дополнительного образования детей существует несогласованность между уровнем поставленных задач и получаемым в итоге  результатом.

          Если государственная политика не остановится на достигнутом,  на новой концепции образования, а коснётся, наконец, дополнительного образования детей, если появятся федеральные стандарты обеспечения учреждений дополнительного образования детей, полностью профинансированные государством, то можно будет говорить о создании комфортной развивающей образовательной среды в конкретном регионе

4. Список использованной литературы:

1.Федеральный закон «Об образовании»

2.Серия «Стандарты второго поколения» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

5. «Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования» (Проект).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный Государственный Образовательный стандарт Общего образования

Федеральный Государственный Образовательный стандарт Общего образования...

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

По итогам двухлетней работы в Комплексном проекте модернизации образования (КПМО) в рамках приоритетного национального проекта «Образование» рабочей группой Института проблем образовательной политик...

«Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен"

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего ...

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...