Участие в профессиональном конкурсе "Электронное портфолио".
проект по физкультуре по теме

Уваров Владимир Терентьевич

Методический материал для формирования портфолио: статьи, рекомендации.Классификация дополнительных образовательных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация дополнительных образовательных программ

Программа (от греч. programma – объявление, распоряжение, указ) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.

(Большая Советская Энциклопедия)

Образовательная учебная программа – документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Педагогу, разрабатывающему образовательную программу, стоит чётко определиться с тем, какая именно программа необходима для данного творческого объединения, и для этого целесообразно изучить набор отличительных признаков, используемых при классификации дополнительных образовательных программ. Оснований и подходов к классификации программ существует немало. Но наиболее распространенными являются следующие: степень творческого участия педагога в разработке программы и цель обучения.

Классификация дополнительных образовательных программ по степени

творческого участия педагога в разработке программы

        Степень творческого участия педагогов может быть самой разнообразной – от простого воспроизведения педагогом типового варианта, предлагаемого государственным органом управления образования, до продукта, полностью созданного автором в соответствии с его замыслом и претендующего на оригинальность и новизну.

В связи с вышесказанным выделяют следующие типы дополнительных образовательных программ: типовые (примерные), модифицированные (адаптированные), экспериментальные, авторские.

Типовая (примерная) программа утверждается государственным органом управления образованием и рекомендуется в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности.

Цель данной программы заключается в систематизации деятельности учреждений дополнительного образования.

        Имеет статус типовой, если отвечает следующим требованиям:

        - устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению деятельности в рамках той или иной направленности;

        - технологична в аспекте реализации, то есть включает пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без её предварительной доработки, модификации.

        Может рассматриваться как основа, отправной пункт для творчества педагога (создание собственной программы).

Модифицированная (адаптированная) программа основывается на типовой или авторской программах, отличаясь внесёнными в неё изменениями.

        Однако внесённые коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе.

Целью модифицированной программы является достижение наибольшей эффективности образовательного процесса путём учёта: особенностей образовательного учреждения, возраста, уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Способы выявления результатов обучения по данному типу программы могут быть самыми разными: зачётные, итоговые занятия, выставки, участие в массовых мероприятиях, соревнованиях, отчётных концертах, конкурсах, выступления на конференциях, анкетирование.

        Модифицированная программа должна быть обсуждена (согласована) на методическом совете (педагогическом совете) и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа предлагает изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводит новые области знания, апробирует новые педагогические технологии.

Целью создания и реализации экспериментальной программы является решение какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе или неудовлетворённостью педагога прежней практической ситуацией.

Причём, по мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

Реализация экспериментальной программы возможна лишь после получения разрешения методического совета и руководителя образовательного учреждения.

Авторская программа создаётся педагогом или коллективом педагогов, отличаясь новизной, актуальностью, предназначенностью для решения определённой проблемы.

Чаще всего это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Поэтому претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Следовательно, знания о прототипе являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием.

В зависимости от цели обучения выделяются следующие типы дополнительных образовательных программ:

Познавательная программа, которая даёт углублённые знания по изучаемой дисциплине; развивает интеллектуальные способности; ориентируется на мотивацию познавательной деятельности обучающихся; расширяет кругозор.

Целями обучения по данному типу программы являются знакомство, расширение и углубление знаний обучающихся в отдельной области науки, искусства, культуры; становление индивидуального механизма освоения социокультурной деятельности.

Прогнозируемыми результатами обучения могут стать: способность к поиску знаний, к постановке и решению проблем, к рефлексии, динамика развития интеллекта, адаптивность, последовательность, толерантность, терпение, гибкость.

Подобные результаты возможны лишь при условии поиска наиболее адекватных индивидуальности обучающегося форм освоения учебного материала, сочетающих в себе эстетические, психологические, ценностные, эвристические и другие аспекты.

        Программа научно-исследовательской ориентации позволяет как можно раньше выявить одарённых детей, помочь им адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности; создаёт условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности.

        Основные цели обучения по программе научно-исследовательской ориентации состоят в выявлении, последующем развитии творческих способностей обучающихся к научной деятельности; в формировании необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую оригинальную идею в новый интеллектуальный продукт.

Результаты обучения, как правило, выявляются в виде доклада, реферативной работы, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов, научной статьи.

Программа научно-исследовательской ориентации чаще всего связана с индивидуальной работой педагога с обучающимся и требует специальной организации условий их совместной деятельности. Реализация данной программы нередко требует подключение дополнительных специалистов.

Программа социальной адаптации предусматривает реализацию потребности, интереса и стремления человека к самоутверждению, самооценке, установлению взаимодействия с социальной средой.

Целями программы является освоение обучающимися положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентиров и способности к рефлексии.

        Ведущие принципы обучения следующие:

        - становление активной личной позиции, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею коллективных, групповых задач;

        - проектирование работы по формированию у детей ориентации на успех и достижения.

Прогнозируемым результатом обучения может стать определённый уровень сформированности социально-психологических и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе, с помощью которых личность может реализовать себя и самоопределиться.

Профессионально-прикладная программа даёт знания, умения, навыки в актуальной на сегодняшний день области науки, отсутствующей в школе.

Цель данного вида программ: знакомство с новой, актуальной на сегодняшний день областью науки или практической деятельностью, отсутствующей в базовой средней школе.

Программа носит профориентационный характер, её реализация может облегчить профессиональное самоопределение обучающихся.

Спортивно-оздоровительная программа пропагандирует здоровый образ жизни, нацелена на физическое развитие и выработку положительных социальных качеств.

Основными целями программы является пропаганда здорового образа жизни; развитие системы профилактики и коррекции здоровья на основе мониторинга и определения ведущих факторов риска.

При реализации спортивно-оздоровительной программы внимание уделяется не только физическому совершенствованию обучающегося, но и методике выработки положительных социальных качеств (мужества, выносливости, решительности и т.д.). Причём программа обладает рядом преимуществ: безграничными возможностями в привлечении детей любого возраста, доступностью, очевидной эффективностью не только для отдельного человека, но и для всего общества («Лечебная физкультура», «За здоровый образ жизни»).

Программа, развивающая художественную одарённость, связана с конкурсным отбором детей по соответствующим показателям; подготавливает профессионально (обучает исполнительскому мастерству); развивает творческое воображение, наблюдение, фантазию, умение видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить.

Цель данной программы совпадает с целью программы научно-исследовательской ориентации: определение, развитие и сохранение одарённости.

Результатами обучения могут стать такие качества, как: профессиональность, компетентность, коммуникабельность, социальная активность, эмоционально-психологическая развитость.

Данная программа содержит оригинальное сочетание комплекса информативных, психологических, художественных, прикладных, физических и социальных условий для развития и актуализации творческой одарённости обучающихся.

Программа досуговой культуры выполняет функцию восстановления физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, даёт возможность отдохнуть. Нацелена на мир человеческих эмоций, поведенческие качества и нравственные установки, умение быть организатором и активным участником массовых действий или просто зрителем.

Целью программы досуговой культуры является наполнение активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободного времени личности.

Имеет некоторые особенности: приближена к потребностям человека; внешне привлекательна, даже экзотична, создаёт впечатление лёгкой доступности или, наоборот, элитарности; неформальна, нестандартна в содержании, нетиражируема; важен не конечный результат в виде продукта, приза, победы, а сама деятельность, потребность и мотив к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в профессиональных конкурсах

Список мероприятий, в которых я  и мои дети принимали участие...

Информация об обобщении опыта работы в форме участия в профессиональных и творческих конкурсах

Информация об обобщении опыта работы в форме участия в профессиональных и творческих  конкурсах...

Участие в профессиональных и творческих Интернет-конкурсах как условие повышения квалификации учителя

Сегодня уже невозможно представить себе педагогическое сообщество без интернет-пространства,  которое  позволяет идти в ногу со временем  и даёт неограниченные возможности повышения ква...

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов

Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)...

Информация о транслировании практических результатов профессиональной деятельности : выступлении РМО,участие в профессиональных конкурсах, конференциях,тестировании, публикации. 2015-2019

Систематически транслирую свой педагогический опыт и профессиональные достижения на различных уровнях. В системе совершенствую своё профессиональное мастерство через работу в школьном и районном метод...