доклад
статья по физкультуре (5 класс) по теме

Ойнарова Чечена Канторжуевна

Подростковая преступность и ее профилактика через средствами физической культуры и спорта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_oynarova_chk.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковая преступность и ее профилактика средствами физической культуры и спорта

В последние годы в России отмечается значительный  рост преступности среди детей, подростков и молодежи. Дети у нас сегодня тотально не защищены прежде всего от криминального мира и криминальной среды влияния на детей, и количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Анализ статистических данных МВД Российской Федерации показывает, что что за последние  пять лет число преступлений, совершенных при участии несовершеннолетних, возросло на 41,1% (со 159,9 до 225,7 тыс.), а количество преступлений, совершенных только несовершеннолетними подростками, - на 31,9%. При этом увеличилось количество участников преступлений из числа не работающих и не учащихся подростков в среднем от 20,5 до 40,2 тыс. человек. Рост преступности среди детей, не занятых общественно полезной  деятельностью,- самый высокий среди других категорий несовершеннолетних. Растет преступность и среди девушек. За последнее пятилетие темпы роста правонарушительниц составили 42,8% (с 10,3 до 14,7 тыс. человек). На учете в органах полиции состоят на 32,9тыс. девушек.

         Особую тревогу вызывает распространение в стране наркомании. Социологические исследования показывает, что количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, в настоящее время составляет около 2 млн. человек, причем в последующие годы прогнозируется двукратное их увеличение. Особую обеспеченность вызывает как дома, так и на улице. Об этом свидетельствует хотя бы такой факт: при непрекращающемся росте детской преступности постоянно снижаются число семей, стоящих на учете в полицию из-за отрицательного распространенность  наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков – лица в возрасте до 30 лет, ежегодно расширяется детская и подростковая наркомания. Статистика свидетельствует, что около 50% подростков к 17 годам уже хотя бы однажды пробовали наркотики, а 10% употребляют их регулярно.

          Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось почти в четыре раза  и повысило 50 тыс. В отдельных регионах страны до 60% имущественных преступлений совершается на почве наркомании. Прогрессирующее употребление наркотиков и резкий рост цен на них создают благоприятные условия для появления и разрастания преступных структур, осуществляющих организованный сбыт наркотических веществ.  

           Исключительно высокие темпы роста наркомании и связанная с ней преступность наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный  рост дает основание предполагать, что  в ближайшее время положительного сдвига маловероятны, если со стороны государства и общественных органов не будет приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики правонарушений и распространения наркотиков. Вряд ли можно рассчисывать на то, что потенциал положительных факторов перехода с плановой экономики на рыночные отношения раскроется в полной мере и сам по себе может нейтрализовать факторы, обуславливающие рост преступности. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике можно ожидать новый всплеск преступности. Гораздо больше подростков будет вовлекаться в спекуляцию, проституцию, торговлю и сбыт наркотиков, азартные игры, хищение оружия, криминальное преступления и т.п.

         Рост подростковой преступности вызывает тревогу  у родителей детей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов. В то же время существующая система предупреждения правонарушений, распространения наркотиков, включая различные виды воспитательного воздействия, уже давно отстает от явлений и процессов, которые происходят в молодежной среде, и, как следствие этого, она утратила готовность в полной мере противостоять различным негативным явлениям. Поэтому в сложившейся ситуации необходимы поиски новых моделей, форм, методов и средств предотвращения данных негативных явлений и борьбы с ними.

          Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, распространения наркотиков могут занять физическая культура и массовый спорт, которые как социально значимые виды деятельности отвечают потребностям формирующейся личности обеспечивают успешную социализацию. Являясь основной частью общей культуры личности, физическая культура и спорт  во многом определяют ее социальный и нравственный статус и могут быть важными факторами предупреждения и преодоления  педагогической и социальной запущенности детей и подростков.

        Бесспорно, занятия  физическими упражнениями не могут быть панацеей от всех бед, но они могут стать средствами формирования психофизической устойчивости и самоконтроля детей и подростков, быть своеобразной защитой от приобщения к наркотикам и совершения противоправных действий. Вовлечение молодых людей, особенно с девиантным (отклоняющимся) поведением, в физкультурно-оздоровительную деятельность позволит в той или иной степени противостоять распространению антисоциальных явлений, вредных привычек , способствовать здоровому образу жизни, стать одной из альтернатив приему психоактивных  веществ и склонности к правонарушениям.

        В различных учебно-воспитательных программах занятия физическими упражнениями должны рассматриваться с несколько позиций: как способ организации досуга детей и подростков; как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния; как способ отвлечения детей и подростков от тлетворного влияния окружающей их криминальной среды; как способ приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

        Вовлекая подростков в спортивную деятельность, необходимо учитывать мотивы их прихода ив спортивную секцию, знать их положительные качества и отрицательные наклонности. Основные методы вовлечения: индивидуальный, групповой, индивидуально-выборочный. Основные средства: на побуждающем этапе – беседы, убеждение, просмотр видеофильмов, ознакомление  с новыми видами физических упражнений, проведение показательных уроков, физические упражнения и т.п.; на формирующем этапе – беседы, убеждение  контроль и за посещаемостью занятий, успеваемостью  в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера, подготовка к соревнованиям и участие в судействе соревнований, физические упражнения, тестирования, и т.д.

        Учебно-воспитательный процесс, как показывает проведение исследования и практический опыт, должен характеризоваться систематичностью (занятия 3-4 раза в неделю), непрерывностью (круглогодично). Занятия нужно проводить в удобное  для учащихся время (с 17 до 20 часов).

        В ходе учебно-воспитательного процесса необходимо подбирать средства и методы физического воспитания исходя из интересов и потребностей подростков (атлетическая гимнастика, восточные единоборства, спортивные игры и др.); преподносить учебный материал на понятном и доступном подросткам уровне, но его освоение должно происходить с определенным условием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность.        

  Только при соблюдении этих условий занятия спортом вызывают у подростков положительные эмоции.

            Очень важно также:

усложнения упражнений, увеличение нагрузки осуществлять постоянно, но постепенно, по мере формирования интереса  к занятиям;

начиная с первого занятия предъявлять одинаковые требования  ко всем занимающимися;  

опираться на сознательность и активность занимающихся , на положительные стороны, развивая  в подростках самолюбие, уверенность в своих тсилах;

 своевременно и правильно применять методы принуждения, наказания и поощрения, использовать метод поощрения даже при неудачном выполнении упражнения;

вводит в каждый урок элементы новизны, ставить конкретные цели и задачи для каждого учащегося;

поощрять самостоятельность при выполнении упражнений;

включать занимающихся в любимую  и нелюбимую работу (чередование игрового материала  с упражнениями, требующими проявления воли, усидчивости );

использовать метод соревнования внутри тренировочной группы, где судьями выступают сами учащиеся;

сообщать необходимые необходимые  знания о правильной технике, методике выполнения упражнений;

проводить групповой анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной деятельности;

осуществлять контроль над выполнением поручений тренера, следить за  дисциплиной, внешним видом занимающихся, посещаемостью занятий, подготовкой и уборкой мест занятий;

проводить совместно со школьными педагогами контроль над успеваемостью в школе;

приучать подростков вести дневник тренировки, планировать собственные нагрузки;

создавать педагогические ситуации, в которых "тревожные" подростки могли бы действовать уверенно, без напряжения и страха (выполнение упражнений в облегченных условиях); при  неуверенности учащегося  иметь несколько вариантов выполнения задания; обучать преодолению неуверенности путем самоприказа, извлечению максимальной  пользы  из неудачи;  предоставлять фору "тревожным" и т.п.;

поощрять "тревожных" учащихся за трудолюбие, преодоление неуверенности, за незначительный, минимальный успех, за самостоятельность;

предоставлять агрессивным  подросткам  ведущую роль при выполнении упражнений (прием нормативов, тестирование, проведение эстафет);

педагогически правильно выполнять расстановку занимающихся в ходе изучения учебного материала; первыми выполняют упражнения агрессивные; если задание простое по технике, то ведущая роль предоставляется "тревожным";

создавать такие педагогические ситуации, при которых у агрессивных учащихся также могут быть неудачи;

извлекать максимальную пользу  из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;

временно отстранять агрессивных подростков от  выполнения упражнений, но с обязательным их присутствием  на занятии;

справедливо разрешать все конфликты;

проводить групповое беседы, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, умалчивая об отрицательных;

поддерживать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при освоении упражнений.

        На начальном этапе тренировок основной метод проведения занятий - круговой в сочетании  с повторно-серийным. Физиологическая нагрузка - в пределах 130-160 уд./мин. На формирующем этапе - круговой, повторно-серийный методы По мере формирования интереса  к занятиям физической культурой и спортом следует использовать методы "до отказа"  и соревновательный. ЧСС должна находится в пределах 140-160 уд./мин. На совершенствующем этапе - методы повторно-серийный, "до отказа", соревновательный, самостоятельные  занятия с физиологической нагрузкой по ЧСС до 170уд./мин.

    Тестирование исходного уровня физического и психоэмоционального  состояния подростков необходимо проводить после комплектования учебной группы спустя месяц после начала занятий. Повторное тестирование  - в конце учебного года.

        Для объективной оценки результатов тестирования подростков особенности их поведения сравниваются  с показателями успеваемости, в том числе со стабильностью получаемых оценок, отношением к учебе и физкультурно-спортивной деятельности, интересами и потребностями, характером взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями. Обобщенные данные лучше всего заносить в специально разработанную индивидуально-психологическую карту.

         Предложенные выше направления профилактической физкультурно-спортивной  деятельности, позволяющей защитить подростков от  пагубного влияния криминальной среды, как показывает  опыт, приносят успех. Но для этого необходимо соблюсти еще два важнейших условия; все физкультурно-спортивные занятия должны быть бесплатными, доступными для каждого подростка, а педагоги, ведущие эти занятия, должны иметь достойную, равноценную их нелегкому труду заработную плату.

        Хочется отметить что, появился губернаторский проект «Спорт во дворы». В каждом в городе и селе в республике Тыва  появились спортивные площадки для детей и молодежью. В спортивных площадках установлены турники  разновозрастные, волейбольные, футбольные и баскетбольные площадки, а также стол настольного тенниса. Установленными спортивными площадками  дети и молодежь очень с большим интересом стали заниматься спортом с утра до вечера. Очень отрадно, что повлиял губернаторский проект «Спорт во дворы» нашим будущим поколениям страны.   Если каждый регион России поработают над проектом «Спорт во дворы», то получим хороший продуктивный результат. Дети и молодежь увлекутся спортом, то снизится подростковая преступность в нашей стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...