Подвижные игры с художественным словом
материал по физкультуре по теме

Савина Елена Геннадьевна

Коллективные игры с использованием художественного слова (народные), для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_s_khudozhestvennym_slovom.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который признаны изменить.

А. М. Горький

Подвижные игры с художественным словом

В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, — это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм в настоящее время относятся «Кошка-мышка», «Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Конечно, они созданы народом, так же как песни и сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы.

Пока ребёнок маленький, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают несложными играми со звучащими, шумящими, красочными игрушками, играми-прибаутками. Но вот малыш научился ходить, бегать, и характер игр резко изменяется — появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство самостоятельности и вместе с тем объединения с другими детьми. Ребенок при этом испытывает много положительных эмоций, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не попалась кошке, заяц убежал от волка, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, помогают получить важный для человека дар слова.

Структура такой игры очень проста. В ней есть единая цель и одноплановость действия, на которых сосредоточивается все внимание играющих. Эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, что имеет неоценимое значение для детей. Итак, подвижные игры со словом:

  • сближают, объединяют их общей, интересной для всех деятельностью;
  • исключают поводы для конфликтов, соперничество;
  • удовлетворяют потребность малышей в движении, общении, поэтическом слове;
  • поднимают настроение;
  • преодолевают неуверенность, боязнь, так как дети чувствуют поддержку остальных участников;
  • наполняют новыми впечатлениями от художественного слова и от воображаемой игровой ситуации, т. к образный текст помогает осмысливать свои движения;
  • создают атмосферу раскованности и веселья благодаря подражанию друг другу, взрослому;
  • снимают скованность, нервное напряжение, являясь своеобразной разрядкой;
  • влияют на здоровье и физическое развитие, так как насыщены разнообразными полезными движениями — бегом, прыжками, ходьбой, приседаниями, поворотами. Несомненно, каждая игра доставит детям радость, оживит интерес к культуре движения и к владению бесценным даром слова.

Играйте и получайте удовольствие! 

Колобок

По считалке выбирается ловишка  - «лиса», - который становится в центре круга.

Лиса

Колобочек, колобок,

Где ты был вчера, дружок?

Колобок

На окошке отдыхал,

С кошкой Муркой я играл.

Лиса

А сметану вы не ели?

Колобок

Нет. Только носиком задели.

Лиса

Вас бы надо наказать.

Колобок

Ну, попробуй-ка догнать.

Дети разбегаются, ловишка ловит.

Охота

По считалке выбирается ловишка - «цапля», - который становится в центре круга. Все остальные играющие - «лягушки» - идут по кругу и произносят слова:

Идёт, идёт охота,

Заквакало болото,

Лягушки удирают

Со всех зелёных лап.

Им вовсе неохота,

Им страшно неохота,

Чтоб цапли их зацапали,

— Цап! Цап! Цап!

После слов «цап, цап, цап!» «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит.

Мыши и кошка

По считалке выбирается ловишка - «кошка», - который становится в центре круга. Все остальные играющие -  «мышки».

Кошка

Мыши-мыши, где гуляли?

Мышки

Сыр в кладовке воровали.

Кошка

Почему остались крошки?

Мышки

Тебе оставили немножко.

Кошка

За такие вот делишки,

Мы накажем вас, воришки.

Мышки

Если хочешь наказать,  

Так попробуй нас догнать!

Дети разбегаются, ловишка ловит.

Пеликан

В игре участвуют две команды - «Пеликан» и «Рыбаки». Команды стоят на одной площадке, лицом друг к другу, и начинают диалог.

Рыбаки

Кто ты, птица-великан?

Пеликан

Моё имя пеликан.

Рыбаки

Что ты ловишь понемножку?

Пеликан

Ловлю рыбу и рыбешку.

Рыбаки

А улов где, пеликан?

Пеликан

Я кладу его в карман.

Рыбаки

Нас рыбёшкой угостите?

Пеликан

Нет, меня сначала догоните.

На последнее слово - «догоните» - команда «Пеликан» поворачивается кругом и старается убежать и спрятаться в болоте (забежать за полосу на противоположной стороне зала), а команда «Рыбаки старается их догнать. Пойманные «Пеликаны» выходят из игры.

Цапли

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре круга. Все остальные играющие — «цапли».

Ловишка

Кто здесь стряхивает капли?

Цапли

Это мы, зовут нас цапли.

Ловишка

Расскажите, где живете? 

Цапли

Проживаем на болоте.

Ловишка

Чем питаетесь, подружки?

 Цапли

Блюдо лучшее — лягушки.

 Ловишка

Вас здесь очень много?

Цапли

Да!

Ловишка

Разбегайтесь, кто куда.

Дети разбегаются, ловишка ловит.

Летела сорока

По считалке выбирается ловишка - «ястреб». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:

Летела сорока высоко-высоко

(дети поднимают руки вверх),

Гостей созывала на птичий базар

(дети останавливаются в круг лицом):

Вот аист идет длинноногий

И важный

(говорят медленно, высоко поднимая колени),

Вот гусь в красных сапожках

Шагает отважно

(говорят быстро, маршируют),

А вот пингвин, какой чудак,

Одел темно-синий

Короткий пиджак

(переступают с ноги на ногу, изображая пингвина).

А вот толстая утка идет

(дети берутся за руки, делают широкий круг)

И трех утят за собою ведет

(приседают и хлопают локтями по бокам).

Вдруг откуда ни возьмись

Ястреб налетает

(дети поворачиваются направо и идут по кругу, притопывая ногами),

И все птицы со двора быстро улетают

(дети убегают, «ястреб» догоняет).

Кошка и воробышки

По считалке выбирается ловишка - «кошка». Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:

Тень, тень, потетень,

Села кошка под плетень,

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки

(дети останавливаются и хлопают в ладоши):

Улетайте, воробьи,

Берегитесь кошки!

Кошка

Раз, два, три, 

Полетели воробьи!

Лиса и зайцы

По считалке выбирается «лиса».

Скачут, скачут, скачут зайки

По зелёненькой лужайке.

Вот какие зайки

Скачут по лужайке.

Зайки скачут, веселятся

И лисички не боятся.

Дети выполняют прыжки врассыпную, «лисичка» сидит в норке, на последнее слово все «зайчики» останввливаются.

Дети

Эй, лисичка, выбегай,

Нас, зайчишек, догоняй!

«Зайцы» разбегаются, а «лиса» ловит.

Тень-тень-потетень

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре круга. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялись целый день

(На последнее слово все останавливаются).

Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса
(Дети идут на носочках и хвастаются  - «виляют хвостиком».)
Похваляются ежи:

У нас шубы хороши!

(Дети садятся на пол и обхватывают колени, изображают ёжика, который свернулся в клубок.)

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!
(Ловишка ловит зверят.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...

План конспект занятия по подвижным играм: Развитие двигательных способностей учащихся посредством подвижных игр.

Цель занятия: Создать условия для развития двигательных способностей учащихся.Задачи урока:Образовательные задачи:1. Совершенствовать строевые упражнения.2. Совершенствовать технику бега меняющимся те...