Физическое развитие учащихся в школе через игру «Волейбол»
методическая разработка по физкультуре на тему

Афанасьев Станислав Анатольевич

Развитие физических качеств учащихся через игру "волейбол" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_po_voleybolu.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

               

                                         Методическая разработка

Тема:  Физическое развитие     учащихся в школе через игру

                        «Волейбол»
                 

                                     

         

                     Разработал:
                Учитель физической культуры

МБОУ «Энтузиастская ООШ»
                Афанасьев Станислав Анатольевич

                                                     2013-2014г.


   

      Игра это исторически сложившееся общественное явление, обусловленное образом жизни людей с отражением особенностей психологического склада народностей. Спортивные и подвижные игры развивают у учащихся чувство взаимопомощи, ответственности за себя и за коллектив, т.к. в игре участвуют несколько человек, то есть коллектив людей, которые объединены единой целью. И каждый может проявить свои знания, умения и навыки для общего успеха. Подвижные и спортивные игры имеют ряд особенностей, как средство физического воспитания. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, регламентирующих их поведение и отношение. Правило облегчают выбор тактики действия и руководства игрой. Взаимоотношение играющих определяется прежде всего содержанием игры, различия в отношениях позволяет выделить две основные группы -некомандные и командные действия игреков. Учащимся начальных классов еще не доступные игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера с пробежками, увёртованиями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей. Действие в коллективе для них сложны и поэтому они играют в не командные игры. У детей от 9-10 лет заметно прибавляется сила, улучшается координационные способности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию. В психике детей от 9-10 лет так же происходит изменение. Увеличение силы и подвижности нервных процессов влечет за собой повышение устойчивости внимание и интересов детей. Развитие оперативного мышление позволяет решать более трудные тактические задачи.
    Между играми мальчиков и девочек 9-10 лет нет существенной разницы. Но все же мальчики более склонны к играм с элементами единоборства, взаимно выручки, борьбы за мяч. Девочки предпочитают более спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями. 
   Особой любовью у детей этого возраста пользуются игры с мячом, с бегом, прыжками через препятствия и метанием различных предметов.
   Длительность игр, интенсивность нагрузки в игры с детьми от 9-10 лет несколько увеличивается.
   Игры учащихся 5-8 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по кол-ву, но и в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития.
   К младшему школьному возрасту относит учащихся 1-3 классов. Этот период равномерного, но достаточно интенсивного развития органов, функций. Вес тела ежегодно увеличивается в среднем на 2-4 кг, рост на 2-4 см, окружность грудной клетки на 2-4 см.,

    Усиленно формируется кости и мышечная система, начинают, срастаются кости Таза, происходит окостенение костей кисти, предплечья. Мальчики растут в основном за счет увеличения длины ног, девочки туловища. Увеличивается мышечная масса, однако строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Они эластичны, при сокращении сильнее укорачиваются, а при расслабление больше удлиняются. Мышцы у детей развиваются не равномерно, быстрее формируется крупные, медленнее малые. Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащихся не уверенно выполняют тонкие движения, на -пример кистью, плохо справляются с заданием на точность.
   В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, т.к. кости таза весьма подвижны; осторожность в дозировке упражнений, выборе их обусловливается так же тем, что вегетативные функции, обслуживающие движения, отстают в развитии моторики.
  Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы у них недостаточно развиты. Все это откладывает отпечаток на психику. Младшие школьники легко поддаются внушению. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей. Привязанности к товарищам легко возникают и так же легко пропадают. Для младших школьников характерна большая потребность в активной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность по бегать, по прыгать.
  Дети 7-10 лет любят уроки физкультуры. Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль над выполняемым движением. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений - важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста.
   Подростковый возраст (11-14 лет) - период бурного развития организма детей. Вес тела увеличивается на 4-5 кг, рост на 4-10 см, окружность грудной клетки на 2-5см в год. Эти изменения у девочек начинается примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Вес тела возрастает не только вследствие его длинны, но и во многом в результате увеличения мышечной массы . При этом у мальчиков развивается преимущественно мышцы конечностей ,а у девочек мышцы туловища. У мальчиков увеличивается абсолютная относительная (сила на один килограмм веса) сила мышц. У девочек относительная сила уменьшается, т.к. изменения в весе тела оказывается более значительными, чем в силе мышц.
    Все это позволяет учащимся 4-9 классов справляться с достаточно высокими физическими нагрузками. Однако учитель должен продумать, какие нагрузки можно предложить детям. Следует иметь в виду, что интенсивное развитие половых желез вносит немало нарушений в координацию функций организма. Необходимо так же учитывать, что размеры сердца не редко отстают от роста тела.
     В этом возрасте значительно изменяется психика детей. Прежде всего, хочется отметить появление (чувство взрослости). Все требования, предъявляемые к ним, должны быть ясными, справедливыми, не задевать самолюбие. Плохо подготовленный , слабо проведенный урок может значительно подорвать авторитет учителя . Подростки очень дорожат мнением товарищем , коллектива и воздействия на них через коллектив оказывается наиболее эффективным , а тем более если этим коллективом является команда.
    В юношеском возрасте 15-17 лет организм продолжает развиваться, хотя и медленнее, чем в предыдущих двух периодах. Юноши не только догоняют, но уже перегоняют физическом развитие девушек.
  Основополагающую роль в построении процесса, обучением навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе.
   Для игровой деятельности, характерно постоянно изменяющиеся условия на площадке в связи с тем, что действия игроков находятся под непрерывным контроля соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т.п., навязать свой план игры и этим нанести поражение. Этим объясняется характерная для волейбола черта - сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды соперника) и положения мяча, предугадать действие партнера и разгадать замысел противника, быстро реагировать на изменение сложившиеся обстановки и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило очень быстро) и эффективно его выполнять.
   Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве соревновательных действий -технических приемов и тактических действий, а так же в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата.
   В волейболе, кроме этого, важнейшие значения имеют тактические действия, как форма реализации технико -физического потенциала спортсменов в специфической - игровой - соревновательной деятельности. К этому надо добавить , что соревнования ,как правило, состоит из нескольких игр и длится несколько дней .

   Специфика волейбола от части заключена в том, как это название переводится с английского языка «волей» - означает «на лету», «бол» - мяч. Суть в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Этим обусловлено наличие в движениях волейболистов ударных действий .

Наиболее существенными факторами являются:

  • Оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики).
  • «Применяемость технико-тактического арсенала» (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия).
  • Эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий .
  • Мастерство выполнения игровой функции.
  • Активность («агрессивность», творчество) в игре-с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины
  • Уровень развития специальных качеств и способностей.
  • Морфологические признаки (в первую очередь длина тела).
  • Моральным-волевые качества.

    Т.о. специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу:

  • Развития у учащихся способности согласовывать свои действия с учётом направления и скорости полёта мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).
  • Развития специальных физ. Качеств, главным образом силы быстроте сокращением мышц, от которых зависит владение умением точно определять момент собственного воздействия руками на мяч.
  • Развития быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат на основе тактических способностей.

      Овладение широким арсеналом технико- тактических действий, необходимых для   успешного ведения игры.                                                                                                                                   Говоря о спортивной подготовке волейболистов в школе, необходимо отметить, что это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. 
   Продолжительность многолетней подготовки резервов находится в пределах границ: верхняя - период включения в составы команд высших разрядов, и нижняя - предельный возраст, позволяющий успешно решать задачи специализированной спортивной подготовки (правильное владение спортивной техники, прежде всего).
   При определенной оптимальной нижней возрастной границе для начало занятий волейболом важно учитывать 2 важнейших фактора: занятия не должны наносить ущерб здоровью занимающихся и должны быть ощутимо эффективными с точки зрения решения специальных задач спортивной подготовки определение закономерности становления навыков игры очень важно для успешного решения задач подготовки волейболистов. Здесь находят свое отражение задачи, средства и методы, специфика игры в волейбол, формирования двигательных навыков и развития физ. качеств. Под двигательным навыкам понимает такую степень владения приемом игры, когда управления движениями может, осуществляется автоматизировано, а сознание направленно на оценку ситуации и результат деятельности. Движения характеризуется большой устойчивостью к различным сбивающим факторам. Выделяют 3 стадии образования двигательного навыка.
 

Поскольку основу выработки навыка, как сложно координированного двигательного акта составляет выработка стереотипа состоящего из более простых ранее выработанных и врожденных координации, то подобно всем условно (выработанным рефлексом) актом, выработка (навыка) проходит несколько стадий.
 
В первой стадии (генерализации) наблюдается возбуждение, в результате чего в движение включается множество лишних мышц, что затрудняет движение, делающих его очень не ловкими, что характеризуется, как генерализация двигательного акта.
 
Во второй стадии (специализации) имеет место специализация двигательного акта (рефлекса), которая вырабатывается на основе дифференцировки между компонентами двигательного акта, в результате чего лишние компоненты вытормаживаются, возбуждение концентрируется на мотонейронах (центрах) тех мышц, которые собственно и обеспечивают двигательный акт, из работы которых формируется двигательный стереотип.
 
 В третей стадии (стабилизации) происходит стабилизация, автоматизация навыка за счет управления двигательного стереотипа.
  При формировании двигательного навыка устанавливается тесная взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и овладения техники. Изменения уровня развития физических качеств требует перестройки движений, т.е. определенного изменение техники . Если у волейболиста повысилось прыгучесть ,то это должно найти отражение в технике нападающего удара (разбег, прыжок, амплитуда замаха по отношению к направлению и скорости полета мяча). Здесь особенно важна специально физическая подготовка.
  Прежде чем приступать к обучению игроков к новому техническому приему необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях, специфических именно для этого приема. Большое значение имеет запас двигательных навыков, особенно тех, которые могут облегчить овладение новым приемам по принципу положительного переноса навыков. Ведущее значение здесь имеет общая и специальная физическая подготовка. Далее необходимо создать у занимающихся двигательное представление об изучаемом приеме. 
 
В первой фазе становление навыков, педагог должен максимально облегчить занимающимся овладение основой технического приема, создать ему так же условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием его ощущения соответствовали таковым при правильном выполнении приема вообще, исключить возможность появление ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т.д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения. 
 
 Во второй фазе, когда происходит образование динамического стереотипа, необходимо стремится к формированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем проявлении (сообразно складывающийся обстановке). Достигают этого с помощью усложнений самого технического приема, особенно условий, в которых он выполняются. Усложнение условий в это время способствует воспитанию тактических умений, связанных с применением технического приема в игре. 
 
В третьей фазе на первом плане выступает тактический аспект применение технического приема на надежной основе, позволяющий все внимание сосредоточить на анализе игровой ситуации, выбор наиболее разумного ответного действия и своевременном и результативном его применение. На стадии автоматизации главное - эффективность применение технического приема в сложных условиях (в игре и на соревновании).
 В связи с этим в методике обучение волейболистов можно выделить следующие этапы:

  1. Создание предпосылок для изучения ознакомления с разучиваемым приемом
  2. Разучивание приема в упрощенных условиях
  3. Разучивание приема в усложненных условиях
  4. Закрепление приема в игре.

Каждый этап содержит задачи с учетом уровней структуры соревновательной, игровой деятельности.Такое положение дает своеобразный, методический ключ к постановке более частных задач, выбору средств и методов в тренировочных занятиях.
 Формирование навыков начинается в процессе физической подготовке, которая через специальную физическую подготовку непосредственно связанна с волейболом (развитие определенных качеств).
  При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой базе в процессе выполнения упр. по технике продолжается овладение основой структуры приема. В начале обучения проводится в условиях, облегчающих занимающимся овладением навыков и по возможности исключающих лишние движения, что характерно для начальной стадии становления навыка. По мере того как занимающиеся овладеют основой двигательного навыка, условия выполнения приема постоянно изменяются т.о., что в процессе изучения техники у занимающихся , формируется тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит, характерных для волейбола - упр. по технике, игровые фрагменты, подготовительные к волейболу игры. Наконец прием применяется в двух сторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях. Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от специальной физ. подготовки к технической подготовке. Упражнения по технике способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучают индивидуальные тактические действия. Со структурой становления навыков игры тесным образом связаны классификация физ. упр. (как основных тренировочных средств) средства определенным образом сгруппированы по их значимости в процессе обучения. Это дает возможность упорядочить подбор тех средств, которых большей мере содействуют решению задач на определенном этапе подготовки, периоде и этапе подготовки.
   Соревновательные упражнения представляют собственно волейбол, то есть специфическое, что отличает его от других видов спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре на соревнованиях.
  Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение соревновательными и содействовать повышению игровых действий и их эффективности. Специальные упражнения делятся на подготовительные, главная задача , которых заключается в развитии физических способностей, имеющих преимущественное значение для игры, и подводящее, направленных непосредственно на овладение структурой конкретных приемов, сюда же относят имитационные (выполнение приема без мяча). Обще развивающие упражнения используются для решения задач общей физической подготовки.
  Все упражнения соответственно своей направленности в системе подготовки объединяют в составные части, или виды подготовки: интегральная, тактическая, техническая, специально физическая, общая физическая.
 Структура соревновательной деятельности строится с вершины спортивного мастерства и постепенно сходит к первооснове (человек с его «пулевыми» возможностями с точки зрения владения навыками игры). Становление навыков, наоборот, начинается с нуля и постепенно поднимается до уровня эффективного применения приемов в игре и в состязаниях. Становление навыков происходит строго в обратном по отношению к уровням структуры соревновательной деятельности. Отсюда значимость и место отдельных компонентов тренировки, категорий физических упражнений в системе подготовки волейболистов.      Поэтому неправомерно ставить вопрос о том, нужна или не нужна общая физическая подготовка волейболистам. Общая физическая подготовка нужна в той мере, насколько это необходимо с точки зрения овладения навыками игры в волейбол.
 Применение обширным арсеналом средств, объединенных по видам подготовки, в конечном счете, необходимо добиться того, чтобы все, что изучает на занятиях волейболист, он мог реализовать в игре.
 Игровая деятельность игроков являет собой яркий образец системности, связного целого. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Именно поэтому так важна интеграция всех качеств, умений и знаний. Значимость этого настолько велика, что в системе подготовки волейболистов наряду с другими компонентами тренировки можно выделить отдельно-интегральную подготовку. Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочных воздействий, вызванную максимально использовать тренировочные эффекты технической, тактической, физической и других видов подготовки к соревновательной деятельности волейболистов.
  В арсенале волейболистов соревновательных действий много, и их надо выполнять многократно в течение одной встречи, а таких встреч в соревнованиях всегда несколько. Поэтому очень важно добиться, чтобы все, что изучают спортсмен, он мог реализовать в игровых действиях, где слиты, воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, теоретических занятий. Взаимосвязь сторон подготовки требует целенаправленного специального воздействия. Именно в этом смысле и говорится об интеграции всех качеств, навыков, умений и качеств. Нельзя, однако, сводить интегральную подготовку к двухсторонним играм. Это целенаправленный процесс выработки связей между факторами, обусловливающими эффективность игровых действий волейболиста и комплексной воздействие игровой деятельности. В задачи интегральной подготовки входит осуществления связей между видами подготовки - физической и технической, технической и тактической, морально-волевой и теоретической, волевой и физической с техника тактической, достижение стабильности игровых навыков в соревнованиях, реализация физической, тактической, технической и морально волевой подготовки в игровых действиях.
   Ведущими средствами интегральной подготовки являются упражнения, направленные на решения задач двух видов подготовки, чередований различных по характеру упражнений (подготовительных, подводящих, по технике, тактике).
 Главные методы интегральной подготовки - методы сопряженных воздействий, игровой, соревновательной. Высшей формулой интегральной подготовки являются спортивные соревнования.
Взаимосвязь физической и технической подготовки достигаются следующим образом: во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретных приемов игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемом процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью.
  Важнейшее значение имеет достижение единства технической и тактической подготовки. Чем совершенней техника, тем больше у волейболиста возможностей реализовать свои физические способности. Чем совершенней тактическая подготовленность и богаче тактический арсенал, тем большими возможностями располагает спортсмен и команда в целом для максимальной реализации своей технической подготовленности. Единство технической и тактической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках технических действий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствование технике.
  Метод сопряженных воздействий способствует взаимосвязи нескольких видов подготовки. Взаимосвязь двух видов и всех основных видов подготовки осуществляется следующим образом. Первоначально решают задачи, специфические для каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определенной последовательности: физическая и техническая, физическая и тактическая, техническая и тактическая, наконец, все три вида подготовки - в учебных и контрольных играх, соревнованиях.
  С позиции задач интегральной подготовки необходимо рассматривать структуру становления навыков игры, средства и методы, виды подготовки, этапы обучения техники и тактике. На каждой стадии становления навыков должны быть задействованы такие средства, которые создают определенную преемственность и связь сторон подготовки.
  Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения. 
Первый этап - ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используется рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией учебных пособий (видеофильмы, схемы, макеты и т.д.). Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.
Второй этап - Изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическом действию.При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом. 
Третий этап - изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложненных условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, круговая тренировка. Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнение приема (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию технике и развитию специальных физических качеств, а так же технико -тактической подготовки.

 Четвертый этап - предполагает закрепление приема (действия) в игре. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. От простых заданий по технике и тактике, отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и составе команды.Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них - элементы проблемного обучения и метод самооценки успеваемость.
Применительно к волейболу это играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся 7-11 классов для понимания и самоконтроля.
  Обучение игре начинается с третьего класса. На этом этапе обучения, мы ставим задачу, 1 - научить детей правильному переходу игроков после потери подачи у команды соперника. 2- Правильному начислению очков в команде. Для решения это задачи очень подходит игра «пионерболл», которая отличается от волейбола тем, что мяч не отбивается руками, а ловится и бросается. Некоторые из детей уже в этом возрасте могут выполнить верхнюю или нижнюю подачу мяча, как в волейболе. Так же в начальном обучении мы начинаем изучать стойки волейболиста, передвижения, перемещения. Затем изучается верхняя передача мяча, потом нижняя передача мяча и после этого изучается подача. Более углубленно эти приемы совершенствуются в школе. Для овладения передачами мяча используются следующие упражнения:

  1. Передача мяча над собой.
  2. Передача мяча в стену.
  3. Чередование высокой и низкой передач над собой.
  4. Передачи мяча в парах: а) Две передачи мяча над собой третью партнеру.
    б) Пять передач над собой шестую партнеру (с чередованием высокой и низкой передач). 
  1. Передача мяча в тройках. 
  2. Передача мяча в тройках со смещением.
  3. Передача мяча в тройках с передачей мяча за спину игроком, который находится в середине.
  4. Передача мяча в парах разноименными приемами, т.е. если мяч летит сверху, то ученик отбивает его над собой верхним приемом и передает мяч партнеру нижним.

    Эти упражнения используются для изучения и совершенствования как верхней так и нижней передач мяча. После изучения передач мяча, мы изучаем передачу мяча в игру. Практика показывает, что нет разницы, с какой подачи начинать обучение. Учитель рассказывает правильную технику той или другой подач, показывает их и дает опробовать учащимся. 
Используются следующие упражнения.

  1. Исходное положение перед подачей мяча, (Левая нога впереди, мяч в левой руке). Выполняется подбрасывание мяча перед собой так, чтобы мяч упал рядом с впередистоящей ногой.
  2. Имитация передачи мяча. Внимание акцентируется на согласовании движений туловища и рук.
  3. Подача мяча в стену.
  4. Подача мяча через сетку с укороченного расстояния. Затем расстояние постепенно увеличивается.

   При совершенствовании подач они падают в различные зоны площадки. При совершенствовании подач мяча можно использовать набивание и баскетбольные мячи, а так же передачи выполняются из различных исходных положений (сидя, лежа на спине, в движении и т.п.).
Методика обучения самой игре используется следующая. С начало дети учатся играть в пионерболл по волейбольным правилам и с элементами волейбола (подача мяча в игру, отбивание мяча сверху или снизу). На следующей стадии обучения игре они играют в волейбол по упрощенным правилам, т.е. мяч отбивают то пола, стен, потолка с неограниченным количеством касаний, как у одного игрока так и у всей команды. Очки начисляются следующим образом. Ошибкой (потеря мяча) является:

  • Если мяч игрок взял в руки.
  • Если мяч улетел под сетку.
  • Если мяч катится по полу.

  Затем на следующим этапе обучения мы упрощенные правила немного усложняем следующим образом:

  1. Один игрок может выполнить только одно касание мяча подряд. Когда это уже получится у детей, то снова усложняем правила.
  2. Команда выполняет не более трех касаний. При этом подача мяча в игру выполняется у кого, получается, из-за лицевой линии, а у кого не совсем получается, тот подает ближе к сетке.

Когда на этом этапе у детей есть уже прогресс, то начинаем играть в волейбол по нормальным правилам. Как правило, у девочек получается, в 6-7 классах, хуже, чем у мальчиков. В этом случае в двухсторонней игре, когда девочки играют против мальчиков, то девочки играют по упрощенным правилам, а мальчики по нормальным. Для мальчиков счет ведется так же по обычным правилам, а для девочек по упрощенным правилам.
  В дальнейшем, когда ребята научились играть в волейбол по нормальным правилам, начинается изучение попадающего удара. Для начального обучения этому приему в двустороннюю игру даем установку разыгрывать мяч на три паса. В 8-9 классах происходит совершенствование техники и тактики игры, ставятся более сложные задачи перед учащимися. Конечно, за 3 урока очень сложно научить играть ребят в волейбол, поэтому в школе проводится дополнительные занятия, т.е. секция во внеурочное время. Ребята с удовольствием посещают эти занятия. И самоотдача на секциях больше у детей. Ведь на уроке они заинтересованы в получении оценки в журнал, а здесь каждый старается совершенствовать свое умение и навыки для того, чтобы не быть хуже других, а лучше.
    В нашей школе большое внимание уделяется спортивным играм (Волейбол, мини-футбол). Ведь именно в спортивных играх наши учащиеся достигли наилучших результатов. Если еще несколько лет назад учеников надо было уговаривать участвовать в соревнованиях, то сегодня среди детей уже существует конкуренция за право участвовать в сборной команде школы. Ребята с удовольствием посещают уроки физкультуры, записываются в спортивные секции. Это повышает общей уровень спортивного мастерства.

Список используемой литературы

  1. Васильева В.В. 1973 г. «Физиология человека»
  2. Давиденко Д.Н. 1996 г. «Физиологические основы физической культура и спорта»
  3. Железняк Ю.Д. 1988 г, «Юный волейболист»
  4. Железняк Ю.Д. 1989 г. « Волейбол в школе»
  5. Качашкин В.Н. 1980 г. «Методика физического воспитания»
  6. Каюров B.C. 1973 г. «Книга учителя физического воспитания»
  7. Чумаков П.А. 1970 г. «Спортивные и подвижные игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для формирования взаимосвязей между двигательными навыками и физическими качествами через игру волейбол.

Старшеклассники – наименее заинтересованное в занятиях физкультурой и спортом школьное звено. Изменить ситуацию можно представив учащимся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе которого в школе...

Упражнения для формирования взаимосвязей между двигательными навыками и физическими качествами через игру волейбол.

Старшеклассники – наименее заинтересованное в занятиях физкультурой и спортом школьное звено. Изменить ситуацию можно представив учащимся самостоятельно выбирать вид спорта, на основе которого в школе...

Развитие физических качеств детей младшего возраств через игру

«В игре  формируются  все  стороны  души  человеческой: его  ум,  сердце  и  воля»....

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры (волейбол)» для учащихся 9-го класса

Тема: «Приём мяча снизу двумя руками. Нападающий удар». Цель урока: обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления» двигательных умений и формирования навыка в ...

Конспект урока по физической культуре по разделу программы "спортивные игры ( волейбол )" для учащихся 10-11 классов

Основные задачи:1. Совершенствовать навык выполнения передачи мяча двумя руками сверху. 2. Содействовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом. 3. Способст...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 4 класса, (9-10 лет) Тема урока: «Волейбол: Передача мяча двумя руками сверху»

Основные задачи: Образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков:-   Способствовать формированию навыка выполнения техники передачи мяча двумя руками сверху....