Профильное обучение как условие многоуровневой системы
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Булгакова Ирина Павловна

О профильное обучении как условии многоуровневой системы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnoe_obuchenie_kak_uslovie_mnogourovnevoy_sistemy.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Профильное обучение как условие многоуровневой системы

образования

Проблема кадров в сфере физической культуры и спорта по-прежнему актуальна. В настоящее время сфера профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту распространяется на все образовательное пространство. Одновременно существует острая проблема обеспечения учителям физической культуры общеобразовательных учреждений; сократилось количество детских тренеров, среди них практически отсутствуют молодые специалисты. Имеется также острая потребность в специалистах по физической культуре в дошкольных учреждениях, педагогах по спорту по месту жительства. Как следствие ослабевают и утрачивают традиции отечественной педагогической школы, теряет престиж профессия педагога по физической культуре и спорту. Поэтому одним из главных требований федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» является увеличение к 2015 г. количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тысяч человек.

В настоящее время каждая школа стоит перед выбором дальнейшего пути развития в связи с модернизацией системы образования. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Однако проблема выбора профиля обучения пока не разрешается должным образом. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Поэтому создатели системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что школьников необходимо заранее подготовить к осознанному определению профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями.

Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависит и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Одним из направлений обновления образовательной деятельности школы является введение профильного обучения, которое следует рассматривать как условие многоуровневой системы непрерывного образования.

По данным научных исследований, в ряду мотивов при поступлении в вуз до 45% абитуриентов вузов и 10% абитуриентов факультетов физической культуры изъявляют желание совершенствоваться в избранном виде спорта. Около 10% студентов I курса объясняют свое пребывание в вузе тем, что сюда было легче поступить, чем в другие вузы. Настораживает и то обстоятельство, что более четверти абитуриентов попадают в число студентов, не имея осознанного желания работать в отрасли физической культуры и спорта.

Исследования подтверждают тот факт, что эффективность обучения студента в высшей школе в немалой степени зависит от его «стартовой» подготовленности к обучению в вузе. К числу важных факторов, характеризующих данную подготовленность, на наш взгляд, можно отнести:

- уровень информированности абитуриента о назначении специальности и об основных технологиях, определяющих принципиальное содержание данной                                                                                      специальности;

- понимание абитуриентом перспектив своего профессионального развития в рамках                                      данной                                      специальности;

— физическую    и    психологическую    готовность    к    данной    профессии;

- наличие определенного объема предметных базовых знаний, необходимых для           полноценного           освоения           данной           специальности;

— наличие    необходимых    для    обучения    в    высшей    школе    навыков самостоятельной работы.

Учитывая, что формирование личности специалиста начинается в школьные годы, необходимо осуществлять планомерную и целенаправленную допрофессиональную подготовку учащихся старших классов, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, к поступлению в физкультурные учебные заведения. Основным содержанием этой работы является формирование профессиональной направленности личности учащихся.

Цели профильного обучения

Переход к профильному обучению в области физической культуры преследует следующие основные цели:

Одним из направлений обновления образовательной деятельности школы является введение профильного обучения, которое следует рассматривать как условие многоуровневой системы непрерывного образования.

• создание    условий   для    самореализации    и    самоутверждения личности для овладения профессией и включения молодого человека в систему   непрерывного   профессионального   образования   в   области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

• обеспечение   углубленного   изучения   образовательной   области «Физическая культура»;

• формирование    интереса    к    профессиональной    деятельности специалиста по физической культуре ;

• обеспечение        повышения       уровня        общей       физической подготовленности учащихся, внедрение здорового образа жизни;

• внедрение    в    учебный    процесс    инновационной    технологии обучения,     физического     воспитания     и     спортивной     подготовки учащихся.

Особенность профильного обучения в области физической культуры заключается в том, что наряду с идеей воспроизводства физкультурно-педагогических кадров оно решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процесса; повышения качества образования и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры и спорта.

Структура и содержание образования на старшей ступени школы

Принципы построения рабочего учебного плана школы, реализующей профильное обучение в области физической культуры в 10—11-х классах, основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Во-первых, это обеспечит возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям высшего образования.

Во-вторых, введение профильного обучения означает переход к многокомпонентной структуре учебного плана, дифференциации содержания образования на три типа курсов (базовые, профильные, элективные), имеющих разные функции в образовательном процессе, что приближает структуру школьного учебного плана к вузовскому плану.

Наконец, в-третьих, существенным фактором усиления преемственности школьного и вузовского образования может стать выделение компонента содержания образования (профильные предметы и элективные курсы) в школе, непосредственно направленного на подготовку выпускников к поступлению и обучению в вузе.

Задачи профильных предметов во многом определяются основным мотивом учащихся, приходящих в профильную школу - подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования. По данным социологических опросов, 95-96% школьников именно в этом видят смысл обучения в 10-11-х классах.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.

Немалую роль в обеспечении преемственности образования может сыграть введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность), которые определяют необходимость использования новых для школы организационных форм (лекции, семинары, учебные проекты и т.д.) и способов учебной деятельности, во многом характерных для вузовского образования.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Перечень и содержание элективных курсов определяются самой школой. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют несколько функций.

Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений и

организаций

В данной модели профильное обучение учащихся старших классов в области физической культуры осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и организаций. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких школ вокруг одной школы, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, способной стать «ресурсным центром» для других школ. В этом случае каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую она способна реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на паритетной кооперации школы с учреждениями дополнительного образования, среднего и высшего профессионального физкультурно-педагогического образования.

В числе таких образовательных учреждений могут быть:

• общеобразовательные     школы     с     профильными     классами (спортивные, физкультурно-педагогические и т.д.);

• педагогические лицеи, школы спортивного профиля и др.;

• ДЮСШ, ДКЖФП, Центры детского творчества и др.;

• физкультурно-педагогические колледжи, техникумы, УОР;

• вузы физкультурного профиля, педагогические вузы.

Профессиональная ориентация школьников на физкультурно-педагогическую деятельность в условиях профильного обучения

В системе профильного обучения большую роль играет профессиональная ориентация школьников. Правильный выбор профессии выпускниками школ предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии.

В практической работе школы по профессиональной ориентации особенно актуальны вопросы: как оказать помощь учащимся в профессиональном самоопределении, как определить их склонности и способности, как грамотно вести профориентационную работу с учащимися. Очевидно, что разнообразная и целенаправленная профориентационная работа способствует формированию устойчивого интереса к вузу и помогает выпускникам школ сделать правильный выбор профессии.

Мотивация при выборе профессии имеет существенное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

«Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях модернизации»

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесс...

Многоуровневая система учебных задач. Проектирование и использование в условиях профильного обучения

1. Различные технологии, применяемые на уроках (теория)     2. Основные этапы, применяемых технологий при работе на уроке над задачей....

Итоги эксперимента (2006-2010 гг.) «Профильное обучение в условиях сельской школы в разновозрастных группах в Опытненской СОШ» (Математика)

Основная цель моей работы, как учителя математики, заключается в создании условий для эффективного  обучения математики (физико-математи-ческий, экономический, информационно-технологический профи...

Творческая работа Тема: «Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения в условиях сельской школы»

Организация психологического сопровождения профориентационной работы и предпрофильной подготовки учащихся в условиях сельской школы...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...