Совершенствование работы учителей трудового обучения в условиях модернизации системы образования.
материал по технологии (8 класс)

Выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

На тему: Совершенствование работы учителей трудового обучения в условиях модернизации системы образования.

Учитель трудового обучения Кошелев О.В.

Уважаемые коллеги, мы с вами живем в очень сложное и интересное время. Думаю, потомки будут изучать его с не меньшим интересом, чем любое другое историческое время.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения (буквально вчера мы вводили ФГОС, сегодня реализуем национальные проекты, используем дистанционные и электронные формы работы с обучающимися, завтра будем проходить аттестацию по новым правилам). Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения? Что он делает в школе, чтобы достичь результатов?

Модернизация… От этого слова несколько лет назад веяло чем-то новым, современным, но незнакомым. Казалось бы, что нового можно придумать в сфере образования, которому уже не одно тысячелетие? Вроде бы схема проста: учитель + ученик = знания, по ней выучилось не одно поколение. Каждая эпоха вносила свой вклад в образование России – это было требованием очередного нового витка развития общества.

Сегодня основные направления Концепции модернизации образования следующие:

♦ подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование

принципиально новой культуры педагогического труда;

♦ подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

От учителей старшего поколения нередко можно услышать слова «Вот мы учились без всяких компьютеров и ничего, неучами не стали». Да, это так, но время неумолимо движется вперед. Кардинально изменился облик учителя и ученика, а задача научить осталась прежней. Разница лишь в том, что современный учитель должен не только вести школьника в мир знаний, а быть проводником в области современных технологий. Думаю, выражу общее мнение, что основным звеном в модернизации является учитель.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми ранее, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а вот результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, ФГОС определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.

Разумеется, можно оснастить школу современным оборудованием, информационными технологиями, дистанционным оборудованием, что и происходит сейчас во всех школах для того, чтобы процесс обучения стал творческим и доступным, но сделать это с учителем, который не умеет всем этим пользоваться, отвык придумывать, изобретать невозможно.

Естественно, невозможно научиться всему и сразу, но быть открытым инновациям и умело использовать современные технологии в своей работе учитель обязан. Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Учителю нельзя застаиваться в своем профессиональном росте, необходимо учиться всегда. Иначе и не может быть, ведь модернизация в образовании связана с изменением роли современного учителя. Сегодня педагогу очень важно быть компетентным в своих подходах к педагогике, умеющим грамотно организовать работу учащихся.

Роль учителя существенно изменилась. Если раньше он был источником знаний, то теперь он стал наставником и проводником. Чтобы соответствовать новой роли, учителю необходимо владеть современными информационными технологиями на должном уровне, уметь направить «блуждающую мысль» ученика в нужное русло, научить критически, оценивать информацию, анализировать, правильно её использовать и уметь отличить правду от лжи.

Значительное усложнение и модификация задач и функций, решаемых и выполняемых педагогом образовательной организации, требуют осмысления сложившейся практики преподавания и постоянного поиска путей и средств повышения эффективности педагогической деятельности. Одна из важнейших задач преподавателя - модернизация действующей системы преподавания, разработка, усвоение и реализация новых технологий обучения, ориентированных на достижение главной цели инновационного образовательного учреждения - развитие личности учащегося.

Хочу представить вашему вниманию несколько инновационных вещей современного мира, которые применяют учителя трудового обучения на своих уроках.

Ботанический барельеф. Новый вид работы по предмету «профильный труд» для 12 класса. Скульптурный барельеф-это вид интерьерной живописи. На уроках дети изучают основы создания объемных работ, приемы работ с глиной (замес, разминание, раскатывание), с гипсом (замешивание, заливка без воздушных пустот). С помощью детских современных материалов для лепки и скульптурного гипса, дети выполняют работу по созданию композиции из различных природных материалов. Изучают ближний и дальний план композиции. При выполнении подобных работ развивается мелкая моторика, пространственное мышление, память. На экране вы видите, как обучающиеся постигают азы современного искусства. Но прежде, чем передавать детям данные азы учитель прошел процесс самообразования данному ремеслу и постарался подобрать оптимально подходящий способ передачи знаний обучающимся.

Термообработка. На экране вы видите современное оборудование для термообработки металлов российского производства индукционный нагреватель. С помощью данного оборудования обучающиеся воочию знакомятся с процессами плавки цветного металла, закалки стали и ее отпуска. Оборудование имеет компактную форму, современную систему электробезопасности, быстрый процесс нагрева и плавки, что делает данное оборудование наиболее подходящим для процесса образования по сравнению с муфельными печами и тем более с кузнечными. При этом процессы термообработки открыты для глаз окружающих. Ребятам интереснее наблюдать за процессами, происходящими на их глазах, самостоятельно стараться управлять процессом и видеть результаты своей работы, а не чужой на фото (видео). Это делает процесс обучения наиболее увлекательнее, а тем самым и качественнее.

На экране мы видим использование современного приспособления для бытовых швейных машин, которые сокращают время и улучшают качество работы.

Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных приложений. Использование сервиса бесплатно, требует простой регистрации. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания. Можно также скачать любое задание в виде архива файлов и загрузить их на личный сайт. Основная идея интерактивных заданий, которые могут быть созданы благодаря данному сервису, заключается в том, что обучающиеся могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию их познавательного интереса к определенной учебной дисциплине. Learning Apps позволяет учитывать уровни подготовки учащихся, что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. 

Подводя итог под моим выступлением, я точно могу сказать, что педагогика как наука не стоит на месте. Чтобы учить современных детей, учителя должны тоже учиться. Учитель особенно нуждается в повседневном совершенствовании своих знаний. Чтобы успеть за прогрессом науки и техники, чтобы быть на уровне современных требований, предъявляемых обществом к учителю, надо постоянно учиться. Таким образом, для учителя учение – ведущая форма интеллектуального развития и совершенствования педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационные технологии на уроках на уроках трудового обучения в условиях модернизации современного образования

Представлены методические разработки по использованию здоровьесберегающих,игровых,проблемных технологий на уроках трудового обучения.Представлена их интеграция в рамках педагогики сотрудничества....

Метод проблемного обучения в условиях модернизации российского образования (вопросы теории)

В  настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать ...

Статья "Проектная деятельность как один из видов обучения, способствующий самореализации школьников"(сборник «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»)

  Кардинальные изменения произошли сегодня в системе образования с введением ФГОС в школу. Особое внимание стало уделяться развитию различных видов универсальных учебных действий. И теперь...

«Метод проектов как один из принципов развития одаренности детей на уроках физической культуры в условиях модернизации системы образования»

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрыт...