Интеграция предметов естественно- математического цикла в условиях модернизации системы образования
учебно-методический материал по математике (7 класс) на тему

Гусарова Аида Михайловна

Методическое пособие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция предметов естественно- математического цикла в условиях модернизации системы образования»

-В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики.

(Иммануил Кант)

-Я уважаю естествознание и математику.(Чернышевский Н.Г.)

-Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики. (Жан Батист Фурье)

-Для человеческого разума симметрия обладает, по-видимому, совершенно особой притягательной силой.(Ричард Фейнман)   

-Красота тесно связана с симметрией.(Герман Вейль)

-Всё, что находится в природе, математически точно и определено.(Ломоносов М.В.)

            Все эти высказывания говорят о том,  что математика и биология тесно связаны между собой.   Во времена Ньютона мир представлялся в виде гигантского механизма, где все совершается по кругу. Позже этот образ был заменен образом летящей «стрелы времени». В свете современных представлений и этот  взгляд устарел, ведь стрела летит с убывающей скоростью. Именно поэтому, попытки математиков подойти к изучению жизненных процессов чисто  с математической точки зрения обречены на неудачу, так же  как и стремление некоторых биологов понять сущность жизни, не прибегая к точным наукам.

          Актуальность интеграции школьных предметов продиктована новыми социальными запросами,  предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.

         Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют его органичному восприятию.

         В современных условиях интеграция приобретает новое звучание. Образовательный процесс в рамках внедрения ФГОС требует новых подходов к  образованию. Одним из них является интегрированный урок.  Интегрированный урок :

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
  • приобщает школьников к научно – исследовательской, творческой деятельности.
  •  способствует  нахождению причинно-следственных связей,  развитию логики, коммуникативных способностей.

          Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

          В школьном курсе математики существует достаточно много тем, которые способствуют осознанному восприятию биологических понятий и известных биологических законов. Например, “Золотое сечение и гармония форм природы”, “Геометрическая прогрессия и потенциальные возможности размножения организмов”, “Вариационный ряд и вариационная кривая при изучении модификационной изменчивости”, “Теория вероятностей и генетика популяций. Закон Харди - Вайнберга”и др.  Приведем конкретный пример.

Анатомия 8 класс. «Изучение внешнего строения человека. Изображение головы человека с помощью циркуля и линейки»

Части человека пропорциональны. У многих людей длина лица равна длине ладони. Знание этих соотношений и позволяет построить изображение головы с помощью циркуля и линейки.

Построение.

1.Чертим окружность произвольного радиуса.

2.Проводим вертикальный диаметр, выходящий за пределы окружности, который делим на 3 равные части. Чертим хорды АN и KL, касательную ST через точки F,O,P перпендикулярно к диаметру.

3.Из точки касания P проводим вторую пересекающую окружность, радиус которой равен 1/3 диаметра большой окружности.  

         Современные математика и биология определенно свидетельствуют, что сложное похоже на случайное. В самом деле, живое на любом уровне организации жизни (клеточном, организационном, популяционном, биогеоценотическом) представлено даже не сложными, а сверхсложными системами, охарактеризовать которые невозможно без математических приемов, формул и методов.

Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает. (Норберт Винер)

Математика – это язык, на котором написана книга природы. (Галилео Галилей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция предметов естественно-математического цикла

 Средишкольныхпредметовнельзявыделитьглавныеивторостепенные. Разные оценкиучениковвстречаютсяприупоминаниигеографии: отравнодушиядоживогоинте­реса, убежденностиизучатьданныйпредмет. Поэтомуоднойиззада...

Интеграция предметов естественно-математического цикла как одно из условий формирования УУД.

Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании математики, физики, географии и других предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному п...

Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.

методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».

Духовно -  нравственное развитие и  воспитание  учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...

Интеграция как условие формирования метапредметных УУД в преподавании предметов естественно-математического цикла.

Перемены, происходящие в обществе, требуют от школы развития личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Существенное место в преподавании школьных...