«Модель деятельности учителя по коррекции плоскостопия на уроках физической культуры».
методическая разработка по физкультуре по теме

Витушкин Александр Николаевич

Итоговая работа по курсам повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_na_kursakh.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариативной части

 курсов повышениия квалификации  ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Модель деятельности учителя по коррекции плоскостопия на уроках физической культуры».

Сроки обучения: 1 сессия с 13.01-17.01.2014г.

                             2 сессия с 27.01-31.01.2014г.

Выполнил: Витушкин А.Н.

Учитель физической культуры ГБОУ СОШ с. Подбельск

М.р. Похвистневский

Самара 2014 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цель, задачи                                
  3. Сроки реализации проекта
  4. Предполагаемый результат
  5. Критерии оценки результата
  6. Собственно проект
  7. Характеристики проекта
  8. Список используемой литературы

Пояснительная записка

 Актуальность.   В условиях модернизации российского образования возникает противоречие между высоким нормативом по прыжкам в длину с места и невозможностью выпольнить контрольное упражнение на положительную оценку, ввиду отклонения в состоянии здоровья. Это противоречие  требует усиления внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением плоскостопия. Плоскостопие  возникает из-за слабости мышц, поддерживающих свод стопы. Это является одним из условий нарушений нормального свода стопы, что, в конечном счёте, может привести к патологическим изменениям не только стопы, но и всего опорно-двигательного аппарата, а также к нарушению сердечно - сосудистой и нервной системам.

Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Стопа является одним из важнейших звеньев опорно-двигательного аппарата человека, морфофункциональное состояние которого имеет большое значение в детском возрасте (Деименко А., 2002, Ефимов А.П., 2005).

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Веневцев С.И., Дмитриев А.А., 20).

 В настоящее время известно, что регулярное проведение специальных комплексов физкультурных занятий значительно снижает вероятность появления и развития нарушений плоскостопия, предупреждает формирование неправильной осанки и в целом способствует формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка (Кашников В.С., Егорова С.А.,2007). Признавая научную ценность указанных выше работ,  считаю целесообразным изучение возможностей применения средств, адаптивной физической культуры, массажа, дыхательных упражнений, пеших прогулок, подвижных игр, плаванья в комплексной реабилитации детей среднего школьного возраста с нарушением плоскостопия. (Чернышова Е.А., 2012).

     Разработка и внедрение адаптивной физической культуры в урочную и внеурочную деятельность снимает противоречие между большим количеством работ и недостаточностью представленного материала, т.е. противоречие между стандартом и отклонением в состоянии здоровья.

Цель: Развитие рессорных функций стоп у детей среднего школьного

            возраста, страдающих плоскостопием.

Задачи: 1. Измерение уровня плоскостопия у учеников.

               2. Формирование знаний у учеников и родителей о вреде                

                      плоскостопия и путях коррекции.

               3. Разучивание упражнений адаптивной физической культуры с  

                   с целью выполнения  в урочной и внеурочной части

               6. Развивать потребность к самостоятельным занятиям        

                      по     укреплению и поддержанию своего здоровья.                  

         

 Сроки реализации проекта

 Организация внедрения проекта проводится поэтапно. На первом этапе (январь 2014г.) изучается научно-методическая литература по анализу характеристик строения и видов нарушений сводов стопы. Выявляются эффективные средства и методы физической реабилитации при плоскостопии. На этом же этапе разрабатывается Программа адаптивной физической реабилитации и методика использования ее средств на различных формах занятий для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии у детей среднего школьного возраста. На втором этапе  (февраль 2014г.) будет проведено выявление сводчатости стоп у учащихся методами определяющими уплощение стопы: плантогафии по В.А. Яралова – Яралянца. Исходя из полученных данных, необходимо на дифференцированной основе разделить учащихся на группы для занятий по физическому воспитанию с учетом состояния сводчатости стоп. На этом этапе – проводятся занятия с детьми и родителями по формированию знаний о вреде плоскостопия и по его коррекции. 3-й этап будет посвящен разучиванию упражнений с детьми, имеющими отклонения сводчатости стопы и по  внедрению адаптивной физической культуры в образовательный процесс.  

Предполагаемый результат.

 Блок 1 – знание. Формирование знаний у учеников, родителей о причинах  возникновения плоскостопия и его влияния на здоровье ребенка. У детей вырабатываются знания, умения, навыки по выявлению и коррекции плоскостопия.

Блок 2 – деятельность.   В результате комплексных мер по предупреждению и коррекции плоскостопия  ожидается уменьшение уровня плоскостопия, улучшение самочувствия, повышение спортивных результатов в тех видах упражнений, где работа связана с силой мышц стопы: прыжковые, беговые упражнения, спортивные игры и т. д.

Блок 3 – воспитание. Ожидается повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом в урочных и внеурочных занятиях, потребность в самостоятельных занятиях по укреплению своего здоровья.        Планируется повышение количества учеников желающих заниматься в спортивных секциях и участвовать в соревнованиях различного уровня.

Критерии оценки результата

1. Уровень плоскостопия определяем по методу плантографии по Яралова – Яралянца.

2. Тест, определяющий силу ног (прыжки в длину с места).

3. Отзывы родителей.

4. Рефлексии самих учащихся (анкеты).

Карта наблюдения

Прыжки в длину с места (см)

Наличие плоскостопия (+-)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

1

115

120

130

145

145

2

-

-

-

115

120

3

120

125

135

140

160

4

125

125

140

155

155

Как измерить плоскостопие

Для того чтобы измерить и определить поперечное и продольное плоскостопие, нужен разбавленный в воде краситель (йод, зеленка и пр.) или жирная основа (крем, а на худой конец и растительное масло подойдет), чистая бумага и ручка. Оба представленных, чтобы измерить плоскостопие, метода начинаются одинаково. Имеющимся красителем или жирной основой (лучше красителем!) нужно смазать ступни. Потом быстро (чтоб крем не успел впитаться, а краситель – подсохнуть) сведите ноги вместе и становитесь ими на предварительно, разложенный на полу лист бумаги. Становиться нужно с ровной спиной, стараясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, чтобы отпечаток вышел правильный. Получив отпечаток, садитесь рисовать.

Первый метод – попроще. Рисуем линию, которая соединит края подошвенного углубления, а перпендикулярно ей – линию, которая будет проходить через самую глубокую точку этого углубления. Если отпечаток самого узкого места стопы занимает не более трети этой линии, - ваша стопа здорова и в полном порядке. Если больше - плоскостопие.

Второй метод - плантограмма или (метод Яралова-Яралянца). Тут тоже рисуем. Первая линия должна соединять точку, которая находится в центре основания большого пальца, с точкой, которая находится в центре пятки. Из последней точки должна выходить и вторая линия, но уже к точке между основанием второго и третьего (указательного и среднего) пальцев стопы. В норме самое узкое место стопы должно уходить за обе эти линии или находиться на грани второй. Если контур самого узкого места стопы отпечатался между этими линиями, - это значит, что у ученика имеется плоскостопие первой степени. Если контур отпечатался по обеим линиям и даже вышел за их границы, - плоскостопие куда серьезнее, налицо вторая или даже третья его степень.

                                             

Причины возникновения плоскостопия у детей

Иногда плоскостопие бывает врожденным, но это скорее исключение, чем норма. Среди всех случаев плоскостопия в детском возрасте таких примерно 3%.

Исследователями было установлено, что у жителей городов, которые регулярно носили обувь, плоскостопие встречается в три раза чаще, чем у тех, кто провел детство в деревне, и имел возможность ходить босиком. Следовательно, стопа лучше формируется в естественных и первобытных условиях.

Другие исследования медиков выявили, что на правильное формирование стопы влияет количество нагрузки на нее. Чем меньше двигательной активности у ребенка, тем более вероятно развитие у него плоскостопия. Это особенно актуально для нашего времени, в век высоких технологий и всеобщей компьютеризации. Дети все чаще играм на улице и прогулкам предпочитают компьютер. В итоге все чаще плоскостопие у детей встречается вместе с нарушением осанки.

На развитие плоскостопия у детей большое влияние оказывает обувь, которую ребенок носит. Родителям следует знать, что обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Супинатор в этом случае компенсирует отсутствие камешком и неровностей под ногами.

Ребенку не следует донашивать чужую обувь – разношенная обувь будет неправильно распределять нагрузку на стопы.

Собственно проект

    Занятия по выполнению упражнений физической реабилитации будут проводится по 10 минут на каждом уроке в конце его основной части. Количество уроков 3 раза в неделю по 40 минут. Кроме того учащиеся должны выполнять комплексы реабилитационных упражнений дома четыре раза в неделю в свободные от уроков дни, под контролем родителей и с обязательным заполнением дневников домашних заданий. Комплексы домашних заданий выполняются по 8-10 минут. Занятия начинаются с краткой вводной беседы, направленной на мотивирование деятельности, осознанного отношения к здоровью и формирование здорового образа жизни. Детей обучают правильно принимать исходные положения стоп и коленных суставов. Отрабатываются положения стоп и коленных суставов в разогнутом состоянии. Прорабатывается правильное положение туловища и ног, с предметами и без. Добиваются выполнения специальных упражнений в различных исходных положениях с отягощениями и в сопротивлении.              Домашнее задание - убедить учащихся в практической пользе домашнего задания как необходимого дополнения к занятиям адаптивной физической реабилитации для улучшения рессорных функций стопы - обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом комплексов упражнений - изучать с учащимися на уроке материал заданного домашнего задания – обязательно.

Закрепляется правильное положение стоп при передвижениях. Укрепляется мышечно-связочный аппарат стопы.

Формы организации занятий адаптивной физической реабилитации: а) оздоровительно-профилактическое (традиционное) б) круговая тренировка; в) самостоятельные занятия в домашних условиях;

                 

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии на уроках физкультуры №1.

 Укрепить и разминать мышцы стопы.

1.И.п. сидя. Сгибание - разгибание пальцев стоп. 1 мин.

2. И.п. сидя. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола. 2 мин.

 3. И.п. сидя. Соединить стопы (подошвы). Колени прямые, круговые движения стопами внутрь, к наружи. 2 мин. 2.Улучшить кровообращения и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп.

 4. И.п. сидя на стуле, ступни - на полу. Не отрывая пяток от пола, поочередно тянуть ступни к себе. 1 мин.

5. И.п. сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги следует провести по внешней поверхности голени левой ноги, начиная снизу вверх, а затем повторить всё то- же самое только уже большим пальцем левой ноги. 1 мин.

6. Ходьба с помощью перекатывания палок, не отрывая стопы. 3 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии на уроках физкультуры № 2.

 Укрепить и разминать мышцы стопы.

1. Ходьба на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе 1 мин.

 2. Стоя поднимание на носках с упором на наружном своде стопы 1 мин.

3.И.п. сидя на полу. С напряжением тянуть носки на себя, от себя (медленно, колени прямые ) 2 мин. 2.Улучшить кровообращения в мышцах, костях, суставах и связках стоп. 4. И.п. сидя на полу. захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша 2 мин.

5. И.п. сидя на полу. захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые. 2 мин.

6. И.п. сидя на полу. Катание палки по полу отдельно каждой ногой и двумя ногами вместе. 2 мин.

 Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии на уроках физкультуры № 3.

Укрепить ослабленные мышцы ног.

1. И.п. сидя на стуле, спина прямая, стопы на одной линии. Поднимать пальцы ног вверх, не отрывая пяток от пола. 1 мин.

2. Стоять и ходить на внешней стороне стоп. 1 мин.

3. И.п. стоя у любой опоры (стул) на устойчивом бруске, свесив пятки к полу. Пружинящие сгибания-разгибания в голеностопных суставах с перекатом на носок — одновременно двумя ногами и поочередно на правой и левой стопе. 2 мин. 2.Форми- ровать правильный продольный и поперечный свод стоп.

4. Положить под ноги гимнастическую палку: выполнять переступания вправо-влево поперек палки; переступания вперед-назад вдоль палки носками внутрь и носками кнаружи (пятки на полу). 2 мин.

 5. Ходьба по массажному коврику босиком. 2 мин.

 6. Ходьба на пятках и носках, можно в комбинациях: 8 шагов вперед на носках, 8 шагов назад на пятках; переступание на пятках с поворотом вокруг своей оси вправо и влево. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии на уроках физкультуры № 4. 

. Укрепить ослабленные мышцы ног.

1. И.п. сидя на стуле, спина прямая, охватите стопами мяч, приподнимите его, вернитесь в исходное положение. 1 мин.

 2. Стоять и ходить на внешней стороне стоп. 1 мин.

 3. Сидя на стуле, а затем стоя, разворачивать стопы на наружную сторону подошвы (на внешние ребра стоп), а затем на внутреннюю. 2 мин. 2. Формировать правильный продольный и поперечный своды стоп.

4. Сидя на стуле, а затем сидя на полу подняться на ноги, опираясь на наружный свод стоп. При подъеме с пола можно помогать себе руками. 2 мин.

5. Ходьба по массажному коврику босиком. 2 мин.

 6. Стоя, ноги на ширине плеч, подниматься то на носки, то на пятки. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии на уроках физкультуры № 5. 

Укрепить ослабленные мышцы ног.

1. Из положения стоя подниматься на носки и на пятки - расположив стопы на одной линии носками внутрь - расположив стопы носками наружу. 1 мин.

2. Встать прямо. Сделать выпад ногой вперед. Затем развернуться на 180 градусов, поменяв опорную ногу. 2 мин.

3. Стоя на носках, переминаться с ноги на ногу (балетный шаг) 1 мин. 2. Формировать правильный продольный и поперечный своды стоп.

 4. Стоя на наружном своде стоп - поворот туловище влево - вправо 2 мин.

 5. Ходьба по массажному коврику босиком. 2 мин.

6. Стоя, ноги на ширине плеч, подниматься то на носки, то на пятки. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии дома № 1.

Нормализовать тонус мышц ног и укрепить связочный аппарата.

1. И.п. Сидя на стуле, ноги вытянуты, стопы свободны, опираются на пятки. С большой силой сжимаем пальчики стоп, пытаясь собрать их горсткой. Сохраняя тонус сжатия держим 1-3 минуты до чувства выраженного утомления мышц. 3 мин.

2. Сидя на полу, согнув ноги. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него. Пальцами то одной, то другой ноги стараться подтащить под стопу разложенную на полу ткань, на которой лежит груз, например камень. 2 мин. 2. Снятие спазма с подошвенной фасции.

 3.И.п. Сидя на стуле, ноги на полу. Стопу ставим на теннисный мяч и начинаем прокатывать ею по мячу. Сохраняем плотный жесткий контакт. Прокатываем с усилием. Тщательно разминаем все области подошвы в движениях вперед- 2 мин.

4. И.п. Сидя на полу, согнув ноги. Пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, подтягиваем пятки вперед к пальцам, затем распрямляет их и повторяет движения до тех пор, пока ноги не разогнутся и пальцы не перестанут касаться пола. Выполняется обеими ногами. одновременно. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии дома № 2.

Нормализовать тонус мышц ног и укрепить связочный аппарат.

1.Сидя, под стопами ног резиновый мяч. Прокатить мяч от носков до пяток и обратно в течение одной минуты. Прокатывая мяч, старайтесь, чтобы стопы плотно прижимались к мячу. Темп средний. 2 мин.

2. Сидя на полу, согнув ноги. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него. Пальцами то одной, то другой ноги стараться подтащить под стопу разложенную на полу ткань, на которой лежит груз, например камень. 2 мин. 2. Укрепление мышц стопы.

 3.И.п. сидя правая нога лежит на колене левой ноги. Выполнять круговые движения в голеностопном суставе правой ноги по часовой и против часовой стрелки, по 10 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное. Повторить то же левой ногой. 2 мин. 4. И.п.Сидя на полу, согнув ноги. Пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, подтягиваем пятки вперед к пальцам, затем распрямляет их и повторяет движения до тех пор, пока ноги не разогнутся и пальцы не перестанут касаться пола. Выполняется обеими ногами. одновременно. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии дома № 3. 

Укрепление мышц стопы. Развить подвижности суставам стопы, нормализовать кровообращения и лимфоотток, улучшить функции связочного аппарата.

1.И.п. Сидя. Одна нога согнута в колене, подтянута к телу, обе руки лежат на ее стопе. Начинаем упражнение с большого пальца. Одной рукой слегка фиксируем стопу с тыла, другой захватываем большой палец, немного его вытягиваем и: а)-разгибаем до комфортного максимума и медленно вращаем налево-направо 3 раза, б)-сгибаем до комфортного максимума и медленно вращаем налево-направо 3 раза, в)-отводим на лево (отодвигаем в бок) до комфортного максимума и медленно вращаем налево-направо 3 раза, г)-отводим направо до комфортного максимума и медленно вращаем налево-направо 3 раза. Возвращаем в среднее положение. 3 мин.

2 И.п. сидя на стуле. Не отрывая стопы от пола, одновременно развести носки в стороны, затем пятки, передвигая таким образом ноги на 6-8 счетов, после чего вернуться в ИП. 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание свободное. 2 мин. 2. Снять спазм с подошвенной фасции.

3. И.п. сидя на стуле под стопами гимнастическая или любая другая палка диаметром 5-8 см. Прокатывать палку стопами от носков до пяток и обратно в течение одной минуты. Прокатывая, стараться, чтобы палка была плотно прижата к подошвам стоп. Темп средний. 2 мин.

4.И.п. сидя на стуле стопы ног соединены, под сводом стоп палка. Развести стопы, свести их, стараясь не отрывать сводов стоп от палки. 2 мин.

 Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии дома № 4. 

Укрепление мышц стопы. Развить подвижность суставов стопы, нормализовать кровообращение, улучшить функции связочного аппарата.

1. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев ног . 1 мин.

2. Захваты пальцами различных предметов (комки бумаги, тряпичные игрушки, кубики, карандаши), перекладывание их в другую ногу, подбрасывание вверх. Постепенно мягкие игрушки заменять на более жесткие, в том числе резиновые.

 3 мин. 2. Снять спазм с подошвенной фасции.

 3. В положении лежа на спине сгибание-разгибание ног ("велосипед'), удерживая пальцами какой-либо предмет. 2 мин.

4.И.п. сидя на стуле стопы ног соединены, под сводом стоп палка. Развести стопы, свести их, стараясь не отрывать сводов стоп от палки. 2 мин.

 

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии дома № 5.

Укрепление мышц стопы. 1. Развить подвижности суставам стопы, нормализовать кровообращение, улучшить функции связочного аппарата.

1. Катание стопой скакалки (в продольном и поперечном направлениях). 2 мин.

2. Захваты пальцами различных предметов (комки бумаги, тряпичные игрушки, кубики, карандаши), перекладывание их в другую ногу, подбрасывание вверх. Постепенно заменять мягкие игрушки на более жесткие, в том числе резиновые.

3 мин. 2. Снять спазм с подошвенной фасции.

3. Ходьба на носках (5 шагов), затем на пятках (5 шагов), потом один шаг на носке правой и на пятке левой ноги, а следующий шаг - наоборот. 8-10 перекрестных шагов. 2 мин.

 4.Ходьба по массажному коврику. 2 мин.

Комплекс физических упражнений для коррекции рессорных функций свода стопы при плоскостопии по методу круговой тренировки.

Коррекционное направление

1 станция.  Придерживая планку руками. Пытаться вращать ее вокруг оси стопами. Сидя по-турецки. 1мин  Укрепить ослабленные мышцы ног. Улучшить кровообращение и трофики в мышцах, костях, суставах и связках стоп

2 станция.  Ходьба по рейке гимнастической скамейки: ставить ступни вдоль рейки, ставить поперек рейки. О.с. руки в стороны. 2 мин.

 3 станция.  Перекатывать теннисный мячик то одной, то другой ногой. Сидя на скамейке. 1 мин. Укрепить мышцы стопы.

 4 станция.  Ходьба на ходулях. 1 мин

5 станция. Ногами накладывать в ведро овощи (морковь, свеклу, картошку) Сидя на стуле. 2 мин.

 6 станция.  Ходьба с помощью перекатывания палок, не отрывая стопы. Стоя, на лежащей на полу палке (20 см). 1 мин. Формировать правильный продольный и поперечный свод стопы.

7 станция.  Балансирование на большом мяче. 2 мин.

           

Список используемой литературы:

  Лях В.И., Зданевич А.А. 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

Юмашев Г.С. Травматология и ортопедия, с. 535, 537, М., 1983.

Фонарева. М.И.Справочник по детской лечебной физкультуре, под ред., с. 320, Л., 1983.

Чернышова Е.А. Курсовая работа по теме: Обоснование содержания экспериментальной Программы адаптивной физической реабилитации и методики использования ее средств на различных формах занятий для улучшения рессорных функций стопы при плоскостопии у детей среднего школьного возраста. 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидн...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры

В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противо...

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка

Модель деятельности учителя в качестве тьютора на уроке русского языка...

Программа «Выявление и развитие способностей к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся и их социализация на уроках физической культуры»

Программам по выявлению и развитию способностей к физкультурно-спортивной деятельности у обучающихся и их социализации предусматривает создание благоприятных условий для развития обучающихся, позволяе...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках физической культуры

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ. Данная статья будет полезна педагогам и учителям при подготовке выступления  на семинарах и к...