Программа для учащихся старшей школы. "Шейпинг"
методическая разработка по физкультуре (10 класс) по теме

Немтырева Татьяна Викторовна

Разработанный комплекс упражнений позволяет глубоко воздействовать на все мышечные группы и связки. Значительно улучшает функцию всех внутренних органов. Повышает силу, выносливость, быстроту, гибкость. Корректирует недостатки телосложения.  Всестороннее воздействие на организм занимающихся обеспечивается разнообразием подобранных в комплексе упражнений. В него входят упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать все системы человеческого организма. Программа разработана  для девушек старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sheyping.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для учащихся старшей школы.

  Шейпинг

Т. В. Немтырева,

средняя школа № 10, г. Елабуга

 Пояснительная записка

Жизнь предъявляет новые требования к организации и проведению уроков физической культуры. Известно, что уроки с музыкальным сопровождением намного повышают эмоциональное состояние учащихся. Занятия под музыку позволяют преодолеть инертность нервных процессов, активизируют кровообращение, обмен веществ и другие процессы, укрепляют мышечную систему.

      Цели программы:

- укрепление здоровья в целом.

- совершенствование организма и его систем.

- регуляция и коррекция индивидуальных недостатков телосложения.

      Задачи программы:  

  - всестороннее воздействие на организм, способствующее нормальному функционированию как отдельных органов, так и всего организма в целом.

 -  гармоническое и разностороннее развитие учащихся.

- развитие физических качеств, повышение выносливости и работоспособности.

- развитие координации движений.

- обучение учащихся самостоятельному совершенствованию своих индивидуальных способностей средствами физкультуры.

        Разработанный комплекс упражнений позволяет глубоко воздействовать на все мышечные группы и связки. Значительно улучшает функцию всех внутренних органов. Повышает силу, выносливость, быстроту, гибкость. Корректирует недостатки телосложения.  Всестороннее воздействие на организм занимающихся обеспечивается разнообразием подобранных в комплексе упражнений. В него входят упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать все системы человеческого организма.

          Программа « Шейпинг» ведется только для девочек. Курс рассчитан на 34 часа, состоит в основном из практических занятий. Формой проведения занятий является урок, состоящий из подготовительной(10-15% общего времени урока), основной( 75-85% общего времени урока) и заключительной( 5-10% общего времени урока). Объем тренировочной программы 45 минут. При составлении программы были учтены те моменты, что учащиеся имеют различные группы здоровья. Комплекс упражнений составлен также с учетом пожеланий девушек 10-11 классов( входят упражнения из комплекса ритмической гимнастики, аэробики, йоги и др.)

Формы и методы организации:

- групповая форма

- индивидуальная форма

- поточный метод

Технологии обучения:

- личностно-ориентировочный подход в обучении

Методы и приемы обучения:

- практические

- организация самостоятельной работы

- наглядные

- музыкальное сопровождение

Формы контроля:

- мониторинг

                          Учебно-тематический план.

                          Тема

Кол-во часов по  теории

Кол-во часов по практике

1.

Шейпинг-путь к здоровью

1

2.

Средства, медицинское обеспечение и мониторинг

1

3.

Методика проведения и организациязанятий

1

4.

Комплекс упражнений

30

5.

Анализ физического и эмоционального состояния

1

 Итого:          

4

30

                               Содержание программы.

1. Шейпинг – путь к здоровью:

   -  история возникновения шейпинга.

-  актуальность, популярность шейпинга.

   -  влияние физической нагрузки на организм при занятиях шейпингом ( пульс,      ЧСС ).

-  цель занятий шейпингом ( коррекция фигуры, укрепление мышечного корсета, улучшение функции внутренних органов, поднятие общего тонуса организма, развитие гибкости).

-  индивидуальный подход к занятиям учащихся с различными типами телосложения ( определение типа фигуры: тип А, тип Н, тип Х, тип Т).

 2. Средства, медицинское обеспечение и мониторинг:

-  упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, спины и туловища, ног

-  танцевальные упражнения

-  бег и прыжки

- упражнения для формирования изысканных линий рук и плечевого пояса, груди, талии, живота, спины, бедер и ягодиц, ног

-  упражнения на растяжку и расслабление мышц

-   упражнения на гибкость позвоночника, на координацию движений, для тренировки вестибулярного аппарата, для укрепления связочного аппарата мышц

-  комбинированные упражнения для одновременного воздействия на ряд мышечных групп и создания эмоционального подъема

 -  аутогенная тренировка(низшая ступень)

 -  медицинское обеспечение(контроль ЧСС, пульса)

 -  дневник самоконтроля

 -  «аэробные упражнения»

3. Методика проведения и организация занятий:

  -  место проведения занятий

  -  спортивная форма

  -  оборудование(коврики, магнитофон)

  - комплекс упражнений

 4. Комплекс упражнений  

Каждое из занятий состоит из трех частей: .подготовительной,  основной,  заключительной.

Задачи подготовительной части: организация группы, умеренное разогревание организма, сосредоточение внимания, регуляция эмоционального состояния. Продолжительность 10 минут.

Средства: упражнения на шейный отдел; плечевые, локтевые,

лучезапястные  суставы; поясничный и грудной отделы позвоночника(наклоны вперед, назад, в сторону); упражнения на таз и тазобедренные суставы; упражнения на коленные и голеностопные суставы; прыжки; танцевальные движения под музыку.

Задачи основной части: гармоничное развитие всех мышц

организма, формирование правильной осанки, развитие координации движений, силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; воспитание морально-волевых качеств и активности; совершенствование специальных упражнений шейпинга. Продолжительность 25 минут. Средства: упражнения общей и специальной физической подготовки, упражнения на формирование правильной осанки.

Задачи заключительной части: постепенное снижение нагрузки,

Переход к восстановлению сил. Продолжительность 10минут. Средства: аутотренинг, который восстанавливает силы и трудоспособность, успокаивает ЦНС; упражнения на растяжку мышц, расслабление. Используются упражнения из йоги.

5. Анализ физического и эмоционального состояния

-  определение ЧСС и пульса после занятий

-  оценка общего  самочувствия

-  определение уровня своей физической работоспособности

-  эффективность занятий шейпингом по дневникам само

                                                                                                              Приложение 1.

Содержание учебного материала

Описание упражнений

дозировка

Методические указания

1.

Подготовитель-ная часть (раз-минка)

И.п.стоя, ноги на ш.п.на,счетраз-вдох,руки через сторонывверх,колени слегка согнуты,на счет два-выдох,руки вниз.

4раза

Подготавливаем дыхательную систему,потягиваем мышцытуловища.

Повороты головы в сторону,круговые движения головой

по6 раз

Разогреваем мышцы шеи

И.п. стоя, руки воль тела, поочередное движение плеч вперед-назад, вверх-вниз, круговые движения плечами вперед-назад.

по10 раз

Разогреваем плечевые суставы, подготавливаем к выполнению основной нагрузки.

Открытый шаг влево-вправо, разведение и сведение рук согнутых в локтевых суставах перед собой, разгибание и сгибание рук ввех и в стороны в локтевых и плечевых суставах

по10 раз

Разогреваем локтевые суставы

И.п.стоя, наклоны туловища вперед, прогибания спины вперед-назад

По 10 раз

Разогреваем мышцы спины

И.п.стоя, ноги шире плеч, медленно приседаем, возвращаемся в и.п.; и.п. стоя, ноги на ш.п.,туловище повернуто в сторону, поочередно поднимаем и опускаем стопу на пол; выпады в каждую сторону с подниманием рук над головой; и.п. стоя, ноги на ш.п. торс повернут в сторону. На счет раз- втянуть в себя живот и мышцы таза, на счет два- расслабить

По 10 раз

Разогреваем мышцы ног, голеностопных, коленных суставов,таза.

Стрейчинг для мышц ног

По 1 разув каждую сторону

Потягивания туловища в сторону

По 1 разу в каждую сторону

Прыжки и бег

2 минуты

Прыжки и бег можно заменить танцевальными движениями

Вдох- руками тянемся вверх, выдох- руки опускаем вниз

4-5 раз

Восстанавливаем дыхание,сосчитать пуль за 15 секунд.

2.

Основная часть

И.п. стоя на коленях, принять упор лежа; отжимания от пола

12-20раз

Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, увеличивает подвижность плечевых суставов.

И.п. стоя на коленях, упор руками перед собой, махи прямой ногой вверх поочередно

20 раз

И.п. как в упр. 2, махи согнутой в колене ногой к голове через сторону поочередно

20 раз

Упражнение укрепляет ягодичные мышцы, уменьшает жировые отложения в области талии.

И.п. лежа на боку, ноги выпрямлены, махи прямой ногой вверх, поочередно.

20 раз

И.п. лежа на боку, ноги выпрямлены , махи согнутой ногой, ногу выпрямить, вернуться в и.п., поочередно

20 раз

И.п. лежа на боку, ноги выпрямлены, махи согнутой в колене ногой к груди, поочередно

20 раз

Упражнение повышает подвижность в тазобедренном суставе

И.п. лежа на боку, верхняя нога согнута в колене в упоре на полу,махи нижней ногой вверх, поочередно

20 раз

Упражнение укрепляет внутреннюю поверхность бедра

3.

Упражнения для формирования изысканной линии груди и талии

И.п.лежа на боку, принять упор руками перед собой, отжимания на обеих руках, поочередно в каждую сторону

,20 раз

Упражнение укрепляет грудные мышцы, косые мышцы живота, широчайшую мышцу спины

И.п. как в предыдущем упр., принять упор одной рукой, отжимания на одной руке, др. руку выпрямить, поочередно

20 раз

И.п. как в предыдущем упр., одной рукой(нижней) обхватить талию, др. рука согнута, в упоре на полу, выпрямляя руку, поднять туловище вверх, поочередно

10 раз

Упражнение укрепляет мышцы руки плечевого пояса, груди, убирает излишки жировых отложений в области талии, укрепляет широчайшую мышцу спины, косые мышцы

4.

Упражнения для формирования изысканной линии талии и живота

И.п. лежа на животе, руки в стороны. Правой ногой достать левой руки. То же самое в др. сторону

8-10 раз

способствуют уменьшению жировых отложений в области талии и спины

И.п. как в предыдущем упр.достать правой рукой левую ногу, прогибаясь в спине, то же самое в др. сторону

10 раз

И.п. лежа на боку, верхняя нога прямая, нижняя согнута в колене, рукой достать до носка

6-8 раз

И.п. лежа на спине; на счет раз-сесть, руки вытянуть вверх, на счет-два вернуться в и.п.

10-15 раз

Способствуют укреплению мышц брюшного пресса, уменьшению жировых отложений в области живота

И.п. лежа на спине; на счет раз-сесть из и.п. с поворотом туловища в левую сторону на 90градусов,правую ногу притянуть к груди на счет два- вернуться в и.п., тоже самое в др. сторону

10-15 раз

И.п. лежа на спине,прямые ноги поднять вверх под углом 90 градусов, руки в стороны. Прямые ноги опускаем на пол, поочередно в левую и правую сторону

10 раз

То же, что в предыдущем упр., только ноги сгибаем в коленях и опускаем на пол, касаемся пола, возвращаемся в и.п.

10 раз

И.п. лежа на боку. Руки за голову. Поднимаем туловище до лопаток, поочередно в каждую сторону

10-15 раз

Способствует укреплению косых мышц живота, мышц спины.уменьшению жировых отложений в области талии

«Ступеньки» И.п. лежа на спине, прямые ноги подняты вверх, руки в стороны , в воздухе делаем «шаги» ногами вниз и, не касаясь пола,повторяем движения вверх  

5 раз

5.

Заключительная часть

«Багира»- и.п. сидя на пятках, постепенно перенести вес тела на руки, прогибаясь, делая «кошачье» движение, вернуться в и.п.

5 раз

Упражнение выполняется медленно

И.п. стоя на коленях, потянуться левой рукой к правому носку, прогибаясь назад. То же в др. сторону

4 раза

И.п.стоя на одном колене,упор на  вторую ногу, таз тянем вниз, руки-вверх, поочередно

2 раза

И.п. сидя, одна нога выпрямлена, вторая- согнута в колене и подведена под ягодицу, тянемся обеими руками к носку, поочередно

5 раз

И.п.сидя, тянемся к одной ноге, затем к другой

«Вакрасана»-упр. Из йоги. Поза скручивания. И.п. сидя, ноги вытянуть. Правую ногу согнуть в колене, подтянуть к груди и животу, перенести через левое бедро и поставить ее стопой на пол. Локоть левой руки упереть в колено, правая рука-ладонью на полу в упоре сзади, пальцы расставлены, делаем 3 полных дыхания «пранаямы»; затем меняем ногу.

1 раз

Сознание: на позвоночник.Дыхание:3 полных вдоха.

Делаем глубокий вдох через нос, медленный выдох через рот,локтем толкаем колено, торс поворачиваем в противоположную сторону,как бы скручивая

«Березка» - и.п. лежа, медленный вдох, поднимаем ноги, туловище вверх, подбородок груди. Медленно возвращаемся в и.п.

1 раз

Дыхание: животом эффект: на все внутренние органы

«Плуг» - халасана  после «березки» ноги опускаем за голову, пальцами коснуться пола. Руки ладонями вниз. В этой позе находимся 15сек., затем пальцы ног отодвигаем как можно дальше.    

1 раз

Дыхание медленное, животом. Наилучшее упр. для развития позвоночника и нервной системы.

6.

Аутотренинг  «низшая ступень»

Лечь на коврик, руки вдоль тела, расслабиться  

Вызываем ощущение тяжести и тепла в конечностях.

 Формула «Моя правая рука тяжела» «Моя левая рука тяжелая» и т.д.  «Я спокоен» Представить, что лежишь на берегу реки в солнечный день. После того как почувствовали что конечности отяжелели звучит Формула вызывающая чувство тела: «Моя правая рука теплая», «Моя левая рука теплая» и т.д.

Регуляция ритма сердечной деятельности. Формула: «Сердце бьется спокойно, ритмично.» Правую руку положить на сердце, чтобы ощущать биение. Регуляция ритма дыхания. Формула: «Дыхание спокойное ритмичное. Дышится легко, спокойно»Вызывания тепла в области  солнечного сплетения Формула: «Мое солнечное сплетение теплое» Вызывание чувство прохлады в области лба. Формула «Мой лоб прохладный» 

       

                                   Используемая литература

1.  «Спортивная гимнастика» №5,7,1998

     2.Журнал «Физическая культура в школе» №8,1978

     3.Динейка К.В., 10 уроков психофизической нагрузки. – М.,1986

 4.Хиттлмен Ричард, Путь к физическому совершенству., йога – М. 1965

5. Программа Физическая культура. – Казань,1993

6. Программа Физическая культура. – М.,1996

7. Современная энциклопедия для девочек старшего школьного возраста // Современный литератор. – Минск,1999

8. Брядгунов И.П., Беседы о здоровье школьников // Просвещение. – М.,1992

9.Пеганов Ю.А., Берзина Л.А. // Советский спорт. – М.,1991

10. Шихи Кейт, Фитнес – терапия //Терра – спорт., М.,2001

11. Белл Розамунда, Йога: простые упражнения // Махаон. – М.,2001

12. Мюллер И., Очищение движением // Невский проспект. – С-Петерберг,1999

           Используемые видеоматериалы

1.Шифер Клаудиа, Совершенные формы комплекс 1,2.

2. Шарабурина Ольга, Волшебная линия комплекс 2,3,4,5

3. Спортивно – оздоровительный комплекс ЛЕОН // программа для экстренного снижения веса – М.,2003          

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

КВН по программе "SOS" для учащихся старших классов "Быть здоровым - это стильно"

Материал может быть использован при проведении КВН в старших классах....

Программа подготовки учащихся старшей школы к участию в олимпиадах по математике

Актуальность создания программы обусловлена совершенствованием содержания занятий математического кружка как ведущей формы дополнительного математического образования  и  форм работы  п...

Экологическая развлекательная программа для учащихся средних и старших классов "Осенние забавы".

Экологическая развлекательная программа "Осенние забавы" для учащихся средних и старших классов....

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)

Программа « На пути к успеху» (программа для учащихся старших классов на период осенних и весенних каникул)...

Конкурсная программа для учащихся старших классов 23 февраля

Игровая конкурсная программа переплетается с художественными номерами....