рабочая программа спортивной секции "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (6 класс) по теме

Шипилова Ольга Александровна

программа для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_voleybol_6_klass.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

спортивной школьной секции

ВОЛЕЙБОЛ

Шипилова Ольга Александровна


Пояснительная записка

В настоящей программе предлагается методика проведения занятий с юными волейболистами, даются рекомендации по повышению у школьников навыков игры в волейбол с учетом их физических данных. В объединении «Волейбол» обучаются дети в возрасте от 11 до 12 лет (1 этап обучения), занятия проводятся еженедельно по вторникам и четвергам с 16.40 до 17.30 часов.

Численность посещающих составляет 17 человек.

Спортивные игры являются важной составляющей внеклассной спортивной работы. Он способствует развитию таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, координация, взаимная выручка и других.

По данной программе продолжается углубленное изучение волейбола, закрепляются и совершенствуются основные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с тактическим и техническим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств, увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей, приобретают игровой и соревновательный методы.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные занятия с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или иных двигательных способностей. Среди способов организации занимающихся на занятиях целесообразно применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов. Необходимо увеличивать удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

Обучение ведется поэтапно: 1 – познавательный (1 год обучения, возраст 11-12 лет), 2 – углубленный (2 год обучения, возраст 12-13 лет), 3 – профессионально-ориентированный (3 год обучения, возраст 13-14 лет).

Цели и задачи программы.

Цель программы – содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры во внеурочное время.

Задачи программы:

  1. Содействие гармоничному физическому развитию;
  2. Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях
  3. Развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости, гибкости и др.) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;

4. Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;

5. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, уверенности, выдержки, самообладания;

6. Развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Знания, умения, навыки по итогам первого года обучения:

- история развития волейбола в России и мире;

- знать психофункциональные особенности собственного  организма;

- выполнять различные виды перемещений с заданием и без;

- знать комбинации из освоенных элементов техники  передвижений;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой, через сетку, передачи мяча у сетки и в прыжке через сетку, передачи мяча стоя спиной к цели;

- играть по упрощенным правила м волейбола;

- выполнять игровые задания с ограниченным числом игроков;

- владеть подачей мяча;

- технически правильно осуществлять двигательные действия

в волейболе, используя их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга.

Место в учебном плане

Учебная  программа разработана для 6  классов.

На изучение курса  отводится  2 часа в неделю, всего на курс 70  часов  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

  • В области познавательной культуры:    
  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;    
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения
  • занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания  занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
  • В области нравственной культуры:
  • способность управлять своими эмоциями, проявлять   культуру общения и взаимодействия в процессе занятий;
  • физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные   и   спортивные   мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;  владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения  к окружающим.
  • В области трудовой культуры:
  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,
  • соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование,  спортивную  одежду,   осуществлять  их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
  • В области эстетической культуры:

красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;   хорошее телосложение, желание поддерживать его в  рамках принятых норм и представлений посредством  занятий физической культурой; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

  • В области коммуникативной культуры:
  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять;
  • полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать;
  • цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; владение умением оценивать ситуацию и оперативно; принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
  • В области физической культуры:
  • владение навыками выполнения жизненно важных  двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних  условиях;
  • владение навыками выполнения физических упражнений различной функциональной направленности,  технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по  физической культуре.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

  • В области познавательной культуры:

понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

•  понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности  и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

•  понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных  привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

  • В области нравственной культуры:
  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
  • В области трудовой культуры:

добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

  • В области эстетической культуры:

восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

• понимание культуры движений человека, постижение :  жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

  • В области коммуникативной культуры:

владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

•   владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

  • В области физической культуры:

•  владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

•  владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

  • В области познавательной культуры:

 • знания по истории и развитию спорта и олимпийского       движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

  • В области нравственной культуры:

 •способность проявлять инициативу и творчество  организации совместных занятий физической культурой доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся,  независимо от особенностей их здоровья, физической и  технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

  • В области трудовой культуры:

•   способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической   подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую  профессиональную деятельность. 

  • В области эстетической культуры:

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать

комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

•   способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

•  способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

  • В области коммуникативной культуры:

•   способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано  вести диалог по основам их организации и проведения;   способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов

    спорта,  владеть информационными жестами судьи.

  • В области физической культуры:

•   способность отбирать физические упражнения по их ,   функциональной  направленности,  составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

•   способность  составлять  планы  занятий  физической  культурой   с   различной   педагогической   направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Правила техники безопасности.

История развития в волейбола в России и мире.

1

-

1

2.

Техника передвижений, остановок и стоек.

1

9

10

3.

Техника приема и передач мяча.

1

14

15

4.

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей

1

15

16

5.

Техника нижней прямой подачи.

1

9

10

6.

Техника владения мячом

1

10

11

7.

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

1

6

7

Итого

7

63

70

Основное содержание программы (1-й год).

1. Правила техники безопасности. История развития волейбола в России и мире. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей волейбола России и мира.

2. Техника передвижений, остановок и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).  Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

3. Техника приема и передач мяча. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передач мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

4. Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

5. Техника нижней прямой подачи. Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки.

6. Техника владения мячом. Комбинации из освоенных элементов.

7. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

Знания, умения и навыки по итогам первого года обучения.

- знать особенности развития избранного вида спорта;

- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми на занятиях физическими упражнениями;

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, оказывать первую медицинскую помощь;

- владеть техникой передачи мяча сверху и нижней прямой подачи;

- освоить тактику игры;

- владеть терминологией избранной спортивной игры;

- уметь организовывать и проводить подвижные игры и игровые задания, помогать в судействе, комплектовании команды, подготовке места проведения игры.

Тематическое планирование (1 –го года обучения)

Тема занятия

Содержание занятия

Дата

примечание

1, 2

Техника передвижений, остановок и стоек.

Правила техники безопасности. История развития волейбола в России и мире. Вводное занятие включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей волейбола России и мира. Техника передвижений, остановок и стоек. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).  Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

3, 4

Техника приема и передачи мяча.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

5

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

6, 7

Совершенствование техники передвижений, остановок и стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).  Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

8, 9

Совершенствование техники приема и передачи мяча.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

10

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

11

ОФП

Упражнения

11 лет

12 лет

Бег 60 м (сек)

9,4

9,1

Бег 30 м (сек)

5,2

5,2

Бег 300 м (сек)

57,0

55,0

Прыжки в длину с места (см)

180

190

Прыжки вверх по Абалакову (см)

45

51

 Отжимание (количество раз)`

12

16

12, 13

Техника нижней прямой подачи.

Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача через сетку. Прием подачи. Прием мяча отраженного сеткой. Нижняя прямая подача в заданную часть площадки.

14, 15

Техника владения мячом.

Комбинации из освоенных элементов.

16, 17

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча.

18, 19

Техника передвижений, остановок и стоек.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).  Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

20

Техника передвижений, остановок и стоек.

Контрольные упражнения

(ЗАЧЕТ)

21, 22

Техника приема и передачи мяча (совершенствование)

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

23

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. (ЗАЧЕТ)

24

Передача мяча над собой, во встречных колоннах. (ЗАЧЕТ)

25

Отбивание мяча кулаком через сетку. (ЗАЧЕТ)

26

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. (ЗАЧЕТ)

27

Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. (ЗАЧЕТ)

28, 29

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

30

Нижняя прямая подача через сетку. (ЗАЧЕТ)

31

Прием подачи. (ЗАЧЕТ)

32

Прием мяча отраженного сеткой. (ЗАЧЕТ)

33

Нижняя прямая подача в заданную часть площадки. (ЗАЧЕТ)

34, 35

Совершенствование техники владения мячом.

Комбинации из освоенных элементов.

36, 37

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

38, 39

Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча

40, 41

Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

42

Совершенствование техники владения мячом.

Комбинации из освоенных элементов. (ЗАЧЕТ)

43, 44

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола.

45, 46

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

47

ОФП

Упражнения

11 лет

12 лет

Бег 60 м (сек)

9,4

9,1

Бег 30 м (сек)

5,2

5,2

Бег 300 м (сек)

57,0

55,0

Прыжки в длину с места (см)

180

190

Прыжки вверх по Абалакову (см)

45

51

 Отжимание (количество раз)`

12

16

48, 49

Игра и комплексное развитие психомоторных способностей.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игра по упрощенным правилам волейбола.

50, 51

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4) и на укороченных площадках.

52, 53

Совершенствование  техники приема и передачи мяча.

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. То же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

54, 55

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

56, 57

Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча

58, 59

Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

60

ОФП

Упражнения

11 лет

12 лет

Бег 60 м (сек)

9,4

9,1

Бег 30 м (сек)

5,2

5,2

Бег 300 м (сек)

57,0

55,0

Прыжки в длину с места (см)

180

190

Прыжки вверх по Абалакову (см)

45

51

 Отжимание (количество раз)`

12

16

61, 62

ОФП

Броски набивного мяча, прыжки на одной, двух ногах по прямой ,по лестнице, работа в парах.

63, 64

Упражнения на тренажерах, прыжки в высоту. Подтягивание.

65, 66

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

67, 68, 69

Учебные игры

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Игра по упрощенным правилам волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2х2, 3х3, 4х4)

и на укороченных площадках.

70

ОФП

Упражнения

11 лет

12 лет

Бег 60 м (сек)

9,4

9,1

Бег 30 м (сек)

5,2

5,2

Бег 300 м (сек)

57,0

55,0

Прыжки в длину с места (см)

180

190

Прыжки вверх по Абалакову (см)

45

51

 Отжимание (количество раз)`

12

16

Приложение.

Специальные упражнения без мяча

1. Волейболисты выполняют бег с ускорением из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа, на спине, на животе, в упоре лежа и др.) по зрительному или звуковому сигналу, дистанция 10-13 м (повторить 3-6 раз ).

2. Занимающиеся бегут в колонне вокруг площадки.  По сигналу, ученик,  находящийся в конце выполняет ускорение, обегает колону, справа и становится во главе колонны. По очередному сигналу это же действие выполняет следующий участник и т.д. (выполнять 3-5 мин.).

3 Игроки бегут вокруг площадки. По сигналу тренера они выполняют поворот на 180° и бегут в обратном направлении. Можно давать несколько сигналов подряд с разными интервалами (выполнять 3-5 мин.).

4. Занимающиеся строятся на лицевой линии. По сигналу они начинают бег с высоким подниманием бедра, медленно продвигаясь вперед. По следующему сигналу выполняется бег с ускорением вперед на 10-15 м (повторять 6-8 раз). Упражнение рекомендуется выполнять в переменном темпе или с постепенным нарастанием темпа и доведением его до предела, а также на время - от 10 до 30 с. Далее исходное положение меняется: игроки становятся спиной к направлению движения, и выполняют ускорение, предварительно повернувшись на 180".

5. Исходное положение, как в упражнении 4. По сигналу занимающиеся выполняют "прыжковый бег" с последующим ускорением, которое делается по второму сигналу, дистанция 10-15 м (повторить 6-8 раз).

6. Занимающиеся, по 4-5 человек, становятся на лицевой линии,  лицом к сетке. По команде они выполняют бег с ускорением к трехметровой линии, касаются за ней руками пола, затем возвращаются к лицевой линии, там касаются пола руками, опять бегут к трехметровой линии и т.д. (количество пробегания шестиметровых отрезков 4-9 раз).

Вариант 4-5 человек строятся в колонну у боковой линии лицом к сетке. По сигналу они передвигаются приставными шагами с ускорением боком к противоположной боковой линии и обратно, касаясь руками пола у каждой линии (количество пробеганий девятиметровых отрезков 4-6 раз).

7. Набивные мячи лежат в углах площадки зон 1, 2, 4. 5. Место старта в зоне 1. Игроки по сигналу пробегают по периметру площадки, касаясь каждого мяча рукой.

Вариант. "Челночный бег" После каждого касания мяча спортсмены возвращаются к месту старта - середине лицевой линии.

8. Мячи разложены по треугольнику в зонах 1, 3, 5 или 2, 4 6. Упражнение выполняется так же, как и № 7.

Упражнения 6, 7, 8 рекомендуем выполнять в условиях, специфичных для игры в волейбол, т.е. все перемещения происходят в пределах волейбольной площадки и лицом к сетке. Упражнения 7, 8 рекомендуем проводить как командные соревнования, где каждый игрок выполняет упражнение на время один раз.

Упражнения для развития прыгучести (взрывной силы)

1. Волейболисты стоят вдоль стеки с двух сторон в шахматном порядке. По сигналу они имитируют одиночное блокирование с места.

Вариант. Упражнение начинается также, но после приземления участники имитируют второй блок (выполнять сериями по 8-12 прыжков).

2. Исходное положение такое же, как в упражнении 1. По первому сигналу игроки перемещаются в одну сторону (способ и дистанция перемещения указываются), по следующему сигналу - в другую сторону и т.д. После каждого перемещения волейболисты имитируют одиночное блокирование (рекомендуется выполнять сериями по 8-12 прыжков).

3. Игроки стоят в колоннах с двух сторон площадки в зонах 4 и 2. Перемещаясь по очереди вдоль сетки, каждый имитирует постановку одиночного блока. Дойдя до зоны 2 и 4, игрок переходит на другую сторону и становится в конец колонны.

4 Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Игроки перебегают из зоны 4 в зону 2. из зоны 2 в зону 4 и имитируют блокирование в зонах 4, 3, 2 (2, 3, 4).

5. Волейболисты стоят в колоннах с двух сторон площадки в зонах 4 и 2. По сигналу они перемещаются, имитируя блокирование по зонам 4,3, 4, 2 (2, 3, 2, 4). После этого игроки переходят на другую сторону и повторяют действия.

6. Игроки по 6 человек располагаются на обеих сторонах площадки. По сигналу они имитируют защитные действия, произвольно перемещаясь по площадке. В дальнейшем рекомендуется включать имитирование блокирования и нападающего удара (юные волейболисты 10-11 лет выполняют упражнение 10-15 е., 11-12 лет - 20-25 е., 12-13 лет - 25-30 е.).

Упражнения для развития силы

В качестве основных средств и методов развития прыгучести тренерам рекомендуется работать над развитием двух ее составляющих:

 1) силовых способностей.

2) скоростных способностей.

Для достижения максимального результата они должны взаимно сочетаться в тренировке. Наиболее удобной в этом случае является круговая тренировка (приложения 6-9 ).

Собственно силовые способности наиболее ярко проявляются в относительно медленных движениях. Рекомендую для этого удержание собственного веса, подтягивание на перекладине в медленном или среднем темпе по 3-5 подходов за одно тренировочное занятие. Паузы отдыха следует делать по 2-3 мин. для возраста 10-11 лет. Отдых делать активным и выполнять в это время упражнения на растягивание, имитационные и прыжковые. Для развития силы определенных мышечных групп следует использовать не одно упражнение, а комплекс из 2-4, которые рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю в первый год обучения и 3-4 раза - во второй.

Для развития скоростно-силовых (''взрывных'') способностей у юных волейболистов рекомендуется использовать метод динамических усилий с использованием отягощений весом не более 15% в возрасте 10-11 лет и 20% в возрасте 12-13 лет от веса спортсмена. При этом упражнения должны выполняться максимально быстро, приближаясь по времени к соревновательным действиям. В одном подходе рекомендуется выполнять от 10 до 15 повторений с паузами отдыха до 120-180 с. Эти упражнения рекомендуется выполнять 1-2 раза в неделю.

Для развития прыгучести рекомендуем тренировать мышцы разгибателей ног. Для этого следует использовать разгибание туловища в упоре лежа сзади (10-11 лет) и с отягощениями (12-13 лет), подскоки с подтягиванием согнутых ног к груди и т.д. Варьируя вес отягощений и скорость выполнения, силовые упражнения следует использовать для развития скоростно-силовых способностей. Однако, время выполнения упражнения не должно превышать 10-12 с. (для начинающих) и 15-20 с. (для юных волейболистов 12-13 лет). При этом темп выполнения должен быть максимальным, а скорость выполнения не должна снижаться за счет возникающего утомления

Для развития быстроты перемещения

1. Бег с высокого и низкого старта 20-30 м с максимальной скоростью лицом вперед, спиной вперед, быстрое передвижение на сильно согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами и левым боком вперед, лицом вперед, двойными шагами и скачками. (Во время передвижения одним из указанных выше способов выполнять ускорения в определенных зонах площадки или в ответ на сигнал тренера).

2. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колоне ускоряет бег, обгоняя колону, бежит впереди, затем обгон начинает следующий занимающийся и т.д. Кроме бега, при обгоне применяются и другие перемещения.

3. Бег с изменением направления: обегания препятствий (стоек, набивных мячей) или занимающихся, передвигающихся в колоне.

4. Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. (Такие упражнения наряду с развитием физических способностей облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом, особенно тех, которые связаны с различными перемещениями волейболистов).

5. Соревнования в беге 20-30 м, а также на быстроту перемещения другими способами (на время).

6. Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными шагами и различным сочетанием перемещения, а также с переноской груза (набивных мячей и т.п.) и преодолением препятствий.

Условия реализации программы.

Табель оборудования и снаряжения необходимого для занятий волейболом и находящегося на балансе объединения.

п/п

Наименование оборудования и инвентаря

Единица

измерения

Количество

1.

Сетка волейбольная

шт.

1

2.

Мяч волейбольный

-

17

3.

Мяч теннисный

-

8

4.

Мяч для метания весом 150гр

-

8

5.

Набивной мяч

-

8

6.

Форма (трусы, майка)

комплект

12

Литература

1. Настольная книга учителя физкультуры. Изд. «Физкультура и спорт», под редакцией Л.Б.Кофмана, 1998 г.

2. Научно-методический журнал «Физкультура в Школе».

3. Методические рекомендации «Обучение приемам игры в волейбол». Изд. ПГПУ имени В.Г.Беленского, под редакцией А.М.Кулясов, В.С.Куракин, 1994 г.

4. Комплексная программа физического воспитания. Изд. «Просвещение», под редакцией В.И.Лях, 2006 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спортивные казачьи игры

Внеурочная деятельность. 1-4 класс...

Рабочая программа спортивного кружка

Данная рабочая программа по физической культуре разработана для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию вариативной части комплексной программы по физической культу...

Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....