Повышение учебной активности обучающихся на уроках физической культры
методическая разработка по физкультуре на тему

Методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Учитель первой квалификационной категории

                                            Чобанян Евгения Ахметовна

                                       МБОУ «СОШ №6» г.Курчатова

2014 год

Создание положительного эмоционального фона на уроке.

             Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться походу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

            Порицания учителя физической культуры, взыскания в грубой форме, снижают активность учащихся на уроке. Ошибкой учителя является, например, урок ученику, высказанный следующим образом: «Посмотри все сделали правильно, только у тебя ничего не получается», здесь неудача ученика, делает его для всего класса отвергаемым: ученик после этого становится для класса «гадким утенком».

           Существенно снижают активность учащихся и насмешки товарищей, причем особенно заметно в средних классах.

           Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими, поэтому к насмешкам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор «достигаемые результаты.»

           Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя жизнь школьников радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

          Урок физической культуры становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят, замерзая на скамейках, когда они видят улыбку учителя, его шутку, когда видят результаты своего труда.

         Молодой и неопытный учитель боится радости на уроке и не позволяет себе шутить считает, что после улыбки школьники не способны серьезно работать.

        Он держит детей в строгости, а порой в страхе. Однако это не прививает школьникам любви к уроку физкультуры.

        Опытный же педагог и без строгости достигает большего, так как знает, что при положительном настрое учащиеся, вызванном радостью, легче создать серьезное настроение на уроке.

           Чтобы у школьника сформировалось положительное отношение к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания на уроке возникали у школьника многократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого.

          Как уже говорилось, чем зрели учащиеся, тем в большей степени основным источником радости на уроке является сам процесс научения, преодоление трудностей, приобретения нового, развития своих способностей и качеств личности. Однако имеется и ряд других факторов, повышающих эмоциональность урока и вызывающих радость у школьников.

  1. Обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность, Эстетика зала, спортивных костюмов учащихся и учителя, эстетика поведения, приятного на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, все это имеет немаловажное значение Собранность учителя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи (не переходящий в крик) настраивает учащихся на мажорный и деловой лад. В то же время не всякая повышенная эмоциональность учителя полезна для урока.
  2.  Использование игрового и соревновательного методов. Игра и соревнование в силу присущих им психологических особенностей – занимательности, престижности и др. – вызывают сильный эмоциональный отклик у учащихся. Использование игрового и соревновательного методов требует определенной формы, места и меры на уроке физической культуры

          Выполнения упражнений в соревновательной форме лучше планировать на конец урока и ни в коем случае не перед разучиванием техники упражнений, так как возникающее у школьников в процессе соревнований с товарищами, эмоциональное возбуждение, обладая инертностью. будет препятствовать концентрации внимания   на технике движений.

         Для повышения организационной активности школьников на уроке можно устраивать соревнования между группами учащихся по дисциплине.

         В этом соревновании очки начисляются не просто за послушание, а за проявленную активность, творчество, за успех, достигнутый благодаря организованности и старательности при выполнении физических упражнений. Этот прием эффективен для младших и средних школьников. В старших классах деятельность более осмысленна, целенаправленная, в меньшей степени зависит от эмоций.

           Игра является привычной формой деятельности для школьников особенно младших школьников.

            В младших классах хороший эффект дает использование сюжетных уроков.

            В соответствии с сюжетом в воображении учащихся обычный программный материал. Успешное проведение таких уроков связано с искусством перевоплощения учителя физической культуры, играющего ту или иную роль. Учитель сам должен стать участником игр

  1. Разнообразие средств и методов, используемых учителем на уроке.

             Еще П. Ф. Лесгафт, говоря о методике физических упражнений, подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает всякую самостоятельность».

            Учитель должен разнообразить средства и методы проведения урока -  использовать фронтальный, групповой, круговой методы проведения занятий, использовать для развития качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения, проводить занятия на воздухе.

            Музыкальное сопровождение на уроке даёт хорошие результаты и повышает эмоциональность урока.

Правильная постановка задач на уроке.

            Нередко активность учащихся на уроке снижается из- за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее неверные из них:

1.Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

2.Задача, которая ставится учителем перед учащимися является значимой для него, а не для учащихся.

3.Учитель ставит непривлекательные для учащихся задачи. И конкретная постановка задачи может не привести к желаемому результату если не привлекает учащегося. Нужно, чтобы задача была включена в значимую для школьника деятельность, вела к достижению желаемой цели.

4.Учитель ставит перед учащимися задачу, недостижимою в пределах одного—двух уроков. В этом случае у учащихся создается впечатление, что затрачиваемые им усилия напрасны. Поэтому он либо снизит активность, либо направит ее на выполнение тех упражнений, которые ему больше нравятся или которые у него лучше получаются, от выполненных которых он испытывает сиюминутное удовлетворение. Главной целью урока для такого, учащийся становится не получение знаний, формирование умений, развития качества, а получение удовольствия от совершаемой им двигательной активности. Следовательно, при таком способе научения у школьников слабо проявляется познавательная активность. Случайное научение неустойчиво, оно сохраняется только для достижения сиюминутной задачи и стирается из памяти, как только задача решена.

Оптимальная загруженность учащихся на уроке.

          Оптимальная загруженность на уроке учащихся, обеспечивается рядом организационно – педагогических мер: устранение ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля за учащимися, максимальным включением в учебную деятельность всех без исключения учащихся и др.

         Оптимальная загруженность учащихся на уроке. Устранение ненужных пауз.

          Часто можно наблюдать, как учащиеся вынуждены подолгу ждать своей очереди для выполнения упражнения. Длительные паузы снижают не только уровень функционирования вегитатки, необходимой для выполнения мышечной работы, но и рабочий настрой, мобилизационную готовность учащихся.

             Устранить эти простои можно несколькими путями:

1.Обеспечением спортивными снарядами всей группы, учащиеся, используя нестандартное оборудование: дополнительные перекладины, наклонные лестницы, различные тренажеры.

2.Выполнение учащимися в паузах подготовительных и подводящих упражнений.

3.Наблюдение учащихся за качеством выполнений упражнений одноклассника, это повышает познавательную активность учащихся и дает возможность использовать идею, которая способствует формированию двигательного умения.

                     

Максимальное включение в деятельность всех учащихся.

           Освобожденные от выполнения физических упражнений школьники не должны освобождаться от урока. Они должны принимать в нем участие не только как наблюдатели, но и как активные участники, оказывая помощь в судействе, контролируя активность отдельных учащихся, выступая в роли помощников организаторов.

          Особо стоит вопрос о том, что делать на уроке школьникам—спортсменам. Школьники—спортсмены должны быть активными участниками уроков физической культуры, выступая на них в роли помощников судей, учителя, организаторов, опытных и умелых товарищей.

                     Соблюдение дидактических принципов.

Принципы оптимальной трудности заданий.

         Этот принцип слишком сложный и непонятный для учащихся. Трудный материал вызывает у них сознание тупика, бесполезности своих усилий, что естественно снижает их активность. В то же время простое задание быстро приводит к потере интереса к нему, в следствии чего активность тоже снижается. Следовательно, даваемое задание должно быть оптимальным по трудности, посильным для учащихся и в то же время, заставляющих прилагать определенные усилия. При этом условии урок может быть, как серьезным, так и интересным для учащихся.

Принцип сознательности.

            Учащиеся должны сознавать роль физической культуры в жизни человека, они должны знать последствие гиподинамии на здоровье и развитие человека, роль физической культуры в подготовке к профессиональному труду и службе в армии, в эстетическом и морально волевом воспитании.

           С первых же уроков физической культуры учащиеся должны понять, что урок физкультуры—это такой же предмет в школе, как и все остальные.

           Однако значение физической культуры как учебного предмета полностью раскрыть на первых уроках трудно.  Да это, очевидно, и не нужно делать.

           Поэтому учителю физической культуры лучше всего раскрывать значения своего предмета, ненавязчиво, учитывать уровень интеллектуального развития учащихся разных классов.

Принцип подкрепления.

             Процесс обучения требует соблюдения одного непременного условия: учитель должен проявлять заинтересованность в успехах учащихся.

           Реализацию этого принципа учитель физической культуры может осуществлять следующими путями:

  1. Показывать своим видом, репликами, что он видит и ценит старание учащегося.
  2. Своевременно сообщать ученику, что им сделано правильно, а где допущены ошибки, без такого подкрепления ученик не сможет составить правильное представление об успешности освоения учебного материала.
  3. Поощрять оценкой, похвалой это вызывает у ученика положительные эмоциональные переживания, формирует у него уверенность в своих силах, что в конечном итоге усиливает его активность   формирует желание учиться и готовность преодолевать трудности.

               

Принцип дифференцированного подхода к учащимся.

           Этот принцип включает—принцип индивидуализации. До сих пор в педагогической литературе постулируется принцип индивидуализации, под которым понимается такое построение учебного процесса которое учитывает индивидуальные особенности учащихся для наилучшего их обучения, воспитания и развития.

          В этом методе класс делят на группы по какому- то признаку.

Метод создания однородных групп, отражающий принцип дифференцированного подхода к учащимся.

         Однако этот метод имеет ряд недостатков. Для того чтобы разделить учащихся, например, по свойствам темперамента, их надо, во- первых, определить у всех учащихся.

         Очевидно, деление на самостоятельные группы по другим критериям тоже не дает положительных результатов.

Принцип индивидуализации.

           Этот принцип не противостоит принципу коллективного обучения, так как он отражает не индивидуальную работу с учеником, а учет индивидуальных особенностей учащихся, который может осуществляться при групповом методе обучения. Этот принцип выражается наиболее отчетливо в том случае, когда учитель применяет индивидуальный подход.

             На уроке физической культуры индивидуальный подход к учащимся проявляется в индивидуализации темпа выполнения учебных заданий, что является фактором поддержания высокой активности учащихся. Для повышения учебной активности учеников надо чаще поощрять, замечая даже незначительные их успехи.  Критику, тем более порицания им следует высказать в осторожной форме, лучше без присутствия одноклассников.



                                                                                                                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики

Из опыта использования компьютерных моделей сложных физических процессов на уроках физики...

ПОВЫШЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение его в неигровых видах физической подготовки....

Презентация "Влияние личности педагога на формирование ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся на уроках математики"

Обобщение опыта по теме: "Влияние личности педагога на формирование ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся на уроках математики"....

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение. Для ...

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение....

Презентация опыта работы «Рейтинговая система как средство повышения активности обучающихся на уроках физической культуры»

Рейтинговая система оценки на уроках физической культуры. Проблема объективной оценки результатов освоения школьниками образовательной области "Физическая культура"...