Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка
опыты и эксперименты по английскому языку (11 класс) на тему

Арусанова Виктория Ивановна

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение. Для этого учителю надо совершенствовать методы и приемы обучения, сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он настойчиво овладевал иностранном языке совместно со своими товарищами при помощи учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение. Для этого учителю надо совершенствовать методы и приемы обучения, сделать ученика главным действующим лицом на уроке, чтобы он настойчиво овладевал иностранном языке совместно со своими товарищами при помощи учителя.

Овладеть языком - значит, в первую очередь, овладеть навыками говорения. Под навыками говорения имеются в виду навыки озвучивания высказываний, навыки оперирования лексическими единицами и навыки грамматического оформления предложений.

Формирование навыков иноязычной речи происходит в соответствии с закономерностями усвоения любой деятельности. Психологи называют несколько основных предпосылок успешного формирования навыков.

1.Целенапрвленность тренировки.

2.Осознанность тренировки.

3.Рациональное развитие процесса тренировки во времени.

4. Мотивация действий высказывания.

5. Противодействие интерференции.

Говорение как вид речевой деятельности функционирует в двух формах - диалогической и монологической. Для правильной организации учебного процесса необходимо учитывать их фактическую взаимозависимость. Я хочу больше остановиться на развитии монологической речи. Его определяют как связное непрерывное высказывание одного лица, адресованное одному или нескольким собеседникам. Целью такого высказывания является, конечно, потребность определенным образом повлиять на других людей, в чем-то их убедить, чего добиться и тому подобное. В соответствии с этим различают монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-убеждение и тому подобное.

В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса обучающихся к иностранному языку, помогают привлечь всех обучающихся к речевой деятельности, повышают эффективность урока.

К таким приемам относятся: учебные ситуации, языковая зарядка, игры, в том числе ролевые, беседы на темы, связанные с интересами обучающихся, их жизненным опытом, непосредственным окружением.

Большие возможности для повышения эффективности урока имеет его начало. Надо сосредоточить внимание учащихся на теме разговора, дать им возможность внимательно слушать друг друга и одновременно думать о том, как бы они сами ответили на вопрос. Привожу пример беседы с обучающимися в начале урока. (11клас, тема "Кто выбирает?»):

                  T: Do you like listening to the radio, (watching TV, working with computer)?

                  P: Yes, I do.

                  T: Do you know when, where and how TV, (radio) was invented?

                The reason I asked you the second question is that today we are going to speak about mass media.

Такое начало создает рабочее настроение у обучающихся. Во время проведения речевой зарядки часто использую элементы игры, которые помогают мне заинтересовать обучающихся и создать условия для их активной речевой деятельности на уроке. Например, в 5 классе для употребления в речи обучающихся вопросительных предложений предлагаю им расспросить меня о том, что я делала в выходной день.

Класс делится на три команды. Каждая команда по очереди задает вопросы. Команда, на вопросы которой я даю утвердительный ответ, получает красную карточку. Побеждает команда, которая по окончании работы набрала наибольшее количество карточек.

Положительный эффект при подготовке к монологической речи дает и учебная ситуация. Использование учебной ситуации на уроке может служить различным целям обучения: развивать навыки диалогической и монологической речи, помогает усвоению лексического и грамматического материала, является средством проверки понимания прочитанного и т.д. Хотелось бы напомнить о тех требованиях, которые ставятся перед учебной ситуацией.

Она должна быть (по возможности) адекватной реальной ситуации общения; воспитывать у обучающихся внимательное отношение к одноклассникам, чувство дружбы, инициативности; должна стимулировать мотивацию обучения; вызвать у обучающихся интерес к заданию, желание хорошо его выполнить.

Учитывая языковую подготовку обучающихся, предлагаю коммуникативную ситуацию, предполагаю возможные трудности, определяю способы их устранения или минимизации.

Например, в 8 классе при изучении темы "Книги" предлагаю ситуацию: There is a new pupil in our class. He has not visited our school library yet. Tell him where our library is situated, when it is open, what books he may find there.

Работая с тематическими рисунками, также использую ситуации. На начальном этапе обучения работа по рисункам является одним из самых распространенных способов создания ситуации. Она состоит из двух этапов: 1) описание того, что ученики воспринимают зрением; 2) более глубокое проникновение в ситуацию. На практике это выглядит так: когда ученики научились свободно описывать то, что они видят на рисунке, я ставлю перед ними дополнительные задачи: рассказать все, что они думают о том или ином персонаже или окружении. Имея зрительную опору появляется возможность расширить и дополнить сюжет рассказа, истории.

Например, в 5 классе при изучении темы " Праздники" ученики отвечают на вопросы по рисунку, затем предлагаю такую ситуацию: You have a birthday too. Tell us who will come to your birthday party, what your mother and you will prepare for your birthday party, what you will do after you have had tea.

Еще одна ситуация на эту тему: Tomorrow you'll go to Nina's birthday. So today you must go to the shop and buy her a present. Tell us what shop you will go and what you will buy.
            Разновидностью речевых упражнений является создание ситуаций с опорой на языковые образцы. Здесь перед учениками ставится задача - придумать ситуацию, в которую органично вплеталась представлена ​​лексика. На доске записываем несколько выражений, например: to be hungry, to come home, soon. Ученики составляют небольшой рассказ, где используют эти выражения.

Эффективна также работа в малых группах. Это является одним из интерактивных методов обучения. Участники, разделенные на маленькие (4-7 человек) группы, обсуждают в них поставленную проблему, а затем представляют результаты всем участникам. Самым большим преимуществом дискуссии в малых группах есть возможность активного участия в ней всех присутствующих. Задача для групп могут быть как одинаковые, так и разные (но, в таком случае они должны касаться различных аспектов одной темы).

Форма отчета групп зависит от группы, темы и изобретательности ведущего. Отчетом может быть устное сообщение, список, составленный на большом листе бумаги, рисунок и т. п. Чтобы разделить класс на группы, заранее готовлю карточки с изображением, например, символов каждого времени года (снежинки, подснежника, солнечных лучей и осеннего листа). Выступление начинает та группа, которая получила карточки с изображением той поры года, когда проходит занятие.
           При работе над темой "Кто выбирает?" (11клас) можно организовать дискуссию в группах на тему "What Is Better: watching TV, reading books or surfing the Internet?" Каждая группа защищает свою точку зрения (хотя члены группы на самом деле могут ее и не поддерживать.)

 Еще одним эффективным методом развития навыков монологической речи, то есть навыков связной речи, является перевод текста. Перевод текста - не механическое упражнение, поэтому ученики должны учиться ему сознательно.
           Во-первых, при правильной работе над переводом проявляются индивидуальные особенности обучающихся: фантазия, самостоятельность, творчество, в результате чего перевод одного текста отличается у разных учеников.

 Во-вторых, ввиду того, что перевод - сложный вид упражнений, ему надо учиться в классе под руководством учителя.

 В-третьих, перевод - упражнение, которое требует от обучюащихся определенных знаний и умений, поэтому обучать их высказываться самостоятельно надо задолго до чтения серьезных текстов.

 Перед тем как переводить текст, нужно очень долго готовиться - выполнять упражнения, которые помогают ученикам перейти от механического заучивания к самостоятельному высказыванию.

  Существует ряд упражнений, направленных на развитие навыков связного высказывания собственных мыслей. Все они имеют свою специфику и применяются в различных комбинациях на разных этапах обучения. Но их можно разделить на 2 группы:

  1. Упражнения, помогающие усвоить определенное количество слов и выражений.
  2. Упражнения, помогающие развивать умение логического выражения.

        Среди первых важное место занимают упражнения на заучивание наизусть слов, выражений, речевых образцов, стихов.

        Наряду с этими упражнениями я использую серию упражнений, которые должны помочь ученикам развить умение связно излагать свои мысли. Подробно остановимся на таких упражнениях.
1. Учитель развешивает серию рисунков. Ученики дают название каждому рисунку одним предложением. Из этих названий состоит рассказ, поскольку рисунки расположены в определенной логической последовательности. Все предложения затем повторяются хором. После этого учитель снимает рисунки и предлагает двум-трем ученикам повторить рассказ. Затем рисунки снова развешиваются и ученикам предлагается сказать 2-3 предложения каждому из них. Следующий этап - задача усложняется: ученикам предлагается назвать те же предложения, но дополнить их описанием деталей, которые отсутствуют на рисунках.
2. Учитель рассказывает ученикам какую-то историю. Закончив свой рассказ, он просит учеников придумать к ней название. Каждый предлагает свой вариант, а затем избирается лучший.
3. Учитель рассказывает ученикам небольшую историю, построенную на известном им языковом материале. Затем он просит учеников одним предложением передать содержание рассказа.
4. Учитель называет предложения и просит составить рассказ, взяв эти предложения за основу. Лучшую оценку получает тот, у кого самый длинный и интересный рассказ.
              Ученик много раз должен сделать в классе все перечисленные упражнения до того, как впервые получить задание самостоятельно перевести прочитанный или прослушанный текст. Только в этом случае перевод будет упражнением, развивающим навыки связного самостоятельного высказывания.

          Другим видом деятельности, который помогает повысить речевую активность обучающихся, является организация работы над развитием умений ведения беседы на заданную тему.
                Работа над устной темой на уроке включает три этапа: подготовительный или репродуктивный; репродуктивно-продуктивный и продуктивный.

           Целью подготовительного этапа является введение обучающихся в устную тему путем повторения необходимого лексико-грамматического материала, который подается в виде печатного или аудитивного текста. Например, при изучении темы "Главный герой" (6 класс) в качестве языковой подготовки обучающимся можно предложить прослушать записанный текст, содержащий необходимую для общения лексику:

    A father lived in the country with his four sons. The sons liked to quarrel. So the family was unhappy.
     One day the father called his sons together. He put some sticks on the ground in front of them. He picked up one of the sticks and broke it with his hands. Then he picked up five sticks and tied them together. He gave them to the strongest son and said, "Break them!"
     The young man could not break the five sticks. The other three sons could not break them either.
      Then the father said, "It's easy to break one stick. However, it is not easy to break five sticks together. Our family is like those sticks. By quarrelling you'll become weak. By staying together you'll be strong ".

                Работа на первом этапе проводится обычно в такой последовательности: ориентировочные задания, снятие сложностей (языковых и содержательных), аудирование с определенными заданиями и проверка понимания (А.П.Старков). В ориентировочном задании сообщается о виде учебной деятельности и задачи для обучающихся: "I'd like you to listen to a story about one family. Listen to the speaker and give the title of the story ".
                 В данном случае задачи, направленные на развитие смысловой догадки и являются проблемными. Они рассчитано на проверку общего понимания прослушанного текста.
                 После того, как обучающиеся прослушали задание и текст, учителю рекомендуется проверить правильность понимания общего смысла текста. Для контроля понимания деталей текста можно предложить следующие упражнения:

  1. Дайте ответы на проблемные вопросы учителя. Now I'd like you to answer the questions. Keep close to the text. You may use the props given on the board.
     На доске написаны слова и выражения:
    in the country; four sons; liked to quarrel; unhappy; some sticks; easy.
  1. Where did a family live?
  2. How many sons were there in the family?
  3. What did the sons like to do?
  4. Was the family happy?
  5. What did the father put on the ground in front of his sons?
  6. What is easy to do?
  7. What isn’t easy to do?

  1. Восстановите ситуацию из текста, используя предложения. I want you to listen to a sentence, think back and give us the situation from the text in which it is used.
    One day the father called his sons together.

  1. Подтвердите или опровергните утверждение учителя.

  1. A father lived in the country with his three sons.
  2. The family was unhappy.
  3. One day the father put some bricks on the ground in front of his sons.
  4. The young man couldn’t break the five sticks.
  5. The other three sons could break them.
  6. The father said, “It’s easy to break five sticks together.”

Именно при проверке отдельных деталей содержания текста обеспечивается повторение тематической лексики и определяется необходимый индивидуальный словарь.

Используя аудирование как средство для развития устной речи, можно предложить обучающимся после второго прослушивания текста перевести его содержание.
          Целью второго, репродуктивно-продуктивного этапа работы над устной темой является тренировка обучающихся в определении черт характера человека на основе его действий и поступков. Этому способствуют короткие тексты. Опорные тексты в данном случае не является материалом для перевода учениками, они являются подтверждением тех или иных черт характера человека, названных учениками.
          На репродуктивно-продуктивном этапе наиболее эффективными мне кажутся следующие упражнения:

  1. I’d like you to listen (read) to a story about … and describe the  … ‘ character.
  2. I’d like to tell you an episode from my friend’s life and you are to describe his character.
  3. I am going to describe a famous person. Listen to me carefully. Try to name him. Show why you are right.

     Продуктивный этап работы над устной речью по теме ориентирует обучающихся на относительно свободное говорение. Ученик самостоятельно высказывается на тему. Он произвольно выбирает форму изложения темы по отношению к своей языковой компетенции. Учитель может помочь только в выборе содержания.

     На данном этапе желательно, чтобы ученик высказал свое мнение о героях рассказа, книги, фильма, сравнил характеры и поступки людей, дал характеристику своим товарищам и т. п. Например:

  1. I’d like you to say why the young people want to be like …
  2. I want you to describe your best friend and say why he is your friend.
  3. Persuade us to read a book about …
  4. I’d like you to describe the main heroes of the book (film) and say who you want to be like. Why?
  5. I want you to say what friend you’d like to have and why.

          Определенные качественные характеристики устной речи, четкая организация работы над устной разговорной темой помогут, как мне кажется, интенсифицировать процесс совершенствования навыков и умений обучающихся в речи на уроке английского языка.

Литература

  1. Вишневский А.И. Деятельность учащихся на уроке иностранного языка .// Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1989. - С.134-136; с.142; с.144.
  2. Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе .// Методическое пособие. - М .: Просвещение, 1979. - С.93; с. 95.
  3. Панова Л. Обучение иностранному языку в школе .// Пособие для учителей. - М .: Просвещение, 1989. - С.72-73.
  4. Рогова Г.В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. - Иностранные языки в школе, 1984, № 6. - С.60-61
  5. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт-сост.. – Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

Пути и способы повышения языковой активности обучающихся на уроках английского языка

Современная жизнь ставит перед учителем большие задачи: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать умение и навыки применять их на практике, формировать мировоззрение....

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка.

Использование игровых методов на уроках английского языка представляет особый интерес, так как является актуальной темой для преподавания иностранных языков. Актуальность изучения данной темы обусловл...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка...