Конспекты занятий
план-конспект занятия по физкультуре по теме
Диссеминация педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений при плоскостопии (лечебная гимнастика).
Описание упражнений | Кол-во повтор. | |
1. | Ходьба | |
а) на носках, руки вверх | по 20-30 сек. | |
б) на пятках, руки на пояс | ||
в) на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе | ||
г) с мячом (теннисным) - зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп | ||
2. | Стоя на палке (обруче) | |
а) полуприседания и приседания, руки вперед или в стороны | 6-8 раз | |
б) передвижение вдоль палки - ставить стопы вдоль или поперек палки | 3-4 раз | |
3. | Стоя | |
а) на наружном своде стоп - поворот туловище влево - вправо | 6-8 раз | |
б) поднимание на носках с упором на наружном свод стопы | 10-12 раз | |
4. | "Лодочка" - лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать до 5-7 минут | 4-6 раз сколько продержит |
5. | "Угол" - лежа на спине держать ноги под углом 45 гр. до 3 -5 минут. | 4-6 раз сколько продержит |
6. | Сидя | |
а) сгибание - расгибание пальцев стоп | 15-20 раз | |
б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола | 15-20 раз | |
в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя ( медленно , колени прямые ) | 10-12 раз | |
г) соединить стопы (подошвы). Колени прямые | 10-12 раз | |
д) круговые движения стопами внутрь, к наружи | 10-12 раз | |
е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша | 10-12 раз | |
ж) захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые | 6-8 раз | |
з) подбросить и поймать мяч стопами | 6-8 раз | |
и) катание мяча стопой от носка к пятке, обхватывая стопой мяч | 10-15 раз |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений для физкультурных минут (направленных на восстановление утомленных глаз).
Комплекс 1.
1. И.п. - сидя или стоя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
2. И.п. - сидя или стоя. Быстро поморгать 1-2 минуты.
3. И.п. - сидя или стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
Комплекс 2.
1. И.п. - сидя или стоя, выставить палец руки вперед. 1- двигать палец вправо, глазами следить за пальцем; 2- двигать палец влево; 3-вверх, 4- вниз. Повторить 3 раза. Палец двигается по широкой амплитуде. Глаза неотрывно следят за пальцем.
2. И.п. - сидя. На счет 1,2 - не поворачивая головы, быстро перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний; 3-4 - из левого верхнего угла в правый нижний.
3. И.п. - сидя или стоя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты..
Предварительный просмотр:
Профилактика гиподинамии
Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек. Ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км) и утренняя зарядка могут творить чудеса!
Предварительный просмотр:
Профилактика правильной осанки
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б). правильная и точная коррекция обуви : устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп ( плоскостопие, косолапость ).
в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна , бодрствования, питания и т.д. );
г). постоянная двигательная активность , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д. );
е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж). плавание.
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя физической культуры МОУ Синьковской СОШ № 2 Криущенко Л.П.
Тема урока: «Умей управлять собой».
Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности.
Место проведения | Спортивный зал |
Инвентарь | Гимнастические палки, гимнастические маты, CD магнитола, свисток. |
Цель: Обучение элементарным приемам аутотренинга и формирование знаний о правильной осанке .
Задачи урока:
- Оздоровительные:
а) Закрепление навыков правильной осанки.
б) Помочь осознать детям, что главная ценность – здоровье.
в) Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.
- Образовательные:
а) Разучить комбинацию ритмической гимнастики.
б) Познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки.
в) Приемы аутотренинга
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
I.Подготовительная часть 12 мин. | Построение в 1 шеренгу. Команды «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»; Приветствие. Постановка проблемы. Сообщение цели и задач урока. Задание освобожденным | 2мин. | Учащиеся, освобожденные от физической нагрузки, выполняют сегодня теоретическое задание и оказывают методическую помощь на акробатике, дополнительных заданиях. «Направо!» «Налево бегом марш!» |
Бег слабой интенсивностью по залу в колонне по 1 | 15сек. | Бежать спокойно. Следим за дыханием. | |
Бег с вращением рук вперед в плечевых суставах | 15сек. | Руки в кулак, бежим вращая руками. | |
Бег приставными шагами: левым боком, правым боком | 10сек. | Приставными шагами левым боком марш! Правым боком! | |
Бег спиной | 15сек. | Спиной - марш! | |
Бег с высоким подниманием бедра | 15сек. | С высоким подниманием бедра – марш! | |
Бег с захлёстом голени. | 15сек. | С захлестом голени – марш! Шагом! | |
Ходьба на носках руки на поясе. | 15сек. | Прямые ноги, смотрим вперед, следим за осанкой | |
Ходьба на пятках руки за голову. | 15сек. | Локти развести, спина прямая. | |
ОРУ в движении | |||
И.п. – руки перед грудью | 15сек. | «Руки перед грудью ставь!» Отведение рук. Руки держать на уровне плеч. | |
И.п. – левая рука вверх. | 15сек. | Следим за осанкой, руки прямые. |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
Ходьба в колонне по1 и раздача скакалок по ходу движения | 30 сек. | Получив скакалку, скакалку сложить вчетверо, взять в правую руку. | |
Перестроение из колонны по 1 в 4 шеренги. | 30 сек. | «Направляющий на месте» «Класс, стой! Налево! «На первый - четвертый рассчитайсь!». Первые на месте, вторые на 2,третьи на 4, четвертые на 6 шагов вперед «марш»! | |
ОРУ со скакалкой 6,5 мин. | |||
И.п. - стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – подняться на носки, скакалку вверх. | 4 – 6 повт. | Скакалку сложенную вчетверо держать хватом сверху за концы. При потягивании смотрим вверх; контролируем осанку. | |
И.п. - стойка ноги врозь, скакалка на груди. | 6-8 повт. | Скакалку спереди на | |
И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу, 1 – скакалка спереди. 2 – скакалка сверху. 3 – скакалка спереди. 4 – и.п. | 6-8 повт. | Руки прямые, следим за осанкой. | |
И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу, 1 – скакалка влево. 2 – и.п. 3 – скакалка вправо. 4 – и.п. | 4-6 повт. | Следим за осанкой. |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
И.п.- стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – скакалка вверху. 4- и.п. | 4-6 повт. | Руки прямые. | |
И.п.- стойка ноги врозь, скакалка спереди. 1 – поворот туловища влево. 3 – поворот туловища вправо. 4 - и.п. | 4-6 повт. | Руки на уровне плеч, прямые. Контролируем осанку. | |
И.п. – стойка ноги врозь, скакалка на лопатках. 2 – и.п. 3 – наклон вправо, скакалка вверх. | 4-6 повт. | Скакалка строго вверх, руки прямые. | |
И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка на лопатках. 1 – наклон, вперед прогнувшись, скакалка вверх. 2 – и.п. | 6-8 повт. | Спина прямая, смотрим вперед. | |
И. п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вверху. 1 – глубокий наклон вперед. 2 – и.п. 3 – наклон назад, прогнуться. 4 – и.п. | 4-6 повт. | Колени не сгибать. | |
И.п. – основная стойка, скакалка внизу. 1 – выпад левой вперед, скакалка вверху. 2 – и.п. 3 – выпад правой вперед, скакалка вверху 4 – и.п | 4-6 повт. | Выпад – глубокий. |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
И.п. - основная стойка, скакалка на лопатках. 1 – мах левой вперед, скакалка спереди. 2 – и.п. 3 – равновесие на левой, скакалка спереди. 4 – и.п. 5-8 то же правой | 4-6 повт. | Контролируем осанку. Ноги прямые, тянем носок. | |
Основная часть. 23 мин. | Прыжки со скакалкой. Измерение ЧСС. | 1 мин. | Прыгают все кому можно. Подготовительная группа до первого свистка (30 сек), 2-ой свисток – заканчивает основная группа (45 сек). Затем измеряем пульс. Результаты после восстановления. |
Перестроение в колонну по одному. Восстановление (ходьба по кругу) Построение в 1 шеренгу. Измерение ЧСС. Сообщение учителю результатов 1 и 2 измерения ЧСС. | 2 мин. | 2,3,4 номера кругом! «В шеренгу марш! «Направо» «Налево в обход шагом марш! Восстанавливаем дыхание, сдаем скакалки Чащиной Даше. | |
Показ упражнения в равновесии. Деление класса на 2 группы – отделения. Объяснение задания. | Показывают упражнения командир отделения | ||
Работа по отделениям. 18 мин. | |||
1. Отделение Комбинация упражнений в равновесии. Продольно. - сед углом - равновесие | Методическая помощь – учитель.
Руки хватом снизу.
Смотреть вперед, контролировать осанку. |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
- ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра - упор, стоя на одном колене, руки на пояс - полушпагат, руки в стороны - прыжком упор присев - вставая, наклон вперед - ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс - присед - поворот в приседе на 180° - приставные шаги с подскоком Поперек. - приставные шаги вправо (влево), руки на пояс - соскок прогнувшись | Нога прямая, тянем носок. Поворот через левое плечо, правая впереди.
Тянем носок, нога прямая, следим за осанкой. Колени не сгибать, руки вверх, прогнуться. | ||
Дополнительное задание №1. Поднимание и опускание согнутых ног до положения прямого угла на гимнастической стенке. | 10- 15раз | Хват руками снизу, поднять ноги и медленно опустить. | |
Разучить комбинацию упражнений на гимнастической скамейке и бревне. Поочередно. | 1-2 раза | Подготовительная группа разучивает на скамейке, пользуясь карточкой и помогая друг другу. Основная группа разучивает со мной на бревне. Выполнив комбинацию, идем на дополнительное задание №2. | |
Дополнительное задание№2 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях. | 7-20 раз | Руки сгибать полностью, грудью касаться пола |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
Построение в 1 шеренгу. Смена мест занятий. | 30 сек. | В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!». | |
2. Отделение. Акробатика | 9мин. | Методическую помощь вам оказывает командир отделения | |
«Складной нож» из и.п. лежа на спине поднять туловище и ноги и согнуться в тазобедренном суставе – фронтально. | 7-10 раз | Носками ног касание за головой. | |
Закрепление акробатической комбинации. | Кому нельзя выполнять акробатические элементы, делают только связку из 5 упражнений. | ||
И.п.- основная стойка руки в стороны. - мах левой (правой) вперед - согнуть левую (правую) подтянуть к груди, руки назад - махом левой (правой) назад - равновесие - выпад левой (правой) вперед, руки в стороны - мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги - основная стойка – упор присев - два кувырка вперед в упор присев - стойка на лопатках | в начале комбинации, плюс дополнительные задания Нога прямая, тянуть носок. Колено выше. Прогнуться, тянуть носок. Глубокий выпад. Прямая нога, носок тянуть. Группироваться. Тянуть носок. | ||
- касание носками ног за головой, руки вдоль туловища - перекат в упор присев - кувырок назад в полушпагат руки в стороны - сед, левая (правая) в сторону - наклон к ноге - сед ноги врозь – наклон вперед | Следим за осанкой.
Ноги прямые, носки тянуть. |
ЧАСТЬ УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДОЗИРОВКА | ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ |
- сед ноги вместе – наклон вперед - сед в упоре сзади – ноги скрестно - сед углом Посменно Поочередно | 1-2 раза 1 раз | ||
Дополнительное задание: - приседания руки за голову - сгибание и разгибание рук в упоре сзади | 10-15 раз 10-15 раз | Методическую помощь оказывает Чащина Дарья. Спина прямая, пятки от пола не отрывать, локти развести. Руки сгибать полностью, не касаться пола. | |
Построение в 1 шеренгу. Смена мест занятий | 1 мин | В одну шеренгу «Становись!». «Направо!». Налево в обход «марш!». | |
Заключительная часть. 5 мин. | Построение в одну шеренгу, руки на пояс. | «Руки на пояс ставь! Разомкнись!» | |
Поворот кругом в движении – совершенствовании. | 5-7раз | «Шагом, марш!» «Кругом, марш!» | |
Подведение итогов. Тесты проверю, на следующем уроке скажу оценки. На уроке все работали отлично, благодарю за урок!… Домашнее задание: держать уголок от 10 до 30 сек, подготовить поворот «кругом» к зачету. |
Рекомендации
Урок ориентирован на учащихся – девушек 10 – 11 класса со средним и ниже среднего уровнем развития физической подготовленности. Оснащение учебно-спортивной базы образовательного учреждения – минимум обязательного спортивного оборудования и инвентаря.
Недостаток снарядов и оборудования можно компенсировать за счет дополнительных заданий, уменьшая время отдыха между подходами при выполнении комбинаций.
Необходимо, чтобы на уроке все учащиеся активно работали в меру своих сил и возможностей.
Девушкам, временно освобожденным от физических нагрузок, можно давать на уроках тестовые задания по теории предмета, также они могут быть активными помощниками учителя, оказывая методическую помощь своим товарищам в выполнении упражнений.
Приложение 1. Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 1
1. Здоровье – это …
а) отсутствие болезней;
б) отсутствие физических дефектов;
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
2. Основным средством физического воспитания являются:
а) естественные силы природы;
б) гигиенические факторы;
в) физические упражнения.
3. Какова структура урочных форм занятий?
а) вводная, разминочная, восстановительная части;
б) вводная, основная, заключительная;
в) организационная, самостоятельная, низкоинтенсивная части.
4. Наиболее информативным, объективным и широкоиспользуемым в практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является…
а) ЖЕЛ (жизненная емкость легких);
б) МПК (максимальное потребление кислорода);
в) ЧСС (частота сердечных сокращений).
5. Оптимальный диапазон нагрузок в занятиях с оздоровительной целью должен составлять…
а) 130 – 170 уд/мин;
б) 80 – 90 уд/мин;
в) не ниже 200 уд/мин.
6. К объективным критериям самоконтроля можно отнести…
а) настроение, самочувствие, аппетит, сон, желание заниматься;
б) пульс, АД, частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;
в) потоотделение, нарушение режима, наличие болевых ощущений.
7. Показатель ЧСС в первую очередь характеризует…
а) функциональное состояние сердечнососудистой системы;
б) специальную работоспособность человека;
в) функциональные возможности системы дыхания.
8. Определяющую роль для состояния здоровья человека играет…
а) образ жизни;
б) наследственность;
в) климат.
9. Физическая нагрузка – это …
10. Дозировать нагрузку – значит …
11. Основной метод тренировки в оздоровительном беге …
12. Надежным критерием интенсивности нагрузки в оздоровительном беге является …
Тестовый контроль основ знаний, 10-11 класс
Вариант 2
1. Каким законом конкретизируются правовые основы занятий физической культурой и спортом в стране?
2. Когда он был принят?
3. Что представляет собой «Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре»?
4. Какими еще документами регламентируются занятия физической культурой и спортом?
5. Какие физические упражнения приносят наибольшую пользу здоровью?
6. Утомление – это…
7. Защитные действия в баскетболе:…
8. Эстафетная палочка передается только в … метровой зоне передачи.
9. Перечислите формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями.
10. Понятие «физическая культура личности».
Приложение 2. – Карточки задания
Карточка задание №1
Акробатическая комбинация
«Складной нож» 7-10 раз
И.п.- основная стойка руки в стороны.
1. мах левой (правой) вперед
2.согнуть левую (правую) подтянуть к груди руки назад
3.махом левой (правой) назад - равновесие
4.выпад левой (правой) вперед, руки в стороны
5.мах левой (правой) вперед, коснуться руками носка ноги
6.основная стойка – упор присев
7-8.два кувырка вперед в упор присев
9.стойка на лопатках, касание носками ног за головой, руки вдоль туловища
10.перекат в упор присев
11.кувырок назад в полушпагат руки в стороны
12.сед, левая (правая) в сторону
13.наклон к ноге
14.сед ноги врозь – наклон вперед
15.сед ноги вместе – наклон вперед
16.сед в упоре сзади – ноги скрестно
17. сед углом 10-20сек
Дополнительное задание
1. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади на гимнастической скамейке, 10-15 раз
2. Приседание руки за голову, 10-15 раз
Карточка задание №2
Комбинация упражнений в равновесии.
Продольно. 1.сед углом
2.равновесие
3-8.ходьба на носках с движениями рук на пояс, в стороны, вверх, вперед, на бедра
9. упор, стоя на одном колене, руки на пояс
10. полушпагат, руки в стороны
11. прыжком упор присев
12. вставая, наклон вперед
13. ходьба: мах высокий, шаг короткий, руки на пояс
14. Присед
15. поворот в приседе на 180°
16. приставные шаги с подскоком
Поперек.
17. приставные шаги вправо (влево), руки на пояс
18. соскок прогнувшись
Дополнительное задание
1. Поднимание и опускание согнутых ног на гимнастической стенке, 10-15 раз
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или стоя на коленях, 7-20 раз
Предварительный просмотр:
Мастер - класс учителя физической культуры МОУ Синьковской СОШ №2
Криущенко Ларисы Петровны
Место проведения: Спортивный зал
Инвентарь: Гимнастические палки, гимнастические маты, CD магнитола, свисток.
Цель: Обучение элементарным приемам аутотренинга и формирование знаний о профилактике нарушений осанки.
Задачи:
- Оздоровительные:
а) Закрепление навыков правильной осанки.
б) Помочь осознать участникам мастер - класса, что главная ценность – здоровье.
в) Научить строить свою жизнь на основе знаний о здоровье.
2. Образовательные:
а) Разучить комбинацию ритмической гимнастики.
б) Познакомить с основными правилами по профилактике нарушения осанки.
в) Познакомить с основными приемами аутотренинга.
Введение
Движение по своему воздействию может заменить
любое лекарство, но ни одно лекарственное
средство не заменит движения.
Т. Тассо (итальянский поэт XVI в.).
В наши дни в школе большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками. Вредные привычки мешают человеку в течение жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Среди вредных привычек наиболее опасными являются систематическое употребление алкоголя, курение, избыточное питание, гиподинамия, злоупотребление медикаментами. Только изменение индивидуального образа жизни помогает избавиться от многих вредных привычек и приобрести новые, полезные, такие, которые помогут обеспечить здоровый образ жизни и активное долголетие.
Я предлагаю вам побороться вместе со мной с одной из вредных привычек гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Избежать заболеваний, обусловленных гиподинамией, можно, если вести здоровый образ жизни. Разумный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием и отказом от вредных привычек. Ежедневная получасовая физическая нагрузка, пешие прогулки (не менее 2 км) и утренняя зарядка могут творить чудеса! И сегодня мы на нашем занятии будем использовать как одно из средств борьбы с гиподинамией.
Музыкально-ритмическую гимнастику.
Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несет мощный оздоровительный заряд.
Ритмическая гимнастика проводится с музыкальным сопровождением, что обогащает уроки эстетическим содержанием, выразительными, точными и красивыми движениями. «Ритмическая гимнастика» хороша не только в структуре урока по физической культуре, но и прекрасным физическим методом или физической подготовкой.
Подготовительная часть (15 мин.)
КОМПЛЕКС РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
(музыка — современные ритмические мелодии).
I. Подготовительная часть.
I. И. п. — о. с.
- — подняться на полупальцы;
- — и. п.
II. И. п. — о. с.
- — поднять плечи;
- — и. п.
III. И. п. — стойка ноги врозь, руки на поясе.
- — шаг правой вперед, вес тела перенести на правую ногу;
- — вес тела перенести на левую;
- — шаг правой назад, вес тела перенести на правую ногу;
- — счет 2. Повторить 4 — 8 раз
Затем то же, но с другой ноги. Повторить 4 —8раз
IV. И. п. — стойка ноги врозь.
- — полуприсед, руки согнуты к плечам,
2— выпрямляя ноги, поворот туловища вправо, левая рука вверх, правая в стороны;
3 — положение счета 1;
4— поворот туловища влево, правая рука вверх, левая в сторону. При положении рук пальцы развести на последнем счете руки вниз..
V. И. п. — стойка ноги врозь.
1.— полуприсед с наклоном головы вперед;
2.— и. п.;
3.— полуприсед с наклоном головы влево;
4.— и. п.;
5.— полуприсед с наклоном головы назад;
6.— и. п.;
7.— полуприсед с наклоном головы вправо;
8.— и. п.
То же, начиная поворот головы в другую сторону.
VI. И. п. — стойка ноги врозь, руки вверх.
1— сгибая правую на носок, наклон туловища вперед — вправо, левая рука вверх, правая в сторону;
2— и. п.;
3— то же, что на счет 1, но в другую сторону и с другой ноги.
4— и. п.
VII. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
1.— наклон вправо, уводя таз влево, левая рука вверх;
2.— и. п.;
3.— то же, что 1, но в другую сторону;
4.— и. п.
VIII. И. п. — то же, что в упр. III
1— наклон вперед прогнувшись;
2— и. п.;
3— наклон назад;
4— и. п.
XI. И. п. — стойка ноги врозь, руки за спину в замок.
- — полуприсед прогнувшись, голову назад, руки отвести вверх;
- — и. п.
- — наклон вперед, руки вверх;
- — и. п.
X. И. п. — широкая стойка руки в сторону
1. — с поворотом направо выпад левая рука на бедре правой ноги, правую отвести назад;
2. — и. п.;
3.— то же, что I, но в другую сторону.
XI. И. п. — широкая стойка.
- — глубокий выпад влево, руки на полу.
- — выпрямиться с хлопком в ладони над головой;
- —-глубокий выпад в другую сторону;
4 — выпрямиться с хлопком в ладони над головой. На последнем счете встать в основную стойку.
XII. И. п. — о. с.
1 — сгибая правую вперед скрестно перед левой, локтем левой руки коснуться колена правой;
2 — стойка ноги врозь, руки в и. п.;
3— мах согнутой правой вперед скрестно перед левой, локтем левой руки коснуться колена правой;
4 — и. п.
5—8 — то же, что на счет 1 — 4, но с другой ноги.
Выполнив такой комплекс упражнений, все получают хорошую нагрузку на все группы мышц.
«Здоровье – это всё, но всё без здоровья – ничто». Эта сократовская мысль приобретает в наши дни большую актуальность. К сожалению, в последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья учащихся. Наиболее частые заболевания у детей – гастрит, хронический пиелонефрит, вегетативно-сосудистая дистония, плоскостопие, сколиоз. Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (15 мин.)
Рассказ учителя.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
- А давайте проверим вашу осанку.
Практическая работа.
Проверь свою осанку.
В положении стоя:
Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
(Выходят 2-3 занимающихся, встают к стене и показывают, как надо проверять свою осанку)
- Чтобы у вас была правильная осанка, не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку. Можно походить с книжкой на голове.
Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой по профилактике нарушений осанки
- Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
- Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
- Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
- Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
- Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.
- Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.
Задача: разучить специальные упражнения на формирование правильной осанки, дать занимающимся знания, необходимые для самостоятельных занятий, ознакомить со способами наблюдения за осанкой.
РАБОТА С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, опущенными руками держим гимнастическую палку за концы. 1 – поднять руки вверх, 2 – наклон влево, 3 – стать прямо, 4 – руки опустить. То же, наклон вправо.
И.п.: стоя, ноги вместе, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы), затылок и ягодицы касаются палки. 1–2 – присесть, держа спину прямо, 3–4 – вернуться в исходное положение. Поменять руки и повторить упражнение.
И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, держим палку вертикально за спиной (одна рука над головой, другая – на уровне поясницы). 1–2 – наклон вправо, 3–4 – наклон влево. Поменять руки и повторить упражнение.
И.п.: лежа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища. 1–3 – руки вытянуть вперед, поднять голову и ноги, прогнуться, 4–5 – зафиксировать позу, 6–8 – медленно вернуться в исходное положение.
И.п.: стоя спиной к стене (удобное расстояние каждый определяет сам), ноги на ширине плеч. 1 – поднять руки вверх, 2–3 – прогнувшись назад, коснуться стены руками, 4 – вернуться в исходное положение.
И.п.: стоя, пятки, ягодицы, лопатки и затылок касаются стенки. Отойти от стенки, сохраняя осанку. Каждое упражнение делать по 10–12 раз.
Учитель обращает внимание занимающихся на то, что при приседании и наклонах туловища затылок и ягодицы должны постоянно касаться гимнастической палки.
Через две-три недели эти упражнения надо усложнить – выполнять их с мешочком на голове.
Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Физкультура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физкультура в школе в старших классах должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Я хочу предложить вам один из способов заключительной части урока (5 мин.)
Аутогенная тренировка.
Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной. Она имеет свою теорию и практику и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой.
Методика обучения аутогенной тренировке.
Обучение приемам аутогенной тренировки проводится в три этапа:
1. разучивание поз, которые используются при ее проведении;
2. освоение формул самовнушения и команд выхода;
3. освоение сокращенного варианта тренировки
Аутогенная Тренировка - это тренировка состояния внутреннего спокойствия, состояния внутреннего душевного равновесия (релаксационного состояния).
В процессе систематических тренировок состояние внутреннего душевного равновесия и
комфорта достигается быстрее, удерживается дольше и становится привычным.
Чтобы уметь плавать в море, надо сначала научиться удерживать равновесие тела наплаву.
Аналогично, чтобы уметь плавать в море жизни, необходимо научиться удерживать душевное
равновесие в сложных ситуациях.
Комплекс аутогенной тренировки №1.
«Расслабление и релаксация» (5 мин.26 с.)
Дорогие друзья! Вы слушаете обучающий сеанс расслабления и релаксации. Учёные-психологи установили, что нахождение в течение нескольких минут в этом расслабленном релаксационном состоянии способствует снятию усталости, восстановлению сил, оздоровлению и раскрытию творческого потенциала. Выберите себе место, где Вас никто не смог бы отвлечь от путешествия во внутренний мир. Попросите, чтобы вас не беспокоили в течение 30-40 минут. Отключили телефон. А теперь сели удобнее на стуле, или расположились полулёжа в кресле или на диване. Спокойно и мягко положили руки на колени. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях. Почувствовали, насколько удобно расположились Ваша правая нога, левая нога, правая рука, левая рука, туловище, голова. При необходимости расположились ещё удобнее. Вы можете отметить, что в таком удобном положении легко расслабляться. По завершению занятий Вы откроете глаза. Голова будет чистой, свежей, ясной, а всё тело отдохнувшим. По мере того, как Вы сейчас настраиваетесь на мой голос - события дня, внешние шумы, звуки постепенно отступают в сторону, и Вы погружаетесь во внутренний мир; мир телесных ощущений, образных представлений, эмоций, чувств. Дыхание ровное, спокойное, незаметное. Дышится легко, спокойно и приятно. Прочувствуйте, как с каждым выдохом тело становится несколько легче. И вместе с этим всё больше и больше расслабляется. Сейчас Вы также осознаёте, что в любую минуту способны, если возникнет желание или необходимость, остановить занятие и выйти из этого состояния. | П о д г о т о в к а |
Начинаем расслабление с ног. Сосредоточили внимание на правой ноге. Расслабляется стопа, голень, бедро. А теперь внимание переносится на левую ногу. Расслабляется стопа, голень, бедро. Приятная волна покоя и тепла начинают охватывать обе ноги. Внимание переносится выше. Расслабляются мышцы живота, поясницы, груди, спины. Хорошо. А теперь сосредоточились на правой руке. Расслабляется большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Расслабляется ладонь правой руки, предплечье, плечо. А теперь сосредоточились на левой руке. Расслабляется большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Расслабляется ладонь, предплечье, плечо. Со временем Вы можете заметить, что правая и левая руки становятся лёгкими, невесомыми и, как бы, исчезают из ощущений. А теперь сосредоточились на лице. Все мышцы лица расслабляются. Разглаживается кожа лба, расслабляются уголки глаз, замирает движение век. Расслабляются жевательные мышцы, губы, подбородок. Подбородок слегка отвисает. Выражение лица становится умиротворённым, как у спящего человека. Но вы не засыпаете. Приятное расслабление разливается по всему телу с ног до головы. Возникает ощущение, что тело теряет свой вес, как бы погружаясь в тёплую воду. Это и есть состояние расслабления тела. Попробуйте запомнить ощущение этого приятного расслабленного состояния. |
I этап |
Сейчас, Вы наверно замечаете, как по мере расслабления тела чувство приятного покоя всё сильнее охватывает Вас. Это тот покой, в который Вы погружаетесь в любимой обстановке: дома, на природе, на отдыхе. Это чувство покоя может быть также связано с приятными моментами в Вашей жизни. И в памяти, возможно, сейчас всплывают эти приятные воспоминания. Насладитесь этим приятным состоянием покоя души. Попытайтесь запомнить ощущение этого комфортного состояния. | II этап |
По мере достижения состояния расслабления и покоя, Вы можете заметить, как ваши мысли замедляются. Возникают паузы, просветы, промежутки между ними. Время от времени появляются удивительно приятные ощущения безмолвия ума и внутренней тишины. Это подобно тому, как тают, рассеиваются облака, и появляется бескрайнее голубое небо, безбрежная гладь океана, бесконечно заснеженная равнина, чистый лист бумаги. | III этап |
Ваше тело засыпает. А сознание остаётся активным, ясным, чистым. Вы как бы здесь и не здесь. Часть сознания как бы отстраняется от тела. Как бы наблюдает за ним со стороны. Это возникает состояние отстранённости, отрешённости сознания. Вы ничего не ожидаете, не желаете. А только наслаждаетесь этим необыкновенным внутренним комфортом и всё глубже и глубже погружаетесь в это необыкновенное, удивительное, чудесное, неповторимое, фантастическое состояние, в котором всё возможно. В этом состоянии вы, как бы превращаетесь в бестелесное эфемерное существо, волшебным образом способное в мгновение ока преодолевать любые расстояния, перемещаться в любое пространство, проникать в любое время, создавать любые ситуации. Пройдём ещё раз через этапы погружения во внутренний мир. Звучат соответствующие слова, способствующие приятному достижению этого особого релаксационного состояния: расслабление тела, покой души, безмолвие ума, отстранённость сознания. Волевым усилием вы легко преодолеваете сонливость. Тело спит, а сознание бодрствует. Это и есть состояние релаксации. Прочувствовали. И постарались сохранить в памяти это приятное состояние релаксации. Хорошо. | IV этап |
Пребывая в этом комфортном состоянии, Вы начинаете понимать, что можете самостоятельно научиться достигать этого состояния снова и снова. И потом, когда Вы захотите, Вам только стоит поудобнее расположиться, положить руки на колени и снова разрешить себе обрести ощущение расслабления, покоя, безмолвия и отстранённости. И снова отправиться в чудесное внутренне путешествие. Например, это может быть путешествие в тёплый солнечный день. Представьте, голубое безоблачное небо. Высоко парящая птица. И хочется стать частью этого парения. Лёгкость. Невесомость. Чудесный полёт. Хорошо. Насладитесь ощущением этого чудесного полёта. При этом возможно, вы наблюдаете проплывающие под Вами заснеженные горные вершины, просторы океана, чудесные картины природы. Лёгкость, невесомость, чудесный полёт. Замечательно. Полёт завершается. А теперь вообразите: Вы идёте по лесной горной тропинке. Свежий ветерок ласкает лицо. Вы слышите шелест листвы, пение птиц, журчание ручья. От этого ручья веет свежестью. Это источник приятной, серебристой, живительной энергии. Возможно, у Вас возникает желание очиститься, промыться этой энергией. Представьте, как с каждым вдохом приятная энергия ручейка проникает в Ваше тело, заполняя каждую его пору, каждую его клеточку. Вы с радостью поглощаете эту энергию. Она омывает, очищает Вас. С каждым выдохом отработанная энергия покидает Ваше тело. Почувствуйте, как постепенно в такт с дыханием тело наливается свежестью, здоровьем, бодростью, жизненной силой. Замечательно. Итак, прогулка по лесу завершается. |
Примеры: |
Аналогично тому, как настойчивый спортсмен с помощью ежедневных тренировок постепенно набирается силы и выносливости своих физических качеств, так и с помощью настоящих занятий достигаются сила и устойчивость Ваших душевных качеств. С каждым занятием состояние расслабления и релаксации достигается быстрее, становится глубже, комфортнее, устойчивее. Аутогенная тренировка завершается. Возвращаемся в исходное состояние. Вы прекрасно отдохнули. Накопили сил. Зарядились энергией. Глаза открываются. Улыбнулись. Сжали руки. Сделали глубокий вдох и сладко потянулись. Ежедневные занятия в течение двух-трёх месяцев оздоровят Вас, сформируют положительные качества, помогут преодолевать трудности. Сеанс закончен. Встали. Помассировали шею. Слегка попрыгали. До свидания! До следующей встречи! | Выход из состояния и активизация |
Вы сами убедились, что этот комплекс очень прост его можно проводить не только с детьми на уроках, но и с учителями после уроков и на педагогических советах, а так - же у себя дома, что не маловажно в нашей сложной рабочей суете хоть немного времени уделить себе и уметь правильно расслабиться.
Аутогенная Тренировка даёт возможность полноценно и качественно
- расслабить все части тела,
- снять мышечные зажимы и спазмы,
- восстановить естественное питание внутренних органов.
- нормализуются пульс, давление;
- улучшается общий гормональный фон организма, нормализуется кислотность желудочного сока (рН);
- полчаса аутогенной тренировки равносильны 3 – 4 часам полноценного сна;
- снижается чувство тревожности.
Очевидно, что здоровье зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от самого человека. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спортом, туризму. Наряду с этим имеет место и безответственное отношение к своему здоровью: самолечение, несоблюдение элементарных гигиенических требований, табакокурение, злоупотребление алкоголем. К малоподвижному образу жизни приводят комфортные условия в доме, механизация и автоматизация на производстве, развитие транспорта, улучшение питания – к перееданию.
Физическая активность стимулирует многие жизненно важные функции организма, а ее ослабление вызывает опасные нарушения. Поэтому не стоит пренебрегать утренней зарядкой, следует стараться хотя бы спускаться вниз по лестнице, вместо того, чтобы пользоваться лифтом, и уезжать загород в свободные дни. Но главное – больше ходить пешком.
До свидания! До следующей встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....