"Национальный тувинский танец "Декей-оо"
план-конспект занятия по физкультуре (5 класс) по теме

        Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие », внеурочная деятельность «Ритмика и танец».  Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления  с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кызыл-Тайгинская средняя общеобразовательная школа

Сут-Хольский кожуун Республика Тыва

 «Утверждаю»

Директор школы:                 Ондар Е.В.

___   _____________2014г

Методическая разработка

программы раздела

"Художественно-эстетического развития".

 «Ритмика и танцы»

Педагог дополнительного образования

Ооржак Галина Сергеевна  galina.oorzhak.75@mail.ru

МБОУ Кызыл-Тайгинской СОШ  tyva_school_143@mail.ru

Директор школы: Ондар Елена Викторовна

Почтовый адрес: 668150 Сут-Хольский кожуун

Республика Тыва

C:\Users\2014\Documents\Fax\Lenovo\мои фото\Youcam\Snapshot_20130603.JPG

              Для методической разработки программы мною выбран раздел «Художественно-эстетическое развитие », внеурочная деятельность «Ритмика и танец».  Художественно-эстетическое развитие осуществляется в процессе ознакомления  с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Цель моей работы: Развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств школьников, используя различные стили  и жанры национального танцевального искусства.

Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой национальных танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, тувинского    танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

         Срок реализации образовательной программы  - 3 года. Преподавание предмета  начинается с первого класса и продолжается до четвертого  класса.  Возраст обучающихся  7-11 лет.

    Учебный план с 1 по 4 классы по  танцу предусматривает  138 часов на весь период обучения, по 34 часа за учебный год при  нагрузке один час в неделю.

      Обучение предусматривает  групповую и мелкогрупповую формы  аудиторных занятий.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как  создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

        - выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение  танцу;

        - организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

        - помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

        - привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

        - приобщить  к культурным ценностям  хореографического наследия;

        - выявить одаренных детей в области хореографического искусства с целью их подготовки

          к поступлению в образовательные учреждения, реализующ0ие основные

          профессиональные образовательные программы в области искусств.

Увлечение  народным танцем знакомит детей с сокровищницей народного творчества, прививает любовь к Родине, своему народу и его культурным ценностям. Изучение народно-сценического танца развивает художественную одарённость детей, помогает усвоению технических особенностей танца, его выразительной национальной манеры, расширяет кругозор, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности.  Он развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность.  Народно-сценический танец является источником высокой исполнительской культуры - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа  по предмету «Народно-сценический танец» способствует разрешению этих вопросов, чем  и  обусловлена её актуальность.

На занятиях проводятся беседы по истории возникновения того или иного стиля и жанра в национальных танцах. Изучение процесса трансформации танцевального искусства тувинцев представляет определенный интерес, так как он является частью исторического прошлого и настоящего тувинского народа. Танцевальная культура тувинцев неразрывно связана с жизнью народа, изменениями условий труда и быта, развитием национальных традиций. Содержание танцев, тувинский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характеры людей. Тувинцы отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце.

В старой, дореволюционной Туве не было танца. Были очень широко распространены песенные мелодии, по четкости ритмики они вполне могли быть танцевальными, но, видимо, сами условия жизни в юртах, чумах, в вечной тесноте - к танцам не располагали. Некоторые элементы хореографического искусства были в различных обрядах - камлании шаманов или монастырском богослужении «Сам», который, как и шаманские пляски, вел свое начало от древних обрядовых танцев. Когда на тувинской земле буддийские ламы стали основывать свои монастыри, они стали одновременно устраивать массовые религиозные празднества под названием «Сам». Люди в устрашающих масках импровизировали действо, похожее на танец.

 Танцы «Дук салыр» (сбивание шерсти), «Дук ээрер» (прядение шерсти) носили массовый характер и сопровождался веселым пением девушек и парней. Сюжеты танцев связаны с трудовыми процессами.

 Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер; спортивные игры, например «Ча адыкчылары» (лучники), «Хуреш» (борьба), «Тевек» (почекушки), «Аът мунукчузу» (наездник), «Аът чарыжы» (скачки). «Танец орла» с древности стал традиционным в борьбе «Хуреш»; это танец полной силы, восторга и радости, исполняемый победителем.

Практическая значимость занятий:

Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.

Формы контроля: открытое занятие в конце года, выступления на утренниках, участие в школьных концертах.

Знания и умения детей:

-  уметь ориентироваться в пространстве;

-  правильно и выразительно выполнять основные движения под музыку, танцевальные элементы, характерные и образные движения;

-  сочинять собственные танцевальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку;

-  выполнять построения и перестроения в танцах и плясках;

-  выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;

-  различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;

-  выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки.


Календарно-тематическое планирование

кружка

1 класс (34 ч)

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Планируемые результаты

(предметные)

Характеристика деятельности

Формирование УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

1

Вводное занятия

1

Организационные моменты, техника безопасности, беседа об искусстве танца.

Уметь правильно выполнять основные движения. Знать правила ТБ на уроках хореографии.

Воспитание культуры и формирование восприятия  мира

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Выбор оснований и критериев для сравнения объектов.  .

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

2

Ритмика

5

Знакомства с понятиями: шеренга, колонна, интервал, дистанция. Построение и передвижение в танцевальном зале. Положение корпуса и головы; поклон; шаг с носка. Позиция ног(1,2,3,4).Определение различных музыкальных темпов. Виды шага. Виды бега Упражнения на расслабление мышц  Подготовительные упражнения для выполнение движения: колесо.

Анализировать движения тела, планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя.  Оценивать

правильность упражнений.

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.

3

Партерная гимнастика

3

Упражнения для улучшения выворотности ног Упражнение: стойка на лопатках. Большие броски в перед в положении лежа на боку. Упражнения на развитие гибкости .Гимнастическое упражнение: мостик.

Анализировать правильность упражнения. планировать последовательность его выполнения и правильностью под руководством учителя.  Оценивать

правильность упражнений.

Формирование учебных мотивов.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Знаково-символическое моделирование.

Планирование –составление плана и последовательности действий.

4

Музыкальные игры.

5

Игры на определение музыкального ритма и длительности нот, на развитие образного мышления, скорость реакции и т.д.

Уметь слышать такты музыки, окончание куплета, припева. Различать темпы музыки, ритм, настроение.

Формирование  социальных мотивов.

Стремление быть полезным обществу.

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества.

Наблюдение.

Планирование –составление плана и последовательности действий.

5

 Элементы национального  танца.

 

11

Теория: история и развитие национальных  танцев. Терминология национальных  танцев. Практика: подготовительные и основные движения танцев в медленном и быстром темпе

Уметь: основные шаги и движения национального танца,   Уметь вести музыкальный счёт.

Осознание необходимости учения.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Анализ объектов с целью выделения признаков. Исследование (наблюдение, сравнение, сопоставление) материалов.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

6

Постановочная работа.

5

Теория: объяснение правильности исполнения движений, истории и сюжета танца. Практика Разучивание танцев

Понимать историю танца и сюжет. Выполнять комплекс движений под такт музыке.

Развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовности к и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераю

Планирование –составление плана и последовательности действий.

7

Репетиционная работа.

2

Просмотр, наблюдение. Отработка танца.

Понимать истории и сюжета танца и обыграть. Синхронно двигаться в такт музыке. Вырабатывать правильность движения.

Формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества.

Анализ объектов с целью выделения признаков. Ориентация в разнообразии способов решения задач.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.  

8

Концертная деятельность.

2

Участие в школьных мероприятиях, творческих отчетах.

Выполнять симметрично, синхронно, в такт музыки танец. Обыграть сюжет танца.

Воспитание культуры и формирование восприятия картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планирование –составление плана и последовательности действий.

Оценка - осознание качества и уровня усвоения.


Список использованной литературы и источников:

 Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)

Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

Воронина И. «Историко-бытовой танец» (-М.: Искусство, 1980)

Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)

«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)

Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День тувинских национальных игр

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости....

«Национальный тувинский напиток – чай и его разновидности »

Информация о  традиционной пище тувинцев написано немало, здесь же я хочу представить один из основополагающих компонентов  походной пищи воинов и охотников – о чае, которым являлся культовы...

Методическая разработка "Национальные тувинские игры"

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (...

Сценарий национального тувинского праздника

Сценарий национального тувинского праздника "Шагаа-2012", встреча года Дракона...

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"...

мастер-класс: СТАТУС-КВО народных игр в национальном тувинском и русском праздниках Шагаа и Масленица

Данный материал мастер-класса может быть и справочным,и рекомендательным для широкой аудитории при проведении внеклассного мероприятия.Тема: Тнувинский и русский ациональные праздники Шагаа и Масленни...

Проект "Национальная тувинская борьба Хуреш"

Хуреш - национальная борьба у тувинцев!...