Методическая разработка "Национальные тувинские игры"
методическая разработка по физкультуре (10 класс) по теме

Донгак Вячеслав Борисович

 

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Игра аскак – кадай развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

Цель:

Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tuvinskie_natsionalnye_igry.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа Сут-Хольского кожууна

Методическая разработка на тему:

Тувинские национальные игры

Подготовил: учитель физической

культуры Донгак В.Б

Суг-Аксы 2013

Введение

В традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физических данных: силы, выносливости. Так, игра тевек (почекушки), развивает ловкость, выносливость, гибкость, тренирует ноги, способствует выработке правильного дыхания. Игра аскак – кадай развивает речевые навыки у детей, участники игры повторяют, закрепляют традиционный речевой этикет. Во время игры дети кричат, визжат, бегают, прыгают, падают, выплескивают эмоции, выводят энергию, получают встряску. Это полезно и для физического, и для психического здоровья.

Цель:

Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать.

Чинчи чажырары (найти бусинку)

Играющие делятся на две группы (команды). Количество играющих не ограничивается, но в двух командах должно быть ровное количество игроков. Суть игры заключается в том, что одна команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, другая команда должна найти эту “иголку в стоге снега”. Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого – нибудь в руке, но при этом он должен “прятать” у всех, делая вид, что прячет в одной руке. Другая команда выбирает двух или трех “находчиков”. Они подходят и ищут по выражению лица, по движению и т. п. Каждый “находчик” имеет право открыть только две руки, независимо чьи (разрешается: одну руку у одного, вторую – у другого, или две руки у одного игрока. Если из двух или трех “находчиков” никто не нашел бусинку, то в целом команда – штрафуется: во – первых ,лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные “находчики” исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы и т. д. Если из оштрафованных кто – нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что – нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.

Согур – аза (Слепой черт)

В разных местах Тувы эту игру называют по разному. Одни называют аскак – кадай – хромая ведьма, другие – куске, моортай – кошка, мышка. Главные роли в игре исполняют Согур – аза (черт), авазы (мать), и дети.

Впереди становится мать, за ней вереницей, держась друг за друга, стоят дети. Мать с чертом встречаются и разговаривают. Будто обмениваются бросает наземь трубку и при этом говорит:

- У черта трубку не буду курить, у отца и матери – буду курить.

Услышав это черт спрашивает у матери:

- Что за тобой?

- Это мой когээржик ( кожаный сосуд для молочной водки. Существует поверье, что черт не может пить араку).

- За когээржиком что?

- Тень моего когээржика.

- За тенью твоего когээржика?

- А там мои дети!

- Если дети, - говорит черт, - я их съем.

С этими словами черт выскакивает и кидается, чтоб кого – нибудь поймать. И в это время мать тоже выскакивает, заслоняет своих детей. Кого поймал черт, тот из игры выходит. Игра продолжается до тех пор, пока черт всех не переловит. В следующий раз заново выбирают “черта” и “мать”.

Тевектээри (почекушки)

Эта игра встречается в самых различных районах Тувы и широко распространена. Сама игра имеет немало вариантов, которое никем до сих пор описаны не были. Суть игры заключается в том, что играющие поочередно подбрасывают “тевек” ногой, соревнуясь в наибольшей ловкости. Тевек изготавливается из свинцовой пластинки, через которую продевают пучки козьей шерсти.

Различные варианты этой игры представляют собой усложнение основной задачи. Это происходит в том случае, когда противники соревнуются с одинаковым успехом. Вначале избирают самый простой способ игры. В таком случае один из игроков подкидывает тевек одной ногой (тевектээр), обычно правой, и старается подбрасывать его как можно дольше, не уронив на землю. Известны случаи, когда противник, “работая” ногой, подбрасывал тевек до 2000 раз, не совершив ошибки, после чего в измножении падал на землю. Если ни один из противников не имел преимущества перед другим, игру усложняли. Теперь тевек подбрасывали поочередно то одной, то другой ногой (далгыыр). Умелые игроки способны продержать тевек таким образом довольно долго в воздухе, подбрасывая его до 300 раз. Противники и в этом случае могли быть равными. Тогда приступали к еще более усложненному варианту игры (чиннээри). Она заключалась в том, что играющий, стоя на одной ноге, подбрасывает тевек, при этом не опуская ногу на землю. В случае, если тевек отлетел в сторону, игрок мог настигнуть его, подскакивая на одной ноге. Самый трудный способ игры отличался от предыдущего тем, что игрок должен был подбрасывать тевек, стоя на одной ноге и на одном месте (кызыл чин). Некоторые “ловкачи” могли подкинуть таким способом тевек до 50-60 раз. В заключении проводится концовка игры, названная “човадыр” (изматывание противника). Проигравший бросает тевек на ногу победителю, а тот изо всей силы отбрасывает его ногой, заставляя противника бежать за ним. Эта “операция” продолжается до тех пор, пока выигравший не совершит ошибку или побежденный не сумеет поймать отброшенный ногой тевек.

Игра “Платочек”

Играющие садятся вокруг очага так, чтобы внутри круга двое могли свободно бегать. Игру начинает один (одна) из играющих. Начинающий ходит вокруг – посматривает, кому бы подкинуть “свою любовь”, и незаметно “приглянувшейся” (шемуся) подбросит платочек. “Пораженный”, соскочив с места, старается догнать и задеть платком бежавшего. А бежавший, сделав круг, старается занять место “пораженного”. Если это не удалось ему (ей) грозит “суд”. Он (она) должны исполнять песню, играть на музыкальных инструментах.

Кажык (игра в кости)

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Тувинцы, особенно дети, специально собирают кости. Ниже предлагается описание одной игры в кости.

Кажык - биле бодалажыры

(игра в кости “устный счет”)

Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто-нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда “штрафуется”.

Игры-состязания

Игра “Разбить лопатку” - чарын шывылаары. Вызывался “ловкач” (по желанию”) разбить лопатку, за которую распорядитель праздника обещал приз. Для этого брали хорошо очищенную от сухожилий и мяса лопатку барана, придерживая ее между средним и безымянным пальцами левой руки, и выбивали щелчком среднего пальца правой руки. Играли двое. Если вызвавшийся не мог выполнить условия, его наказывали, требовали какой – нибудь выкуп: ремень, узду, путы, аркан и т. д.

Игра “Сломать хребет” - хендирбе соггар. Условия игры те же. Берется хорошо очищенный хребет КРС (сарлыка, коровы). Игрок держит его левой рукой у тонкого конца вниз основной частью и ударом кулака правой руки по середине должен сломать хребет пополам.

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература.

  1. Журнал “Башкы” №1, №3 2011г.
  2. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные игры. – Кызыл, 1995.
  3. Самбу Н.У. Тувинские игры. – Кызыл, 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Олимпийские игры. Игры древности и современности"

Данная методическая разработка может использоваться для презентации темы "Олимпийские игры" на уроках  "Истории Древнего мира" в 5 классе. Может быть использована для классного часа.Презентация с...

Методическая разработка "Олимпийские игры. Игры древности и современности"

Данная методическая разработка может использоваться для презентации темы "Олимпийские игры" на уроках  "Истории Древнего мира" в 5 классе. Может быть использована для классного часа.Презентация с...

Методическая разработка интерактивной игры «СВОЯ ИГРА. ПАВЛОВСК» для краеведческого конкурса «Я – павловчанин»

Организация и проведение конкурсов  с использованием игровых технологий наиболее эффективный способ активизации мыслительного процесса школьников.        «Игра ...

Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"

Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форм...

Методическая раазработка "Тувинские музыкальные инструменты"

Методическая разработка на тему "Тувинские национальные инструменты". Это занятие было использовано по внеурочной деятельности. Полностью расписаны тувинские национальные инструменты и истории их возн...

Тувинские игры, посвященный национальному празднику Шагаа

Тувинские игры, посвященный национальному празднику ШагааВ традиционном тувинском обществе было очень много детских игр. Есть игры, способствующие развитию речи, воображения, памяти, интеллекта, физич...