Волейбол.
учебно-методический материал по физкультуре

Варламова Анастасия Александровна

Материал для внеклассной работы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа физкультурно-спортивной направленности.

В волейболе нет слова «я»,

Есть только понятие «Мы».

Леонтьев Л.О.

Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых игровых видов спорта, получивших заслуженное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание на положительном эмоциональном уровне. Чтобы хорошо играть в волейбол, необходимо быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональное напряжение, испытываемое во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

        Занятия волейболом позволяют постоянно улучшать периферическое зрение, «чтение игровых ситуаций» с целью лучшей организации эффективных ответных действий.  

        Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.        

        

Настоящая программа включает в себя:

        - целесообразное развитие волейбола в школе;

        - организацию секционной работы;

        - комплектование групп по возрастам (классам);

        - проведение целенаправленной работы по обучению детей  игре в волейбол и подготовке к участию в городских соревнованиях;    

        В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что весь процесс подготовки волейболиста должен развертываться как управляемый процесс, как сознательное приспособление его к индивидуальным способностям занимающегося, к функциональным и атлетическим возможностям его организма, к особенностям коллективных командных действий. Таким образом, новизна программы обусловлена использованием как средств для достижения технической и тактической подготовки волейболистов, так средств и методов психологической подготовки, более индивидуальным подходом к занимающимся. Желательным является проведение тестов для определения индивидуально – типологических особенностей каждого спортсмена, для точного и обоснованного выбора его игрового амплуа, а также создания положительной и доброжелательной обстановки в коллективе.

        Настоящая программа актуальна, поскольку методика её направлена на сохранение здоровья юного спортсмена, на формирование его стремления к здоровому образу жизни, овладение знаниями, умением, терминологией и  техникой специальных спортивных упражнений.

        Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса Она определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, обеспечивает преемственность задач, средств и методов подготовки, объема тренировочных нагрузок, рост физического и технического уровня спортсмена. Она учитывает индивидуальные особенности занимающегося, а также разнообразие тренировочных средств и варьирование нагрузок.

        Программа рассчитана на 4 года постоянного обучения мальчиков и девочек возраста 11-16 лет, поэтому обязана учитывать возрастные особенности занимающихся. Именно в этом возрасте, который принято называть «переходным», происходит весьма сложный процесс перестройки структур и функций детского организма. В программе отводится особое место, учитывающее все периоды развития двигательных качеств, отличные мальчиков и девочек.

        Девочки, как известно. Раньше вступают в пуберантный период, развиваются быстрее и интенсивнее, чем их мальчики – сверстники. Следует учитывать, что в возрасте 11-12 лет разница между скоростными и физическими качествами мальчиков и девочек наименьшая за весь школьный период.

        Второй интенсивный период силы у девочек начинается именно с этого возраста, а мальчиков - только в 12 - 14 лет. Самое важное постоянно контролировать выполнение и дозировать нагрузку, чтобы не допустить возможный травматизм. У мальчиков (с 11 до 14 лет) и у девочек (с 8 до 12 лет) происходит интенсивный прирост тела в длину, но прирост в силе еще больше. В результате к 11 годам значительно увеличивается относительная сила.

С 10 - 11 лет до 14 лет у девочек масса тела больше, чем у мальчиков, и относительная сила у них с 8 до 13 лет имеет меньше прироста. Плюс, вследствие большего прироста жировой ткани у девочек, в отличие от мальчиков, девочкам - подросткам необходимо давать упражнения на развитие мышц живота, туловища в большем объеме, чем мальчикам. В период с 11 - 13 лет девочки опережают мальчиков и по длине тела, а также окружности грудной клетки. Однако сердце девочек меньше по весу и объему, грудная клетка менее развита, жизненная емкость легких составляет 65 - 70% по сравнению с мальчиками, дыхание более частое, сила дыхательных мышц меньше. Вместе с тем до 12 лет время двигательной реакции у девочек лучше, ем у мальчиков, они более координированы, поэтому в упражнениях связанных с проявлением максимальной быстроты реакции и координации движения, в упражнениях с мячом, в некоторых играх они имеют преимущество перед мальчиками. Всем занимающимся в этом возрасте полезны беговые и силовые упражнения. Длительный бег умеренной интенсивности, многоскоки, гимнастика служат главным средством профилактики против избыточной жировой ткани, отставания в развитии сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Систематические силовые упражнения также обязательны - они повышают физическую работоспособность, способствуют формированию хорошей осанки

Картина развития движений подростка противоречива. Перестройка организма бесследно не проходит: наблюдается обилие лишних движений, недостаточная их координированность. Но при этом, подростковый возраст именно тот возраст, когда наиболее успешным становится овладение техникой сложных движений. Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности в своих силах приходит повышенная, а не редко и завышенная самооценка. В связи с этим крайне важно, чтобы наиболее физически развитые занимающиеся не  надсмехались  над  середнячками,  а  помогали   им.   С  этой   целью

преподаватель должен выбирать себе помощников для проведения занятий. Если младшие подростки нуждаются прежде всего в щадящем режиме (в том, чтобы были предотвращены различные перегрузки), и если нарушения дисциплины связаны с тем, что они быстро утомляются и легко впадают в раздражительность, то старшим подросткам в первую очередь нужны правильная организация их деятельности; дисциплину они чаще всего нарушают потому, что их избыточная энергия не находит правильного выхода.

Имея в виду незрелость и недостаточную устойчивость организма занимающихся к сильным воздействиями, нужно оберегать его от перенапряжения. Важно избегать неправильных поз, длительность напряжение мышц спины и брюшного пресса, перенапряжения суставно-связочного аппарата, завышенных нагрузок на сердечно - сосудистую систему, длительных мышечных напряжений с натуживанием, волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе. Таким образом, одно из основных условий правильной организации занятий волейболом - учет колебаний функционального состояния и работоспособности юного организма.

Исходя   из   этапа  реализации   программы   и   проходимого   материала применяются групповые и индивидуальные

Формы проведения занятий на улице и в зале, контрольные игры, беседы и тренинги.

Режим занятий

  • Первый год – три раза в неделю по 1 часу
  • Второй год    - три раза в неделю по 1.5 часа
  • Третий год   - три раза в неделю по 1.5 часа
  • Четвертый год - три раза в неделю по 2 часа

Цель программы: создание условий для воспитания у молодых людей интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, овладение основными умениями и навыками игры в волейбол и формирование активной позиции к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.        Образовательные

  • Познакомить со специальной терминологией    
  • Содействовать    психологической    подготовке    занимающихся
    -  Сформировать    умение    передавать    элементы    собственного
    спортивного опыта другим людям
  • Научить планировать и проводить тренировки
  • Научить технике специальных спортивных упражнений (финты)
  • Дать знания о тактической основе волейбола

2.        Воспитательные

  • Воспитать        нравственное        сознание        и         поведение:
    дисциплинированность, трудолюбие
  • Содействовать       в       воспитании       целеустремленности       и
    настойчивости   в   реализации    конкретных   задач    (овладение
    техники,   выполнение   заданной   нагрузки   и   пр.),   смелости   и
    решительности, выдержки и самообладания в стрессовых, в том
    числе соревновательных,  ситуациях,  чувства коллективизма  и
    ответственности за всю  команду за результат, ответственного
    отношения        к       своему        здоровью        и        физическому
    совершенствованию
  • Сформировать     потребность     в     систематических     занятиях
    физической культурой и спортом
  • Сформировать активную позицию к здоровому образу жизни

3.        Развивающие

  • Развивать интеллект на основе стимулирования познавательной и
    творческой активности
  • Развивать    физические    качества:    сила,    гибкость,    ловкость,
    быстрота, выносливость, прыгучесть
  • Развивать     способность     ориентироваться     в     пространстве
    спортивной площадки и игровом времени, в том числе в условиях
    лимита того или другого элемента
  • Развивать      умение      рациональным      способом      выполнять
    естественные  виды движенийй  (бег,  прыжки,  броски  и  др.),
    содействуя   формированию   умений   широко   применяемых   в
    различных видах деятельности

Ожидаемые результаты освоения программы

  • овладение  техникой  основных  движений,   приемов  и
    волейбола
  • развитие физических качеств
  • освоение тактической основы баскетбола
  • оптимизация  социально-психологического  климата  и
    благоприятного климата в коллективе
  • развитие творческой, активной, нравственно и психол
    устойчивой личности занимающегося
  • формирование необходимости в занятиях спортом  и
    образе жизни

Способы  проверки:  сдача  нормативов,  контрольные  игры,  у соревнованиях, выявление лучших по итогам игр.

Формы оценки полученных знаний

  • Тесты
  • Контрольные игры
  • Открытые тренировки
    Тесты
  • Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
  • Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
  • Передвижение.   Занимающийся  находится  за  лицевой  лиг
    сигналу  перемещается  спиной  в защитной  стойке,  после
    ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
    рывок   лицом   вперед   к   лицевой   линии   на   исходную   !
    Фиксируется общее время.
  • Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
    - Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
  • Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
  • Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
    рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
    времени фиксируется количество пройденных дистанций.
  • Бег 20м., 300 м., 1000м.

Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.

Учебно - тематический план.

 Первый год обучения.

тема

Всего часов

теория

практика

1

Тактическая подготовка

5

2

3

2

ОФП

27

4

23

3

Техническая подготовка

22

3

19

4

Специальная физическая

25

2

23

5

Психологическая подготовка

3

2

1

6

Контрольные тесты

13

3

10

7

Медицинское обследование

2

1

1

8

Контрольные игры

5

1

4

9

Теоретическая подготовка

8

6

2

Итого часов

108

23

85

Содержание программы первого года обучения. 1.Тактическая подготовка.

Теория. Знакомство с занимающимися. Техника безопасности на занятиях спортивными  играми.  Под тактической  подготовкой  подразумевается овладение большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Практика. На первом году обучения тактика нападения включает: передачу связующим игроком мяча в определенную зону, стоя к ней лицом, с последующим выполнением нападающего действия. Тактика защиты включает: прием мяча с последующей доводкой на связующего игрока.

 2.Общая физическая подготовка.

Теория. Общая физическая подготовка-фундамент для тактической и технической подготовки, обеспечивает всестороннее развитие занимающегося и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств.

Правила выполнения упражнений, порядок выполнения, страховка и самостраховка, терминология, понятие «личная гигиена».

Практика.

Строевые    упражнения.     Шеренга-,     колонна,     фланг,     дистанция.

Перестроения: в одну, 2 шеренги, в колонну по одному и по два. Расчет

по  строю,  повороты  на  месте.   Переход  на ходьбу  и  бег,  на  шаг.

Остановка.

Упражнения   для  рук   и   плечевого   пояса.   Из   различных   исходных

положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и

разгибания  рук,  вращения,  махи,  отведение  и  приведение  во  время

ходьбы и бега.

Упражнения    для    ног.    Поднимание    на    носки;    сгибание    ног    в

тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом

направлениях), выпады, подскоки, прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.

Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,

поднимание  прямых   и  согнутых  ног  в   положении  лежа  на  спине,

упражнения для развития брюшного пресса.

Упражнения   для   всех   групп   мышц.    Упражнения    со    скакалками,

набивными мячами.

Упражнения для развития силы.  Подтягивания из виса, отжимание в

упоре,   приседания   на   одной   и   двух   ногах.   Преодоление   веса   и

сопротивления     партнера,     лазание     по     канату.     Упражнения     на

гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от

30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.

Упражнения   для  развития   гибкости.   ОРУ   с   широкой   амплитудой

движения.    Упражнения    с    помощью    партнера.    Упражнения    на

гимнастической   стенке,    гимнастической   скамейке.    Упражнения   со

скакалкой сложенной вчетверо.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и

ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,

назад. Упражнения в равновесии. Метания.

Упражнения типа «полоса препятствий».

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание

предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые

упражнения с гимнастической скамейкой.  Прыжки в длину с места,

многоскоки.

Упражнения для развития общей выносливости.  Бег равномерный и

переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до

1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.

З.Техническая подготовка.

Теория.  Объяснение   проходимого   материала.   Предупреждение

травматизма. Терминология.

Практика. Перемещения: Стойки – основная, низкая; перемещения приставными шагами; остановка шагом; сочетание перемещения и остановки.

Передачи – сверху двумя руками: в стену на месте и в движении приставными шагами вправо, влево; над собой на месте, в парах на месте и в движении; отбивание мяча кулаком в прыжке у сетки.

Подачи – нижняя прямая в пределы площадки, в правую и в левую половину.

Нападающий удар – прямой удар с разбега по мячу на резиновых амортизаторах.

Прием мяча – сверху двумя руками: брошенного через сетку, от нижней прямой подачи; снизу двумя руками в стену многократно, от нижней подачи.

Блокирование – одиночное.

4.Специально-подготовительные упражнения.

Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Правило: «пол наш друг". Правильное положение рук и ног при передаче, движение кисти и пальцев при передаче. Стойки в волейболе. Ориентирование в ограниченном пространстве и времени.

Практика.

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей сыграть его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля

мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передачи мяча в стену. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков,

приема мяча сверху и снизу. Бег с различной частотой  шагов,

аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на

разметки, ставя ступню точно у линии).

Эстафеты    с    прыжками, передачей    мяча.

Передвижения   партнеров   в   парах   лицом   друг   к   другу,   сохраняя

расстояние между ними 2-3 метра.

Упражнения для развития специальной выносливости.   Многократные

повторения    упражнений    в    беге,     прыжках,    технико-тактических

упражнений       с       различной       интенсивностью       и       различной

продолжительностью работы и отдыха.

5.Психологическая подготовка.

Теория. Беседа: роль здорового образа жизни в современном обществе и

отношение   занимающихся   к   данной   проблеме,   влияние   постоянных

занятий физической культурой и спортом на формирование гармоничного

телосложения    и    укрепление    здоровья.    Создать    представление    о

предстоящей    работе,    разъяснить,    что   для    достижения    результата

необходимо трудолюбие, не бояться совершать ошибки и работать над

ними, постоянно совершенствовать полученные навыки. Подготовка к

соревнованиям, командным и индивидуальным действиям.

Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и

требованиями.   Выполнение   по   принципу   -   сделай   медленно,   но

правильно.

6.Контрольные тесты.

Теория.   Объяснение   требований,   критериев   оценки,   периодичности

проверки.

Практика. Нападение: занимающийся выполняет 12 ударов с трех точек.    Фиксируется    количество    попаданий.

Передвижение.   Игрок   находится   за   лицевой   линией.   По   сигналу

перемещается спиной  в защитной  стойке,  после каждого ориентира

изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом

вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее

время. Скоростное ведение. Игрок находится за лицевой линией. По

сигналу начинает ведение левой рукой в направлении первой кегли,

выполняет перевод мяча и меняет ведущую руку. Преодолев последнее

препятствие, выполняется бросок в движении. После броска - движение в

обратном направлении, но ведет мяч правой рукой. Фиксируется общее

время и общее количество заброшенных мячей. Прыжок в длину с места.

Бег 40 секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются

рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании

времени фиксируется количество пройденных дистанций. Бег 20м., 300

м., 1000м.

7.Медицинский осмотр.

Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Дать знания о

важности    формирования     правильной     осанки,     о     сутулости,    о

необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.

Практика. Проведение медицинского осмотра.

8.Контрольные игры.

Теория. Рассказать о предстоящей игре.

Практика. Контрольные игры.

9.Теоретическая подготовка.

Теория. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие

волейбола  в  России.  Воспитание  нравственных  и  волевых  качеств

спортсмена. Влияние физических упражнений на организм. Правила по

волейболу. Спортивные соревнования.

Основы техники, тактическая подготовка.

Практика. Дать ряд тем для самостоятельной подготовки и выступлению

перед товарищами в форме рефератов: Известные волейболисты России,

Известные волейболисты мира, правила волейбола, и т.д.

Ожидаемые результаты.

Привлечение как можно большего количества детей к систематическим занятиям. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья. Формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом и стремления к здоровому образу жизни. Овладение основными навыками игры в волейбол, терминологией.

Учебно - тематический план.

 Второй год обучения.

тема

Всего часов

теория

практика

1

Тактическая подготовка

11

4

7

2

ОФП

20

1

19

3

Техническая подготовка

23

2

21

4

Специальная физическая

24

1

23

5

Психологическая подготовка

3

1

2

6

Контрольные тесты

13

1

12

7

Медицинское обследование

2

1

1

8

Контрольные игры.

9

1

8

9

Теоретическая подготовка

3

1

2

Итого часов

108

9

99

Содержание программы второго года обучения.

1.Тактическая подготовка.

Теория. Дать знания о технике, изучаемой на втором году обучения. Разобрать каждое изучаемое упражнение. Рассказать об игровых амплуа, действиях в рамках игрового амплуа.

Практика. Совершенствовать пройденный материал. Тактика нападения: подача,  нападающий удар. Тактика защиты: прием, подстраховка, переключение, блок

Разделение  по  игровым  амплуа  в  соответствии  с  возможностями  и результатом тестов по определению ИТО.

2.ОФП

Теория. Правила выполнения упражнений, порядок выполнения, страховка и самостраховка, терминология.

Практика. Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Построение, выравнивание строя, расчет по строю. Остановка.

Упражнения   для  рук   и   плечевого   пояса.   Из   различных   исходных

положений (в основной стойке ,на коленях, сидя, лежа) - сгибания и

разгибания рук,  вращения,  махи,  отведение и  приведение во  время

ходьбы и бега.

Упражнения    для    ног.    Поднимание    на    носки;    сгибание    ног    в

тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом

правлениях), выпады, подскоки, прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.

наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,

поднимание  прямых  и  согнутых  ног  в  положении  лежа  на  спине,

упражнения для развития брюшного пресса.

Упражнения   для   всех   групп   мышц.    Упражнения    со    скакалками,

набивными мячами.

Упражнения для развития силы. Подтягивания из виса, отжимание в

юре,   приседания   на   одной   и   двух   ногах.   Преодоление   веса   и

противления     партнера,     лазание     по     канату.     Упражнения     на

гимнастической стенке.

Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от

30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.

Упражнения   для  развития   гибкости.   ОРУ   с   широкой   амплитудой

движения.    Упражнения    с     помощью     партнера.     Упражнения     на

гимнастической   стенке,   гимнастической   скамейке.   Упражнения   со

скакалкой сложенной вчетверо.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и

ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,

назад. Упражнения в равновесии. Метания.

Упражнения типа «полоса препятствий».

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание

предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые

упражнения с гимнастической скамейкой.  Прыжки в длину с места,

ногоскоки.

Упражнения для развития общей выносливости.  Бег равномерный  и

временный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до

км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.

Техническая подготовка.

Теория.      Объяснение     проходимого      материала.      Предупреждение

травматизма. Терминология.

Практика.

Перемещение – сочетание способов перемещений и остановок; перекаты, падение на месте и после перемещения.

Передача – сверху двумя руками: встречная передача, расстояние  4 – 5 метров, через сетку в заданную зону, стоя спиной по направлению в тройках, в прыжке вперед – вверх; отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки.

Подача – нижняя – прямая в заданную зону; верхняя – прямая в пределы площадки.

Нападающий удар – прямой удар по ходу из зон 4 и 2 с передачей из зоны 3.

Прием мяча – сверху двумя руками: мяча, брошенного через сетку с расстояния 8 – 10 метров, нижней подачи с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину; снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2; подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3 и 2.

Блокирование – одиночное прямого удара по ходу из зон 4 и 2.

4. Специально-подготовительные упражнения. Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка, ЧСС. Приемы самоконтроля.

Практика.

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).

Упражнения для развития игровой ловкости. Верхняя и нижняя передача мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передача мяча сверху двумя руками  в стену. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, различных приемов игры. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).

Эстафеты с прыжками. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно.

Психологическая подготовка.

теория. Создать представление о предстоящей работе, разъяснить, что я   достижения   результата   необходимо   трудолюбие,    не    бояться совершать ошибки и работать над ними, постоянно совершенствовать полученные навыки. Беседа - лидерство в спорте и команде. Подготовка к соревнованиям, командным и индивидуальным действиям. практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями.   Выполнение   по   принципу   -   сделай   медленно,   но правильно. Провести тестирование для определение ИТО для помощи в дальнейшем   выборе   игрового   амплуа.   Выбор   капитана  с   помощью голосования.

Контрольные тесты.

Теория.   Объяснение   требований,   критериев   оценки,   периодичности проверки.

Практика. 

  • Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
  • Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
  • Передвижение.   Занимающийся  находится  за  лицевой  лиг
    сигналу  перемещается  спиной  в защитной  стойке,  после
    ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
    рывок   лицом   вперед   к   лицевой   линии   на   исходную   !
    Фиксируется общее время.
  • Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
    - Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
  • Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
  • Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
    рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
    времени фиксируется количество пройденных дистанций.
  • Бег 20м., 300 м., 1000м.

Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.

7.Медицинский осмотр.        -

Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Дать знания о

важности    формирования     правильной    осанки,     о    сутулости,     о

необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.

Практика. Проведение медицинского осмотра.

8.Контрольные игры.

Теория. Рассказать о предстоящей игре.

Практика. Контрольные игры.

9.Теоретическая подготовка.

Теория. Профилактика травматизма. Спортивные соревнования.

Практика. Установка на игру и разбор результатов игры.

Ожидаемые результаты: Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья. Утверждение здорового образа жизни. Занимающиеся выполняют различные функции во взаимодействии, а также согласно игрового амплуа. Овладение предложенным арсеналом технических и тактических форм и способов ведения игры. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях.

Учебно - тематический план.  . Третий год обучения.

тема

Всего часов

теория

практика

1

Тактическая подготовка

32

.8

24

2

ОФП

37

3

34

3

Техническая подготовка

32

8

24

4

Специальная физическая

35

4

31

5

Психологическая подготовка

6

3

3

6

Контрольные тесты

20

2

18

7

Медицинское обследование

5

1

4

8

Контрольные игры.

35

3

32

9

Теоретическая подготовка

14

4

10

Итого часов

216

36

180

Содержание программы третьего года обучения.

1.Тактическая подготовка.

Теория. Сформировать представление о проходимых маневрах, дать теоретические знания по проходимому материалу, разобрать с помощью схем.

Практика. Совершенствовать ранее изученные маневры. Тактика нападения: атака в свободную зону, подача в игрока с нестабильным приемом. Тактика защиты: рациональная расстановка игроков, блок и страховка блокирующего, стабилизировать прием подачи

 2.ОФП.

Теория. Правила выполнения упражнений, порядок выполнения. Усложненный вариант выполнения упражнений. Самостоятельное составление комплекса упражнений. Страховка и самостраховка, терминология.

Упражнения   для  рук   и   плечевого  пояса.   Из   различных   исходных

положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и

разгибания рук,  вращения,  махи,  отведение  и  приведение  во  время

ходьбы и бега.

Упражнения    для    ног.    Поднимание    на    носки;    сгибание    ног    в

тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом

направлениях), выпады, подскоки, прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.

Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,

поднимание  прямых  и  согнутых  ног  в  положении  лежа  на  спине,

упражнения для развития брюшного пресса.

Упражнения   для    всех   групп   мышц.    Упражнения    со    скакалками,

набивными мячами.

Упражнения для развития силы.  Подтягивания из виса, отжимание в

упоре,   приседания   на   одной   и   двух   ногах.   Преодоление   веса   и

сопротивления     партнера,     лазание     по     канату.     Упражнения     на

гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от

30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.

Упражнения   для  развития   гибкости.   ОРУ   с   широкой   амплитудой

движения.     Упражнения    с    помощью    партнера.     Упражнения     на

гимнастической   стенке,   гимнастической   скамейке.   Упражнения   со

скакалкой сложенной вчетверо.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и

ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,

назад. Упражнения в равновесии. Метания.

Упражнения типа «полоса препятствий».

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание

предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые

упражнения с гимнастической скамейкой. Прыжки в длину с места,

многоскоки.

Упражнения для развития общей выносливости.  Бег равномерный и

переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до

1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.

З. Техническая подготовка.

Теория.     Объяснение     проходимого     материала.     Предупреждение

травматизма. Терминология. Технико - тактическая подготовка.

Практика. Совершенствование имеющихся навыков и умений. 

4. Специально-подготовительные упражнения.

Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка, ЧСС.  Приемы  самоконтроля.  Самостоятельное  составление занимающимися комплекса упражнений и опробование.

Практика.

Перемещения – прыжки, падения – на месте и после перемещения; сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков.

Передача – сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий; стоя спиной у сетки; в прыжке через сетку; с последующим падением назад и перекатом на спину; из зоны падения через сетку на заднюю линию.

Подача – нижняя в заданную зону; верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки; верхняя боковая подача мяча в держателе.

Нападающие удары – прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и средних по расстоянию передач, из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки, слабейшей рукой из зон 2 и 4 с переводом в право с поворотом туловища в право из зоны 2.

Прием мяча – сверху двумя руками: передача с расстояния 8 – 10 метров через сетку, нижней подачи, с последующим падением и перекатом – от передачи, удара одной рукой стоя, передачи в прыжке через сетку; снизу двумя руками: верхней прямой подачи, нападающего удара, передачи в прыжке через сетку, от сетки; снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер.

Блокирование – одиночное ударов из зон 4 и 2, в зоны 5 и 1 соответственно с высоких  и низких передач из зоны 3 в зону 5.

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).

 Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным

временем, с заданным темпом  перехода от защиты  к нападению  и

обратно.

5.Психологическая подготовка.

Теория. Подготовка к командным и индивидуальным действиям. Акцент на формирование волевых черт характера, предсоревновательный и соревновательный настрой. Сформировать умение самостоятельно готовиться к соревнованиям.

Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями.       Выбор       капитана      с      помощью       голосования. Психологическое восстановление. Подготовка к соревнованиям. 6.Контрольные тесты.

Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности проверки.

Практика. 

  • Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
  • Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
  • Передвижение.   Занимающийся  находится  за  лицевой  лиг
    сигналу  перемещается  спиной  в защитной  стойке,  после
    ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
    рывок   лицом   вперед   к   лицевой   линии   на   исходную   !
    Фиксируется общее время.
  • Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
    - Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
  • Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
  • Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
    рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
    времени фиксируется количество пройденных дистанций.
  • Бег 20м., 300 м., 1000м.

Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.

7.Медицинский осмотр.

Теория. Правила поведения в медицинском кабинете. Напомнить о

необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.

Практика.   Проведение   медицинского   осмотра   в   начале   года   и

медицинское осведетельствование перед играми.

8.Контрольные игры.

Теория. Рассказать о предстоящей игре.

Практика. Игровая подготовка.

9.Теоретическая подготовка.

Теория.    Профилактика   травматизма.    Инструкторская    и    судейская

практика.

Практика. Установка на игру и разбор результатов игры.

Ожидаемые результаты.    Воспитание    физических    качеств:    силы,    быстроты,

выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее

изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и

групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в

различных комбинациях.

Учебно - тематический план. Четвертый год обучения.

тема

Всего часов

теория

практика

1

Тактическая подготовка

20

4

16

2

ОФП

37

1

31

3

Техническая подготовка

20

3

17

4

Специальная физическая

35

1

31

5

Психологическая подготовка

10

3

7

6

Контрольные тесты

17

2

15

7

Медицинское обследование

7

1

6

8

Контрольные игры.

50

10

40

9

Теоретическая подготовка

20

3

17

Итого часов

216

37

179

Содержание программы четвертого года обучения. 1.Тактическая подготовка.

Теория. Сформировать представление о проходимых маневрах, дать теоретические знания по проходимому материалу, разобрать с помощью схем.

Практика.    Совершенствовать    ранее    изученные    маневры.    Тактика нападения: подача по линии, нападающие удары чередовать с обманами и скидками; тактика защиты: система зонной защиты.

2.ОФП.

Теория.    Правила    выполнения    упражнений,    порядок    выполнения. Усложненный    вариант    выполнения    упражнений.    Самостоятельное составление    комплекса   упражнений.    Страховка    и    самостраховка, терминология.

Практика.

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения. Сомкнутый и разомкнутый строй. Построение, выравнивание строя, расчет по строю. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения   для  рук   и   плечевого   пояса.   Из   различных   исходных

положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибания и

разгибания  рук,  вращения,  махи,  отведение  и  приведение  во  время

ходьбы и бега.

Упражнения    для    ног.    Поднимание    на    носки;    сгибание    ног    в

тазобедренных суставах, приседания, махи (в переднем, заднем и боковом

направлениях), выпады, подскоки, прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы.

Наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища,

поднимание   прямых  и  согнутых  ног  в  положении  лежа   на  спине,

упражнения для развития брюшного пресса.

Упражнения   для   всех   групп   мышц.    Упражнения    со    скакалками,

набивными мячами.

Упражнения для развития силы.  Подтягивания из виса, отжимание в

упоре,   приседания   на   одной   и   двух   ногах.   Преодоление   веса   и

сопротивления     партнера,     лазание     по     канату.     Упражнения     на

гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от

30м. до 100м. Выполнение ОРУ в максимальном темпе. Бег за лидером.

Упражнения   для  развития   гибкости.   ОРУ   с   широкой   амплитудой

движения.    Упражнения    с    помощью    партнера.    Упражнения    на

гимнастической   стенке,   гимнастической   скамейке.   Упражнения   со

скакалкой сложенной вчетверо.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и

ног. Кувырки вперед, назад, с разбега. Повороты вперед, в стороны,

назад. Упражнения в равновесии. Метания.

Упражнения типа «полоса препятствий».

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Перепрыгивание

предметов. «Чехарда». Комбинированные эстафеты. Метания. Групповые

упражнения с гимнастической скамейкой.  Прыжки  в длину с  места,

многоскоки.

Упражнения  для развития общей выносливости.   Бег равномерный  и

переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до

1км., для юношей до 2 км. Дозированный бег. Спортивные игры на время.

З. Техническая подготовка.

Теория.     Объяснение     проходимого     материала.     Предупреждение травматизма. Терминология. Технико - тактическая подготовка.

Практика. Совершенствование имеющихся навыков и умений.

Перемещение – сочетания перемещений, прыжков, падений с техническими приемами в нападении и защите.

Передача – сверху двумя руками: различные по высоте и расстоянию на месте после перемещений и остановки, с последующим падением, спиной после перемещения у сетки и из глубины площадки, в прыжке после имитации нападающего удара в зонах 2 – 3, 3 – 2.

Подача – верхняя прямая подача на силу, точность; верхняя боковая подача в правую и левую половину площадки.

Нападающие удары – прямой по ходу из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию передач, стоя лицом и спиной к нападающему: у сетки и из глубины площадки; с расстояния 2 – 3 метра от сетки; слабейшей рукой с поворотом туловища влево из зоны 4 с переводом вправо без поворота туловища из зон 4, 3, 2; боковой из зон 4 и 3 с высокой и средней передачи; имитация нападающего удара в замахе и передача через сетку в прыжке.

Прием мяча – сверху и снизу двумя руками в опорном положении и с последующим падением вправо и влево: от подачи, нападающего удара, обманной передачи; снизу одной рукой (правой, левой) в опорном положении и с падением влево и вправо: от обманной передачи, от сетки, от блока при ударе противника и партнера; снизу одной рукой с последующим падение вперед и перекатом на бедра и живот, падение вперед на руки и перекатом на грудь.

Блокирование – одиночное прямых ударов и с переводом, выполняемых в двух направлениях из зон 4, 3, 2, из двух соседних зон в известном направлении из каждой зоны, с удаленных от сетки передач, бокового удара; групповое блокирование ударов из зон 4, 3, 2 в различных направлениях.

 Специально-подготовительные упражнения. Теория. Правильное положение рук, ног, головы при передвижениях. Нагрузка,  ЧСС.  Приемы  самоконтроля.  Самостоятельное  составление занимающимися комплекса упражнений и опробование. Практика.

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки из разных положений лицом, боком, спиной вперед. Бег с максимальной частотой на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его и пр. Бег за лидером без смены и со сменой направления (челночный бег, лицом и спиной вперед, с поворотом, зигзагом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении.

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Метание мячей. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, на точность попадания).

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота. Передачи мяча в стену из различных исходных положений.  Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, остановки, передачи . Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступню точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Передвижения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 метра.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения    упражнений     в     беге,     прыжках,     технико-тактических

упражнений с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно.

Психологическая подготовка.

Теория. Подготовка к командным и индивидуальным действиям. Акцент на формирование волевых черт характера, предсоревновательный и соревновательный настрой. Сформировать умение самостоятельно готовиться к соревнованиям.

Практика. Объяснение спокойным тоном с четкой постановкой задачи и требованиями.       Выбор       капитана       с       помощью       голосования, психологическое восстановление. Подготовка к соревнованиям. Контрольные тесты.

Теория. Объяснение требований, критериев оценки, периодичности проверки.

Практика. 

  • Выполнение подач с различных точек в указанную зону . Фиксируется процентное отношение.
  • Нападающий удар на точность. Фиксируется процентное отношение.
  • Передвижение.   Занимающийся  находится  за  лицевой  лиг
    сигналу  перемещается  спиной  в защитной  стойке,  после
    ориентира изменяет направление. От центральной линии в!
    рывок   лицом   вперед   к   лицевой   линии   на   исходную   !
    Фиксируется общее время.
  • Верхняя передача с ограничением площади перемещения. Фиксируется время и количество передач
    - Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке – поочередно из каждой зоны. Для каждого года обучения указано кол-во приемов из числа заданных попыток.
  • Прыжок в длину и в высоту с места и с разбега.
  • Бег 40секунд. Из положения высокого старта по сигналу выполняются
    рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 сек. По окончании
    времени фиксируется количество пройденных дистанций.
  • Бег 20м., 300 м., 1000м.

Проверка проводится один раз в месяц для выявления и исправления ошибок, фиксирования и сопоставления полученных результатов.

7.Медицинский осмотр.

Теория.  Правила поведения  в  медицинском  кабинете.  Напомнить  о

необходимости соблюдения правил личной гигиены и режима дня.

Практика.    Проведение    медицинского    осмотра    в    начале    года    и

медицинское осведетельствование перед играми.

8.Контрольные игры.

Теория. Рассказать о предстоящей игре.

Практика. Игровая подготовка.

9.Теоретическая подготовка.

Теория.     Профилактика     травматизма.     Спортивные     соревнования.

Инструкторская и судейская практика.

Практика. Установка на игру и разбор результатов игры. Планирование и

контроль спортивной тренировки.

Ожидаемые результаты. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Овладение приемами игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным; индивидуальными и групповыми действиями, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях.

Методическое обеспечение программы.

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. Сущность метода заключается в логическом, последовательном устном или письменном изложении материала.

Беседа - диалогический метод обучение, при котором преподаватель путем постановки системы вопросов подводит занимающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы, групповые, фронтальные.

Объяснение - истолкование закономерностей, отдельных понятий, явлений изучаемого предмета. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми.

Реферирование - обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы. Применяется для самостоятельной подготовки занимающихся по заданной теме.

Наглядные методы. К наглядным методам относятся такие, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной взаимосвязи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности занимающихся. Их главное назначение - формирование практических умений и навыков.

Упражнение - многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Метод усложнения заключается в том, что сокращаются число пространственных   характеристик   условий   выполнения   действия    и реализации      двигательной      задачи,      усложняются      исходные      и заключительные положения и фазы технических действий, изменяются темп и ритм отдельных фаз в общей структуре технического приема,

               скорость выполнения, как отдельных фаз, так и приемов в целом.

Метод переключений основывается на смене тактических комбинаций и приемов по заранее обусловленным сигналам.

Метод моделирования основывается на принципах и приемах моделирования игровой деятельности конкретной команды или конкретного игрока.

Круговая тренировка представляет собой комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций».

Метод десенсибилизации - адаптация спортсмена к психически травмирующим факторам. Предварительно изучаются субъективно значимые для занимающегося соревновательные факторы, его опасения.

К методам психической тренировки относятся приемы, основанные на мышечной релаксации и мышечной активации.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а занимающиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Основной формой реализации программы является спортивная тренировка. Она включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками технической и тактической подготовки, приемами самоконтроля, основами психологической подготовки, повышение общей физической подготовки.

Групповая форма работы предусматривает работу и освоение программы группой учащихся.

Индивидуальная форма работы заключается в отработке элементов в индивидуальном порядке.

Соревнование - форма проведения занятий в условиях повышения эмоционального состояния занимающихся, с постановкой конкретных задач и их обязательным выполнением, с последующим разбором и исправлением ошибок.

Игра - применяется для повышения нагрузки, создания условий близких к соревновательным, отработки изученного материала.

Материально - техническое обеспечение программы.

  1. Спортивный зал.
  2. Площадка.
  3. Сетка с антеннами.
  4. Скакалки.
  5. Турники.
  6. Маты.
  7. Канат.
  8. Гимнастические скамейки.
  9. Набивные мячи.

  1. Гимнастические коврики.
  2. Секундомер.
  3. Баскетбольные мячи.
  4. Волейбольные мячи.
  5. Кегли.
  6. Кистевой тренажер

Материалы, которые необходимо иметь учащимся.

Спортивная форма

  • кроссовки с нескользящей подошвой или кеды
  • шорты или спортивные брюки
  • футболки для занятий в зале и на спортивной площадке
  • наколенники

Форма подведения итогов.

Результаты занимающихся проверяются на контрольных занятиях; соревнованиях; создание реферативной работы.

Список литературы для педагогов.

  1. Спортивные игры. Учебник для вузов./ Под редакцией
    Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004.
  2. Психология в современном спорте. - Брайент Дж. Кретти. - М.: ФиС, 1978.  
  3. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. / Под
    редакцией А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1984.
  4. Физиология человека. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб - М., Олимпия, Ргеss, 2001.
  5. Педагогика. М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко - М., Юрайт,
    2005.
  6. Психология физического воспитания. Е.П. Ильин - СПб, издательство РГПУ им. Герцена, 2000.
  7. Спортивный отбор. В.М. Волков, В.П. Филин - М.: ФиС, 1999.
  8. Психология детей и подростков. Л.М. Фридман – Издательство Института Психотерапии. М., 2003.
  9. Как сохранить психологическое здоровье подростков. О.В. Хухлаева
    М., Сентябрь, 2003.
  10. Возрастная психология. Н.В. Абрамова - Екатеринбург, Деловая
    книга, 2000.

Список литературы, использованной  для написания программы.

  1. Спортивные игры. Учебник для вузов./ Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2004.
  2. Психология в современном спорте. Брайент Дж. Кретти - М.: ФиС, 1978.
  3. Юный волейболист. Ю.Д. Железняк.  М. ФиС, 1988.
  4. Волейбол. Ю.Н. Клещев. М., 2005.
  5. Штурмующий вершины. Васильева В.В. Туркин В.Ф. М., 1976.
  6. Юный волейболист. Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. М., 1979.
  7. 300 соревновательно - игровых заданий. И.А. Гуревич, М., 1994.
  8. Волейбол. Путь к победе. Я. Мацудайра, Н. Икеда, М. Сайто. М., 1983.
  9. Волейбол. У истоков мастерства. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский. М., 1998.
  10.  Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. А.В. Ивойлов. М., 1981.
  11.  Подготовка юных волейболистов. Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов. М., 1967.
  12.  Биомеханика. В.И. Дубровский, В.Н. Федорова. М., Владос-пресс, 2003.

 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."

Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...

Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2

В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...

Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".

Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....

Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»

Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...

План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»

План-конспект проведения урока в разделе:  Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...

План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"

Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...