Программа дополнительного образования
рабочая программа по физкультуре (8 класс) на тему

Мальцев Александр Владимирович

"Начальная парашютная подготовка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_dop_obrazovaniya.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная парашютная подготовка»

 Программа  рассчитана на ребят 14-18 лет

Срок реализации данной программы 1 год

Воспитатель взвода воспитанников                                                         Мальцев Александр Владимирович

Пояснительная записка

Направление образовательной программы – Спортивно-техническая

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Всем известен тот факт, что в последнее время число молодых людей, увлекающихся экстремальными видами спорта, неуклонно растет. Растет и количество молодежи, приходящей в парашютные и аэроклубы. Проблема заключается в том, что в силу экономической ситуации, сложившейся в стране, практически все существующие аэроклубы работают на коммерческой основе и напрямую зависят от количества людей, совершающих оплачиваемые прыжки. По этой причине на подготовку человека к совершению первого прыжка с парашютом уходит около 2-3 часов, а сама подготовка ограничивается кратким инструктажем и показом действий парашютиста в том или ином случае, без должной отработки и контроля усвоения материала. В то-же время статистика парашютных происшествий показывает, что 95% травм, полученных при совершении первого прыжка с парашютом, получены из-за «недоученности» совершающего прыжок.

  Актуальность данной программы дополнительного образования заключается в том, что воспитанник, прошедший курс обучения, будет уже практически готов к совершению прыжка с парашютом, так как основной упор в тематике программы делается на практическую отработку элементов прыжка. Это сделано для того, чтобы довести все действия обучаемых до автоматизма, что сведет к минимуму травматизм и обеспечит сохранность жизни и здоровья при совершении прыжков с парашютом. Так же немаловажно, что при изучении данного курса рассматриваются вопросы истории развития парашютизма и парашютостроения в нашей стране, чем достигается патриотическая составляющая.

 Обучение проходит в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями каждого подростка. Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на гармоничное развитие индивидуальных физических и морально-волевых   данных, формирование характера, коммуникативных навыков нахождения в коллективе, здорового образа жизни. Занятия данного курса должны обеспечивать условия для самоутверждения, самовыражения и самореализации в коллективе сверстников, а также развития силы воли и стремления к достижению поставленных задач.  

Педагог в организации обучения использует гуманистические методы, выступая в качестве старшего товарища, всегда готового поддержать и помочь, показать собственным примером, передать свои умения, приемы и навыки.

Новизна и особенность данной программы заключается в том, что в программу введены вопросы истории развития отечественного парашютизма и патриотического воспитания подростков на героических примерах воинов-десантников. Так же увеличено количество часов и вопросов практической отработки.

Содержательной основой программы являются первоначальные знания по истории создания и развития парашютов и парашютной техники, устройстве воздушно-десантной техники, особенностях ее конструкции и эволюции. В программе предусматривается расширение кругозора учащихся, формирование устойчивого интереса к военной технике и историческим событиям.

Цель программы:

 - сохранение жизни и здоровья воспитанников при совершении парашютных прыжков;

 - воспитание разносторонней, гармонично развитой личности, гражданина-патриота, способного стать достойным и полноправным членом нашего общества;

 -  обеспечение занятости, заинтересованности, агитационно-воспитательной работы и пропаганды полезного и здорового образа жизни в свободное от учебы время;

 -  формирование навыков и умений, необходимых для совершения парашютных прыжков.

Задачи

Образовательные:

1. Ознакомить воспитанников с историей создания парашюта и парашютных систем,  историей и развитием парашютизма;

2. Изучить назначение, устройство и принцип действия составных частей и механизмов парашюта;

3. Овладеть навыками укладки парашютов, в совершении прыжка с парашютом и действий в экстремальных ситуациях при совершении прыжка с парашютом;

Развивающие:

  1. расширить кругозор учащегося;
  2. развить техническое, логическое и образное мышление;
  3. развить память, творческое воображение и фантазию;
  4. Развить силу, ловкость, внимание, координацию движений, быстроту реакции;
  5. развитие мотивации личности воспитанника к познанию.

Воспитательные:

  1. воспитание патриотизма;
  2. воспитание чувства товарищества и взаимовыручки;
  3. воспитание трудолюбия и настойчивости в достижении поставленной цели;
  4. подготовка подростков к выполнению воинского долга на основе знакомства с воздушно-десантной техникой и ее боевым применением в современной Российской Армии.

Уровень освоения программы:

Ознакомительный (Углубленный) – развитие познавательных интересов подростков, расширение кругозора, обогащение опыта общения, повышение уровня информированности в области истории создания и применения парашютов и парашютной техники, совместной образовательной деятельности.

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Срок реализации программы - 1 год

Набор в кружок осуществляется на свободной основе, по желанию подростков.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения – 73 часа

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (2 часа в неделю, 73 часа в год)  

Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материальной базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Форма организации занятий: 

Занятия проводятся в группе, состоящей из 10-15 человек, но дополнительно возможны и индивидуально-групповые занятия.

Формы учебной работы, методы и средства обучения

Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков.

Типы занятий

Теоретические, практические, контрольно-проверочные, тренировочные, экскурсии,  игровые, соревнования.

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. Теория закрепляется одновременно на практике.

Уровни организации образования:

  • начальный – пробуждение интереса, закрепление интереса к теме, радость от результата деятельности.
  • репродуктивный – умение профессионально повторить изученный материал.
  • креативный (творческий).

Развитие творческого воображения основывается на специально организованном наблюдении действительности и ознакомлении с общественно-бытовой и материальной стороной изображаемых событий. С этой целью организовываются беседы, лекции, посещение музеев, дни «открытых дверей» в военных учебных заведениях.

Неотъемлемая часть программы – проведение праздника связанного с исторической датой. Деятельность воспитанников в подготовке праздника способствует развитию у них инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, воспитывает коллектив единомышленников.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа, дискуссия.

Наглядные методы обучения:

  • показ видеоматериалов, иллюстраций – информационный;
  • показ, исполнения педагогом.

Практические методы обучения:

  • практическая отработка вопросов
  • выполнение творческих работ (доклад по теме).

Формы проведения занятий:

  • лекция, практика, тренировка, просмотр видеоматериалов, экскурсия и др.

Ожидаемые результаты и система их диагностирования

По окончании обучения учащиеся должны:

  • интересоваться историей возникновения и создания парашютов и парашютной техники;
  • знать назначение, состав, устройство, принцип действия частей и механизмов людских десантных парашютов;
  • уметь действовать в различных ситуациях при совершении прыжка с парашютом;
  • научиться использовать специальную терминологию, пользоваться методическими пособиями и литературой;
  • научиться логически мыслить, делать выводы на основе изученного материала, высказывать собственную точку зрения на поставленный вопрос;

Способы проверки результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • устный опрос;
  • самоконтроль;
  • практическая отработка нормативов;
  • творческие работы (доклад, сообщение, презентация);

В соответствии с учебным планом в конце каждой темы проводится контрольно- проверочное занятие в виде контрольного опроса или практической отработки нормативов,  на котором выясняется степень овладения учащимися материалом.

Формы итогового контроля:

 открытое занятие;  представление докладов (презентаций).

Методические указания

Основным методом изучения теоретических вопросов является рассказ с показом на материальной части и демонстрацией наглядных пособий, с широким использованием технических средств обучения.

Продолжительность занятия устанавливается, исходя из поставленных целей, и  составляет 2 часа.

Изучение теоретического курса необходимо увязывать с последующей отработкой практических вопросов.

Изучение практических вопросов основывается на принципе: «РАССКАЗ-ПОКАЗ-ТРЕНИРОВКА».

На практических занятиях основными методами обучения является показ и практическое выполнение. Показ сопровождается объяснением.

Самостоятельная подготовка учащихся проводится на основе индивидуальных заданий. В ходе самоподготовки даются консультации по наиболее трудным вопросам программы.

На всех занятиях у учащихся воспитывается бережное отношение к материальной базе, оборудованию и инструменту, расходованию запасных частей и материалов.

На занятиях должны соблюдаться требования безопасности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 «Начальная парашютная подготовка»

73 часа в год

(1 год обучения. 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практические занятия

Общие положения требований безопасности

2

2

-

Тема№1: История создания и развития парашюта и парашютной техники

4

4

-

Тема№2: Назначение, общее устройство и принцип действия людских десантных парашютов

6

6

-

Тема№3: Порядок и правила укладки парашютной системы Д-6

7

2

5

Тема№4: Порядок и правила укладки парашютной системы З-5

7

2

5

Тема№5: Наземная отработка элементов прыжка с парашютом

40

12

28

Обобщающие занятия

6

6

-

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО:

73

33

40

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Вводное занятие. Общие положения требований безопасности.

2 часа. Теоретическое. Требования безопасности при проведении занятий по парашютной подготовке. Требования безопасности при совершении прыжка с парашютом. Правила пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда. Порядок использования противопожарного оборудования. Предупреждение травм.

ТЕМА 1. История создания и развития парашюта и парашютной техники.

Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. История парашюта и парашютизма: «От Да Винчи до Котельникова». Развитие ранцевых парашютов. Типы современных парашютов.

Занятие 2 – 2 часа. Теоретическое. История создания и становления воздушно-десантных войск. Типы парашютов и парашютной техники, применяемые в ВДВ.

ТЕМА 2. Назначение, общее устройство и принцип действия людских десантных парашютов.

Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютной системы Д-6. 

Занятие 2 – 2 часа. Теоретическое. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютной системы З-5. 

Занятие 3 – 2 часа. Контрольно-проверочное. Назначение, общее устройство и принцип действия основных частей и механизмов парашютных систем Д-6 и З-5. 

ТЕМА 3. Порядок и правила укладки парашютной системы Д-6.

Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

Занятие 2 – 4 часа. Практическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

Занятие 3 – 3 часа. Контрольно-проверочное. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

ТЕМА 4. Порядок и правила укладки парашютной системы З-5.

Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

Занятие 2 – 4 часа. Практическое. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

Занятие 3 – 3 часа. Контрольно-проверочное. Подготовка рабочего места для укладки парашютов. Правила укладки и контроля. Правила осмотра ПС перед укладкой. Этапы укладки. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка ПС к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Переноска и перевозка парашютов. Оформление документации на парашюты.

ТЕМА 5. Наземная отработка элементов прыжка с парашютом.

Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Требования безопасности и правила поведения на борту самолета (вертолета) перед совершением прыжка. Порядок отделения от самолета, комплекс действий парашютиста при отделении от самолета (вертолета) до момента раскрытия основного парашюта.

Занятие 2 – 4 часа. Практическое.  Тренировка в отделении от самолета, отработка комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом на макете ЛА.

Занятие 3 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста в воздухе при выполнении прыжка со стабилизацией падения после раскрытия купола основного парашюта. Действия парашютиста в случае перехлеста, схождения, влета в стропы или опускании на купол другого парашютиста.

Занятие 4 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста в воздухе при выполнении прыжка со стабилизацией падения после раскрытия купола основного парашюта. Отработка действий парашютиста в случае перехлеста, схождения, влета в стропы или опускании на купол другого парашютиста.

Занятие 5 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий в аварийных ситуациях, правила пользования запасным парашютом.

Занятие 6 – 4 часа. Практическое. Отработка действий в аварийных ситуациях. Тренировка в использовании запасного парашюта при полном и частичном отказе основного парашюта.

Занятие 7 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении.

Занятие 8 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении. Тренировка на трамплине и голеностопе.

Занятие 9 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении на здание, лес, линию электропередач и при приводнении.

Занятие 10 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении на здание, лес, линию электропередач и при приводнении.

Занятие 11 – 2 часа. Теоретическое. Порядок действий парашютиста при приземлении в сильный ветер. Порядок укладки парашюта для транспортировки после совершения прыжка.

Занятие 12 – 4 часа. Практическое. Отработка действий парашютиста при приземлении в сильный ветер. Тренировка в укладке парашюта для транспортировки после совершения прыжка.

Занятие 13 – 4 часа. Контрольно-проверочное. Наземная отработка элементов прыжка с парашютом.

 Обобщающее занятие.

Занятие 1 – 6 часов. Экскурсия. Посещение аэроклуба. Наблюдение за работой парашютной системы и действиями парашютистов при совершении прыжков.

 Итоговое занятие

Занятие 1 – 1 час. Открытое занятие, подведение итогов обучения.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Для реализации данной программы необходимо:

- Теоретические занятия проводятся в учебном классе (занятия по темам №3 и №4 проводятся в спортивном зале).

- Практические занятия по теме №5 проводятся на спортивном городке, оборудованном перекладинами.

 В качестве наглядного пособия в классе должны быть:

- Иллюстративный материал (портреты, фотографии, плакаты по парашютному спорту и воздушно-десантной подготовке);

- Компьютер и видеопроектор;

- Телевизор;

- DVD-проигрыватель;

- DVD диски с фильмами;

- Учебные парашютные системы Д-6, З-5;

- Макеты парашютов и подвесных систем;

- Учебная литература по предмету (см. библиография для учащихся и педагога).

Литература для педагога

Литература для обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...