Пояснительная записка и рабочая программа по физкультуре для 1-3 классов
календарно-тематическое планирование по физкультуре по теме

Пояснительная записка

Рабочая программа по физкультуре 2014 - 2015 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1-3_klass_2014-2015.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

   для учащихся 1 – 3  класса

 на 2014 – 2015   учебный  год

           

                   

                             Учитель высшей      

                                                    квалификационной категории

                 Петс С.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре для 1 – 3  классов разработана на основе:

  • «Комплексная программа физического воспитания 1 – 11  классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г.

Программа рассчитана на 99 часов в 1 классе и 105 часов во 2 – 3  классах из расчета 3 часа в неделю.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часа в год, (3 часа в неделю).

Для реализации образовательной программы 1 – 3 классов по физической культуре  используется УМК:

№ п/п

Наименование учебного пособия

Автор

Год издания

1

Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы

В.И.Лях, А.А.Зданевич

Москва: «Просвещение»,2010

2

Справочник учителя физической культуры

П.А.Киселев, С.Б.Киселева

Волгоград: «Учитель»,2008

3

Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы

Н.И.Дереклеева

Москва: «ВАКО»,2007

4

Подвижные игры 1-4 классы

А.Ю.Патрикеев

Москва: «ВАКО»,2007

5

Зимние подвижные игры 1-4 классы

А.Ю.Патрикеев

Москва: «ВАКО»,2009

6

Дружить со спортом и игрой

Г.П.Попова

Волгоград: «Учитель»,2008

7

Физкультура в начальной школе

Г.П.Болонов

Москва: «ТЦ Сфера»,2005

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональным компонентом. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается с первого полугодия второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1–3 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич).  

Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».

Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
  • формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
  • развитие координационных способностей;
  • формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
  • приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
  • обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;
  • развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой  и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.

Базовый компонент  составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

1

2

3

1

Базовая часть

80

84

68

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры

20

18

15

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

17

24

16

1.4

Легкоатлетические упражнения

22

25

22

1.5

Кроссовая подготовка

21

17

15

2

Вариативная часть

19

21

37

2.1

Подвижные игры c элементами баскетбола

19

21

21

2.2

Лыжная подготовка

12

2.3

Теоретические основы

4

ИТОГО:

99

105

105

Содержание учебного предмета во 2 классе

Год/четверть

Общее количество часов

Из них зачетов

По плану

Фактически

По плану

Фактически

Год

105

29

1 четверть (9 недель)

27

5

2 четверть (7 недель)

21

7

3 четверть (10 недель)

30

7

4 четверть (9 недель)

27

10

Содержание учебного предмета во 3 классе

Год/четверть

Общее количество часов

Из них зачетов

По плану

Фактически

По плану

Фактически

Год

105

24

1 четверть (9 недель)

27

7

2 четверть (7 недель)

21

4

3 четверть (10 недель)

30

5

4 четверть (9 недель)

27

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Базовая часть:

                            - Основы знаний о физической культуре:

                                            - естественные основы

                                            - социально-психологические основы

                                            - приёмы закаливания

                                            - способы саморегуляции

                                            - способы самоконтроля

                            - Легкоатлетические упражнения:

                                            - бег

                                            - прыжки

                                            - метания

                            - Гимнастика с элементами акробатики:

                                             - построения и перестроения

                                             - общеразвивающие упражнения с предметами и без

                                             - упражнения в лазанье и равновесии

                                             - простейшие акробатические упражнения

                                             - упражнения на гимнастических снарядах

                           - Кроссовая подготовка:

                                             - освоение техники бега в равномерном темпе

                                             - чередование ходьбы с бегом

                                             - упражнения на развитие выносливости

                            - Подвижные игры:

                                               - освоение различных игр и их вариантов

                                               - система упражнений с мячом

                            2. Вариативная часть:

                            - подвижные игры с элементами баскетбола

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

Нормативы

2 класс

3 класс

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

1

Бег 30 м (сек.)

м

6,0

6,6

7,1

5,7

6,2

6,8

д

6,3

6,9

7,4

5,8

6,3

7,0

2

Бег 1000 м (мин,сек.)                                  ("+" - без учета времени)

м

+

+

+

+

+

+

д

+

+

+

+

+

+

3

Челночный бег 3х10 м (сек.)

м

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

4

Прыжок в длину с места (см)

м

150

130

115

160

140

125

д

140

125

110

150

130

120

5

Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см)

м

80

75

70

85

80

75

д

70

65

60

75

70

65

6

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

м

70

60

50

80

70

60

д

80

70

60

90

80

70

7

Отжимания (кол-во раз)

м

10

8

6

13

10

7

д

8

6

4

10

7

5

8

Подтягивания (кол-во раз)

м

3

2

1

4

3

2

9

Метание т/м (м)

м

15

12

10

18

15

12

д

12

10

8

15

12

10

10

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)

д

23

21

19

25

23

21

м

28

26

24

30

28

26

11

Приседания (кол-во раз/мин)

м

40

38

36

42

40

38

д

38

36

34

40

38

36

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)

   

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Учащиеся должны знать:

Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;

О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;

О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

О физических качествах и общих правилах их тестирования;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;

О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку (с)

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м

Передвижение на лыжах 1.5 км

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3x10 м (с)

11.0

11.5

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 5-9 классов

Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образователь...

пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З.

пояснительная записка (с примерным распределнием часов по темам ) к рабочей  программе по английскому языку 10-11 класс "Английский с удовольствием" Биболетова М.З. составлена для учащихся с ОЗВ ...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 6 класс.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 6 класса разработана  на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физ...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 5 класс.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 5 класса разработана  на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физ...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре. 3 класс....