Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием
методическая разработка по физкультуре на тему

 

 

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием

Антоненкова О.В.

Тренер по плаванию

МБОУ ДОД ДЮСШ

по плаванию города Ярцево

Здоровье – одна из главных ценностей человека. Однако в последние годы медицинская статистика свидетельствует о том, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается и в школу поступает  только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Причины самые разные: от объективных факторов (нарушение экологии) до субъективных  (снижение двигательной активности, несбалансированное питание, психологическое перенапряжение, отсутствие личной заинтересованности  в сохранении  здоровья. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление государственной политики.

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит становление всех жизненно важных систем  и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества, выносливость и работоспособность, приобретаются культурно – гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Поэтому оздоровление детей (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваемости, создание условий для ЗОЖ) – одна из важнейших задач каждого ДОУ.

                Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека (формулировка, разработанная  ВОЗ).

Признаки здоровья:

* специфическая и неспецифическая устойчивость к действиям повреждающих факторов;

* показатели роста и развития;

* функциональное состояние и резервные возможности организма;

* наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

* уровень морально-волевых  и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье зависит от следующих факторов:

20% - наследственные факторы

20% - условия внешней среды

10% - системы здравоохранения

50% - образ жизни самого человека

Необходимо комплексно решать задачи физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития ребенка, его подготовки к школе, активно внедряя в воспитательно – образовательный процесс такие технологии, применение которых помогло бы снизить психофизиологические затраты дошкольников, улучшить их психоэмоциональное и физическое состояние, раскрыть и повысить потенциальные интеллектуальные и творческие способности, т.е. здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.

Цели здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании  – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и  укреплении здоровья.

Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Области здоровьесбережения

  • Медико-гигиеническая
  • Медико-профилактическая
  • Коррекционная
  • Физкультурно-оздоровительная
  • Информационно-просветительская
  • Образовательная
  • Спортивно-досуговая
  • Экологическая

Основные физкультурно- оздоровительные направления в ДОУ

  • определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
  • рациональная организация двигательной активности детей;
  • система эффективного закаливания детей;
  • обеспечение рационального питания;
  • создание условий для оздоровительных режимов детей;
  • комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
  • учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
  • формирование основ валеологических знаний;
  • физкультурные занятия/плавание;
  • интегрированные оздоровительные занятия;
  • занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
  • сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
  • профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.

Самыми лучшими лекарственными средствами являются те, которые стимулируют наши собственные целебные силы и повышают сопротивляемость организма, его устойчивость к воздействию микробов и других вредоносных факторов. Этим средством является здоровый образ жизни и использование естественных защитно-приспособленных сил организма:

1) режим дня;

2) закаливание;

3) рациональное питание;

4) физическая культура и спорт, как важнейший фактор оздоровления организма.

Разные виды физической  активности неодинаково влияют на различные системы в организме человека.

 Одним из эффективнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие на детей, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Использование бассейна в ДОУ способствует:

* повышению двигательной активности детей;

* разнообразию закаливающих процедур;

* усилению оздоровительной направленности учебного процесса;

* снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28

Гигиенический душ

До и после занятий в бассейне.

Сауна с учетом групп здоровья

Жар сауны — сильный раздражитель. Сауна стимулирует деятельность сердца, кровь обильно орошает разные органы, в том числе спинной и головной мозг, нервы, обогащая их кислородом, что дает толчок многим физиологическим реакциям. Необходимо учитывать показания и противопоказания детей.

Массаж

  • самомассаж
  • взаимомассаж

  • точечный

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Закаливание

  • босохождение
  • солевое закаливание

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды; 0,5 кг на 5 л. воды.

Солевой раствор раздражает рецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. При этом увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло.

Фиточай

  • отвар шиповника

Фиточай восполняет водный баланс, является дополнительным источником витаминов и минеральных веществ.

Игры на воде

  • Подвижные

  • На согласование речи с движением
  • Пальчиковые

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Упражнения на релаксацию

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Музотерапия

  • Музсопровождение ритмических моментов
  • Музоформление фона занятий

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Упражнения на дыхание

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Работа с родителями

  • Консультации
  • Уголки здоровья
  • Папки - передвижки

Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....

Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.

 Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих ...

Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»

Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...