Главные вкладки

    Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим методом.
    статья по физкультуре на тему

     Коломыц Николай Владимирович

       За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение    имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления     здоровья  детей, их гармонического развития, повышения работоспособности    организма и совершенствования функциональных возможностей. (И.Т. Иванов 2002).

    Научными исследованиями (З.И. Кузнецовой, 1975; Ф.Г.  В.М. Борисовой авт. 1992; А.В. Склярова, 1992; В.М. Минбулатов и авт. 1992 и др.) при дифференцированном подходе в изучении физического развития учащихся городских и сельских школ, выявлено преимущество  последних (Е.П. Радин 1924). Выявленные возрастные особенности физического развития школьников сельской местности обусловленные, с одной стороны влиянию социально-бытовой среды, а с другой - систематическими занятиями физическими упражнениями на обязательных школьных уроках, а также иных форм физического воспитания в режиме дня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изучению физического развития подрастающего поколения в нашей стране, на всем ее историческом отрезке времени уделяется достаточно пристальное внимание. Государство, на всем протяжении жизни детей от рождения и заканчивая пребыванием их во всех структурах образовательных учреждений берет  на себя заботу о постоянном улучшении здоровья населения.

    Принятое в стране диспансерное обслуживание,  и детей, подростков, юношей и девушек, взрослого населения позволяет прослеживать рост и развитие человека с момента его рождения. По выражению Н.А. Семашко, “по всему пути ребенка охраняется его здоровье”. Систематическое изучение физического развития подрастающего поколения позволило установить средние показатели тотальных размеров тела, характерные в определенный отрезок времени для различных возрастно-половых и национальных  групп. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков проводятся в различных населенных пунктах. Один из ведущих теоретиков учения о физическом развитии человека  В. В. Бунак (1960) считает, что развитие это комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас физических сил организма.    Особое внимание   он обращает на «закономерные взаимосвязи изменчивости, как структурных признаков, так и функциональных.          

       Без установления этих закономерностей невозможно, дать морфофизиологическую характеристику группы или индивидуума»,  стандарты физического развития школьников, полученные в результате этих исследований, являются исходными для разработки оценочных таблиц, характеризующих физическое развитие учащихся в  конкретном возрастном периоде. Полученные средние показатели оценочных таблиц могут быть использованы как стандарты научными и практическими специалистами для индивидуальной оценки физического развития учащихся и для отбора в спортивные секции. (Л.Н. Терентьева 1971, Т.Н. Коваль 1958).

       За последние годы вопросы физического воспитания все больше привлекают внимание педагогической медицинской и родительской общественности. Установлено, какое большое значение    имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления     здоровья  детей, их гармонического развития, повышения работоспособности    организма и совершенствования функциональных возможностей. (И.Т. Иванов 2002).

    Научными исследованиями (З.И. Кузнецовой, 1975; Ф.Г.  В.М. Борисовой авт. 1992; А.В. Склярова, 1992; В.М. Минбулатов и авт. 1992 и др.) при дифференцированном подходе в изучении физического развития учащихся городских и сельских школ, выявлено преимущество  последних (Е.П. Радин 1924). Выявленные возрастные особенности физического развития школьников сельской местности обусловленные, с одной стороны влиянию социально-бытовой среды, а с другой - систематическими занятиями физическими упражнениями на обязательных школьных уроках, а также иных форм физического воспитания в режиме дня.

    Методы изучения физического развития учащихся, как и всякие другие методы исследования, определяются стоящими задачами исследования. Успех исследования зависит от того, насколько удачно выбран метод, а использованные методики точны и соответствуют задачам исследования.
      В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние социальных
    факторов на уровень физического развития подрастающего поколения; получить материалы, позволяющие судить о закономерностях роста и сдвигах в физическом развитии учащихся в зависимости от меняющихся внешних условий жизни; показать величины этих сдвигов и их динамику.       Для решения поставленных задач необходимо было собрать данные, отражающие динамику физического развития учащихся, и получить средние групповые величины основных показателей их физического развития путем одновременного изучения различных возрастных групп. Этот метод носит название генерализирующего метода изучения физического развития человека. Впервые он был применен бельгийским ученым А. Кетле с целью изучения закономерностей роста человека. Изучение генерализирующим методом физического развития различных социальных групп населения, началось в конце ХIХ века.   Сущность генерализирующего метода  состоит в том, чтобы найти законы развития организма  на основании массовых наблюдений детей разного возраста. (В.М. Зациорский и авт. 1969)

    В России также изучение физического развития учащихся генерализирующим методом проводилось  многими врачами и педагогами.         Совершенно ясно, что с тех пор коренным образом изменились не только способы отбора данных генерализирующим методом, но и в особенности обработка этих данных. Заслуга советских ученых состояла в том, что в СССР была унифицирована методика изучения физического развития человека. В составлении групповых стандартов физического развития на основании генерализирующего метода исследования советские авторы исходили из «понимания физического развития как очень сложного явления, связанного в своих вариациях со многими разнообразными факторами: социальными, экономическими, географическими, бытовыми и пр.» (В.В. Бунак, 1962). Оценка физического развития населения проводится с помощью вариационно-статистического анализа. Оценка динамики физического развития школьников производилась  путем сопоставления средних основных показателей их физического  развития, а также на основании сравнения процентного распределения учащихся с физическим развитием средним,   выше среднего и ниже среднего. Это характеризовало уровень физического   развития — качественные градации, установленные по средним величинам  тотальных размеров тела (Б.А. Никитюк 1978; В.М. Баршай 1987, В.П. Филин 1982, Н.Л. Фомин 1982, Т.Ю. Крунцевич 1985).  

       Изучение динамики основных показателей физического развития детей и  подростков, юношей и девушек, проведенное генерализирующим методом, выявило определенные закономерности роста. Уже давно была установлена большая изменчивость основных показателей физического развития учащихся в пределах каждой возрастно-половой группы. Наиболее резко она выявлялась в период полового созревания подростков. Отмеченная вариабельность основных признаков физического развития соответствовала   индивидуальной изменчивости строения и топографии органов и систем у здоровых и нормальных людей. Характеристика физического развития учащихся, полученная генерализирующим методом исследования, отражена в работе  Д.И. Арона  (1956). А.Г. Цейтлина 1963), А.Б. Ставицкой (1959) и др. Применение математического анализа позволило В. В. Бунаку обосновать ряд положений о закономерностях роста человека, которые нашли отражение в последующих работах (П. Н. Башкиров (1962), Д.П. Бунимович (1954), Н. С. Смирнова (1962), В. С. Соловьева (1964), А. М. Урысон (1962) и др.). В работах этих авторов имелись указания на то, что при росте тотальных размеров тела, выведенные на основании генерализирующего метода исследования, не отражали действительного процесса их изменения. Это происходило вследствие искусственного сглаживания или как бы усреднения приростов морфологических показателей.    

    А.О. Карнацкий (1946) параллельно с генерализирующим методом, впервые применила метод индивидуализирующего, длительного наблюдения и убедительно показала разницу в абсолютных скоростях роста морфологических признаков в пользу индивидуализирующего, как более дифференцированного, и длительного индивидуального  наблюдения за испытуемыми.  

    Физическое развитие человека в онто - и филогенезе зависит от унаследованных особенностей и от сложного комплекса социальных условий, имеющих    решающее значение. Таким образом, под физическим развитием человека понимается комплекс морфофункциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества. (С.В. Хрущев 1980)

    Каждому периоду жизни растущего человека (грудному,                                                  детскому, подростковому, юношескому) свойственны определенные                                                                 соотношения в интенсивности роста отдельных частей тела и его органов.
      При оценке физического развития детей и подростков обычно учитывают следующие показатели: а) соматометрические — длина и вес тела, окружность грудной клетки, длина туловища и конечностей; б) стоматоскопические — форма грудной клетки, спины, ног, стопы; осанка, рельеф и упругость мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, окраска слизистых, половое созревание; в) физиометрические - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти руки и др. (Х. Бубе, Г. Фек, 1968)  

    Систематическое изучение динамики физического развития,  
    а также анализ   физического развития школьников, принадлежавших к различным социальным классам, выявили зависимость физического развития человека от факторов внешней среды, социально-бытовых условий и климатогеографических зон. При сравнении данных различных исследований, проведенных генерализирующим методом в одни и те же годы, оказалось, что четкая закономерность в возрастной динамике приростов не выявлялась. Величина приростов была получена путем вычисления разности между среднегодовыми данными двух смежных возрастно-половых групп. Средние величины годичных приростов значительно варьировали, что можно было объяснить неравенством интервалов наблюдения, разным соотношением в группе возрастных подгрупп и т.д. Однако это и подтвердило мнение о том, что годичные приросты, полученные по таблицам стандартов, благодаря их вариабельности, не могли давать достаточно точных представлений о средней величине прироста. Наблюдавшуюся неравномерность годичных прибавок можно несколько сгладить, если вычислять не годичные приросты, а группировать данные. Следует брать больший отрезок времени — в 2—З года, учитывая возрастно-половые особенности учащихся по В.В. Бунаку (1960), только в этом случае возможно более или менее правильно представить закономерности прироста основных показатели физического развития.

    ГОДОВОЙ ПРИРОСТ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ СРАВНЕНИИ ДВУХ СПОСОБОВ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПО Г.П. САЛЬНИКОВОЙ)

                                                                                                                      Таблица1

    возраст лет

    МАЛЬЧИКИ

    ДЕВОЧКИ

    ПОКАЗАТЕЛИ

    ДЛИНЫ

    ТЕЛА

    ПОКАЗАТЕЛИ

    МАССЫ

    ТЕЛА

    ПОКАЗАТЕЛИ

    ОКРУЖ. ГРУД. КЛЕТКИ

    ПОКАЗАТЕЛИ

    ДЛИНЫ

    ТЕЛА

    ПОКАЗАТЕЛИ

    МАССЫ

    ТЕЛА

    ПОКАЗАТЕЛИ

    ОКРУЖ. ГРУД.

    КЛЕТКИ

    ген.

    мет.

    инд.

    мет.

     разн.

     ген.

     мет.

    инд.

    мет.

    разн.

    ген.

    мет.

     инд.

    мет.

    разн.

    ген.

    мет.

    инд.

    мет

     разн.

    ген. мет.

    инд. мет.

    разн.

    ген.

    мет.

    инд.

    мет.

    разн.

    10-11

    4,2

    5,4

    1,2

    2,1

    3,3

    1,2

    1,9

    2,7

    0,8

    5,9

    6,4

    0,5

    3,9

    3,8

    -0,1

    3,3

    3,3

    0

    11-12

    2,9

    5,4

    2,5

    1,9

    3,7

    1,8

    1,4

    2,7

    1,3

    6,2

    6,2

    0

    3,1

    5,6

    2,5

    2,3

    3,7

    1,4

    12-13

    7,0

    6,1

    -0,9

    5,2

    4,9

    -0,3

    2,9

    2,9

    0

    7,7

    6,2

    -1,5

    6,8

    5,6

    -1,2

    4,8

    3,6

    -1,2

    13-14

    8,4

    7,4

    -1,0

    6,8

    6,2

    -0,6

    5,2

    4,3

    -0,9

    1,9

    4,4

    2,5

    4,1

    5,1

    -1,0

    3,9

    4,1

    0,3

    Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование – т.е.  приобретение организмом характерных, присущих ему  форм. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница между отдельными этапами, или периодами жизни сводится не только к количественным, но и к качественным изменениям. А.А. Маркосян (1969) к общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологических систем. Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией нервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию.   Средние приросты основных показателей физического развития, полученные по стандартам, следует проверять и уточнять индивидуализирующим методом исследования.  А.О. Карнацкий (1926) который пишет об индивидуализирующем методе наблюдений как о неизмеримо более трудном и хлопотливом, чем генерализирующий метод поскольку связан с длительным сроком наблюдений. Индивидуализирующий метод наблюдений,   может дать нам ясное представление о ходе возрастного изучения антропометрических показателей   в зависимости от многих факторов, действующих на него.   По его мнению, законы физического развития должны изучаться с помощью комбинированного метода, объединяющего индивидуализирующий и генерализирующий методы. (табл. 1)

     Изучение динамики физического развития школьников методом индивидуальных исследований проверяет, уточняет, подтверждает или отрицает те теоретические положения, которые были установлены на основании изучения показателей массового одноразового разновозрастного осмотра учащихся. (В.И. Лях 1998)

    Основными антропометрическими показателями является длина и масса тела. Дополняя эти измерения, используют данные окружности груди, силы кистевой динамометрии и жизненную емкость легких.

    На динамическое развитие этих показателей оказывают влияние  социально-экономические условия: труд в быту, гигиенические условия, материальное обеспечение; климатогеографические: умеренный климат оказывает благоприятное влияние на увеличение длины тела, время года, наследственность, деятельность функций желез внутренней секреции. Наиболее интенсивное увеличение антропометрических показателей наблюдается весной и летом: с марта по август месяцы.

      Рост человека является единым, целостным процессом, в котором увеличение размеров, дифференцировка тканей, органов их функциональное совершенствование в той или иной мере определяются предыдущим состоянием организма. При нормальном развитии детей интенсивность роста и его продолжительность зависят от тех социальных условий, в которых растут и развиваются дети, подростки, юноши и девушки. Плохое                     питание, тяжелый труд замедляют рост и задерживают половое                                                созревание. Положительные сдвиги в физическом развитии подрастающего                        поколения отражают улучшающееся материальное благосостояние                 народа. Под влиянием улучшающихся условий жизни изменилась                       продолжительность и интенсивность роста человека. По материалам                                  генерализирующих исследований последних лет, рост в длину  прекращается                                             у девушек к 17—18, а у юношёй к 19 годам  А.М. Урысон  (1962);                                        Н.С. Смирновой  (1962); Н.М. Данилкович (1963); В.С. Соловьевой (1964). Данные индивидуализирующих наблюдений 670 учащихся в возрасте от 15 до 18 лет показали, что рост тела в длину  закончился у 25% 16-летних юношей, у 46% 17-летних и у 78% 18-летних. Функциональные системы созревают, неравномерно включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. П.К. Анохин (1948) выдвинул учение о гетерохронности – неравномерности созревания функциональных систем. Согласно его представлениям под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент.

    Принятая возрастная периодизация позволяет прослеживать переход из одного возрастного периода к другому, отмечая особенности каждого из них,   обозначает эти переходы как переходные этапы индивидуального развития или критического периода.  

    Двигательные возможности детей и подростков очень тесно связаны с их морфофункциональными особенностями, специфическими для каждой возрастной группы: младший школьный возраст 7-10 лет – детский; средний – 11-14 лет или подростковый и старший 15 -17 лет-юношеский.

    Развитие организма детей, подростков и юношей происходит непрерывно, но не равномерно – гетерохронно.

    Отдельные периоды сравнительно бурного развития сменяются периодами замедленного развития. Кроме того, на отдельных этапах возможны явления, когда интенсивное развитие сопровождается резким отставанием в росте важнейших вегетативных органов и систем.

    Регулярные физические упражнения, особенно, такие как бег, прыжки метания, игры на воздухе, безусловно, активно и положительно воздействуют на качественные и количественные изменения в организме  детей, подростков и юношей. (В.И. Лях 2000, В.И. Лях 2001)

    Нормальной суточной двигательной активности школьников должно быть не менее 20-24% динамической работы в дневном распорядке или иначе 4-5 уроков физкультуры в неделю, секционные занятия и подвижные перемены продолжительностью до 20 мин. в день. (В.И. Дубровский 1999)

    Наравне с физическим развитием происходит одновременно рост интеллекта. Эмоции сдерживаются влиянием крепнущего ума. У школьника все больше развивается процессы торможения, контроля над своими действиями. Школьник становится более способным хорошо оценивать предполагаемые действия, прежде чем выполнить их.

    В  подростковом возрасте нарастают темпы роста косной и мышечной систем. Увеличение длины тела незначительно, но зато заметно возрастает его масса. Общие показатели прибавления длины тела в младшем школьном возрасте возрастают на 28см. т.е. от 112 до 140см. окружность груди намного увеличивается и меняется соотношение груди с половиной длины ног. Эти величины соотносятся как 1-1/2, т.е. окружность груди равна половине длине тела.

    В среднем школьном возрасте происходит ускорение роста и развития в связи с половым созреванием. В этот период увеличиваются половые различия. Продолжается окостенение скелета. К 14 годам в позвоночнике появляются отдельные точки окостенения.

    Окружность груди у мальчиков к 15 годам в среднем ровна 80см., а у девочек 77,5см. темп нарастания окружности груди меньше темпа роста тела в длину.

    Влияние условий жизни на физическое развитие детей проявляется быстрее всего в изменениях массы тела и роста показателей окружности груди.

    Строго пропорциональной зависимости между длиной тела и массой не существует, однако, отмечается, что в одинаковом возрасте большую массу тела имеет более высокие дети.

    До  десятилетнего возраста масса тела мальчиков и девочек не имеет существенных различий, имеется не значительное отставание этого показателя у девочек. С 11-12 лет девочки начинают обгонять по массе тела мальчиков в связи с формированием женского организма и прибавляют в год 4-5кг., а к 14-15 годам 5-8кг. Это превышение массы тела девочек над мальчиками сохраняется примерно до 15 лет, после чего мальчики опережают по массе тела девочек, и это превышение сохраняется в течении всей дальнейшей жизни. У мальчиков с 13-14 лет годовой прирост массы тела достигает 7-8кг.

    В этот период для осуществления контроля за происходящими антропометрическими изменениями можно отметить следующими сдвигами основных показателей. За год школьники вырастают на 4-5см., прибавляют в массе тела 2-3кг., а окружность грудной клетки увеличивается на 2-3см.

    Увеличение массы тела с возрастом происходит главным образом за счет нарастания скелетной мускулатуры.

    У взрослого масса тела в среднем в 21 раз больше чем у новорожденного, вес скелета в 27 раз, а вес скелетной мускулатуры в 37 раз. С возрастом рост и формирование мышц происходит параллельно с ростом и формированием скелета, примерно до 18 -22лет, после чего мышцы у людей занимающихся физическим трудом и регулярными физическими упражнениями, продолжают увеличиваться в объеме и массе.

    Различные виды труда и физических упражнений, разные виды спорта не одинаково воздействуют на физическое развитие, на приобретение новых физических способностей, новых двигательных навыков.

    Огромное значение для физического развития в подростковом и юношеском возрасте имеют регулярные занятия физическими упражнениями, многократно совершаемые работы трудового характера и постепенным их усложнением и увеличением объема и постоянно увеличивающейся нагрузкой, приводящие к совершенствованию органов и систем организма и повышению его работоспособности.

     Таким образом, изучение литературных источников, определил наличие двух методов оценки физического развития человека, не исключающих один другого.

    Изучение динамики основных показателей физического развития детей и подростков, юношей и девушек. Индивидуализирующим метод, исследования  позволяет выявить определенные закономерности роста организма. Установлена большая изменчивость показателей физического развития учащихся в пределах одной возрастно-половой группы. Наиболее резко она выявилась в период полового созревания подростков. Однако  отличается индивидуальная вариабельность в развитии основных признаков физического развития.

    Изучение динамики физического развития методом индивидуальных исследований – индивидуализирующий метод, проверяет, уточняет, подтверждает или отрицает те теоретические положения, которые установлены на основании генерализирующего изучения материалов массового одномоментного осмотра учащихся.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.

    Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....

    Программа тренировок для подростков (юношей и девушек) в тренажерном зале ( с описанием комплекса упражнений, рисунками, комментариями и ссылками на обучающее видео)

    Данный материал содержит не только описание комплекса упражнений в тренажерном зале, но и подробные объяснения по выполнению упражнений с рисунками и ссылками на видеоресурсы....

    Доклад на тему: « Физическое развитие детей и подростков.»

    Доклад на тему: « Физическое развитие детей и подростков.»...

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

    Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...