Идиомоторная тренировка
статья по физкультуре (10 класс)

Белова Мария Валентиновна

 

Идеомоторная тренировка (далее ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Активное представление реально выполняемых двигательных навыков

Когда я училась в институте я наблюдала какс спотрсмены баскетболисты неудачно бросавшие мяч в кольцо  в начале занятий ,после сидения внешне расслабленной позе,после идиоматорной тренировки улучшали свои показатели  бросков,при этом датчики на голове спортсменов регистрировали ритмы мозга ,как во время реальных физических технических бросковых действий ,так и во время чувственно -мысленного представления  (идиомоторной тренировке),на графиках была примерно идентичная картина ,что в первом случае .что во втором.

возможно ли применять идиомоторную тренировку на занятиях дополнительного образования или уроках физической культуры(например -освобожденные от практических занятий ,не просто сидят ,смотрят за уроком физической культуры,а мысленно и мышечно представляют себе то или иное выполнение физических упражнений)  и нужно ли это... .Вот и подумалось....и сделалось.

ИТ,как способ повысить результативность  штрафного броска обучающимися в отделении дополнительного образовани,второй год обучения

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it.odt24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений:  Первая из них базируется на представлении идеального движения, вторая - на представлениях, облегающих освоение навыка, третья - на представлениях о возможной коррекции, контроле движений и связях отдельных элементов. Идеомоторная тренировка более всего эффектна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).


Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаем
ый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, "чище" выполняемое движение.

Второе положение - идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Третье положение - исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, - подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова "вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод круговой тренировки

материалы выступления на районном семинаре учителей физической культуры: доклад + презентация...

адреса сайтов для тренировки учащихся 11 классов (подготовка к ЕГЭ)

Подготовка к Единому Государственному Экзамену - процесс очень долгий. Нужно много решать, постоянно тренироваться в решении тестовых заданий. Как это сделать, чтобы не покупать огромного количества ...

Аутогенная тренировка

Наше здоровье подвергается сегодня большей опасности, чем когда-либо. И никто не позаботится о его укреплении как  мы сами. Ведь как сказал Гиппократ, "мудрый человек должен осознавать, что здоро...

Программа многолетней тренировки тяжелоатлета

Программа рассчитана на 9 лет и является системой многолетней подготовки юных спортсменов и адресована тренерско-преподавательскому составу, работающему с юношами 10-18 летнего возраста, учащимися общ...

УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ПО ФУТБОЛУ

Игра - очень важный момент в воспитании ребенка....

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев...