Статья "Жизненная емкость легких"
статья по физкультуре на тему

Федорова Светлана Алексеевна
Мною написана статья на тему:"Жизненная емкость легких"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЕМКОСТИ ЛЕГКИХ НА УРОКАХ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

Федорова С.А.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат (VΙ вида) №49 Санкт-Петербурга

«Школа здоровья»

Плавание является одним из лучших средств развития и укрепления дыхательной системы. Особенности техники способов плавания обуславливают такой режим дыхания, при котором фазы дыхания строго согласуются с фазами двигательного цикла. Темп и ритм дыхания координируются с плавательными движениями таким образом, что выдох производится в момент сокращения мышц грудной клетки, т.е. в момент гребка руками, а вдох – в момент расслабления мышц рук и относительного расслабления грудной клетки. Дыхательный акт при плавании характеризуется наличием трех фаз: вдох-задержка-выдох. Под влиянием плавания повышается насыщение крови кислородом и улучшается приспособляемость организма к гипоксическим сдвигам, также при плавании увеличивается минутный объем сердца, урежается пульс, нормализуется артериальное давление. На уроках лечебного плавания особое место уделяется обучению правильному дыханию. В комплекс входят дыхательные упражнения развивающие силу вдоха, выдоха, сегментарное, полное, грудное, брюшное, смешанное дыхание. Упражнения направлены на укрепление дыхательной мускулатуры, развитие которой значительно способствует устранению деформации позвоночника. Дополнительное сопротивление, возникающее при выдохе в воду, повышая  внутрибронхиальное давление, способствует расширению бронхов, чем улучшает бронхиальную проходимость, а следовательно и условия легочной вентиляции.

Общей целью уроков лечебного плавания является:

- увеличение показателей ЖЕЛ (жизненной емкости легких);

- развитие дыхательной мускулатуры;

- укрепление мышечного корсета;

- возможная коррекция искривления позвоночника;

- воспитание правильной осанки;

- улучшение координации движений;

- увеличение функции сердечно-сосудистой системы.

Показатель ЖЕЛ измеряется спирометром.

     В течение многих лет отслеживаются показатели ЖЕЛ и размаха грудной клетки. Показатели ЖЕЛ измеряются 3 раза в год и заносятся в журнал учета индивидуальных особенностей учащихся. На основании этих данных строятся графики, на которых наглядно видны изменения показателей в сторону увеличения или уменьшения.

Показатели ЖЕЛ прямо зависят от степени сколиотической болезни, т.е. если у ребенка 3-4 степень заболевания, внутренние органы деформированы,  и в первую очередь легкие. Также  показатели ЖЕЛ зависят от физического развития ребенка, т.е. от соматотипа. Различают три соматотипа:

- микросоматический – недостаточное развитие темпа роста;

- мезосоматический  - среднее развитие темпа роста;

- макросоматический – высокое развитие темпа роста.

Соматотип означает не только тип телосложения, сколько темповую характеристику роста.

Поскольку, стандартные таблицы показателей ЖЕЛ составлены для здоровых детей, нами были разработаны новые показатели ЖЕЛ с учетом степени заболевания и соматотипа.

Увеличение показателей ЖЕЛ зависят от:

- правильного выполнения дыхательных упражнений;

- количества посещенных уроков;

- сознательного отношения к лечению.

Для разнообразия, дыхательные упражнения выполняются из различных исходных положений, на различной глубине. Также дыхательные упражнения включаются в игровые задания. Дается много упражнений на задержку дыхания.

Федорова Светлана Алексеевна

Преподаватель лечебного плавания

Служебный адрес: С-Пб, Санкт-Петербургское шоссе, д. 77

тел.: (812) 421-40-12

Дом.тел.: (812) 421-52-06

Моб. тел.: 8 (911) 215-23-20

e-mail: Svetlana-Fedorova@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Меры емкости. Определение объема жидкости".

Конспект урока по арифметике "Меры емкости. Определение объема жидкости" для учащихся 6 класса с ОВЗ....

«География! Какая емкость слова! География для нас не просто звук! География – опора и основа Всех без исключения наук!»

15 февраля учащиеся параллели 5 классов и ребята 7 «д» в МБОУ СОШ №3 приняли участие в интеллектуальном марафоне «Знайки», который провели: Гилева Л.В., учитель географии и био...

Оформление емкости для сыпучих продуктов

Конспект урока  Творческий проект  «Оформление емкости Тема урока: «Гигиена на кухне. Оформление емкости для сыпучих продуктов».Предмет: социально-бытовая ор...

Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких"....