Программа по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Разработка программы по физической культуре для учащихся различных групп здоровья (с использованием фитнес-технологий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_appo.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка программы по физической культуре для учащихся различных групп здоровья (с использованием фитнес-технологий)

:

Истомина Марина Николаевна

учитель физической культуры высшей категории

Санкт-Петербург

2014

В школе-интернате № 49 учатся дети, больные сколиозом. Учащиеся отличаются отставанием в физическом развитии, задержкой двигательных способностей, навыков и умений, отсутствием адаптации к физической нагрузке. Такие дети, как правило, частично или полностью освобождены от занятий физической культурой, вследствие чего имеют недостаточную физическую подготовку.

Все школьники, на основании медицинского заключения, распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление врачом диагноза, с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

К основной медицинской группе при занятиях физической культурой целиком относится группа здоровья I. Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще – функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме, по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся дети II группы здоровья, имеющие отставание в физическом развитии, недостаточную физическую подготовленность, незначительные отклонения в состоянии здоровья. Специальная цель физического воспитания детей с недостаточным физическим и двигательным развитием (подготовительная группа) состоит в том, чтобы повысить их физическую подготовленность до нормального уровня. Ослабленное состояние здоровья можно наблюдать как остаточные явления после перенесенных острых заболеваний, при переходе их в хроническую стадию, при хронических заболеваниях в стадии компенсации. Дети занимаются физическими упражнениями по общей программе, но при этом требуется соблюдение ряда ограничений и специальных методических правил, в частности, им противопоказаны большие объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью.

К специальной медицинской группе относят тех детей, чье состояние здоровья требует занятий физическими упражнениями по отдельной программе, учитывающей особенности их здоровья. Это ни в коей мере не означает, что их нужно освобождать от занятий физической культурой, так как учащимся данной группы здоровья физические упражнения (но правильно организованные) еще нужнее, чем учащимся остальных групп здоровья. Занятия физической культурой для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, являются обязательными и включаются в структуру общей учебной нагрузки учащегося.

Для учащихся средней и старшей школы необходимо вводить новые нетрадиционные виды физической активности, наряду со специальными корригирующими упражнениями, для повышения эмоционального тонуса и интереса к занятиям физическими упражнениями и подготовке к здоровому образу жизни.

Составление и внесение изменений в учебную программу по физической культуре (раздел плавание) для учащихся 7-9 классов с нарушением осанки и сколиотической болезнью необходима для повышения интереса к занятиям плаванием в связи с новыми направлениями нетрадиционных видов физической активности. К таким видам можно отнести аквааэробику.

В ходе занятий  плаванием с элементами аквафитнеса, адаптированными для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, можно последовательно лечить сколиотическую болезнь с дифференцированным подходом к каждому учащемуся. При благоприятном систематическом воздействии на организм  ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое важное – занятия  плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.

Обучающиеся в школе-интернате имеют сколиотическую болезнь различной степени тяжести. При сколиотической болезни поражаются не только костно-мышечная система, но и весь организм в целом: наблюдается нарушения функций сердечно-сосудистой, дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта, аномалия развития почек и мочевыводящих путей, отмечается наличие вегето-сосудистой дистонии с преобладанием нейроциркулярного сосудистого компонента, у 50% детей со сколиотической болезнью имеется снижение иммунных защитных реакций. При тяжелых степенях сколиоза отмечается формирование низкой толерантности к физической нагрузке, значительное снижение физической работоспособности и удлинение восстановительного периода, что обусловлено снижением адаптивных возможностей организма.

Изучение распространенности сопутствующей патологии среди учащихся школы-интерната №49 показало, что более чем у каждого третьего ребенка имеется патология нервной системы, желудочно-кишечного тракта и аллергические заболевания. У каждого четвертого учащегося встречается заболевание сердечно-сосудистой системы. Данные сопутствующих диагнозов учитываются при проведении уроков физической культуры и плавания, врачами даются дополнительные назначения и ограничения учащимся с сопутствующей патологией при выполнении упражнений, которые заносятся в журнал преподавателя.

Особое место уделяется оптимальному дозированию нагрузки: определяется длина проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха и скорость выполнения упражнений. Занятия физической культурой и  плаванием проводятся с учетом возрастных особенностей  развития ребенка.

Важнейшим требованием урока является дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся.

На основании рекомендаций специалистов: педиатра, врача-ортопеда, врача ЛФК, учащимся назначается план занятий физической культуры, подбираются позы коррекции и индивидуальные упражнения, которые они выполняют на уроках плавания, даются ограничения нагрузки. В соответствии с этим строится урок и  распределяется нагрузка.

Общей целью уроков плавания является:

  • увеличение показателей ЖЕЛ (жизненной емкости легких);
  • развитие дыхательной мускулатуры;
  • укрепление мышечного корсета;
  • возможная коррекция искривления позвоночника;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение функции сердечно-сосудистой системы.

Разработка учебной программы по плаванию для учащихся 7 – 9-х классов с вертебральной патологией обусловлена необходимостью повысить мотивацию учащихся на уроках плавания, совершенствовать технологию обучения в связи с  изменившимися тенденциями в современном мире и широким распространением нетрадиционных видов двигательной активности.  К таким видам можно отнести аквааэробику.

При занятиях аквааэробикой, адаптированной к учащимся со сколиотической болезнью прорабатываются все группы мышц. Вода оказывает массажный и увлажняющий эффекты, снижается мышечное и нервное напряжение. Во время занятий снижается нагрузка на позвоночник, гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму.

Наряду с перечисленным, занятия аквааэробикой строятся на преодолении сопротивления воды, т.е. нагрузка на все группы мышц усиливается, что позволяет сформировать навык правильной осанки, укрепляя мышечный корсет. Преодоление телом сопротивления воды благоприятно влияет на сердечнососудистую и дыхательную системы организма и улучшает координацию движений. Гидростатическое давление создает массажный эффект.

В процессе занятий аквааэробикой решаются следующие задачи:

  • укрепление здоровья,
  • улучшение самочувствия,
  • коррекция телосложения,
  • повышение уровня работоспособности,
  • тренировка кардио-респираторной системы,  
  • увеличение жизненной емкости легких,
  • совершенствование координационных способностей,
  • укрепление мышечного корсета,
  • стабилизация и коррекция сколиотической дуги.

Программа раскрывает роль и значение физического воспитания в общей системе оздоровления ребенка с патологией позвоночника и направлена на всестороннее гармоническое развитие личности, благоприятную социально-педагогическую адаптацию. В общеобразовательной школе такие дети, как правило, отнесены к специальной медицинской группе или освобождены полностью от занятий физической культурой. Данная программа предусматривает грамотный подход к занятиям физической активностью, соблюдая принципы оздоровительно-развивающей тренировки, что позволяет учителю использовать щадящий режим нагрузок для учащихся с вертебральной патологией. Воспитанники обычных общеобразовательных школ развивают выносливость и респираторную систему организма в таких дисциплинах, как легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, к сожалению, детям страдающим сколиотической болезнью, большая двигательная активность противопоказана, поэтому введение двух часов в неделю плавательной подготовки, позволяет учащимся восполнить недостающую нагрузку в полном объеме.

В помощь детям со сколиозом и нарушением опорно-двигательного аппарата в школе-интернате была создана система физического развития, включающая:

  • Уроки плавания – 2 раза в неделю во всех классах
  • Уроки физической культуры – 1 раз в неделю во всех классах
  • Уроки адаптивной физкультуры – 4 раза в неделю во всех классах
  • Динамичные музыкальные паузы с упражнениями разных групп мышц и гимнастикой для глаз после 20 мин. каждого урока; подвижные перемены
  • Строгое соблюдение ортопедического режима (обучение лежа на ортопедической кушетке, сменяемость позы, ношение корсета по рекомендации врача)
  • Игры, двигательные упражнения, упражнения на развитие моторики во время прогулок на воздухе, самоподготовки и в свободное время.

В школе постоянно проводится валеологическая экспертиза расписания (учитывается чередование предметов по трудности, смена видов деятельности, пик утомляемости, дозирование нагрузок и т.д.), осуществляется валеологический подход к организации урока. Все учебные программы в той или иной степени выполняют не только образовательную и воспитательную, но и коррекционно-развивающую, оздоровительную и реабилитационную функции. Комплексная программа отражает цели и задачи физической реабилитации и физического воспитания детей, страдающих сколиотической болезнью, и направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, благоприятную социально-психологическую адаптацию.

Данная программа содержит учебный материал, доступный детям со сколиотической болезнью. Все части программы имеют разделы, включающие упражнения, допустимые при разных степенях тяжести сколиоза. В программу включены допустимые гимнастические упражнения (строевые упражнения, ОРУ с предметами и без предмета, упражнения в лазании и в равновесии, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения), исключающие акробатику, снарядовую гимнастику, кувырки и упражнения на гибкость, увеличивающие подвижность позвоночника. Постепенное усвоение программного материала позволяет дифференцированно воздействовать на формирование мышечного корсета, выработку правильной осанки и дыхания, на стабилизацию сколиотической деформации, а при начальных степенях может оказывать корригирующее воздействие. Применение специальных упражнений дает возможность нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей. Легкоатлетические упражнения представлены в программе метанием в цель и беговыми упражнениями. Метание в цель отличается от техники спортивного метания и производится без разворота корпуса, а только за счет отведения руки вверх-назад. Метание на дальность не применяется. Разрешается метать в горизонтальную и вертикальную цели. Если сколиоз комбинированный или односторонний и вершина дуги расположена выше th-12, то при правостороннем сколиозе метание выполняется левой рукой, при левостороннем – правой, При кифозе и более низкой вершине дуги – по очереди правой и левой рукой. Для совершенствования навыков метания применяются игры с метанием в цель. При выполнении беговых упражнений следить за мягкой постановкой стоп с сохранением правильной осанки и чередованием бега с ходьбой. Подвижные и спортивные игры в программе представлены элементами пионербола, бадминтона, баскетбола.  Отличительная черта – все упражнения с большим мячом (прием, передача, бросок, подача) дети должны выполнять только 2-мя руками. Наиболее приемлемы передачи двумя руками от груди и из-за головы. При передаче мяча 2 руками снизу спину держа т прямой. При кифозе мяч передают 2 руками через голову. При обучении ведению мяча в баскетболе в случае правостороннего сколиоза мяч ведется правой рукой, левостороннего – левой. Броски и передачи выполняются двумя руками. Продолжительность игры 3-5 минут, потом переходят на ходьбу, выполняются дыхательные упражнения. При игре в бадминтон при правостороннем сколиозе выполняется удар сверху левой рукой, а сбоку и снизу – правой. При левостороннем сколиозе упражнения выполняются аналогично в другую сторону. При поясничном сколиозе или кифозе играют по очереди и правой, и левой рукой.

Реализация программы предусматривает диагностическое сопровождение, использование данных общешкольного материала, мониторинг здоровья. При этом используют: оценку соматического здоровья, антропометрические данные и показатели жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки и силовой выносливости мышц.

Для контроля правильного выполнения упражнений заполняется коррекционная карта, включающая в себя основной диагноз, сопутствующие заболевания, «рабочую» руку и другие ограничения при прохождении программы.

Основы знаний, техника безопасности при проведении занятий с элементами легкой атлетике,  гимнастике, подвижным  спортивным играм, лыжной подготовке, плавательной подготовке.

  • Легкоатлетические упражнения

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель

Метание малого мяча в цель по движущемуся мячу

  • Гимнастические упражнения

Строевые упражнения

Сочетание различных видов ходьбы

Упражнения в равновесии на скамейке, низком бревне

Лазание по гимнастической стенке

Комплексы ОРУ с мячом (малый, большой), с гимнастической палкой и без предмета

Гимнастическая полоса препятствий

Лазание по гимнастической стенке

Упражнения на укрепление мышечного корсета

Гимнастика для глаз

  • Подвижные игры
  • Пионербол

Передача мяча от груди, из-за головы, снизу с места и после перемещения

Передача мяча в колоннах с перемещением за мячом, тоже через сетку

Игровые задания с ограниченным числом игроков

Игра по правилам пионербола

  • Лыжи

Лыжные ходы

Преодоление подъемов

Преодоление спуска

  • Баскетбол

Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте

Ведение мяча в высокой и средней стойке, на месте и в движении

Броски мяча 2 руками с места

Игры и игровые задания

  • Бадминтон

Стойка игрока

Подача, удары

Одиночная  и парная игра

  • Плавание

Дыхательные упражнения

Скольжение на груди  и на спине

«Брасс» на груди и на спине

«Брасс» по элементам

Специальные корригирующие упражнения

Эстафеты и игры на воде

При обучении двигательным действиям учителю необходимо правильно называть упражнения, точно их демонстрировать и своевременно исправлять ошибки.

Элементы фитнеса включаются в урок  плавания с 7-го класса, что способствует привитию интереса к занятиям, эстетическому воспитанию (музыкальное сопровождение), повышению активности и эмоциональности, стимулирует стремление учащихся к своему личному совершенствованию и самоопределению.

Упражнения и задания с элементами аквааэробики используются с учетом направленности сколиотической дуги, наличия сопутствующих заболеваний и физиологических особенностей организма учащихся. Элементы фитнеса включаются в подготовительную и основную часть, в зависимости от темы урока и поставленных задач.

С целью повышения нагрузок можно:

  • увеличить амплитуду движений,
  • использовать упражнения с частой и быстрой сменой направлений,
  • совершать движения руками и ногами в противоположных направлениях.

В связи с особенностями патогенеза сколиотической болезни при проведении урока аквааэробики в подготовительной, основной и заключительной частях урока широко используются дыхательные упражнения, с целью коррекции деформации грудной клетки, рассеивания нагрузки, увеличения жизненной емкости легких. Дыхательные упражнения выполняются на различной глубине и из различных исходных положений.

На начальном этапе обучения элементам аквааэробики в 7-х классах отводится 10-15 минут. Она включается в урок в качестве разминки.

В 7-х классах идет ознакомление с упражнениями аквааэробики и обучение им, поэтому в течение года дается больше индивидуальных упражнений, которые подбираются в зависимости от степени сколиотической болезни. В упражнениях не используются повороты и скручивания позвоночника из-за возможности прогрессирования заболевания, так как идет бурный рост организма.  На начальном этапе обучения используются симметричные упражнения, которые проводятся  у неподвижной опоры и на глубине 80 -90 сантиметров без опоры.

В 8-9-х классах занятия проводятся от 20-ти минут и более, вплоть до введения одного урока в неделю полностью посвященного аквааэробике. Особое внимание уделяется согласованию движений с дыханием. На начальном этапе обучения упражнения рекомендуется выполнять у неподвижной опоры. По мере освоения техники, включаются упражнения с подвижной опорой и без опоры.  В занятия включаются дистанционное плавание, упражнения для рук и ног с различными вариантами дыхания (задержкой, согласование с движением, произвольным), упражнения  локального воздействия на различные группы мышц.

Все упражнения аквааэробики подразделяются на 5 блоков:

  • 1 блок – упражнения у неподвижной опоры (бортика бассейна)
  • 2 блок – упражнения с плавательными досками
  • 3 блок – упражнения с поддерживающими тубами (палками)
  • 4 блок – упражнения с поддерживающими поясами.
  • 5 блок – упражнения с гантелями.

В каждый блок входит несколько групп упражнений на отдельные мышечные группы:

  • на мышцы передней поверхности бедра,
  • на мышцы задней поверхности бедра и ягодиц,
  • на мышцы боковой поверхности бедра,
  • на мышцы брюшного пресса,
  • на мышцы рук и спины,
  • на грудные мышцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...