Технологическая карта урока по баскетболу с использованием новых образовательных технологий: "Совепшенствование техники передач и ловли мяча на месте двумя руками в 5 классе"
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему

Щукина Наталия Авенировна

Цель: Расширить и совершенствовать знания, умения и навыки владения баскетбольным мячом.

Задачи урока:

  • Образовательные (предметные результаты):

- совершенствование техники передач и ловли мяча двумя руками от груди

  • Развивающие (метапредметные результаты):

- развитие двигательных качеств – быстроты, координацию движений;

- развитие внимания;

- развитие умения планировать, контролировать и давать  оценку своим    двигательным действиям (регулятивное УУД).

- развитие коммуникативных навыков учащихся, умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (коммуникативное УУД);

- формирование умения общаться со сверстниками в коллективных действиях в игре, принимать решения и нести ответственность за них.

  • Воспитательные (личностные результаты):

        -  воспитание морально волевых качеств, дисциплинированности и чувства коллективизма, честности и  

            отзывчивости; трудолюбия, инициативности, творческого отношения к деятельности;

        -  формирование  познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями (познавательное УУД).

  • Оздоровительные:

        -  укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по баскетболу

Класс – 5 Б

Урок № 73

Место проведения: спортивный зал

Время урока: 40 мин

Учитель: Щукина Н.А.

Тема: Баскетбол. Совершенствование техники передач и ловли мяча двумя руками на месте.

Цель: Расширить и совершенствовать знания, умения и навыки владения баскетбольным мячом.

Задачи урока:

  • Образовательные (предметные результаты):

- совершенствование техники передач и ловли мяча двумя руками от груди

  • Развивающие (метапредметные результаты):

- развитие двигательных качеств – быстроты, координацию движений;

- развитие внимания;

- развитие умения планировать, контролировать и давать  оценку своим    двигательным действиям (регулятивное УУД).

- развитие коммуникативных навыков учащихся, умение планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (коммуникативное УУД);

- формирование умения общаться со сверстниками в коллективных действиях в игре, принимать решения и нести ответственность за них.

  • Воспитательные (личностные результаты):

        -  воспитание морально волевых качеств, дисциплинированности и чувства коллективизма, честности и  

            отзывчивости; трудолюбия, инициативности, творческого отношения к деятельности;

        -  формирование  познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями (познавательное УУД).

  • Оздоровительные:

        -  укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств.

Тип урока: образовательно - обучающий.

Методы обучения: словесный, наглядный,  подводящих  упражнений.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальный, групповой, в парах.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие, дифференцированного, проблемного обучения, с направленным развитием двигательных способностей, игровой и соревновательный.

Части урока

Содержание урока

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регулятивные учебные действия

Познавательные учебные действия

Коммуникативные учебные действия

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

12–15 мин

1.Построение в шеренгу.

2.Приветствие.

3.Я рада видеть вас сегодня на своем уроке!  Тема нашего урока  зашифрована в загадке. Слушаем внимательно!

«В этом спорте игроки – Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его бросать.

Мячик звонко бьёт об пол. Значит это-    баскетбол».

    Сейчас я задам  несколько вопросов, а вы определите цель нашего урока.

- что такое баскетбол?

-из каких основных приёмов состоит игра? (ведение, передачи, броски),

- приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки. (передача)

-какие способы передач мяча вы знаете? (передачи мяча двумя руками от груди сверху и снизу, передачи двумя руками от груди, двумя руками из рук в руки, передачи правой или левой рукой от плеча, от головы, сбоку и т.д.).

Ребята, какая цель нашего урока?

4.Сообщение задач урока.

    Кто хочет ещё лучше овладеть передачами мяча, хлопните в ладоши 3 раза.

Сегодня на уроке у нас присутствуют эксперты, которые будут оценивать вашу работу: активность, правильность выполнения упражнений, дисциплину. Это освобождённые от урока обучающиеся.

 

А с чего начинается  урок? (с разминки).

5. Построение в колонну.

По ходу движения всем учащимся взять баскетбольные мячи.

6. Ходьба с мячом в руках:


– на носках руки вверх;
– на пятках руки вперёд;
– на внешней стороне стопы руки за головой;
– на внутренней стороне стопы  руки за спину.

7 Бег.

8.Специальные беговые упражнения. Выполняют упражнения по диагонали.

- бег с высоким подниманием бедра, мяч в согнутых руках впереди;

- бег с захлёстыванием  голени, мяч за головой;

- приставными шагами правым – левым боком, мяч перед грудью.

9.Ходьба, восстанавливая дыхание.

10. Перестроение в колонны по два на боковых линиях площадки (дистанция 2м).

11. ОРУ с мячом на месте.

а) И.П. -  узкая стойка руки согнуты в локтях

- вращение мяча кончиками пальцев;

б) И.П. – тоже

 - перебрасывание мяча из одной руки в другую;

в)И.П. – широкая стойка, наклон туловища вперёд.

-  передача мяча с руки на руку по восьмёрке вокруг ног;

г) И.П. – стойка руки вперёд в стороны.

 - удерживая мяч на правой руке, сделать мах правой ногой вперед и переложить мяч в левую руку, повторить мах левой ногой и переложить мяч в правую руку;

д) И.П. – стойка руки в перёд

1 - упор присев

2 – И.П.

12. Упражнение на дыхание.

        

3- 4 мин

1 мин

1 мин

1 – 2 мин

30 сек

30 сек

5 – 6 мин

30 сек

Проверяет готовность учащихся к уроку, внешний вид, умение находить свое место в шеренге.

Наводящими вопросами наводит на тему и цель урока. Постановка проблемы. Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Наводит учащихся на мысль об имеющемся у них дефицита знаний.

Выбирает судий – экспертов, объясняет по каким критериям оценивать учащихся.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Контролирует дистанцию между учениками, указывает на ошибки при выполнении заданий.

Формирует правильную осанку, способствует укреплению мышц.

Проводит упражнения на восстановление дыхания.

Даёт команду на перестроение в 2 колонны.

Проводит подготовительные упражнения.

Объяснение учителем техники правильного выполнения упражнения и

демонстрация техники выполнения.

Даёт методические указания по выполнению упражнений.

Следит за осанкой, даёт методические указания.

Проводит упражнения на восстановление дыхания.

Обучающиеся проверяют подготовку мест к занятиям.

Слушают наводящие вопросы учителя. Ответы учащихся. Активное участие в диалоге с преподавателем.

Формулируют тему и цель урока.

Дают самооценку готовности к уроку.

Внимательно следят за деятельностью учащихся при выполнении упражнений.

Выполняют задания учителя.

Образно воспринимют двигательное действие, выделяя более сложные элементы техники выполнения упражнения.

Договариваются  о распределении функций и ролей совместной деятельности

Выполняют упражнения с мячом.

Выполняют упражнения на восстановление дыхания

Определение цели урока. Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений.

Прогнозирование своей деятельности. Умение высказывать мнение по существу полученного задания.  

Формулирование познавательной цели. Осознание смысла предстоящей деятельности.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта. Произвольное построение речевого высказывания.

Умение слушать и участвовать в диалоге по заданной теме.

Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролируют действия партнера.

Воспринимают ответы обучающихся.

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

О

С

Н

В

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

20 -22

мин

1. Вопросы учителя:

-Чтобы научиться играть в баскетбол необходимо совершенствовать основные приёмы игры? (Да)

-Какой приём мы будем совершенствовать? (Передачи мяча)

Но, прежде чем вы приступите к выполнению передач ещё раз вспомним технику безопасности.

- Перечислите правила техники безопасности при работе с мячом.

(Ответы детей).

2. Упражнения на совершенствование техники передач мяча двумя руками от груди.

а) Круговое движение мяча вокруг туловища, мяч передать партнёру; б) Круговое движение мяча вокруг правой ноги и левой ноги, мяч передать партнёру;

в) Подбросить мяч вверх – хлопнуть 3 раза в ладони, поймать мяч и  передать его партнёру;

г)  Подбросить мяч вверх,  дотронуться пола 2-мя руками, встать, поймать мяч, передать мяч партнёру;

д)  Подбросить мяч вверх,  повернуться на одной ноге на 360*, поймать мяч, передать мяч партнёру.

3. Упражнения на восстановление дыхания

4. Перестроение в 2 колонны на штрафной линии.

5.Вопрос учителя.

- какие физические качества развиваются при передачах с мячом? (ловкость, быстрота)

 7. Учащиеся  выбирают названия команд: «Ловкие», «Быстрые».

8. Вопрос учителя:

- можно ли научиться выполнять быстро и точно передачи мяча с помощью эстафет и  подвижных игр?

Ребята, каждая команда должна придумать по одной эстафете и одной игре с передачами мяча.

Прошу внимания, начинаем соревнования.

Эстафеты:

- «Мяч капитану»

передача мяча капитану 2-мя руками от груди, после передачи встать в конец колонны.

- «Гонка мячей»  первый участник передаёт мяч капитану, капитан возвращает его первому, затем мяч передается над головой следующему игроку; последний игрок, получив мяч с ведением встаёт во главе колонны и передает мяч капитану.

Эстафета заканчивается тогда, когда первый участник придёт на  и.п.

Игры:

 «Мяч водящему»

Ученики каждой команды образуют свой круг диаметром 5 – 6 м. В центре каждого круга – водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков круга (1 – 3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньше раз уронившая мяч.  

 

 «Охотники  и  утки»

 Одна команда -«охотники» они встают по периметру прямоугольника, за линиями равномерно. Другая команда- «утки» они встают внутри прямоугольника. У «охотников» волейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать «уток» не заходя за линию, либо сам, либо передачей другому «охотнику». «Утки» увёртываются, подпрыгивают, спасаясь от мяча. Игра заканчивается когда выбьют всех» уток». Побеждает команда сумевшая выбить за меньшее время или по количеству «уток». Если мяч отскочил от пола, «утки» не считаются выбитыми.

1 – 2 мин

5 – 6 мин

20 – 30 сек

30 – 40 сек

10 – 20 сек

10 – 20сек

10 - 20 сек

1 – 2 мин

4 – 5 мин

8 – 12 мин

Создаёт эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Напоминает  о необходимости соблюдения правил техники безопасности.

Формулирует задание, осуществляет контроль.

Учитель показывает сам каждое упражнение (положение рук, ног, перемещения). Указывает на возможные ошибки.

Проводит упражнения на восстановление дыхания

Даёт команду для перестроения.

Задаёт вопросы.

Задает вопросы.

Мотивирует на активную работу. Создаёт проблемную ситуацию. Организует самостоятельную работу.

Проводит эстафеты и игры, придуманные ребятами.

Следит за выполнением правил игры.

Отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль правильности ответов на вопросы.

Выполняют учебные действия, используя речь для регуляции своей деятельности.

Слушают, выполняют упражнение.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений.

Выбирают более эффективные способы решения задач. Прогнозируют свою деятельность.

Слушают, выполняют упражнение

Внимательно слушают и воспринимают информацию учителя.

Задают вопросы

Анализируют.

Сравнивают выполнение товарища с эталоном.

Дают характеристику собственному выполнению (получается, не получается, почему?)

Участвуют в диалоге.

Сопоставляют изученный материал с возможностью его применения в игровой и повседневной деятельности.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки 
и учета характера сделанных ошибок.

Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений.

Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

осуществляют поиск необходимой информации.

Восстановление навыка в выполнении  ловли-передачи баскетбольного мяча от груди двумя руками.

Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

Умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Умение увидеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления;

- умение логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения.

Умение  слушать, задавать вопросы; контролируют действия партнера.

Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение работать в коллективе

З

А

К

Л

Ю

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

5-6

МИН

1.Построение в одну шеренгу.  

2.Дыхательная гимнастика.

- «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку;

- «Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согреваю руки;

- «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот;

- «Жужжание пчелы». Вдох через нос, выдох со звуком «ж» через рот.

3. Вопрос учителя:

(Рефлексия)

- Какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

- С какой целью вы их выполняли?

- Что понравилось на уроке?

- При выполнении каких упражнений испытывали трудности и, на ваш взгляд, почему?

4. Подведение итогов урока. Оценивание.

6. Домашнее задание.

Спасибо за урок!

30 сек

1 – 1мин 30 сек

1 мин

1 – 2 мин

1 мин

Проводит дыхательную гимнастику на восстановление дыхания.

Задаёт вопросы

Объявляет результаты проведённых игр и эстафет. Анализирует  работу учащихся на уроке. Отмечает положительные результаты учащихся.

Оценивание с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных достижений.

Объясняет сущность домашнего задания.

Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием дополнительных источников информации.

Дает домашнее задание:

1.Придумать свои упражнения, задания, игры, где необходимо правильное техническое выполнение  передач мяча.

2.Составить комплекс общеподготовительных упражнений с мячом.

Строятся в шеренгу.

Выполняют упр. На восстановление дыхания.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают процесс и результаты своей деятельности

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности

Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания;

- умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Умение участвовать в диалоге по заданной теме; умение увидеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления;

- умение логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения

Вводно-подготовительная часть

10'

1. Построение в шеренгу, приветствие,

сообщение задач урока.

2. Вспомнить об игровых видах спорта, определить, в каких видах спорта изученные приемы могут пригодиться.

3. Обсудить, какими качествами должны обладать спортсмены-игровики.

1'

- Обратить внимание на внешний вид учащихся, умение находить свое место в шеренге.

- Напомнить о необходимости соблюдения правил техники безопасности.

- Постановка проблемы.

- Определение критериев оценивания, взаимооценивания и самооценивания.

(Какова же цель нашего урока?)

- Постановка проблемы.

- Определение критериев оценивания, взаимооценивания и самооценивания.

(Какова же цель нашего урока?)

Активное участие в диалоге с преподавателем.

П - осознание смысла предстоящей деятельности; установление причинно-следственных связей

Р - прогнозирование

К - Умение участвовать в диалоге по заданной теме

4.Повороты «направо, налево, кругом»

''

Л.- воспитание дисциплинированности

5. Беговые упражнения.

6. СБУ.

7. ОРУ .

 

1'

2-3'

5-7'

Дистанция 1,5-2 м

Для учащихся подготовительной мед.гр. по ФК - индивидуальное дозирование.

Организация проведения  комплекса ОРУ

Организация самостоятельной работы учащихся. Работа по карточкам

Выполнение ходьбы, бега и прыжковых упражнений, ОРУ .

Р - осуществлять пошаговый контроль своих действий.

К - Умение работать в группе.

П - понимать значение выполняемых действий.

Основная  часть 28-30 мин

1. Ведение мяча.

2.Передачи мяча.

5-7'

Обратить внимание на стойку баскетболиста, работу рук и ног.

Колени согнуты.

Туловище слегка наклонено вперед.

Согласованное движение рук.

Кисть «корзиночкой»

Кисти с расставленными пальцами свободно охватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди, мяч посылают вперед резким выпрямлением рук или руки  почти до отказа, дополняя его движением кистей.

Раздать мячи ( по 1 на пару)

-вспомнить изученные способы владения мячом;

а)ведение правой и левой рукой;

б)вокруг себя;

в)сидя на колене и не осуществляя контроль зрением (показывать пальцами цифры).

Какие еще есть приемы владения мячом?

- рассказать и показать учащимся правильное выполнение техники передач мяча

а) двумя руками от груди;

б) одной рукой от плеча;

в)отскоком об пол;

г)с изменением направления передачи. - организовать выполнение  в парах, контролируя и справляя ошибки.

Внимательно слушают и воспринимают информацию учителя.

Задают вопросы

Выполняют ведение мяча.

Анализируют.

Сравнивают выполнение товарища с эталоном.

Дают характеристику собственному выполнению (получается, не получается, почему?)

Р - осуществлять пошаговый контроль своих действий.

К - Умение работать в группе.

П - понимать значение выполняемых действий. –

определение целей своей деятельности

Л - Умение добросовестно выполнять учебное задание

П - Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания;

Р - Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности ;

3.Эстафеты с использованием ведения и передач мяча.

-ведение правой рукой, обводя стойку справа, назад левой рукой.

-сочетание ведения с последующей передачей.

-«угадай игровой вид спорта»

7-10'

Для учащихся подготовительной мед.гр. по ФК - индивидуальное дозирование.

- Продолжает обсуждение проблемы: Почему нужно укреплять опорно-двигательный аппарат? Какие знаете упражнения для увеличения силы мышц ног?

- Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их.

Контролирует  выполнение учащимися упражнений

Участвуют в диалоге.

Сопоставляют изученный материал с возможностью его применения в игровой и повседневной деятельности.

Л - Умение добросовестно выполнять учебное задание

П - Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания;

- умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

К - Умение увидеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления;

- умение логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения

Заключительная часть

5-7 мин

Упражнения на восстановление дыхания.

Упражнения на внимание.

Подведение итогов урока.

Оценивание.

Домашнее задание.

Организованный выход.

5-7 мин

В ходьбе.

Отметить наиболее распространенные ошибки.

Оценивание с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных достижений.

Анализирует  работу учащихся на уроке. Отмечает положительные результаты учащихся.

Рефлексия:

Что понравилось?

Что запомнилось?

При выполнении каких упражнений испытывали трудности и, на ваш взгляд, почему?

Дает домашнее задание (в соответствии с проблемой): придумать свои упражнения, задания, игры, где необходимо правильное техническое выполнение ведения и передач.

Обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем

Р - Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности ;

П - Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания;

- умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

К - Умение увидеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления;

- умение логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Техника передач и ловли мяча на уроках баскетбола".

В докладе рассказывается об упражнениях ,при помощи которых можно развивать у обучающихся технику передач и ловли мяча в баскетболе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «КМ-ШКОЛА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «КМ-ШКОЛА»...

Технологическая карта урока английского языка с применением новых образовательных технологий

Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя...

План - конспект урока по ФГОС для обучающихся 10 класса по теме: "Совершенствование передачи и ловли мяча на месте и в движении"

В данном конспекте содержится материал учебной программы для 10 класса с использованием различных способов отработки передач и ловли баскетбольного мяча в движении и на месте....

Технологическая карта урока раздел "Баскетбол" на тему "Ловля и передача мяча"

Технологическая карта урока  раздел  «Баскетбол»Учитель: Храпова Е.С.Тема урока: «Ловля и передача мяча».Целевая аудитория: учащиеся 6-го классаТип урока:...

Технологическая карта урока по баскетболу. "Ведение и передача мяча в баскетболе". 7 класс.

Технологическая карта открытого урока по баскетболу 7 класс....